Данные преподавателя: Ли Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Данные преподавателя: Ли Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Пререквизитамидисциплины «Основы экономической теории» являются такие дисциплины как «История», «Философия».
Постреквизитыдисциплины – «Политология»
Цель курсазаключается в том, чтобы преподать студентам теоретические знания об эволюции и закономерностях социально-экономического развития общества в различных экономических системах, а также о принципах и мотивах экономического поведения человека в условиях ограниченных ресурсов, формировать экономическое мировоззрение и активную гражданскую позицию в реализации государственной экономической и социальной политики.
Задачиизучения данной дисциплины заключаются в :
- раскрытии сущности экономических понятий и законов, развитии умения логически, последовательно рассматривать их в системной взаимосвязи и единстве;
- применении логического анализа для раскрытия причинно-следственной связи между хозяйственными явлениями;
- освещении тенденций развития экономической деятельности.
Студент, изучивший данную дисциплину, узнает:
- основные понятия, категории, законы и закономерности экономического развития;
- экономика – это система.
Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе |
A | 4,0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | |
B+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3,0 | 80-84 | |
B- | 2,67 | 75-79 | |
C+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
C | 2,0 | 65-69 | |
C- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 50-54 | ||
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Общая разбалловка оценки знаний курса
Оцениваемая позиция | Количество оцениваний за 1-8 недели | Количество оцениваний за 9-15 недели | Максимальное количество баллов | Сроки выставления баллов в электронный журнал |
Текущий контроль | 100 баллов за каждое оценивание | Еженедельно (кроме первой недели) | ||
СРС | 100 баллов за каждую СРС | 4,7,11,14 недели | ||
Рубежный контроль | 100 баллов за каждый рубежный контроль | 8 и 15 недели | ||
Рейтинг допуска 1 | R1 | 8 неделя | ||
Рейтинг допуска 2 | К 2 | 15 неделя | ||
Рейтинг допуска за академический период | R=(R1 + R2)/2 | 15 неделя | ||
Экзамен | E | 16-19 недели | ||
Итоговая оценка | I = R*0.6+E*0.4 |
Критерии выставления оценок
Вид контроля | Максимальная оценка | Сроки выставления баллов в журнал преподавателя |
Текущий контроль: посещаемость: 1 час – 5 баллов выполнение домашнего задания решение задач (проблем) активность (ответы на лекциях) | На каждом занятии | |
СРС1 Задание1 Задание2 Задание3 | По графику сдачи заданий СРС | |
СРС 2 Задание 1 Задание 2 Задание 3 | По графику сдачи заданий СРС | |
СРС 3 Задание 1 Задание 2 | По графику сдачи заданий СРС | |
СРС 4 Задание 1 Задание 2 Задание 3 | По графику сдачи заданий СРС | |
Рубежный контроль 1: Контрольная работа | 8 неделя | |
Рубежный контроль 2: Контрольная работа | 15 неделя |
Лекционный комплекс
Лекция №1.
Тема: Предмет и метод экономической теории
Цель лекции: Рассмотреть методы экономической теории. Уяснить предмет экономической теории.
План лекции:
1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
2. Предмет экономической теории
3. Метод экономической теории
Ключевые слова: экономическая теория, экономика, анализ, синтез, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория
Метод экономической теории
Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".
Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.
Лекция №2
Тема:Общественное производство и его структура.
Цель лекции:Раскрыть сущность, структуру, результаты общественного производства. Рассмотреть состав и стадии движения общественного продукта.
План лекции:
1. Общественное производство и его роль в жизни общества
3. Общественный продукт, его состав и стадии движения
Ключевые слова: общественное производство, ресурс, фактор, общественный продукт.
Лекция №3.
Лекция № 4.
Лекция № 5.
Тема:Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
Цель:раскрыть понятия товар, стоимость, потребительная стоимость. Условия появления товарного производства
Ключевые слова: товарное хозяйство, натуральное хозяйство, деньги, кредитные деньги, денежное обращение.
