Преимущества и противоречия глобализации
Мирохозяйственных связей
Глобализация рынков и мировой экономики в целом выступает объективной тенденцией развития, которой в ближайшей перспективе, видимо, нет другой реальной альтернативы. Однако она − не линейный, а очень противоречивый, неравномерный процесс, постоянно меняющий свои конкретные формы, методы и механизмы реализации, проявления.
Опыт последних десятилетий показывает, что динамичное развитие мирохозяйственных связей существенно модифицирует процессы воспроизводства в рамках национальных границ, изменяя объем ресурсов, используемых саранами, и преобразуя их материально-вещественную форму. Под давлением иностранной конкуренции в открытых рыночных хозяйствах происходит структурная перестройка: свертываются нежизнеспособные или приходящие в упадок производства, развиваются передовые отрасли. Одновременно осуществляются техническая модернизация, внедряются новые формы организации хозяйственной деятельности, совершенствуются методы управления. Активное втягивание в международное разделение труда заставляет снижать издержки, повышать производительность труда, поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности.
Усиливающаяся интернационализация хозяйственной жизни создает предпосылки для расширения международной дифференциации современных видов продукции, технологий, производственных, процессов и систем, патентов, «ноу-хау», маркетинга и менеджмента, иначе говоря, для распространения на земном шаре экономических, экологических и иных стандартов постиндустриального общества.
Интенсификация трансграничного перемещения производственно-технологических, финансовых и интеллектуальных ресурсов ведет, таким образом, с одной стороны, к их более эффективному перерас-пределению и использованию в масштабах планеты, ускорению развития национальных экономик.
С другой стороны, либерализация рынков и усиление взаимо-зависимости национальных хозяйственных систем несут неодинаковый эффект развитым и развивающимся странам, которые заметно различаются по наличию производственных факторов конкурентоспособности. Первые, будучи структурно-избыточными, находят в мировом хозяйстве применение своим излишкам и увеличивают степень своего контроля над мировыми производственными ресурсами и, как следствие, над своим долгосрочным доходом. Вторые, являясь структурно-дефицитными, получают возможность наиболее рационально задействовать свои неиспользуемые ресурсы и провести структурную перестройку экономики в целях повышения производительности и доходов.
Сторонники глобализации, основываясь на теории соотношения факторов производства, указывают, что в развивающихся странах де-фицит капитала и излишки трудовых ресурсов позволяют получать более высокую норму прибыли. Поэтому, по их мнению, устранение препятствий для перелива капитала ускоряет его перемещение из развитых в развивающиеся страны. Это в свою очередь влечет за собой увеличение темпов роста экономики и доходов на душу населения в абсорбирующих капитал странах. Иными словами, глобализация дает импульс к сокращению разрыва в доходах между различными группами стран, помогает догоняющим странам в определенной мере подтягиваться к экономическим лидерам.
Оппоненты сторонников глобализации утверждают, что прибыль на капитал в развитых странах остается выше, чем в развивающихся. Этому способствуют масштабные вложения в развитие человеческого потенциала (образование и подготовку кадров), использование эффекта масштаба, постоянная инновационная активность и некоторые другие факторы, действующие в промышленном ядре мирового хозяйства следовательно, капитал перемещается не из развитых стран в развивающиеся, а в противоположном направлении. Экономический рост в развивающихся странах тормозится гигантской внешней задолженностью, серьезно ограничивающей импортные возможности, ухудшением «условий торговли» для стран-экспортеров сырья, ограниченностью спроса со стороны промышленно развитых стран на экспортную продукцию остального мира. Последствия глобализации в связи с этим оцениваются ими негативно.
Еще более резко оцениваются последствия глобализации в странах развивающегося мира. Их политики и экономисты утверждают, что либерализация торговли, гарантии экспортерам капитала и защита прав интеллектуальной собственности дают выигрыш только немногим богатым странам и ведут к увеличению разрыва в технико-экономическом развитии между Севером и Югом. Столь же жесткую характеристику современному глобальному экономическому развитию дают некоторые отечественные исследователи. Так, например, М. Афанасьев отмечает, что глобализация ведет к возникновению мировой конкуренции, создающей заведомые преимущества для стран «золотого миллиарда». «Третий» и «четвертый» миры не могут предложить Западу ничего, кроме самобытной культуры.
Беднейшие страны заявляют, что они не только не могут позволить себе расширить рамки либерализации, но хотели бы затормозить темпы введения в действие достигнутых ранее договоренностей. Отчасти это связано с тем, что, хотя развивающиеся страны снизили барьеры на пути проникновения на их рынки промышленного импорта из развитых стран, Запад не торопится выполнять свои обязательства по либерализации импорта из развивающихся стран, прежде всего, сельскохозяйственной и текстильной продукции, это противоречие ярко демонстрирует неудачи в рамках Доха-раунда переговоров в рамках ВТО.
