Эволюция экономической мысли.
ВВЕДЕНИЕ.
- Эволюция экономической мысли.
- Предмет и задачи экономической теории.
- Методы экономической науки. Функции экономической теории.
4. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой.
Эволюция экономической мысли.
Экономика(греч. oikos – дом, хозяйство; nomos – законы) - буквально означает законы ведения домашнего хозяйства.
Впервые этот термин ввёл Ксенофонт (ок. 430-355 г.г. до н.э.).
СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНА
«ЭКОНОМИКА»
Хозяйство страны, наука, комплекс наук производственные
Её части, отношения
Мира в целом
Экономика (хозяйство) –сфера жизни общества, которая связана с производством и потреблением (использованием) товаров и услуг, а также распределением этих товаров между отдельными членами общества.
Экономика – научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства, отдельных отраслей.
Основные этапы развития экономической мысли:
Первые исторические памятники экономической мысли:
папирусы Древнего Египта, законы царя Хаммурапи (18 в. до н.э.), древнеиндийский трактат «Артхашастра» (автор Каутилья, 4в. до н.э.).
Мыслители древнего мира:
Конфуций(551-479 г.г. до н.э.) считал, что власти должны заботиться о равномерном распределении богатства в обществе, тогда не будет бедности, в стране воцарится согласие, а народ будет многочисленен.
Ксенофонт (ок. 430-354 г.г. до н.э.) рассматривал вопрос о свойствах товара, исследовал функции денег, положил начало нормативному экономическому анализу, указывал на роль разделения труда в повышении производительности труда.
Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) экономике, как ведению хозяйства, противопоставил хрематистику –«искусство наживать» и «увеличивать до бесконечности» своё состояние в торговой деятельности, «где целью оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами». Исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, стремился понять законы обмена, считал истинным богатством натуральные продукты.
Методы экономической науки. Функции экономической теории.
Метод - это инструмент научного познания, который включает
Понятие, структура, элементы экономической системы общества.
Благосостояние народа определяется многочисленными факторами. В меньшей степени оно зависит от природных богатств страны. К тому же это «стартовое преимущество» не является вечным. В большей степени процветание страны зависит от экономической системы.
Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Как любая система, она охватывает множество разных видов деятельности, и каждое её звено, компонент находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими звеньями и компонентами.
Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей
Между производителями и потребителями материальных и нематериальных
Благ и услуг.
Экономическая система общества состоит из малых экономических систем: домохозяйств, отдельных предприятий, отраслей, подразделений и др. Любая экономическая система является частью более крупной системы: предприятие – отрасль – межотраслевые экономические системы – экономическая система общества – мировая экономическая система.
Основными элементами экономической системы являются производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы – это совокупность личных,
Вещественных и других факторов, обеспечивающих
Производство материальных и нематериальных благ и услуг.
Складывающихся между людьми в процессе производства,
Общественное производство
Материально-вещественная общественная сторона
Сторона
Производительные силы производственные отношения
экономический базис надстройка
Общественно-экономическая формация
В марксистской теории эволюция общества представляется как смена общественно-экономических формаций, в основе которой лежит изменение уровня и характера развития производительных сил и как следствие – изменение производственных отношений, т.е. действует экономический закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.
Кривая производственных возможностей (КПВ) – это кривая, каждая точка которой отражает максимальное количество двух товаров, которое можно произвести, если полностью использовать производственные ресурсы.
Товар В
D •К
•
•S
•L
Товар А
Рис.2. Модель «Кривая производственных возможностей».
Точки, находящиеся на КПВ характеризуют абсолютное использование ресурсов (при полной занятости) – эффективное использование ресурсов. Точки, находящиеся за пределами КПВ означают невозможность данного производства, т.к. отсутствуют необходимые ресурсы (их недостаточно). Точки, находящиеся внутри области, ограниченной КПВ, означают недоиспользование ресурсов, т.е. неэффективное производство.
КПВ может иллюстрировать и различия, существующие в области производственных возможностей в различных странах.
Расширение границы производственных возможностей может происходить за счёт:
1) более эффективного, технологичного использования факторов производства;
2) привлечения дополнительных ресурсов.
Кривая производственных возможностей демонстрирует действие закона возрастания альтернативных затрат: «При увеличении выпуска каждого из товаров на единицу величина альтернативных затрат возрастает».
