Агропромышленный комплекс в мировой экономике
Сельское хозяйство − вторая ведущая отрасль материального произ-водства. Это древнейшая и наиболее распространенная отрасль. Здесь занято около 1 млрд. чел. (СНГ – 20 млн., страны Центральной и Восточной Европы – 12 млн. чел., развитые страны – 22 млн. чел., Китай 450 млн. чел., развивающиеся страны около 600 млн. чел.) Сельское хозяйство делится на 2 большие группы:
- товарное с/х – интенсивное земледелие и животноводство, включая садоводство и огородничество, а также экстенсивное земледелие парового и пастбищного типа;
- потребительское с/х – более отсталое плужное и мотыжное земледелие, собирательство, охота и рыболовство, кочевое скотоводство.
В экономически развитых странах преобладает товарное сельское хозяйство. Оно достигло предельно возможного уровня химизации и механизации. В настоящее время в развитии сельского хозяйства важную роль приобретает микроэлектроника и биотехнологии. Идет «Зеленая революция» – включает вывод высокоурожайных сортов, орошение и применение современной техники, удобрений и средств защиты растений, ведущих к росту производства продуктов питания. В развивающихся странах представлены оба типа сельского хозяйства, но преобладает традиционное потребительское (или мелкотоварное) сельское хозяйство. Традиционный сектор представлен сотнями миллионов мелких наделов, продукции с которых хватает в основном на пропитание крестьянкой семьи. Господствует примитивное земле-делие, при котором основными орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Не менее 20 млн. семей ведут подсечно-огневое земледелие. Вместе с тем во многих развивающихся странах сложился высокотоварный сектор, представленный плантациями некоторых тропических и субтропических культур (кофе, какао, чай, натуральный каучук, бананы, сахарный тростник, бананы и др.), но плантационный сектор ориентирован скорее на экспорт, чем на внут-ренний рынок.
По доле занятых в этой отрасли среди ЭАН или по доле сельскохозяйственной продукции в ВВП судят об общем уровне развития экономики страны. На основании данных показателей различают аграрные, индустриальные, индустриально-аграрные, постиндустриальные страны. Когда-то доля сельского хозяйства в ВВП многих стран мира была не просто преобладающей, но достигающей таких величин, как 60-80%. Сегодня в развитых странах доля сельскохозяйственной продукции в ВВП колеблется в пределах 2-10%, а уровень занятых – 2-5%. Например, в США доля сельского хозяйства составляет 1% ВВП, в отрасли задействовано 4% ЭАН при этом страна производит такой гигантский объем сельскохозяйственной продукции, который позволяет удовлетворять потребности не только почти 300 млн. американцев, но и еще 100 млн. чел. за рубежом, поскольку США являются крупным экспортером продукции. В России доля сельского хозяйства в ВВП составляет 5%, а доля занятых в отрасли – 14%.
В 60-70-е годы ХХ в. в мировом сельском хозяйстве (сначала в наиболее развитых капиталистических странах, прежде всего в США) начался технологический сдвиг, который получил название «агро-промышленная интеграция». Агропромышленная интеграция является новой формой объединения предприятий, отличной от объединений в промышленности и сфере услуг, ее главная особенность состоит в ее межотраслевом характере, в том, что она означает организованное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличаю-щихся отраслей экономики − промышленности и сельского хозяйства. Агропромышленная интеграция – организационное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики − промышленности и сельского хозяйства. Агропромы-шленная интеграция меняет специ-фический характер сельско-хозяйственного производства (подверженность природно-клима-тическим факторам, трудность предварительного планирования, прогнозирование веса и объема производимых овощей, фруктов и других сельхозпродуктов), включая сельское хозяйство в общий процесс промышленного производства. Интеграция отражает реально установившуюся в обществе взаимозависимость сельскохозяйствен-ного и промышленного производства и в то же время еще больше усиливает эту взаимозависимость, создавая экономический, коммерчес-кий механизм, стабильно обеспечивающий промышленность сельско-хозяйственным сырьем.