Полярность оценок глобализации свидетельствует о неравномерном, ассиметричном распределении по планете ее положительного эффекта. Преимущества глобализации, по существу, никак не проявляются в беднейших, в первую очередь наименее развитых странах (48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока), технико-экономическое и социальное отставание которых от мирового промышленного авангарда продолжает увеличиваться. Результат этого - сохранение экономической поляризации мира, усиливающей напряженность в отношениях между Севером и Югом.
Очевидно, например, что углубление международного разделения труда и растягивание воспроизводственных цепочек по планете в результате глобализации привело к рассредоточению воспроизводственных проблем и диспропорций по широкой территории, переносу их из центров мирового хозяйства на периферию.
В процессе интегрирования в мировую экономику с проблемами адаптации сталкиваются развивающиеся и постсоциалистические страны. Опасность для них состоит в том, что в условиях снижения роли государств в регулировании мирохозяйственных связей уменьшаются возможности защищать себя от деструктивных сил рыночной стихии, экспансии могущественных конкурентов, массированных оттоков иностранного капитала, разрушительных финансовых и экономических кризисов.
«Неудобства» глобализации все чаще ощущают и промышленно развитые страны. Втягивание в мировое хозяйство регионов с дешевыми трудовыми ресурсами, эмиграция рабочей силы из бедных в более богатые страны уже оказывают давление на уровень доходов в странах Запада, что проявляется в снижении вознаграждения за проделанную работу в США и высоком уровне безработицы в Европе.
Усиление взаимозависимости национальных хозяйств делает их более уязвимыми в случаях возникновения кризисных процессов на отдельных мировых товарных и финансовых рынках. У затронутых ухудшением ценовой конъюнктуры стран сокращаются экспортные доходы, с неблагополучных в финансовом отношении национальных рынков быстро и в широких масштабах уходит иностранный, прежде всего спекулятивный, капитал. Вследствие этого втянутые в кризис страны сталкиваются с трудностями в обслуживании своих внешних долгов, вынуждены прибегать к новым заимствованиям, отягчающим их долговое бремя, а также ограничивать импорт, что в совокупности сдерживает их экономический рост.
Достаточно показательны в этом плане последствия валютно-финан-сового кризиса, разразившегося в середине 1997 г. в Юго-Восточной Азии. В 1998 г. кризис поразил Россию, существенно задел страны СНГ, затронул Румынию и Чехию, а затем ударил по Бразилии.
Экономические кризисы 1997-1998 и 2008гг. свидетельствуют о том, что глобализация экономики имеет одним из эффектов усиление неустойчивости системы международных хозяйственных связей. В условиях открытости на циклические колебания конъюнктуры могут накладываться сбои хозяйственной жизни, спонтанно возникающие в отдельных странах, которые к тому же способны выходить за пределы национальных границ. Они могут приобретать достаточно широкие масштабы и негативно воздействовать на воспроизводственные процессы во всем мировом хозяйстве. Распространение этих кризисов в прилегающие регионы, на континенты их локализации и в другие части планеты вынуждает, с одной стороны, отдельные государства принимать меры для ограждения своей экономики от инфекции финансово-экономических потрясений, в первую очередь, повышать протекционистские барьеры и применять антидемпинговые процедуры, т. е. действовать вопреки императивам глобализации.
С другой стороны, повышение вероятности перерастания локальных спадов в глобальные заставляет основных участников мировой хозяйственной деятельности осознать необходимость коллективных усилий по предотвращению вспышек кризисов и вести поиск новых форм международной координации антикризисных мероприятий. Промышленно развитые страны вынуждены согласовывать оказание финансовой помощи странам, пострадавшим от кризисов, создавать консультативные структуры, которые должны прогнозировать развитие ситуации на глобальном рынке и вырабатывать превентивные меры, способные нивелировать ее ухудшение. Согласованные рекомендации уже вырабатывают такие нарождающиеся структуры, как «форум финансовой стабильности» стран «семерки», «глобальная финансовая архитектура» под эгидой международных организаций, группа С 20 с участием стран «семерки», России, Китая и других стран.
Рост интернационализации хозяйственной жизни, следовательно, не только открыл перед мировым сообществом дополнительные возможности ускорения развития, но и породил новые сложные проблемы, не поддающиеся решению вне согласования на наднациональном уровне. Иными словами, неустойчивость системы мирохозяйственных связей вызывает потребность усиления международного взаимодействия в разработке устраивающих большинство ее участников условий осуществления экономического сотрудничества. Поэтому, в самых различных кругах мирового сообщества от политических до научных – активизируется поиск наиболее оптимальных моделей регулирования мирохозяйственных связей.