Регулирование международных миграционных процессов

Рассмотренные выше негативные по­следствия международной миграции рабочей силы и высо­кий уровень нелегальной миграции вызывают необходи­мость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

Государственная миграционная политика— это целенап­равленная деятельность государства по регулированию про­цессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабо­чей силы призвано защищать интересы трудящихся-миг­рантов, национальных работников, а также должно обеспе­чивать взаимную защиту интересов самих стран − экспортеров и импортеров рабочей силы

Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

1. Политика, базирующаяся на ограничении срока пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции.

При ограничении срока пребывания в стране члена семьи иммигранта не имеют прав на въезд.

2. Политика, разрешающая пребывание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Выбор той или иной формы иммиграционной политики государства зависит от экономической ситуации в стране, состояния национального рынка труда, демографической ситуации.

Иммиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

- Качественные требования к иностранной рабочей силе: наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США – 5 лет.

- Введение возрастного ценза для въезжающих. В Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет, в Швеции и Норвегии возраст буровиков-нефтяников ограничен 20-40 годами.

- Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.
Например, фирмы Швеции и Норвегии проводят предварительное
медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов.

- Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

- Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

- Ограничение времени работы в стране: в Норвегии разрешение на временную работу выдается на срок не более 1 года, в Зимбабве – на срок не более 5 лет.

- Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

- Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы миграции.

- Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-иммигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

- стимулирование трудовой миграции;

- ограничение трудовой миграции;

- создание новых условий для реэмиграции;

- создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

- жёсткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся
вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и
юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных
жизненных условий для эмигрантов;

- лимитирование выдачи заграничных паспортов; запрет (прямой или косвенный) на въезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

- проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

- проведение таможенной политики, предусматривающей
таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов.
Например, в Бангладеш правительство разрешает реэмигрантам ввозить в страну по льготным тарифам более 40 наименований изделий;

- разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

- выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на
постройку и приобретение жилья;

- выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения об использовании труда мигрантов и их социально-экономических правах; деятельность международных экономических организаций, таких как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и другие.

Выводы

Международное разделение труда как высшая ступень развития
общественного территориального разделения труда между странами,
предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной трудовой миграции.

Международная миграция – явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки между-народных мигрантов вообще не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно объемы международного перемещения этого важнейшего фактора производства представляется довольно-таки сложным делом.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Мировой рынок труда складывается из экспорта и импорта рабочей силы образующих миграцию рабочей силы.

Внешняя миграция рабочей силы − перемещение населения через государственную границу для работы по трудовому контракту с работодателем другой страны.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства.

Для любого государства, в котором имеют место процессы эмиграции и иммиграции, важно наладить периодический мониторинг данных, характеризующих количественные и качественные стороны этих процессов и прежде всего квалификационный состав тех, кто въезжает и кто выезжает из страны. Это поможет объективно оценивать последствия миграции для развития национальной экономики, вовремя выявлять неблагоприятные тенденции.

Институты, призванные профессионально заниматься управлением в этой области государственной деятельности, должны постоянно отслеживать миграционные потоки, добиваться равновесного притока квалифицированного труда и прямых иностранных инвестиций.

Чрезмерный приток преимущественно неквалифицированного и дешевого труда неизбежно приводит к замещению капитала трудом и оттоку капитала из национальной экономики, снижению темпов и качества экономического роста и среднего уровня оплаты труда. К тому же это ведет к увеличению нагрузки на государственный бюджет и, как следствие, к необходимости увеличивать налоги. Реэммиграция же, как правило, повышает качество труда в странах-экспортерах и в странах-импортерах.

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграция и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика – это политика госу-дарства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны и в нее. Различают как эмиграционную, так и иммиграционную политику государства.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя двусторонние и многосторонние между-народные соглашения об использовании труда мигрантов и их социально-экономических правах, а также деятельность международных экономических организаций, таких как Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация по миграции и другие.

Вопросы для повторения.

9. Раскройте понятие термина «международный рынок рабочей силы».

10. Укажите основные тенденции на международном рынке рабочей силы.

11. Что представляет собой международная миграция рабочей силы? Назовите основные ее виды.

12. Назовите основные центры трудовой миграции.

13. В чем особенность России как центра притяжения рабочей силы?

14. Назовите основные факторы, определяющие миграцию рабочей силы.

15. Перечислите последствия миграции рабочей силы для стран эмиграции.

16. Укажите последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции.

17. Что представляет собой государственная миграционная политика?

18. Назовите особенности международной миграции на современном этапе.

Наши рекомендации