Агропромышленная интеграция логически и исторически ведет к созданию агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс (АПК) − это сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей, спаянных интеграционными, т.е. тесными, стабильными, долговременными производственными и коммерческими связями, основывающимися на отношениях собственности. АПК − объединение сельскохозяйственных и промышленных предприятий или отраслей, основанное на отношениях собственности или договорах и охватывающими всю агропромышленную цепь: производство средств производства для сельского хозяйства, их транспортировку, производство исходных сельхозпродуктов, их хранение, транспортировку, переработку и сбыт готовых продуктов.
Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освобо-дившихся стран и их экономической зависимости от Запада.
Агропромышленный комплекс (АПК) относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства. АПК − самый крупный из основных (базовых) комплексов в мировой экономике страны.
К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья. В АПК входят три крупные сферы отраслей.
Первая сфера АПК − тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для пищевой промышленности; агрохимия (производство минеральных удобрений и микробиологическая промышленность); комбикормовая промышленность; система материально-технического обслуживания сельского хозяйства; мелиоративное и сельское строительство.
Вторая сфера − растениеводство, животноводство, рыболовство, лесное хозяйство.
Третья сфера АПК − пищевая промышленность; холодильное, складское, специализированное транспортное хозяйство; торговые и другие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потребителя, включая оптовые рынки, розничную торговлю и общественное питание. К каждой сфере следует также отнести соответствующие отрасли науки и подготовку кадров.
В экономически развитых странах удельный вес сельского хозяйства в структуре АПК занимает относительно меньшее место и по стоимости продукции, и по численности занятых в этой сфере. В развитых странах неуклонно растет доля второй сферы АПК и снижается удельный вес собственно сельскохозяйственного производства. В результате сельское хозяйство США дает 1% ВВП, в нем занято 4% работающих, тогда как весь АПК поставляет 18% ВВП и в нем занято около 20% рабочей силы страны. В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства в структуре АПК значительно выше, чем в странах Запада, что отражает слабое развитие переработки сельско-хозяйственного сырья, в том числе пищевой промышленности. Так, в АПК России занято около 30% работающих, в том числе в сельском хозяйстве – 14%, а доля этой отрасли в ВВП составляет 7%.
Сельское хозяйство практически всех стран мира состоит из двух крупных отраслей: растениеводства (производство полевых культур (рис, рожь, кукуруза, фасоль, горох) и плодовых культур (виноградарство, садоводство, овощеводство, производство тропических культур)) и животноводства (скотоводство, свиноводство, овцеводство, птице-водство, коневодство, верблюдоводство и пр.). В структуре мирового хозяйства доли растениеводства и животноводства примерно равны, но животноводство является преобладающим в странах с развитой экономикой, а растениеводство – в развивающихся. Соотношение между этими отраслями изменяется пользу животноводства. Так, в Швеции и Финляндии на долю животноводства приходится 75-80% валовой продукции сельского хозяйства, в США – около 55%, во Франции – 53%. Исключением являются средизем-номорские страны, в том числе Италия, где данная отрасль производит 40-42% сельско-хозяйственной продукции, что во многом определяется недостаточно благоприятными для животноводства природными условиями.
Сельское хозяйство остается одной из ведущих отраслей материального производства в мировом хозяйстве. В настоящее время в связи с интенсивным воздействием НТП сельское хозяйство переживает период глубокой структурной перестройки. Произошел переход сельскохозяйственного производства на машинную стадию развития: сельское хозяйство превращается в составную часть крупного аграрно-промышленного комплекса.
Земли, используемые в сельском хозяйстве и производящие разнообразную продовольственную продукцию, занимают 35% мирового земельного фонда. Они очень различны по природным свойствам, по способности продуцировать культурные растения или травы, на которых выпасается скот, т. е. по своему агроприродному потенциалу.
Различные размеры массивов земель, находящихся в обработке на материках, зависят не столько от потребностей населения, сколько от агроприродного потенциала территории. Это хорошо видно на примере Азии. На зарубежных территориях Азии, где проживает в настоящее время свыше 3,1 млрд. человек, распахано всего 17% общей площади, поэтому столь низкой оказывается здесь норма душевого обеспечения пашней местного населения.