То, что альтернативные затраты возрастают при увеличении выпуска одного вида товара и сокращении производства другого, объясняется неполной взаимозаменяемостью ресурсов. Не все ресурсы можно с лёгкостью переключить на производство другого товара. КПВ поэтому имеет выпуклую вправо-вверх форму. Если бы альтернативные затраты были неизменными, то КПВ имела бы вид прямой линии.
Таким образом, КПВ служит иллюстрацией четырёх основных идей:
1) ограниченность ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны КПВ, неосуществимы;
2) возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на этой кривой;
3) нисходящий наклон КПВ подразумевает понятие о вмененных издержках (альтернативных затратах);
4) выпуклость КПВ вправо-вверх показывает увеличение альтернативных затрат и, как следствие, уменьшение доходности.
Рынок и конкуренция.
Одним из элементов рыночного механизма является конкуренция.
Модели современного рынка.
Конкуренция, как и её противоположность – монополия, может существовать только при определённом состоянии рынка. Соотношение конкуренции и монополии приводит к формированию определённой рыночной структуры или модели рынка.
В таблице приведена характеристика рыночных структур (моделей рынка):
Характерные черты | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистичес-кая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | очень большое | много | несколько | одна |
Тип продукта | однотипный | дифференциро- ванный | однородный или дифференциро- ванный | уникальный |
Контроль над ценами | отсутствует | некоторый, но в довольно узких рамках | ограничен взаимозависимостью; значительный при тайном сговоре | значительный |
Условия вступления в отрасль | очень лёгкие, препятствия отсутствуют | сравнительно лёгкие | наличие существенных барьеров | блокировано |
Неценовая конкуренция | отсутствует | значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. | очень типична, особенно при дифференциации продукта | главным образом реклама связи фирмы с обществен-ностью |
Доступность информации | Равный доступ | некоторые ограничения | некоторые ограничения | ограничения |
Примеры | Рынок пшеницы, ценных бумаг | розничная торговля, ресторанный бизнес, производство одежды, обуви | производство стали, автомобилей телевидение | предприятия обществен-ного значения |
ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ.
1. Спрос и факторы его определяющие.
2. Предложение и факторы его определяющие.
3. Рыночное равновесие.
4. Эластичность спроса и предложения.
5. Понятие и факторы производства.
6. Издержки производства.
7. Доход, прибыль, рентабельность.
С помощью графика спроса.
Кривую спроса можно получить, если перенести на график данные шкалы спроса, или исходя из математической формулы функции спроса, найти значения объёма спроса для изменяющейся цены и перенести эти значения на график (рис.1).
P
D
0 Q
Рис.1. Кривая спроса.
Кроме цены самого товара на спрос оказывает влияние множество других факторов, которые называют неценовыми. Влияние неценовых факторов вызывает изменение самого спроса (не путать с объёмом спроса), что на графике отражается с помощью сдвига кривой спроса: вправо-вверх – при увеличении спроса и влево-вниз – при уменьшении спроса (рис.2).
P
D1
D
D2
0 Q
Рис.2. Изменение спроса и сдвиги кривой спроса.
К основным неценовым факторам спроса относятся:
1. Цены на товары-заменители (субституты). Это товары, имеющие одинаковое назначение, например, масло и маргарин, свинина и говядина, аудиокассеты и компакт-диски. Товары-субституты заменяют друг друга в потреблении. Рост цены, допустим, на сливочное масло, обусловит рост спроса на маргарин. Если цена на сливочное масло снизится, то спрос на маргарин сократится. Таким образом, снижение цен на товары-субституты приведет к сокращению спроса на рассматриваемый товар (и наоборот).
2. Цены на дополняющие товары (комплементы). Это товары, которые дополняют друг друга в потреблении. Например, видеомагнитофон и видеокассеты, автомобиль и бензин и т.д. Снижение цены на товар-комплемент приведет к увеличению спроса на рассматриваемый товар (и наоборот).
3. Доходы покупателей. Чем больше денег у покупателя, тем больше товаров можно приобрести (и наоборот). Здесь речь идёт о нормальных товарах. Если рассматривать низшие товары, то увеличение доходов покупателей приведёт к снижению спроса на низшие товары.
4. Мода, вкусы и предпочтения покупателей. Мода на товар приводит к росту спроса на него (и наоборот).
Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и т.п.). В этом случае спрос изменяется достаточно быстро как в сторону увеличения, так и в обратную сторону.
Сезонные изменения в спросе. Например, спрос на учебники и тетради значительно выше в течение учебного года, чем во время каникул.
Реклама. Хорошо проведённая реклама товара, как правило, вызывает увеличение спроса на этот товар.
