Возможные последствия формирования ТС-3
Одной из главных задач данной статьи является анализ возможных последствий формирования Таможенного союза «трех». Очевидно, что формирование Таможенного союза и единой таможенной территории так или иначе повлияет экономики государств Т-3. При этом для Белоруссии и России в силу того, что их внешнеторговая политика с введением ЕТТ ЕврАзЭС существенно не изменилась, трансформации в экономиках произойдут в основном за счет расширения внутреннего рынка и его активизации. В случае с Казахстаном, которому пришлось существенно повысить ставки импортных таможенных пошлин, стоит ожидать влияния на экономику также и за счет изменения структуры внешнеэкономической деятельности страны [22].
Согласно данным Минэкономразвития РФ, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин ЕТТ с учетом льгот и преференций в 2010 г. прогнозируется на уровне 10,15%, что по сравнению с предыдущим годом предполагает для России − снижение ставки на 1%, для Казахстана – повышение на 2%, для Белоруссии отсутствие существенных изменений.
Протекционизма государственной внешнеторговой политикой вполне открыто объявляется в документе «Основные направления таможенно-тарифной политики» (далее – Основные направления), подготовленном Министерством экономического развития РФ: «Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного импорта будет формироваться исходя из принципа эскалации таможенного тарифа[35] при отказе от необоснованного завышения ввозных пошлин на товары производственного и социального назначения», провозглашается в нем. Цели и задачи такого протекционизма – защита секторов экономики со средней степенью конкурентоспособности с применением мер «активной» таможенно-тарифной политики.
По мнению специалистов, развитие ТС-3 даже при его текущих заданных протекционистских параметрах должно повлечь за собой сращивание ВВП государств-членов в основном благодаря интенсификации внутренней торговли в каждой из стран «тройки». Ожидается увеличение емкости как национальных, так и совместного рынка ТС-3 за счет снижения издержек обращения, что будет способствовать интенсификации трансграничного движения капитала между государствами ТС.
«Все это должно дать дополнительный прирост ВВП в каждой из них. Правда, нельзя закрывать глаза и на то обстоятельство, что на Беларусь и Казахстан приходится лишь немногим 7% внешнеторгового оборота РФ (на государства – члены ВТО почти 90%), что само по себе ограничивает для РФ полезный эффект от создания и функционирования ТС-3. РБ и РК, видимо, могут рассчитывать на больший эффект, поскольку доля участия двух других членов ТС-3 в их внешнеторговом обороте значительно выше», − пишет известный ученый в области мировой экономики В.С.Паньков [35]
Таким образом, эксперты прогнозируют положительный эффект от создания ТС-3 и оценивают прирост экономик входящих в него стран к 2015 г. в 13-19%. Прирост ВВП государствТС-3за 2010-2014 гг., связанный с формированием ТС-3 и по минимальным оценкам составляющий 13%, следует рассматривать как весьма значительный.
По мнению ученых РАН, этот положительный эффект интеграции намного превосходит издержки, которые придется нести при объединении экономического пространства. В частности, ожидаемые потери российского бюджета вследствие отмены экспортных пошлин на товары, которые будут поставляться из России в пределах единой таможенной территории, уже на второй год функционирования Таможенного союза будут полностью компенсированы за счет налоговых поступлений с прироста экономической активности.
1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект -Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Опыт СНГ позволил запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство.
Характерно, что в период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс. По сути речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.
Логика тесного, взаимовыгодного сотрудничества, понимание общности стратегических национальных интересов привели Россию, Белоруссию и Казахстан к формированию Таможенного союза.
1 июля 2011 года на внутренних границах трех стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив. Теперь от Таможенного союза делается шаг к Единому экономическому пространству, созданию рынка с более чем 165 млн. потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы.
Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласован-ных действиях в ключевых институциональных областях − в макро-экономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламен-тов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естес-твенных монополий. А затем − и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. То есть творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для самих европейцев, но и для всех, кто приезжает работать, учиться или отдыхать в страны ЕС.
Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых «трудовых квот» будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться.
Широкие возможности открываются и для бизнеса: новых динамичных рынках, где будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими, согласованная политика позволит избежать технологических разрывов, тривиальной несовместимости продукции. Более того, каждая из компаний трех стран в любом государстве − члене ЕЭП фактически будет пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.
Каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать − в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата.
В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений.
В интересах бизнеса уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через «лес» многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм. Предполагается введение двух базовых документов − Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам Таможенного союза и ЕЭП.
С 1 января 2012 года в полном формате заработает и Суд ЕврАзЭС. Принципиальная особенность Таможенного союза и ЕЭП − это наличие надгосударственных структур. К ним также в полной мере относится такое базовое требование, как минимизация бюрократических процедур и нацеленность на реальные интересы граждан.
Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана.
Правительство РФ ставит задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции − к Евразийскому союзу.
Предлагается модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз.
Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами такими как ЕС, США, Китай, АТЭС − обеспечивать устойчивость глобального развития.
Во-вторых, Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. То есть будет формироваться путем постепенного слияния существующих структур − Таможенного союза, Единого экономического пространства.
В-третьих, было бы ошибкой противопоставлять Евразийский союз и Содружество Независимых Государств. У каждой из этих структур есть свое место и своя роль на постсоветском пространстве.
Евразийский союз − это открытый проект, приветствуется присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества.
Еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе − они детально обсуждаются европейскими коллегами.
Теперь участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу.
Кроме того, экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект.
К примеру, два крупнейших объединения нашего континента − Евросоюз и формирующийся Евразийский союз − основывая свое взаимодействие на правилах свободной торговли и совместимости систем регулирования, объективно, в том числе и через отношения с третьими странами и региональными структурами, способны распространить эти принципы на все пространство − от Атлантики до Тихого океана. На пространство, которое будет гармоничным по своей экономической природе, но полицентричным с точки зрения конкретных механизмов и управленческих решений. Затем будет логично начать конструктивный диалог о принципах взаимодействия с государствами АТР, Северной Америки, других регионов.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже начал переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли. В повестке форума АТЭС, важное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. Причем Россия будет продвигать общую, согласованную позицию всех участников Таможенного союза и ЕЭП.
Выводы
Международная экономическая интеграция – процесс экономи-ческого взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласований, регулируемый международными организациями
Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) − экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплен Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн. $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн. $) − по паритету покупательной способности.
Тренировочные задания
1. Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?
2. Автомобильное колесо стоит в Чехии 100 долл., в России – 80 долл. и в Польше – 60 долл. Чехия – малая страна, и ее внешняя торговля не влияет на уровень мировых цен.
А. В Чехии вводится 100-процентный адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса?
Б. Если после этого Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса или их импортировать?
В. Какой эффект – создания торговли или отклонения торговли – возникает при создании таможенного союза между Чехией и Россией?
Г. Допустим теперь, что в Чехии вводится 50-, а не 100-процентный адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса?
Д. Если теперь Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса или их импортировать?
Е. Какой теперь эффект – создания торговли или отклонения торговли – возникает при создании таможенного союза между Чехией и Россией?
Вопросы для повторения
1. Что такое экономическая интеграция? Каковы ее предпосылки и цели?
2. Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка.
3. Какие типы экономических эффектов возникают при создании таможенного союза?
4. От чего зависит рост или падение общего уровня благосостояния в результате создания таможенного союза?
5. В силу каких закономерностей интеграция в большинстве случаев ведет к общему росту благосостояния участвующих в ней стран?
6. Назовите основные этапы развития ЭС.