План:
1.Условия становления, черты и роль рыночного хозяйства в экономическом развитии общества
2. Товар, его свойства и функциональные формы
3. Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг
4. Деньги — развитая форма товарных отношений. Функции денег
5. Эволюция денежных систем постиндустриального общества
1). Условия становления, черты и роль рыночного хозяйства в экономическом развитии общества.Тип общественного хозяйства, в первую очередь, зависит от формы связи производства и потребления как способа разрешения исходного противоречия общественного труда. Принято различать натуральное хозяйство, товарное (рыночное) хозяйство и сознательно регулируемое хозяйство.
Натуральное хозяйство явилось самой элементарной формой организации экономики. Для него характерно производство продуктов лишь для удовлетворения собственных потребностей людей. В натуральном хозяйстве главные проблемы организации экономики, касающиеся вещественной стороны дела, решаются наиболее просто: что и как производить, для кого делать — это определяют собственники, работники хозяйства, ориентируясь на внутрихозяйственное потребление. Чертами натурального хозяйства выступают замкнутость, универсальный труд, прямые экономические связи.
В настоящее время созданы автоматизированные системы, которым человек передает управленческую, контролирующую функции
Во-вторых, товарное производство является открытой системой экономических отношений, так как продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, они выходят за пределы хозяйственной единицы.
В-третьих, товарному производству свойственны косвенные (опосредованные) экономические связи между производством и потреблением. Они складываются по схеме: «производство — распределение — обмен — потребление». Эволюция товарного хозяйства демонстрирует большое многообразие разновидностей, которые могут быть сведены к нескольким моделям.
1. Товарное хозяйство свободной конкуренции характеризуется тем, что развитие экономики не стеснено никакой монополией. Основные черты данной модели: обособленность производителей, независимость рынка, свободная конкуренция, действие законов обмена.
2. Модель простого товарного хозяйства имеет более узкое значение. Исторически и логически она предшествовала капитализму. В качестве объекта анализа рассматривается мелкое, основанное на собственном труде производство. Модель товарного хозяйства свободной конкуренции более универсальна, она охватывает черты не только мелкого, но и капиталистического товарного производства.
3. Товарное хозяйство организованного рынка — это модель экономики более высокого уровня, она развивается при наличии различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.
Лекция 6
Функции рынка
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.
Самая важная функция рынка – регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает -- сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства.
Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.
Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.
На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением.
Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
2. Структура рынка - это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также - национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними
В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.
3.Конкуренция- это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.
Рыночная система эффективно функционирует, когда существует развитая инфраструктура.
Рыночная инфраструктура – совокупность отраслей, учреждений, которые обслуживают рынок. Сюда относятся: оптовые и розничные торговли, маркетинг, реклама, сеть складских помещений, транспорт и связь, банки и биржи.
4. Позитивные и негативные стороны рынка
Рынку принадлежит важная позитивная роль. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.
Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "человека административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.
Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.
Лекция 7.
Тема: Спрос и предложение
Цель: изучение влияния спроса и предложения на потребительское поведение.
Ключевые слова: спрос, предложение, закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие, эластичность.
План:
1. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.
2. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
4. Понятие эластичности.
5. Конкуренция как элемент рыночного механизма
Q
1. Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
· доходы потребителей;
· вкусы и предпочтения потребителей;
· цены на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые товары;
· запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
· информация о товаре;
· время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
2. Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
.
4. Эластичность — численная характеристика изменения одного показателя (например:спроса или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
Эластичными (по цене) считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) больше изменения цены (|E|>1).
Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (|E|<1).
Эластичность спроса относительно цены
Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.
, где Q – спрос (количество); P - цена.
Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.
4. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
· отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
· отсутствие ограничений на количество участников рынка;
· однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
· свободные цены;
· отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим
Несовершенная конкуренция
2. Монополия— исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства.
Лекция 8.
