Глава 3. Теория спроса и предложения
3.1. Спрос на товарном рынке
Из предыдущей главы известно, что наибольшим признанием в мировой экономической науке пользуется двухфакторная модель цены, разработанная представителями неоклассической школы. Рыночная цена товаров определяется, по их мнению, взаимодействием спроса и предложения на конкурентном рынке. Эта концепция цены предполагает рассмотрение вопросов поведения потребителей, определяющих спрос на товарном рынке, и производителей, определяющих предложение товаров.
Экономисты используют термин спрос D для обозначения желания и способности людей покупать товары. Основным фактором, влияющим на его величину, является цена товара. Величиной спросаназывается то количество товаров QD, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене P. На любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Она называется законом спроса: QD = f (P). Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшения при ее повышении.
Зависимость QD от Р представлена на рис. 3.1 в виде графика, называемого кривой спроса. На экономических графиках традиционно аргумент откладывается на оси ординат, а функция - на оси абсцисс. Спрос обозначен кривой DD, а его величина – точками A, B, С на этой кривой. Изменение величи-ны спроса происходит в резуль-тате изменения цены товара и показывается на графике переме-щением точки по кривой спроса. Изменение спроса, происходящее в результате действия неценового фактора, называется сдвигом кривой спроса. Отрицательная зависимость величины спроса от цены объясняется теориейпотребительского поведения, которая обосновывает закон спроса и вид кривой спроса. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т. е. собственных денежных доходов. Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости (полезности). Для понимания поведения покупателя на рынке следует учесть некоторые закономерности процесса потребления. Во-первых, большая часть потребностей человека постепенно насыщается по мере использования товара. Во-вторых, переход к полному удовлетворению потребности происходит не внезапно, а через многочисленные ступени. Если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага.
Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельная полезность, т. е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней единицей товара. Используя это понятие, немецкий экономист-математик Г. Госсен (1810-1859) сформулировал два закона потребительского поведения, получивших впоследствии его имя.
Суть первого закона Госсена, известного как закон убывающей предельной полезности, в том, что по мере увеличения количества потребляемого товара Q его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Убывающая предельная полезность MU представлена на рис. 3.2.
Второй закон Госсена, названный P
законом максимума полезности,
применим в основном для случая, когда MU
потребитель выбирает из некоторого
набора благ при ограниченном времени
их потребления. Суть данного закона в
том, что максимум полезности от
потребления набора благ достигается Q
лишь тогда, когда предельные полез-
Зности каждого из дополнительно по- Рис. 3.2
требляемых благ уравниваются:
Теория потребительского поведения рассматривает также категорию ресурсных ограниче-ний и возможностей денежного дохода, определяющего платеже-способность покупателя. Ограни-ченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потре-бление, называют бюджетными ограничениями. График функции бюджетного ограничения пред-ставлен на рис. 3.3. Линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательской способности при данном доходе. Ее называют линией бюджетных ограничений ММ. Любая точка на линии бюджетных ограничений – это выбор вариантов товарных наборов, который отражает то, как потребитель распределил свой личный бюджет. С – точка недоиспользования личного дохода, D – точка заимствования денег.
Положение и наклон линии бюджетных ограничений определяются также уровнем товарных цен. Снижение общего уровня цен увеличивает платежеспособность покупателя и перемещает линию бюджетных ограничений вправо, а повышение цен уменьшает спрос и смещает линию влево. В этом проявляется так называемый эффект дохода, воздействующий на отрицательный наклон кривой спроса, представленной на рис. 3.1.
В свою очередь изменение цен на однородные товары-субституты также влияет на рыночный спрос на каждый из них – так проявляется эффект замещения.
Таким образом, характер закона спроса и отрицательный наклон кривой спроса объясняются следующими ценовыми факторами:
1. Убывающая предельная полезность. При увеличении числа поку-
паемых товаров предельная полезность последнего из них убывает (первый закон Госсена). Поэтому потребители покупают дополнительные единицы товара лишь при снижении цен на него.
2. Эффект дохода.Снижение товарных цен приводит к увеличению
покупательной способности имеющегося дохода потребителя. Поэтому он в состоянии купить большее количество данного товара, чем прежде, не отказывая себе в приобретении других товаров.