Ожидания покупателей. Если покупатели ожидают, что товар станет более дорогим в перспективе, то они будут стремиться купить больше этого товара до того, как цена на него повысится. Например, весной 2011 года среди населения появились слухи о существенном повышении цен на подсолнечное масло. Многие люди стали закупать этот товар «про запас», что привело к резкому увеличению спроса на подсолнечное масло.
Графический способ.
Кривая предложения строится аналогично кривой спроса. Однако кривая предложения имеет положительный наклон, т.к. является отражением закона предложения (рис. 3).
P
S
Рис. 3. Кривая предложения.
0 Q
Если исследуется влияние цены на предложение, при этом предполагается, что все остальные факторы неизменны, то говорят об изменении объёма предложения. На графике изменение объёма предложения иллюстрируется путём перехода от одной точки кривой предложения к другой, т.е. движение идёт вдоль кривой предложения.
Если цена на рассматриваемый товар не изменяется, а действуют неценовые факторы предложения, то изменяется само предложение. На графике происходит сдвиг кривой предложения:
-вправо-вниз, если предложение увеличилось;
-влево-вверх, если предложение сократилось.
Р
S2
S
S1
0 Q
Рис.4. Сдвиги кривой предложения.
К неценовым факторам, влияющим на предложение относятся:
1. цены на производственные ресурсы;
2. технический прогресс;
3. цены на другие товары;
4. налоги и дотации;
5. число продавцов на рынке;
6. ожидания производителей.
Рассмотрим подробнее действие этих факторов.
Цены на производственные ресурсы. Чем ниже затраты производителя на исходное сырьё, материалы, топливо, энергию, а также на рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынке. Таким образом, кривая предложения сместиться вправо-вниз. Рост цен на ресурсы приведёт к увеличению затрат на производство, а следовательно, предложение товаров уменьшится. Кривая предложения сместится влево-вверх.
Технический прогресс ведёт к повышению эффективности производства, т.е. на каждую единицу затраченных ресурсов производится всё больше конечной продукции. Кривая предложения, следовательно, смещается вправо-вниз.
Цены на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве. В частности, снижение цены на говядину может побудить фермеров больше выращивать и предлагать к продаже мясо птицы. В этом случае кривая предложения на мясо птицы сместиться вправо-вниз. И наоборот, повышение цены на говядину приведет к сокращению предложения мяса птицы. Следовательно, кривая предложения сместиться влево-вверх.
Число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный товар, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо. По мере уменьшения числа производителей в отрасли кривая предложения будет смещаться влево-вверх.
Ожидания производителей. Если в определённой ситуации, например, производители зерна не хотят продавать его ни государству, ни населению, так как ожидают, что в дальнейшем цены на зерно повысятся, и они более выгодно его реализуют. Кривая предложения сместиться влево-вверх. Но может возникнуть и обратная ситуация, когда производители ожидают падения цен на зерно. Тогда они будут стараться быстрее его реализовать, и на какое-то время предложение этого товара на рынке увеличится, что сдвинет кривую предложения вправо-вниз.
Налоги и дотации. Большинство предприятий рассматривают налоги как затраты на производство. Поэтому повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и сокращать предложение, что в свою очередь вызовет сдвиг кривой предложения влево-вверх. Напротив, дотации считаются как бы налогом наоборот. Государственные дотации фактически снижают затраты на производство продукции, тем самым увеличивая предложение и смещая его кривую вправо-вниз.
При формировании предложения большое значение имеет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции). На экспортных рынках немаловажную роль в определении объёмов предлагаемой продукции играет курс национальной валюты.
Во всех перечисленных случаях, когда меняется не цена товара, а другие условия, речь идёт об изменении функции предложения. Изменение предложения означает, что при каждом данном уровне цены происходит увеличение или уменьшение предложения.
Рыночное равновесие.
Интересы продавцов и покупателей на рынке противоположны: продавцы стремятся дороже продать товар, а покупатели хотят купить его подешевле. В результате колебаний спроса и предложения на рынке устанавливается равновесие.
Определённый период.
Различают:
- общий (валовой) доход (TR) – это денежная выручка от реализации произведённой продукции:
TR= P×Q
- средний доход (AR) – величина денежной выручки от реализации единицы продукции:
AR= TR / QилиAR = P×Q / Q = P
- предельный доход (MR) – приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции.
Другими словами, предельный доход - это дополнительный доход, который получает фирма от производства и реализации дополнительной единицы продукции.