Если в целом по миру на каждого жителя приходится 0,3 га пашни, то в Азии, где сосредоточен 31% мировой пашни, этот показатель (0,15 га) самый низкий на планете. Иными словами, в Азии 1 га должен прокормить 7 человек. В плотно населенной Европе 1 га кормит уже 4 человека, в Южной Америке − 2,0, в Северной Америке − почти 1,5 человека.
По данным ФАО, за последние 25 лет общая пахотная площадь мира выросла на 140 млн. га, т. е. на 10%. Население же увеличилось боле, чем на 1,3 млрд. человек, или на 40%. Прокормить это население оказалось возможным лишь благодаря интенсивным способам ведения сельского хозяйства: на 82% прирост продовольствия был обеспечен за счет интенсификации сельского хозяйства и лишь на 12% − за счет экстенсивного расширения площади пашни. Обследования и расчеты, проведенные международными организациями, и в первую очередь ФАО, показывают, что целесообразнее внедрять в сельскохозяйственное производство интенсивные технологии вместо освоения низкопродуктивных земель.
Мировое сельское хозяйство вошло в XXI в. с набором огромных достижений и столь же огромных проблем. Трудно, пожалуй, найти другую такую отрасль (группу взаимосвязанных отраслей) мировой экономики, в которой сочетались бы высочайшие достижения научно-технического прогресса и продуктивность с примитивными формами и методами организации хозяйственной деятельности. При этом сохраняются вопиющие различия в доступности к конечной продукции отрасли − продовольствию − и уровнях его потребления в разных регионах, странах и социальных группах.
В прошедшем столетии, несмотря на шестикратный рост объемов сельскохозяйственного производства, его доля в мировом ВВП, уровне занятости и международной торговле неуклонно сокращалась. И в то же время XX в. убедительно показал, что аграрная сфера (и как среда обитания, и как область экономической деятельности) остается основой экономического, политического культурного и нравственного развития практически любой страны мира.
Мировой опыт показывает, что успех в этой области хозяйственной деятельности − результат комплекса факторов. В их числе, как сложившиеся традиции ведения сельского хозяйства, так и грамотная государственная политика по поддержке сельхозпроизводителя через систему закупочных цен, налоги, регулирование кредита и т.д. Именно благодаря такой поддержке сельского хозяйства Западная Европа в послевоенный период смогла не только достичь самообеспеченности по основным видам продовольствия, но и стать его крупным экспортером.
В современном развитии агропромышленного комплекса можно выделить ряд следующих характерных тенденций:
- быстрыми темпами развивается межотраслевая кооперация;
- для современного этапа характерно перепроизводство продуктов питания;
- возрастает роль крупных объединений в сельском хозяйстве;
- растет производство продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения;
- происходит постепенное сокращение используемых сельскохозяйственных земель;
- увеличивается объем производства продукции за счет интенсификации производства под воздействием НТП;
- происходит уменьшение доли продукции сельского хозяйства в ВВП мирового хозяйства;
- изменяется структура потребления сельскохозяйственной продукции в мировом хозяйстве;
- производительность труда в сельском хозяйстве росла быстрее, чем в промышленности: снизилось число занятых в сельском хозяйстве, расширились связи сельскохозяйственной отрасли с другими отраслями экономики;
- возрос уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что повысило производительность и культуру труда в сельском хозяйстве;
- широкое применение удобрений, химических средств борьбы с сорняками и вредителями резко повысило урожайность сельскохозяйственных культур;
- внедрение искусственно созданных высокоурожайных сортов растений и эффективных пород скота повысили рентабельность сельскохозяйственной отрасли.
Со второй половины 90-х годов начался новый этап развития мирового сельского хозяйства, затмевающий по своим масштабам и последствиям такие прорывы XX в., как механизация или «зеленая революция». Речь идет о биотехнологии и новых информационных технологиях. Использование достижений биотехнологии (генетически модифицированных семян, клонирования и т.д.) может привести к серии новых прорывов в росте продуктивности сельскохозяйственных растений и животных, а также к созданию новых продуктов с заданными свойствами, нацеленными на удовлетворение специфических потребностей промежуточных отраслей и конечных потребителей.