3. Эффект замещения. Потребители склонны покупать более деше- вые товары вместо аналогичных более дорогих. Следовательно, если на один из товаров-субститутов снижается цена, то он «вытесняет» с рынка относительно более дорогие товары.
Закон спроса выражает предпочтение не только индивидуального потребителя. Если просуммировать индивидуальный спрос всех покупателей, то получится общий рыночный спрос. При его формировании кривая спроса DD может принимать различные конфигурации.
На рыночный спрос влияет также ряд неценовых факторов:
1. Денежные доходы потребителей и их изменение. Если доходы
увеличиваются и покупатели могут приобретать больше товаров, то каждой неизменной и даже возможной цене товара будет сопутствовать большая величина спроса. Следовательно, на графике произойдет сдвиг кривой спроса вправо из положения DD в положение D1D1 (см. рис. 3.1). Если доходы уменьшаются, то кривая спроса сместится влево в положение D2D2. Таким
образом, сдвиг кривой спроса – это смещение ее влево или вправо, независимо от колебания рыночных цен. Для каждого уровня потребительских доходов существует своя кривая спроса. Чаще всего при росте потребительских доходов спрос на товар растет. Экономисты называют этот товар нормальным. Однако существуют и такие товары, спрос на которые падает при росте потребительских доходов (например, маргарин или услуги по ремонту обуви). Такие товары называются низшими (товары низкого качества). При росте потребительских доходов кривая спроса на низший товар сдвигается не вправо, а влево.
2. Вкусы, предпочтения, реклама. Например, летом увеличивается по-
требление прохладительных напитков, поэтому кривая спроса на них сдвинется вправо, а зимой их потребление сокращается, соответственно кривая спроса на прохладительные напитки сместится влево.
3. Цены на взаимосвязанные товары – взаимозаменяющие (субститу-
ты) и взаимодополняющие (комплементы). Понятие «взаимосвязанные товары» относится к любым товарам, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар. Предположим, имеются два товара-заменителя X и Y. Если цена товара Y возрастает, а цена товара X остается неизменной, то увеличивается спрос потребителей на товар X, при этом кривая спроса на товар X сдвинется вправо. А если цена товара Y снизится, то кривая спроса товара X переместится влево, указывая на уменьшение спроса на него. Примером взаимозаменяющих товаров могут служить масло и маргарин. А примером взаимодополняющих товаров могут быть автомобили и бензин. Для них, по сравнению с взаимозаменяющими товарами, характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара Y (бензина) ведет к увеличению спроса на товар X (автомобили) и наоборот.
4. Инфляционные ожидания или предполагаемые изменения будущих
цен. Например, если ожидается увеличение цен на соль, сахар или хлеб, то кривые спроса на все эти товары сместятся вправо, так как последуют закупки их впрок.
5. Численность населения. Увеличение населения страны ведет к рос-
ту количества потенциальных покупателей на рынке, что расширяет границы потребления и сдвигает кривую спроса вправо.
Во всех перечисленных случаях предполагается анализ только общего наклона кривой спроса или направлений ее сдвигов. Более точная форма изменения кривой спроса характеризуется ее эластичностью.
Эластичность спроса является наиболее распространенной количественной оценкой динамики величины спроса. Она показывает степень влияния на величину спроса на конкретный товар определенных изменений в рыночных условиях, а именно: изменения цены товара, уровня доходов потребителей, цен прочих товаров.
Эластичность спроса по цене означает степень изменения величины спроса в зависимости от степени изменения цены. Эластичность спроса по цене ЕРD измеряется как отношение изменения величины спроса на товар Q к изменению его цены Р. При этом коэффициент эластичности спроса показывает реакцию спроса на изменение цены товара:
Формула может давать отрицательные значения эластичности, если величина спроса меняется в направлении, противоположном изменению цены. В этом случае знак «минус» опускается, т. е. значение коэффициента берется по модулю (учитываются положительные значения).
Если ЕРD > 1, то спрос эластичен, если же ЕРD < 1, то спрос неэластичен. Он может быть равен единице (спрос с единичной эластичностью – когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент). На рис. 3.4 представлена линия эластичного спроса, на рис. 3.5 - линия неэластичного спроса, на рис. 3.6 – линия спроса с единичной эластичностью, на рис. 3.7 – линия совершенно неэластичного спроса, на рис. 3.8 – линия совершенно эластичного спроса.
