Мировой рынок и торговая политика
Мировой рынок
Различают мировой рынок в узком и широком смысле слова. В узком смысле мировой рынок опосредует обращение товаров. В широком — мировой рынок включает и обращение услуг, рынки труда, капиталов, валюты.
Зарождение мирового рынка относится к XVI—XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв. В настоящее время он охватывает все страны мира. Экономической основой мирового рынка является международное разделение труда. Необходимость достижения научно-технического, экономического и социального прогресса заставляет страны и народы участвовать в международном разделении труда. Более того, отдельные страны могут выиграть за счет специализации на товарах, которые они могут произвести с наибольшей относительной эффективностью и последующим обменом на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Например, Бразилия обладает явными преимуществами перед США в производстве кофе. Поэтому ей экономически выгодно специализироваться на производстве кофе и обмениваться им, например, на пшеницу, производимую в США.
Государства, вовлеченные в мировой рынок, извлекают следующие экономические выгоды:
1) внешний рынок открывает широкие возможности для включения в международную специализацию и кооперирование производства;
2) внешний рынок способствует повышению производительности труда и качества продукции;
3) он позволяет повышать благосостояние народа путем улучшения снабжения продовольствием и товарами народного потребления;
4) внешний рынок создает возможности для расширения объема реализации готовой продукции, сырья, рынков капиталов, рабочей силы, услуг и т.д.
Необходимо отметить определенное изменение соотношения сил, которое произошло на мировом рынке. Если в первые послевоенные годы на долю США приходилось почти 1/3 мирового экспорта, то теперь лишь 1/8. Сегодня Западная Европа — главный центр международной торговли. Начиная с 70-х годов особенно быстрыми темпами возрастала торговля Японии. Активизировали внешнеторговую деятельность новые индустриальные страны и Китай. Свои товары экспортируют многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Торговая политика
Торговая политика — это относительно самостоятельное направление экономической деятельности правительства, нацеленное на государственное регулирование внешней торговли посредством прямых ограничений на импорт и экспорт, а также налогов и субсидий.
Основными ее видами выступают протекционизм и фритредерство.
Протекционизм
Протекционизм (от лат. protectio — защита, покровительство) — экономическая политика, направленная на защиту внутреннего рынка
Аргументы, которыми сторонники обосновывают необходимость протекционистской политики:
• протекционистская политика государства защищает промышленность в период ее возникновения и развития;
• протекционизм повышает уровень использования национальных ресурсов;
• протекционизм, применяя импортные пошлины, тем самым улучшает «условия торговли» и увеличивает экономические выгоды;
• протекционизм позволяет смягчить кризис в тех отраслях, которые имеют негативные проблемы в своем экономическом развитии;
• протекционизм применяется в чрезвычайных условиях (при кризисе платежного баланса, при необходимости введения тарифов за ограничения другой страны, когда появляется нужда в защите национальной экономики от недобросовестной конкуренции иностранных экономических субъектов и т.п.).
Протекционизм обладает рядом социально-экономических преимуществ, основными из которых являются следующие:
а) протекционизм поддерживает обороноспособность страны, ибо отказ от протекционистской политики, при условии узкой специализации, может привести к значительному риску при обострении международных отношений, тем более в случае военных действий. Страна должна обеспечить развитие таких стратегических видов производства, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, металлургия и другие отрасли, которые необходимы для национальной безопасности;
б) протекционизм необходим для защиты стран с более низким уровнем и качеством жизни от стран, где эти показатели достаточно высоки;
в) протекционистская политика создает предпосылки для сохранения как некоторых социальных классов, так и видов экономической деятельности. В частности, сохраняются крестьянство и национальные промыслы. Кроме того, протекционизм дает возможность не допустить застоя и кризиса в тех или иных отраслях экономики.
Современная система протекционистских мер охватывает тарифы и нетарифные барьеры, стимулирование экспорта.
Таможенные
Пошлины
Таможенное обложение, затрудняющее импорт и экспорт определенных видов продукции.
Таможенные пошлины — государственные налоги, взимаемые за провоз через границу товаров и материальных ценностей (экспорт и импорт).
По форме обложения различают:
адвалорные пошлины, которые взимаются в процентах от цены товара (например, 15 % от цены холодильника),
специфические пошлины взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или штуки товара (например, 15 долларов с каждой тонны металла),
смешанные пошлины — это одновременное обложение и адвалорной и специфическими пошлинами.
Систематизированный перечень таможенных пошлин представляет таможенный тариф.
Различают экспортные и импортные тарифы. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин:
максимальные пошлины, используемые в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений;
минимальные пошлины применяются, когда существуют торговые соглашения о введении режима наибольшего благоприятствования;
преференциальные (льготные) пошлины используются при импорте товаров из развивающихся стран. В настоящее время средний уровень ставок тарифов развитых стран — около 6 %, развивающихся — 30-40 %. На отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно более широких пределах.
Нетарифные барьеры представляют совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности при помощи системы экономических, политических и административных методов. Нетарифные барьеры насчитывают свыше 2000 различных видов. Наибольшее распространение имеют контингентирование и лицензирование. Контингентирование означает установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения на осуществление внешнеэкономической операции
К косвенным ограничениям внешнеэкономической деятельности могут быть отнесены национальная налоговая система и национальные стандарты.
Средства государственного стимулирования экспорта, т.е. прямые дотации и льготные экспортные кредиты, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов. Государство использует также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, включая торгово-экономическую информацию, организацию ярмарок и выставок и т.д.
Фритредерство
Фритредерство (от англ.free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории и политике, заключающееся в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.
Сторонники фритредерства выдвигают следующие аргументы:
• фритредерство дает возможность повышать уровень и качество жизни торгующих народов, поскольку расширяет границы международной специализации воспроизводства на базе сравнительного преимущества. Повышение уровня и качества жизни осуществляется за счет извлечения выгод от международной торговли;
• фритредерство создает лучшие условия для развития конкуренции и стимулирует внедрение новшеств, как отечественными производителями, так и в отношениях с зарубежными странами, что, в свою очередь, позволяет улучшить качество выпускаемых благ;
• фритредерство создает лучшие предпосылки для расширения рынка;
• фритредерство дает возможность оптимизировать распределение производственных ресурсов между странами.
Сравнение доводов протекционистов и фритредеристов дает возможность сделать вывод о том, что если сторонники протекционизма исходят из краткосрочных интересов, то защитники фритредерства — из долгосрочных интересов. Однако нельзя сказать, что для конкретной страны протекционизм всегда вреден, а фритредерство всегда выгодно, или наоборот. По этому поводу оригинально заметил экономист-математик В. Парето: «Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода или протекционизм».
Следовательно, чтобы оценить пользу или вред протекционизма или фритредерства для данной страны, необходимо исходить из закономерностей развития этой страны на различных исторических этапах.