Структура международного рынка услуг
Мировой рынок услуг, представляет собой сферу обмена услугами между странами и является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления.
Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удов-летворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме. Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.
В последние годы рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на между-народную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62-74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63-75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок. На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.
В динамику развития рынка услуг небольшую поправку внес миро-вой финансовый кризис 2008-2009 г. Мировая торговля услугами, играющая все более важную роль в экономике и в деятельности ВТО, развивалась в 2010 году медленнее, чем торговля товарами. Мировой экспорт коммерческих услуг после сокращения на 12% в 2009 году вырос на 8% – до 3670 млрд. долл., не дотянув до предкризисного уровня. Под влиянием роста международного товарооборота существенно вырос объем транспортных услуг: на 14% – до 783 млрд. долл. На 8% – до 936 млрд. долл. выросли доходы от международного туризма. Мировая торговля другими видами услуг, и прежде всего финансовыми, увеличилась лишь незначительно.
Менее утешительная картина наблюдалась в российской торговле услугами. Их экспорт возрос на 6% – до 44 млрд. долл., а импорт на 18% – до 70 млрд. долл., что привело к дефициту в 26 млрд. долл. По данным ВТО, Россия занимала лишь 23-е место в мире по экспорту услуг и 16-е по их импорту, или соответственно 12-е и 9-е места, если не учитывать взаимную торговлю внутри Европейского союза.
Международная торговля услугами имеет такие характерные признаки как: неосязаемость, невидимость, неразрывность производства и потребления, неоднородность и изменчивость качества, неспособность услуг к хранению. Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг, торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации. В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей.
Появлению и развитию рынка услуг логически и исторически пред-шествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция товаропроизводителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок − рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают информационные, консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, маркетинге и распределении товаров способствуют интернационализации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса − повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга.
Помимо высоких темпов развития, международный рынок услуг отличает значительное расширение номенклатуры услуг к началу XXI века. Сегодня используется классификация ГАТТ / ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса, услуги делятся на 11 видов. Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:
1. факторные виды − платежи, возникающие в связи с между-народным движением капиталов, рабочей силы, технологий;
2. нефакторные услуги − остальные виды услуг (транспорт, туризм, и пр.).
В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы.
По способам доставки услуги классифицируются на:
- услуги связанные с инвестициями – финансовые, туристические;
- услуги, связанные с торговлей – транспортные и сопутствую-щие;
- услуги, связанные с инвестициями и торговлей – бизнес услуги, связь, строительство, инжиниринг, компьютерные и информационные, культурные услуги.
В настоящее время регулирование международной торговли услугами осуществляется на различных уровнях. Для каждого из них существует несколько организаций с соответствующим кругом проблем.
Примерами таких организаций могут служить ВТО (Всемирная туристическая организация), ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация). Эти межправительственные организации, как видно из их названий, занимаются регулированием деятельности в определенной отрасли. Например, ИКАО определяет единые правила полета и эксплуатации воздушного транспорта и зданий, связанных с их деятельностью, а Всемирная туристическая организация разрабатывает нормы, которым должны соответствовать гостиницы, рестораны и т. д. Иногда заключаются двусторонние соглашения между двумя странами.
Если говорить о мировом уровне, то долгое время это было сферой компетенции Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
В 1986 г. в Пунта дель Эсте страны договорились об обсуждении проблем торговли услугами на международном уровне. В результате приняли специальное соглашение – ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). В январе 1995 г. вступило в действие Соглашение об учреждении ВТО и Генеральное Соглашение по торговле услугами легло в основу функционирования ВТО. ГАТС состоит из трех частей:
1) рамочное соглашение, которое определяет общие правила торговли услугами;
2) специальные соглашения. Они применяются по отношению к определенным сервисным отраслям;
3) список обязательств национальных правительств, которые представляют собой меры по снижению и снятию ограничений в сервисных отраслях.
Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг.
Международный туризм
Туризм занимает значительное место в международных отноше-ниях. Около 1 млрд. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
Международный туризм − это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров тури-стского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.
Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства.
Международный туризм развивается по мере повышения уровня благосостояния людей, культуры и образования, увеличения свобод-ного времени.Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.
В 2009 г. на фоне мирового финансового кризиса, рынок междуна-родного въездного туризма сократился на 4,2 % и падение составило до 880 млн. прибытий во всем мире. Однако в 2010 глобальный сектор туризма вырос примерно на 5,5 %. в 2011 году ожидается рост рынка туризма еще на 4,5 %, табл. 9.1. (источник UNWTO).
Таблица 9.1