МR = ∆ TR / ∆Q = ТR n – ТR n-1 / Q n – Q n-1
Целью деятельности предприятия в рыночной экономике является получение прибыли.
Прибыль –
Национальная экономика.
Национальная экономика – это система общественного воспроизводства страны, охватывающая все сферы хозяйственной деятельности. |
Различают два подхода к определению содержания понятия «национальная экономика»:
1) технологический;
2) социально-экономический.
С точки зрения технологического подхода, национальная экономика – совокупность отраслей, видов производств.Их состояние характеризуется объёмом произведённой продукции или выполненных услуг, их качеством, уровнем использования ресурсов, степенью выполнения договоров и т.д.
В национальной экономике выделяют материальное и нематериальное производство.
Материальное производство предполагает преобразующее воздействие человека на природу, в результате чего продукты производства имеют материально-вещественную форму.
Материальное производство имеет сложную структуру и включает:
- промышленность (добывающую и обрабатывающую),
-сельское и лесное хозяйство,
-строительство,
-отрасли, непосредственно связанные с доведением продукта до потребителя (транспорт, связь, торговля).
Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму. Оно включает: науку и научное обслуживание, искусство, культуру, образование, здравоохранение и др.
С точки зрения социально-экономического подхода, национальная экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил, базис общества, определяющим элементом которого являются отношения собственности.
Социально-экономический подход, таким образом, основан на понимании общественного производства как процесса взаимодействия человеческого общества и природы, направленного на удовлетворение потребностей.
Цели национальной экономики:
1) Экономический рост, т.е. обеспечение устойчивых высоких темпов роса объёма производства.
2) Обеспечение стабильности цен, не «замораживая» их на длительный период, а планово регулируя.
3) Обеспечение эффективной занятости.
4) Обеспечение эффективности производства. Особенно необходимо достижение социальной эффективности, т.е. соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.
5) Справедливое распределение доходов.
6) Обеспечение внешнеторгового баланса, т.е. достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также достижение стабильного обменного курса национальной валюты на иностранные валюты.
Структура национальной экономики – это процентное соотношение её составных частей. |
Структура национальной экономики | Составные элементы структуры |
Воспроизводственная | Домашние хозяйства, предпринимательство, государство. |
Социальная | Государственный сектор, частный сектор – для стран с рыночной экономикой; В Республике Беларусь: государственный, частный, смешанный и основанный на совместной форме собственности секторы. |
Отраслевая | Отрасли материального производства и непроизводственная сфера. |
Территориальная | Деление национальной экономики на экономические районы. В РБ элементы данной структуры соответствуют административному делению на области и районы. |
Инфраструктура | Отрасли, обслуживающие производство: электроснабжение, газо- и нефтепроводы, водоснабжение и канализация, транспорт, шоссейные и железные дороги, связь, телевидение, радио и др. |
Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными сферами и подразделениями национальной экономики, отраслями, территориально-производственными частями.
Виды макроэкономических пропорций:
1) общеэкономические – пропорции между наиболее крупными сферами национальной экономики (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и производством услуг и др.);
2) межотраслевые – пропорции между отраслями промышленности и сельским хозяйством, промышленности и транспортом и др.;
3) внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например между выпуском чугуна и стали в металлургии; производством тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и др.;
4) территориальные – общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определённой территории;
5) межгосударственные – между отдельными государствами на основе международного разделения труда.
По методу измерения макроэкономические пропорции делятся на:
1) натурально-вещественные – характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции, например между производством и потреблением стали, одежды и др.
2) стоимостные – показывают соотношения между отдельными элементами стоимости созданного национального продукта, например доходов предприятий, государства и населения и обращения товаров и денег в национальной экономике.
3) пропорции трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами.
Макроэкономические пропорции лежат в основе сбалансированности национальной экономики. Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объёмом используемых средств производства и количеством рабочей силы, между объёмом производимых благ и потребностями в них и т.д.
На практике сбалансированность и пропорциональность обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Поэтому существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путём корректировки пропорций между отдельными сферами и отраслями.
К основным макроэкономическим показателям, кроме ВНП, относятся: чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД).
ЧНП = ВНП – Ам
НД = ЧНП – косвенные налоги на бизнес
ЛД = НД – взносы на соц. страхование – налоги на прибыль – нераспределённые
прибыли корпораций + трансфертные платежи
РД = ЛД – индивидуальные налоги
Национальное богатство – совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений, и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество. |
Данный показатель определяет мощь и потенциальные возможности государства.
