Глава 2. основы рыночной экономики

2.1. Возникновение и эволюция рыночной экономики

Современный прогресс человечества связан с рыночной экономикой, которая обеспечивает удовлетворение интересов всех членов общества посредством наиболее эффективного экономического механизма. Рыночное хозяйство – это общественная форма организации экономики, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. Рынок – это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги), а также совокупность актов купли-продажи, т. е. торговых операций.

Проследим возникновение и развитие рыночных отношений в связи с эволюцией форм организации общественного производства (экономических систем). Основными этапами и формами организации общественного производства являются натуральное хозяйство, простое товарное хозяйство, капиталистическое товарное хозяйство, командная экономика и смешанная экономика. Каждый способ организации общественного производства характеризуется тремя группами элементов:

- стимулами, побудительными мотивами экономической деятельности;

- формой, т. е. совокупностью социальных, юридических и институциональных элементов: режимом собственности, статусом труда, ролью государства;

- субстанцией, т. е. техникой, совокупностью материальных способов, с помощью которых получают и трансформируют блага.

Натуральное хозяйство, т. е. производство благ для собственного потребления. Примером может быть родовая община или феодальное имение. Оно характеризуется следующими признаками:

- основными стимулами являются: стремление к самообеспечению, к

жизни в безопасности;

- социальная организация отличается наличием единственной власти, принимающей решения – власти хозяина, который полностью распоряжается средствами производства и обладает широкими правами по отношению к людям и рабочей силе, он распределяет работу и общий продукт (внеэкономическое принуждение);

- техника рудиментарна и малопрогрессивна: используются лишь

примитивные земледельческие и иные орудия. Такой застой в развитии техники объясняется постоянством потребностей (в количественном и натуральном выражении).

Простое товарное хозяйство возникает на основе развития производства, когда блага создаются для продажи собственным трудом крестьянина или ремесленника на своих средствах производства. Для него характерны следующие черты:

- стимулом экономической активности выступает удовлетворение потребностей покупателей. Прибыль ограничена и не является главным мотивом деятельности;

- социальная организация характеризуется частной собственностью на средства производства, которые находятся в руках независимых товаропроизводителей;

- техника малопрогрессивна, ремесленник использует свои орудия и

навыки, он производит для очень ограниченного рынка, работает на заказ и не учитывает спрос.

Капиталистическое товарное хозяйство характерно для большинства стран Западной Европы и США, начиная с XVIII в. Оно возникает на основе простого товарного хозяйства, когда в ходе первоначального накопления капитала производитель отделяется от средств производства и вынужден продавать свою рабочую силу их собственнику - капиталисту. Его важнейшими особенностями являются следующие:

- основные стимулы экономической деятельности – дух приобретения, конкуренции, рациональности, т. е. оценка всех вещей исходя из отдачи и издержек;

- социальная организация характеризуется частной собственностью на

средства производства, свободным распоряжением работником своей рабочей силой, рабочая сила становится товаром, труд юридически свободен. Центральная роль предпринимателя, который комбинирует через посредство рынка факторы производства (капитал и труд), отделенные друг от друга юридически и экономически. Предприниматель также обеспечивает распределение продукта. Он распределяет денежные доходы, составляющие зарплату, проценты и прибыль. Государство непосредственно не участвует в экономической деятельности. В целом экономика этого типа представляет собой экономику частных интересов;

- техника прогрессивна, она эволюционирует непрерывно, чтобы удовлетворять растущие потребности, но чаще всего потому, что сами эти потребности ориентируются и создаются предпринимателями.

Командная (централизованная) экономика была сформирована в ряде стран Европы и Азии в результате насильственного свержения капитализма, национализации средств производства и полного огосударствления экономики. Её специфические черты:

- стимулы этой системы в том, чтобы на место экономического и социального неравенства капитализма и колебаний рынка поставить равенство и экономическую стабильность, сопровождаемую относительным удовлетворением потребностей населения;

- юридическая и социальная организация характеризуется коллективной собственностью на средства производства, государство через посредство планирующих инстанций берет на себя управление производством и распределяет совокупный продукт с тем, чтобы обеспечивать равновесие между производством и спросом;

- техника развита так же, как и в капиталистической системе. Отсутствие расчета в ценах и вердикта со стороны рынка даже благоприятствует формированию технократии. Однако структура производства ориентирована не на потребителя, а на интересы государства.