Q Q DQ
D
D
D D D
450
P P P
Рис. 3.4 Рис. 3.5 Рис. 3.6
Q D Q
D D
D
P P
Рис. 3.7 Рис. 3.8
В зависимости от коэффициента эластичности спроса по цене различают товары высокой, низкой и постоянной (единичной) эластичности.
Эластичность спроса по доходу ЕID выражает изменение величины спроса в зависимости от изменения доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу исчисляется как отношение процентного изменения количества продукции Q, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению дохода I:
Товары массового спроса, как правило, имеют низкую эластичность по доходу (ЕID < 1), так как они необходимы в повседневной жизни и обладают достаточно высоким качеством, чтобы не быть заменяемыми. Предметы роскоши и дорогие товары длительного пользования имеют высокую эластичность по доходу (ЕID > 1), поскольку с ростом благосостояния их покупают все больше. Это примеры нормальных товаров. Для них характерна положительная эластичность спроса по доходу. Товары низкого качества имеют отрицательную эластичность по доходу, поскольку с ростом дохода они исключаются из употребления и заменяются другими, более качественными и дорогими.
Перекрестная эластичность спросахарактеризует изменение величины спроса на какой-либо товар в зависимости от изменения цены на взаимосвязанный товар – либо заменитель (субститут), либо дополняющий товар (комплемент). Перекрестная эластичность спроса определяется как отношение процентного изменения величины спроса на товар А к заданному процентному изменению цены другого товара В:
3.2. Предложение на товарном рынке
Наряду с покупателями на товарном рынке действуют продавцы и производители благ. Их экономические интересы противоположны интересам покупателей. Если потребители заинтересованы в низких ценах, то для производителей цена – это выручка за каждую единицу товара. Она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой товар на рынке. Поэтому чем выше цена, тем больше предложение товаров и услуг со стороны продавцов.
Предложение– это количество товаров, которое может быть представлено к продаже по установившимся ценам в течение определенного периода времени. Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, которая выражает закон предложения. Такая зависимость величины предложения QS от цены товара выражается функцией: QS = f (P).
Графически действие закона предложения представлено в виде кривой SS, которая называется кривой предложения (рис. 3.9).
Положительный наклон и выпуклая форма кривой предложения объясняются не только стимулирующим воздействием на его объемы более высоких цен. Главной целью товаропроизводителей является получение прибыли, которая является разницей между ценой продажи и издержками на производство товаров. При увеличении объемов произ-водства издержки на единицу продукции также возрастают, так как ограниченность производственных ресурсов, их редкость и невозможность быстрой переналадки произ-водства заставляют подклю-чать к изготовлению данного товара менее эффективные, а значит, и более дорогие ресурсы. Кроме того, высокие цены стимулируют переключение на выпуск подобных товаров другие предприятия, что требует дополнительных затрат. Поэтому в основе возрастающей кривой предложения лежит также возрастающая кривая издержек. Если повышение цен компенсирует рост издержек и не уменьшает заданную прибыль, то в этом случае величина предложения увеличится. Изменение величины предложения, обусловленное изменением цены товара, графически изображается движением вдоль кривой предложения SS по точкам А, В, С (рис. 3.9).
На предложение, кроме цены, воздействуют также неценовые факторы. Изменение предложения, происходящее в результате изменения неценового фактора, показывается сдвигом кривой предложения SS. В случае увеличения предложения - сдвигом кривой SS вправо, в случае уменьшения предложения – влево (рис. 3.9).
К неценовым факторам предложения относятся следующие:
1. Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит издержки произ-
водства и увеличит предложение, т. е. кривая предложения переместится вправо от SS к S1S1. Например, если цены на корма снижаются, можно ожидать увеличение предложения продукции птицеводства на рынке. Повышение же цен на ресурсы увеличит издержки и сократит предложение, т. е. кривая сместится влево – в положение S2S2.
2. Технология производства. Как правило, технический прогресс при-
водит к снижению затрат на производство, росту производительности труда и увеличению объемов выпускаемой продукции, т. е. к росту предложения товара на рынке. Например, создание более эффективных технологий переработки молока увеличивает предложение молочных продуктов.
3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство нало-
гов как составную часть издержек производства. Поэтому повышение налогов удорожает производство и сокращает предложение. Когда же государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение товаров.