В широком смысле включает также стоимость разведанных природных богатств, имеющихся лесных и водных ресурсов и сельскохозяйственных угодий, нематериальные ценности, квалификационный уровень трудоспособного населения, достижения науки и техники, ноу-хау, культурные ценности и прошлый опыт. Стоимостную оценку этих факторов рассчитать трудно.
Национальное богатство, оцененное условно в валюте данной страны, как правило, пересчитывается в какую-либо твердую валюту, например доллары США.
По оценкам экспертов журнала «Дело», национальное богатство Беларуси оценивается в $1,6 трлн., что составляет $170 тысяч на одного жителя нашей страны. При этом основные активы — земля и природные ресурсы — пока находятся в руках государства (2010 год).
На первом месте по вкладу в национальное богатство страны находятся природные ресурсы: калийные удобрения ($600 млрд.) и другие – примерно на такую же сумму. На втором — основные средства ($163 млрд.), на третьем — жилая недвижимость ($115 млрд.), на четвертом — земельные ресурсы (около $90 млрд.).
Довольно велики в нашей стране и запасы возобновляемых природных ресурсов, среди которых на первом месте находится лес. Белорусские леса занимают более 8,5 млн. гектаров, или почти по 0,9 гектара на человека.
В современной экономической литературе единый подход к определению структуры национального богатства не сложился. Одни экономисты включают в него весь запас материальных благ, созданных трудом и используемых для производства и потребления. При этом природные богатства и труд являются источниками и условиями создания национального богатства. Другие ученые вводят в качестве элемента национального богатства и естественные ресурсы. Третьи полагают, что национальное богатство может содержать в себе и нематериальные ценности – знания, информацию, культуру и т.п.
Номинальный и реальный ВНП.
Макроэкономический показатель – ВНП – денежный показатель, поэтому его значение зависит от динамики цен, покупательной способности денежной единицы. Следовательно, увеличение или уменьшение уровня цен оказывает влияние на величину ВНП. Поэтому различают номинальный и реальный ВНП.
Номинальный ВНП отражает объём национального производства в ценах текущего периода, т.е. на момент производства этого объёма товаров и услуг. |
Реальный ВНП – общая рыночная стоимость товаров и услуг, измеренная в постоянных ценах (ценах базисного года) или ВНП, величина которого скорректирована с учетом изменения уровня цен (инфляции или дефляции). |
Для определения величины объема производства надо знать уровень цен, который выражается в виде индекса. Наиболее распространены индексы: потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВНП.
Индекс потребительских цен – это соотношение между совокупной ценой определённого набора товаров и услуг (называемого рыночной корзиной) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Для расчета ИПЦ в Республике Беларусь собирают цены по 421 товару и услуге, из них 148– продовольственные товары, 210 – непродовольственные товары, 63 – услуги. Индекс потребительских цен включает все основные группы товаров и услуг, ежемесячно охватывая более 46000 котировок цен. Данные для ИПЦ собирают в период между 10-м и 30-м числами каждого месяца. Выборка для ИПЦ содержит 5498 базовых организаций: 1114 - для продуктов питания, 2379 - для непродовольственных товаров и 2005 - базовых организаций, оказывающих услуги.
Например, стоимость рыночной корзины в 1999г составила 64 руб.; стоимость корзины в 1998. – 50 руб.
ИПЦ 1999г. × 100 = 128
2). Изменение общего уровня цен в стране показывает дефлятор ВНП, который можно считать общим индексом инфляции. Его определяют по формуле:
Дефлятор ВНП = 100%
Дефлятор ВНП отражает динамику цен не только потребительских товаров, но и цен на товары производственного назначения, покупаемые государством, и цен товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке. Поэтому дефлятор ВНП есть корректировка денежного (номинального) ВНП с учётом изменения цен.
С помощью индекса цен ВНП можно сравнивать цену объёма производства каждого данного года с ценой аналогичного объёма производства при ценах в базовом году, чтобы определить динамику развития экономики. Набор индексов цен для разных лет позволяет выявить рост цен (инфляцию) или падения цен (дефляцию).
ВНП является денежным, временным и количественным показателем. На его величину влияют не только количество произведенной продукции, но и уровень цен. Как уже указывалось выше, показатель ВНП, отражающий текущие цены, - это номинальный ВНП. Показатель ВНП, который скорректирован с учётом изменения уровня цен (инфляции или дефляции) называется реальным ВНП. Он рассчитывается по формуле:
Реальный ВНП= × 100%
Инфлирование – увеличение показателя ВНП (ВНП реал. › ВНП ном.)