Несовершенная конкуренция
Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
· демпинговые цены
· создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
· ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
· использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
· распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
· замалчивание важной для потребителя информации
Потери от несовершенной конкуренции:
· неоправданный рост цен
· увеличение издержек производства и обращения
· замедление научно-технического прогресса
· снижение конкурентоспособности на мировых рынках
· падение эффективности экономики
2. Монополия— исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.
Лекция 9.
Лекция 10.
Классификации
Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «осадка» . Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки, «выпавшие в осадок» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.
2. Модель издержек фирмы в краткосрочном периоде
Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.
Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные или замыкающие, а также на постоянные и переменные.
Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.
Виды издержек
Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель использует не приобретаемые, а собственные ресурсы цены, должны быть выражены в одинаковых единицах для точного определения величины затрат. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой либо ресурс или применение улучшенной технологии отразиться на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции. Функция издержек связана с производственной функцией. минимизации затрат для производства любого данного объема продукции зависит отчасти от производства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов.
Лекция 11.
Рента
Ренту определяют и как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью.
Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора.
Виды ренты.Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Сущность земельной ренты в том, что она является экономической формой реализации прав собственности на землю. Различным ступеням общественной жизни соответствуют различные формы земельной ренты: выплата ренты в виде части продуктов - продуктовая рента, отработочная рента (барщина). Последней и высшей формой земельной ренты является денежная земельная рента - продуктовая рента, обращённая в денежную форму.
Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки её недр. Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования. Размер земельной ренты определяется в результате борьбы между арендатором и земельным собственником.
Дифференциальная рентаЕстественно, что различные участки земли различаются по плодородности, климатическим особенностям, местоположению, и далеко не все из них пригодны к универсальному использованию. По этой причине не все земельные угодья приносят равные доходы в виде земельной ренты.
Дифференциальная рента может выступать в двух формах. Арендатор может получить только часть дифференциальной ренты в случае, когда ее прирост обусловлен произведенным им улучшением земельного участка - повышение экономического плодородия почвы - в период действия арендного договора. Такую дифференциальную ренту, связанную исключительно с осуществляемыми людьми улучшениями земель (вложения труда и личного капитала), выделяют как дифференциальную ренту II рода, в отличие от дифференциальной ренты I рода, появление которой объясняется в свою очередь природными, "естественными", различиями земельных участков. Дифференциальная рента I рода может быть получена только с лучших и средних по своему естественному плодородию земельных участков. В дальнейшем, при заключении нового договора, собственник земли постарается учесть прирост ренты и включить его в состав арендной платы, так как усилиями арендатора земельный участок по своей продуктивности может перейти из разряда худших земель в средние, а то и лучшие. В этой связи арендатор земли заинтересован в максимально длительных сроках действия арендного договора, с целью присвоения добавочной прибыли от монополии на землю как объекта хозяйствования. Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю. Собственник земли, зная, что земля необходима всем для сельскохозяйственного или промышленного производства, заставит желающего пользоваться землей, платить за неё стабильную арендную плату..
В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность земельной ренты - монопольная рента. Исключительные природные условия порой создают возможности для производства редких сельскохозяйственных продуктов - особых сортов винограда, некоторых видов цитрусовых, чая и прочих сельскохозяйственных продуктов. Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых нередко определяется лишь уровнем платежеспособного спроса.
Лекция №12
Лекция №14
Виды инфляции
Существуют следующие виды инфляции:
1. С точки зрения проявления:
2. По степени сбалансированности:
3. По степени прогнозируемости:
4. По темпу роста цен:
o Умеренная (ползучая). До 10% в год.
o Галопирующая. От 10 до 40% в год.
o Гиперинфляция. Более 50% в месяц.
Лекция №15.
Лекция 16
Лекция № 17.
Материалы для СРС
СРС 1
Задание №1
Тема«Экономическая теория: предмет, методы исследования и функции»
Определить предмет экономической теории как науки, раскрыть этапы становления
Форма контроля:выполнение конспекта
Литература:
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.
