Налоги. бюджет. фискальная политика


Учебные цели:

• знать определение налогов и их основных элементов, виды налогов;

• уметь сформулировать принципы налогообложения и охарактеризовать основные концепции сбора налогов;

• представлять зависимость собираемых в бюджет сумм от ставок налогов, уметь объяснить эффект Лаффера;

• представлять, что такое бюджет государства, содержание его доходной и расходной частей;

• иметь представление об основных концепциях балансирования бюджета;

• знать определение бюджетного дефицита, уметь объяснить причины его появления, основные пути покрытия;

• представлять сущность государственного долга;

• понимать экономические и социальные последствия роста государственного долга;

• понимать назначение фискальной политики государства, уметь объяснить эффект мультипликаторов налогов, государственных расходов и трансфертов;

• знать основные инструменты фискальной политики, уметь охарактеризовать содержание Стимулирующей и сдерживающей, дискреционной и автоматической политики.

Налоговая система и принципы налогообложения

Налог

Налог — это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появились с возникновением государст­ва, поскольку представляют собой основной источник доходов правительства. Поскольку все члены общества пользуются услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно), то оно собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения национально­го дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

• субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

• носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

• объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);

• налогооблагаемая база–величина дохода или имущества, с которой выплачивается налог. Для национальной экономики ею является величина совокупного (национального) дохода Y.

• ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара или имущества)

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в его книге «Исследование о природе и причинах богатства на­родов» (1776 г.) По мнению Смита, налоговая система должна быть:




• справедливой(она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);

• понятной(налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);

• удобной(налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удоб­но налогоплательщику, а не сборщику налогов);

• недорогой(сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

Основные концепции налогообложения:

На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения:

1. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто желает пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Однако всеобщее применение этой концепции связано с определенными трудностями; практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т.п. Кроме того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла.

2. Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большей рациональностью и справедливостью, поскольку, естественно, существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых расходов на предметы роскоши, и налогом, который удерживается из их предполагаемых расходов на предметы первой необходимости.

Однако при внедрении и этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможности того или иного лица платить налоги.

В основу современной налоговой системы положены принципы эффек­тивности и справедливости. Налоговая система должна обеспечивать эффек­тивностьна микроуровне (уровне отдельного производителя), способствуя наиболее рациональному размещению и использованию ресурсов. Справедливостьдолжна быть вертикальной(это означает, что люди, получающие раз­ные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной(подра­зумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов

Прямые и косвенные налоги

Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги — это налоги на доходы от факторов производства

и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества.

К прямым налогам относятся:

• личный подоходный налог (в развитых странах он является основным элементом налоговой системы, обеспечивая наибольшую долю налоговых поступлений);

• налог на прибыль;

• налог на наследство;

• налог на имущество;

• налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенность прямых налогов состоит в том, что субъект налога и его носитель — это один и тот же агент.

Косвенные налоги — это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.

К косвенным налогам относятся:

• налог на добавленную стоимость — НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России);

• налог с оборота;

• налог с продаж;

• акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха);

• таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенность косвенных налогов состоит в том, что субъект налога и его носитель — это разные агенты.Субъектом налога является поку­патель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а носителем — фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству). Неслучайно в Системе национальных счетов данный вид налогов называется косвенными налогами на бизнес.

В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой — косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизи­ровать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.


Наши рекомендации