Дефлирование – уменьшение показателя ВНП (ВНП реал. ‹ ВНП ном.)
Реальный ВНП является более точным показателем развития экономики, так как он свободен от влияния инфляции или дефляции и отражает только изменения в объёме производства.
Роль макроэкономических показателей исключительно важна. Анализируя значения этих показателей и их динамику за ряд лет, экономисты делают выводы о реальной экономической ситуации в стране, уровне благосостояния населения.
Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономике, когда использование ограниченных производственных ресурсов, пригодных для создания товаров и услуг, и их распределение между различными членами общества сбалансированы.
Это означает, что существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; производством и потреблением; предложением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками.
Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением: AD = AS |
Графически макроэкономическое равновесие – это точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Так как кривая совокупного предложения имеет 3 разных участка, то равновесие можно изобразить следующим образом (рис. 5):
Р AS
P2 Е2 Рис.5. Макроэкономическое равновесие.
AD2
Е
Pe Е1 AD
P1
AD1
0 Q1 Qe Of ВНПреал.
На графике изображены кривые AD, AD1, AD2, характеризующие различные уровни совокупного спроса. Точки Е, Е1 , Е2 отражают равновесие при соответствующем уровне цен и уровне занятости.
На кейнсианском отрезке равновесие складывается при неполной занятости (Е1).
На промежуточном отрезке равновесие достигнуто, когда занятость близка к полной (Е).
На классическом отрезке складываются условия отсутствия свободной рабочей силы, и равновесие достигается при полной занятости (Е2).
Наличие трёх характерных отрезков на кривой AS приводит к различным последствиям при изменении совокупного спроса.
Так, если кривая AD смещается на кейнсианском отрезке кривой AS, то происходит изменение только реального объёма национального производства с Q до Q1, на который есть спрос, а уровень цен P1, не изменяется (рис.6, а)).
На промежуточном отрезке кривой совокупного предложения сдвиг кривой AD приводит как к изменению объёма национального производства с Q2 до Q3, так и к изменению уровня цен с P2 до P3 (рис.6, б)).
На классическом отрезке сдвиг кривой AD вверх приводит к инфляционному изменению цен с P4 до P5, а реальный объём производства останется без изменений на уровне полной занятости Of (рис. 6, в)).
P
P P AS
AS AS
P5
P4 AD5
P3 AD3 AD4
P е P2
AD1 AD2
AD
Q Q1 ВНП Q2 Q3 ВНП Qf ВНП
а) б) в)
Рис. 6. Изменение макроэкономического равновесия в результате изменения совокупного
спроса.
При неизменном совокупном спросе (AD) сдвиг кривой совокупного предложения влево (совокупное предложение сократилось), приведёт к росту уровня цен (инфляция) и уменьшению реального объёма национального производства.
Если кривая AS сдвигается вправо (совокупное предложение увеличилось), то происходит снижение равновесного уровня цен и увеличение реального объёма национального производства (рис. 7).
Р AS1
Е1 AS
Р1 AS2
Е
Р Е2
Р2
AD
Q1 Q Q2 ВНПреал.
Рис.7. Изменение макроэкономического равновесия в результате изменения совокупного
предложения.
ТЕМА 4. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА.
1. Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства.
2. Виды и функции налогов. Кривая Лаффера.
3. Государственный бюджет и его структура.
4. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
5. Государственный долг.
Кривая Лаффера.
Представитель теории предложения американский экономист А. Лаффер считал, что высокие налоговые ставки уменьшают налоговые поступления в бюджет. Это связано с тем, что высокие налоги:
1) уменьшают предложение труда, побуждают индивидов скрывать от налогов свои доходы или уходить из бизнеса;
2) налоговое бремя уменьшает размеры сбережений.
Всё это сдерживает развитие производства, а значит, уменьшаются налоговые поступления в бюджет.
Зависимость между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений в бюджет Лаффер выразил с помощью кривой, которая носит его имя (рис. 1).
R
R0
0 r0 = 50 100 r,%
Рис.1. Кривая Лаффера.
Проблема в проведении эффективной налоговой политики состоит в том, что сложно правильно определить оптимальную величину налоговой ставки (r0). А. Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна превышать 50%. Соглашаясь в целом с теорией Лаффера, некоторые экономисты утверждают, что наивысшая налоговая ста<