2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.
3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Перевод с англ. М.: «Республика», 1992.
5. Лившиц А. Введение в рыночную экономику. 1 – 2 ч. М.; 1992г.
6. Менгер К. Основы политэкономии. М.; 1992г.
СРС 1
Задание №2
Сбор материалапо проблемам разгосударствления и приватизации в РК (выполнение реферата)
Литература:
В. Крымова Экономическая теория. Учебное пособие в схемах. Алматы 2002.
СРС 1
Задание №3
Выполнение тестового задания
1. Закон убывающей предельной полезности означает, что:
A) Полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения доходов потребителя.
B) Отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости.
C) Отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров.
D) Полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров.
E) Снижается как общая, так и предельная полезность блага.
2. Предельная полезность - это:
A) Полезность от потребления каждой последующей единицы блага.
B) Субъективная оценка блага индивидуумом.
C) Сумма полезностей равновеликих частей блага.
D) Способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека.
Е) Объективная оценка данного блага
3. Что обеспечивает обмен товаров и делает их количественно сравнимыми?
A) Цена.
B) Стоимость.
C) Рента.
D) Продукт.
E) Валютный курс.
4. Что характеризует второе крупное общественное разделение труда?
A) Обособление скотоводства в особый вид деятельности
B) Обособление земледелия в особый вид деятельности.
C) Обособление торговли и купечества.
D) Обособление ремесла в особый вид деятельности
E) Обособление ростовщичества.
5. На основе какой функции денег возникают кредитные деньги?
A) Мировые деньги
B) Мера стоимости.
C) Средство обращения.
D) Средство накопления.
E) Средство платежа.
6. В соответствии с законом стоимости:
A) Продажа труда осуществляется на основе сравнения их предельных полезностей.
B) Стоимость регулируется соотношением спроса и предложения.
C) Производство и обмен товаров осуществляется на основе общественно - необходимых затрат труда.
Д) Цены товаров должны быть равны их стоимости.
E) Стоимость регулируется полезностью и издержками производства.
СРС 2
Задание 1
Цель работы: раскрыть структуру и основные элементы инфраструктуры рынка
Выполнение реферата
СРС2
Задание 2
Контрольное задание
1. Что следует подразумевать в понятии «изменение спроса»? Покажите на графике. Какие факторы способны вызвать изменение спроса?
2. Выберите один, наиболее правильный ответ:
Когда увеличивается спрос на лес, растёт и спрос на гвозди. Когда уменьшается спрос на лес, сокращается и спрос на гвозди. Экономисты сказали бы, что лес и гвозди – это товары …
А) комплементы
В) Гиффена
С) престижного спроса
Д) субституты
Экономическое благо – это:
А) любое благо, которое имеется в экономике
В) например, прогулка на свежем воздухе
С) благо, количество которого можно увеличить, не затрачивая при этом ресурсов
Д) благо, которое необходимо распределять
На рынке факторов производства продаются:
А) здания
В) одежда
С) способности людей к труду
Д) верно А) и В).
Четвёртое съеденное пирожное принесёт меньшее удовольствие, чем второе. Это пример:
А) действия закона спроса
В) избыточного предложения
С) уменьшение предельной полезности
Д) роста дохода.
Кривая производственных возможностей показывает:
А) точные количества товаров, которые хозяйства намерено производить
В) лучшую из возможных комбинаций двух товаров
С) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов
Д) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.
3.Задача.Функция спроса имеет вид: Qd = 100 – 4Р. Функция предложения задана как Qs = 10 + 2p. Исчислите правильный ответ, где приведены цена, объём продаваемого товара и выручка продавца, при условии, что рынок находится в равновесии.
Вариант ответа | Цена | Объём продаж | Выручка продавца |
А) | 18,5 | 573,5 | |
В) | |||
С) | |||
Д) | Нет верного ответа |
СРС 2
Задание 3
Работа над тестовыми заданиям