4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также спо-
собно сместить кривую предложения. Так, снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше картофеля. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермера сократить производство картофеля на рынок.
5. Инфляционные ожидания. Расчет на изменение цены товаров в будущем может повлиять на желание производителя сократить или увеличить поставки на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения в будущем цен на нефть заставляет некоторые нефтяные компании снижать ее текущее потребление, закрывать нефтяные скважины.
6. Число продавцов.При данном объемепроизводства товаров каждой
фирмой, чем больше этих фирм или поставщиков, тем больше рыночное предложение.
Таким образом, анализ предложения показывает, что оно более инерционно по сравнению со спросом, так как в значительной мере определяется факторами, требующими большего времени и дополнительных затрат для изменения своих параметров. Все это сказывается на эластичности предложения.
Эластичность предложения означает реакцию производителей (продавцов) на изменение цен. Эластичность предложения по цене ЕРS исчисляется как процентное изменение предлагаемого количества товара QS , отнесенное к процентному изменению цены Р:
Это коэффициент эластичности предложения, который разделяется на эластичный (ЕPS > 1), неэластичный (ЕPS < 1) и имеющий единичную эластичность (ЕPS = 1).
Эластичность предложения зависит от того, насколько быстро производитель приспособится к изменившейся цене. Поэтому огромное значение здесь имеют два фактора: время и мобильность факторов производства (т. е. легкость, с которой необходимые производственные факторы могут быть привлечены из других сфер). Например, в сезон сбора и доставки урожая повышение тарифов на грузоперевозки поставщиками способно привлечь необходимое количество грузового автотранспорта.
Выделяют три периода, в течение которых производитель приспосабливается к изменению цен: мгновенный, короткий и длительный. В мгновенном периоде под предложением понимается то количество товара, которое может быть произведено на данных производственных мощностях при неизменности объема материальных и трудовых ресурсов. Все факторы производства рассматриваются как постоянные. Предприятие в этот период не может изменить в ту или иную сторону объем выпускаемой продукции. Кривая предложения IS в этот период практически неэластична (рис. 3.10).
В коротком периодепредложение включает объем товара, который может быть произведен на существующих производственных мощностях, но при изменении объема привлеченных более мобильных материальных и трудовых ресурсов. Например, можно нанять дополнительных рабочих, увеличить закупки сырья и на том же оборудовании организовать работу в третью смену. В этом случае одни факторы (оборудование) рассматриваются как постоянные, другие (рабочая сила, сырье, материалы) как переменные (более мобильные). Кривая предложения SS более эластична (рис. 3.10).
В длительном периодепредло-жение – это тот объем продукции, который можно произвести на всех мощностях, включая и дополнительно
cозданные (менее мобильные – например, технологические линии, оборудование). Все факторы при этом рассматриваются как переменные. В течение этого периода предприятие имеет возможность пересмотреть по-литику своей деятельности, выполнить контракты и заказы, заменить уста-ревшее оборудование. Эластичность предложения увеличивается – кривая предложения LS на рис. 3.10.
Анализ предложения в различных периодах времени показывает, что первой реакцией производства на увеличение потребностей в его продукции является повышение цен и лишь с некоторым запаздыванием (временным лагом) – увеличение самого объема предложения товаров. С течением времени адаптация производителей к новым рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к увеличению эластичности предложения. Это обстоятельство учитывается при рассмотрении взаимодействия спроса и предложения на товарном рынке.
3.3. Взаимодействие спроса и предложения
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, которые планируют свои действия. Рынки передают информацию в форме цен продавцам и покупателям, которые планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как видно из анализа законов спроса и предложения, процессы изменения цен оказывают на спрос и предложение товаров свое воздействие противоположным образом. Также противоположны и экономические интересы субъектов товарного рынка. Покупатели заинтересованы в снижении цен, а производители – в их повышении.
Когда потребитель покупает товар по определенной рыночной цене, он платит одну и ту же сумму денег за каждую единицу купленного товара. Однако, ввиду действия закона убывающей предельной полезности, первые купленные им единицы товара потенциально могли стоить дороже, нежели последние. Разность между тем, что потребитель фактически заплатил за единицу товара, и тем максимумом, который он готов заплатить за эту единицу, называется потребительским излишком, получаемым с единицы товара. Величина потребительского излишка для всех купленных потребителем единиц товара Q1 показана на рис. 3.11 площадью заштрихованного треугольника АВР1, ограниченного кривой спроса DD, рыночной ценой Р1 и осью цен.