Все эти технологические сдвиги существенным образом изменили производительные силы и производственные отношения сельского хозяйства. На протяжении XX в. органически сложилось мировое сельское хозяйство, уже не просто как сумма национальных аграрных экономик, а как единая мировая производственная система, в которой в возрастающей степени начинают применяться общие «правила игры», происходит либерализация международной торговли сельскохозяйственными товарами, чему, в частности, способствует деятельность ВТО. Совершенствованию производительных сил земледелия способствует конкуренция в условиях либерализации и глобализации рынков сельхозпродукции, возрастающая мобильность движения капиталов и вовлеченность даже наименее развитых стран в производство сельхозтоваров на экспорт.
Традиционное сельское хозяйство выступало в качестве, так сказать, вторичного потребителя достижений научно-технического прогресса, которые генерировались другими (наукоемкими) отраслями народного хозяйства. «Новые» сельскохозяйственные производства сами генерируют нововведения путем создания новых продуктов и технологий, эффект от использования которых проявляется в других отраслях.
Сфера услуг
Важнейшая закономерность XX в. − трансформация индустриальной экономики, сменившей в предшествующее столетие многовековое господство аграрной системы хозяйства, в постиндустриальную, или экономику услуг. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека вследствие повышения образовательного и культурного уровня и т.д. последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения далеко за пределы их видов, удовлетворяемых вещным производством.
Совокупное воздействие этих основополагающих причин вызвало на протяжении XX в. существенное изменение пропорций распределения ресурсов и продукции между тремя основными секторами хозяйства. Экспансия услуг в экономике развитых стран на протяжении первой половины XX в. осуществлялась при одновременном относительном расширении индустриального сектора, но более медленном в сравнении с услугами. В США примерно в 50-х годах, а в других западных странах в 60-х произошел перелом этой тенденции, а структура занятости и производства стала меняться в пользу услуг за счет перемещения в эту сферу работников не только из сельского хозяйства, но и из индустриального сектора. Вступление западных стран в новую, постиндустриальную стадию и в экономику услуг можно, таким образом, датировать серединой XX в., хотя и с неизбежно высокой степенью условности.
Становление экономики услуг − универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительность труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX – началу XXI в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%. Анализ секторальной структуры мирового хозяйства, как и многих других его аспектов, вскрывает глубокую диспропорцию в распределении продукции отраслей услуг среди стран мира: в конце века 80% мирового ВВП, произведенного в этой сфере, приходилось на страны с высоким уровнем душевого дохода. И еще выше степень концентрации в этой группе стран производства высокотехнологичных наукоинтенсивных видов услуг. В группе ведущих стран доля услуг в ВВП варьирует в пределах 2/3-3/4.
Растет удельный вес финансово-кредитной сферы, услуг, здравоохранения, образования, культурно-рекреационных учреждений. Одновременно остается на прежнем уровне доля торговли. Одной из динамичных форм обмена услугами является международный туризм.
По уровню развития сферы услуг страны мира подразделяются на три группы: с высоким уровнем развития сферы услуг (развитые страны), со средним уровнем развития сферы услуг (новые индустриальные и страны с переходной экономикой), с низким уровнем развития сферы услуг (развивающиеся страны).
Примечательна заметная дифференциация по степени развития сферы услуг в группе ведущих стран. Несомненным лидером в ее становлении и прогрессе на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля США в ВВП вещной сферы составляет 30%), эта страна прокладывает путь для стран-последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного движения − в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий. Вслед за лидером идет Великобритания, и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и особенно в Японии в большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это обстоятельство расценивается экспертами как немаловажная причина сравнительно серьезных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия. Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.
За прошедшие сто лет кардинально преобразилась и сама сфера услуг. В начале века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО), от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.
Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства, а в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции во многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет по нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудовые функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и т.п. персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства и товаров, и услуг многократно разветвляются и усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, в вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупной статьей общих производственных издержек.
Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. В США численность занятых в этой группе увеличилась с 386 тыс. в 1929 г. до 1 млн. в 1950 г. и до 11,5 млн. в 2000 г. Быстро развивается этот блок услуг и в других странах. Его динамизм определяется содержанием деятельности, критически важным с позиций развития современной экономики, основанной на знании, и национальной конкурентоспособности. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т.д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса − производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес - услуг − по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.
К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.
Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим. Благодаря научно-техническому прогрессу, росту жизненного и культурного уровня населения, расширению государственных социальных программ в крупнейшую во всех странах отрасль выросла сфера здравоохранения. В начале нового столетия в здравоохранении США насчитывалось более 10 млн. работающих, или больше половины всех занятых в обрабатывающей промышленности.
Столь же крупные позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Следует, однако, отметить, что динамика социальных отраслей подвержена сильному влиянию демографического фактора, бюджетной политики государства и в долговременном аспекте отличается довольно заметным перепадом темпов. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, клубной деятельности самого разного профиля.
Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. Активное включение Интернета в систему межотраслевых связей и контактов производства с конечными потребителями может вызвать оживление в этих отраслях за счет сбыта дополнительных масс товаров, в том числе и по внешнеторговым каналам. Пока же в одних странах позиции транспорта и торговли в общей хозяйственной структуре продолжают расширяться, в других они стабильны или даже сокращаются. Примерно такая картина наблюдается и в таких зрелых и крупных отраслях, как гостиничное хозяйство и автомобильный сервис.
О сравнительной динамике крупных отраслевых групп сферы услуг в длительной ретроспективе можно судить по статистическим данным, относящимся к США. С 1929 по 2001 г. численность работающих в хозяйстве США увеличилась в 2,9 раза, в сфере услуг − в 4,6 раза. По отраслям этот показатель составил: транспорт − 1,5 раза; оптовая торговля − 4,1; розничная торговля − 3,5; рекреационные услуги − 5,5; финансовые − 5,0; деловые и профессиональные − 30,0; государственный сектор, включая услуги образования и здравоохранения, − 6,0; бытовые − 1,9 раза. Статистика улавливает и процесс перемещения услуг из домашнего хозяйства в коммерческий сектор: численность домашней прислуги за эти годы сократилась с 2,3 млн. человек до 833 тыс. человек.
В отраслевой картине динамики услуг за длительный отрезок времени прослеживается сдвиг в направлении сложных услуг, в наибольшей степени отвечающих в каждый данный период требованиям развития производства, общества, человека. В последнюю треть прошлого века набирает силу комплекс наукоинтенсивных отраслей − телекоммуникации, информационно-компьютерные и другие деловые и профессиональные услуги. В сочетании с инновационными промышленными отраслями они образуют ныне движущее ядро хозяйства развитых стран. В США доля услуг в высокотехнологичном инновационном комплексе оценивается примерно в 1/3. Устойчив перелив в долговременном плане общественных ресурсов в услуги социальной и гуманитарной ориентации, формирующие самого человека и как личность, и как участника производства: в образование, медицину, различные виды обслуживания свободного времени населения.
Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей, Этот процесс, довольно медленный на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-техни-ческий прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС. В системе этих мер весьма рельефно выражено усиление акцентов на рынки услуг, особенно после вступления в действие в 1995г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Целями ГАТС провозглашены установление общих для всех участников правил и норм торговли услугами, либерализация торгового режима на мировом рынке.
Не менее сильным акселератором интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках. На этой основе интенсивно встраиваются в систему внешнеэкономических связей не только телекоммуникации, финансовые, деловые и профессиональные услуги, но и такие прежде иммобильные виды деятельности, как образование, медицина, рекреация и культура.
С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.
Анализ долговременных тенденций во внешнеэкономической системе, как, впрочем, и многих других аспектов сферы услуг, крайне осложняется неразработанностью методологических подходов и крупными пробелами в статистической базе, несопоставимостью имеющихся данных во времени и по странам, дефектами классификации внешнеторговых статей и т.п. Но в последнее десятилетие эта ситуация заметно меняется: оживление внешней торговли услугами, как и деятельности страновых и международных организаций по расширению и упорядочению информационной базы позволяют с достаточной степенью достоверности и надежности судить о происходящих процессах.