Аналогичным образом, раз-ность между тем, что фактически получает продавец за единицу товара, и тем минимумом, по которому они с готовностью продадут эту единицу, называется излишком производителя (раз- ность между рыночной ценой и ми-имальной ценой производителя). Общий излишек производителя, получаемый от всех единиц продукции Q1, равен площади треугольника АСР1, заключенного между кривой предложения SS, рыночной ценой Р1 и осью цен (рис. 3.11).
Так как существует потребительский излишек и излишек производителя, покупатели и продавцы получают в результате купли-продажи (обмена, торговли) взаимную выгоду. Поэтому рынки и cуществуют. Суммарный доход, полученный от обмена, равен площади треугольника АВС, ограниченного кривыми спроса DD и предложения SS, а также осью цен (рис. 3.11).
Конфликт интересов в условиях конкурентного рынка разрешается автоматически путем колебаний цен и уравновешивания объемов спроса и предложения. В результате устанавливается рыночное равновесие, которому соответствует равновесная цена. Механизм такого взаимодействия спроса и предложения представлен гра-фически на рис. 3.12. Линия DD – графическое изображение функции спроса от цены, линия SS – функции предложения от цены. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QЕ. В точке Е достигается равенство QD = QS Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен объему предложения товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок окажется несбалансированным.
Предположим, что у покупателей или продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Допустим, что покупатели и продавцы ориентируются на реальную рыночную цену ниже равновесной, т. е. Р1 < РЕ (см. рис. 3.12). Тогда величина спроса QD¢ окажется больше величины предложения QS¢, т.е. товар станет дефицитным. Так как будет сокращаться потребление этого товара, покупатели предпочтут заплатить за него более высокую цену. В результате избыток спроса (дефицит) QD¢ - QS¢ будет оказывать повышающее давление на цену Р. Продавцы, со своей стороны, будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену. Однако более высокая цена побудит их увеличить заказ производителю или наращивать выпуск этого товара, если сами его производят. Таким образом, произойдет движение вверх и по линии спроса, и по линии предложения, пока спрос и предложение не станут равны.
Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, т. е. Р2 > PE (см. рис. 3.12). При такой цене величина спроса QD¢¢ будет меньше величины предложения QS¢¢. В этом случае возникает избыток предложения этого товара и производители предпочтут несколько снизить цену, чтобы поощрить покупателей потреблять больше. В результате избыток предложения QS¢¢ - QD¢¢ будет оказывать понижающее давление на цену Р. Производители (продавцы) начнут сокращать выпуск этого товара на фоне недостаточного спроса на него. Таким образом, произойдет движение вниз и по линии спроса, и по линии предложения. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена опять не установится на равновесном уровне, при котором объемы спроса и предложения равны. Равновесие на рынке свободной конкуренции стремится к устойчивости, а любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в данное положение.
Рынки движутся к равновесию стихийно, через небольшие изменения, совершаемые людьми в их личных интересах. Адам Смит объяснял это действием «невидимой руки». Сегодня это движение называют «стихийным порядком». Координирующим механизмом, использующим модель спроса и предложения, является рынок.
Практически использоваться модель «спрос-предложение» может как в микро-, так и в макроэкономике. В микроэкономике эта модель может применяться для изучения различных товарных рынков (например, продуктов питания), рынков производительных ресурсов. В макроэкономике эта модель может быть использована для изучения финансовых рынков, рынков рабочей силы, проблемы определения уровня инфляции и реального выпуска продукции в экономике в целом.
Развитие товарного рынка в современных условиях привело к формированию рынка потребителя, который требует от производителей товаров и услуг постоянного изучения потребностей, запросов покупателей, приспособления к изменениям рыночного спроса и стимулирования сбыта. Все это находит отражение в системе товарного маркетинга.
В результате взаимодействия спроса и предложения на товарном рынке возникают различные ситуации: дефицита, избытка или равновесия. Роль механизма, обеспечивающего тенденцию к самонастройке свободного рынка как равновесной системы (к установлению «стихийного порядка» или «стихийного равновесия»), выполняет конкуренция.