Взаимодействие отмеченных выше факторов в сочетании с преобразованиями в самой сфере услуг и во всем хозяйстве обусловили быструю экспансию трансграничной торговли услугами. Только за последнее десятилетие прошлого века мировой экспорт услуг вырос с 754 до 1400 млрд. долл., а его доля в объеме экспорта товаров и услуг увеличилась соответственно с 18,5 до 20%.
Рост объемов внешней торговли сопровождается изменениями ее структуры. Хотя традиционно крупными статьями остаются транспорт и поездки (1/4-1/3 мирового экспорта услуг каждая), их неуклонно теснят «новички» — информационные, финансовые, деловые и другие, доля которых в экспорте только с 1990 по 2000 г. выросла с 37 до 44%. Показательны различия в динамике внешней торговли услугами в странах Большой семерки, доминирующих на рассматриваемом рынке. Среднегодовой темп прироста экспорта всех услуг за 1995-2000 гг. составил 3,3%, тогда как компьютерно-информационных − 15,5, финансовых − 13,7, коммуникационных − 7,9, страховых − 6,6, деловых − 5,9%. Экспорт услуг туризма возрастал на 3,3%, а транспорта − сокращался на 0,5%. В структуре импорта также первенствовали компьютерно-информационные и деловые услуги.
Позиции услуг во внешнеторговых потоках растут во всех группах стран − богатых, бедных, со средним уровнем развития. Но доминирующее положение на внешних рынках услуг, как и в их производстве, занимает небольшая группа высокоразвитых стран, причем в торговле услугами оно выражено сильнее, чем на товарных рынках. В конце века на долю этих стран приходилось 79% мирового экспорта и 76% импорта услуг. Лидерство в торговле услугами безоговорочно принадлежит США. Занимая 1/5 всего мирового рынка, опираясь на высокий уровень развития этой сферы и прежде всего «продвинутых» отраслей, на емкий и открытый внутренний рынок, первенство в области ИКТ, эта страна во многом определяет объемные, динамические, структурные, ценовые и качественные параметры отраслевых рынков и общие условия реализации. США в полной мере используют во внешней торговле ценовые, а главное существенные неценовые преимущества перед соперниками − по технологическому уровню, качеству, имеющие критическое значение для исхода конкурентной борьбы на данных рынках.
В последние два-три десятилетия XX в. и в начале XXI века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2000 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд. долл. и составила в США 101 млрд. долл., Италии, Франции, Испании 27-31 млрд. долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг − физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы. Иностранная рабочая сила в развитых странах заполняет немалую и растущую часть общего спроса на те или иные услуги. В массовом порядке в ряде стран на временную работу привлекаются иностранные программисты, ученые, администраторы, консультанты, преподаватели, медики, а также неквалифицированные работники многих специальностей. При этом отчетливо прослеживается поляризация потоков иммигрантов: профессионалы оседают в высокотехнологичных услугах, работников низкой квалификации занимают на непрестижных операциях.
Производители услуг встраиваются в глобальное пространство и посредством быстро набирающей силу практики так называемых «невидимых» связей и отношений между хозяйственными субъектами разных стран. Это − не основанные на собственности межстрановые кооперационные соглашения фирм, их разного рода партнерства, реализация совместных производственных, сбытовых, научно-исследова-тельских и других программ и проектов.
Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству, и барьеры в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В новом столетии можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким научным содержанием.
Минувший XX век охарактеризовался впечатляющими по динамизму процессами поступательного движения отраслей услуг. Если в его начале эта сфера ассоциировалась с немногими видами деятельности, зачастую находившимися в зачаточном состоянии, то в конце оформилась в крупный многоотраслевой сектор, составляющий костяк постиндустриальной экономики. Вместе с XX в. окончательно ушли в прошлое довольно распространенные в свое время представления об услугах как о вспомогательных видах деятельности, отвлекающих, якобы, ресурсы от материального производства, своего рода «отстойнике» для работников низкой квалификации и образования, вытесняемых из