Система смешанной экономики сложилась в странах Запада в течение XX в. на основе сочетания частной, корпоративной и государственной собственности, рынков и косвенного государственного регулирования экономики и социальной сферы. Её основные признаки:

- стимул системы – избежать анархии и хаоса капиталистической

экономики, но при этом не заимствовать также тиранию плановой экономики;

- в этих целях воплощается в жизнь концепция общества как совокупности организованных корпораций, арбитром между которыми выступает государство, действующее во имя общего блага;

- используемая техника может быть новейшей и прогрессивной.

Таковы основные экономические системы, которые реализовались в истории человеческого общества. Мы указали их черты в чистом виде. Реальная экономика часто складывается из разнородных зон, не все из которых принадлежат к одной и той же системе. Так в современных развитых странах существует сочетание рыночной и централизованной форм организации экономики, а в развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки – сочетание всех типов экономических систем.

2.2. Товар и его свойства

Исторически рыночная экономика началась с появления товара, когда общественное разделение труда и частная собственность экономически обособили производителей жизненных благ, а стремление к выгоде заставило их обмениваться результатами своего труда. Логически ее анализ также начинается с товара как исходной экономической категории, заключающей в себе генетический код развитой системы рыночных отношений.

Товар– продукт труда, любое благо, предназначенное для обмена или продажи. Поэтому товар, независимо от своей формы, обладает двумя основными свойствами, которые отметил еще Аристотель, – потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Потребительная стоимость – это полезность товара, его способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Она интересует прежде всего покупателя товара, который сравнивает ее со своими потребительскими вкусами и возможностями. Однако в потребление товар может попасть только через рыночный обмен, так как его продавец заинтересован в компенсации своих затрат и получении определенной выгоды. Именно пропорция обмена, отвечающая данным условиям, является меновой стоимостью товара. Она находит выражение в его цене.

Противоположные экономические интересы покупателя и продавца сводят их вместе, и если товар своими свойствами удовлетворяет обе стороны, сделка купли-продажи состоится. В развитом товарном хозяйстве практически все блага приобретают товарную форму, включая природные ресурсы, вещи, услуги и т. п. Такая широкая система отношений купли-продажи называется товарным рынком. Субъектами этого рынка являются домашние хозяйства, предприятия и государство.

В своем развитии на протяжении тысячелетий товарный рынок прошел много этапов, приобретая различные формы. Его можно классифицировать по разным критериям. Так, по формам организации торговли различают базар, ярмарку, магазин, супермаркет, торговый дом, товарную биржу. По масштабам торговли выделяют местный, региональный, национальный и мировой рынки. Если исходить из ассортимента и объема продаж, то можно отметить рынок товаров одного вида, рынок товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров), отраслевой рынок и макрорынок, объединяющий все товарные рынки. Определение при этом товарных границ рынка – дело достаточно сложное, но чрезвычайно важное для работы на нем.

Все товары как потребительные стоимости различны, поскольку разнообразны потребности, которые они удовлетворяют. В то же время они объединены пропорциями обмена, единой шкалой цен, их денежными эквивалентами. Что же делает столь различные по назначению товары и услуги соизмеримыми? Что лежит в основе цен товаров? Ответ на эти основополагающие вопросы экономической науки дает теория товара. В ходе ее развития выдвигались различные концепции, первая из которых появилась в XVIII-XIX вв. - трудовая теория стоимости. Она стала фундаментом классической и затем марксистской политической экономии. В качестве основы (субстанции) цены товара представители этой теории А.Смит, Д.Рикардо и К.Маркс рассматривали собственно стоимость, которая представляет собой овеществленный в товаре труд товаропроизводителей. Причем сам труд, как и товар, имеет двойственный характер. Труд, создающий стоимость, К.Маркс назвал абстрактным трудом. Это труд вообще, затраты физической и умственной энергии работника, независимо от полезной формы труда. Конкретный труд – это труд в определенной целесообразной форме, создающий потребительную стоимость товара.

Представители трудовой теории стоимости полагали, что стоимость товара и его цена определяются только трудом, но ни в коем случае – полезностью товара. К.Маркс считал, что полезность, или потребительная стоимость товара непосредственно не влияет на его меновую стоимость и цену. Однако уже в 70-е гг. XIX в. в экономической науке сформировалась альтернативная концепция – теория предельной полезности (маржинализм). Ее сторонники Г.Госсен, К.Менгер, У.Джевонс и др. считали, что ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, т. е. трудовая стоимость лишь фантом, а действительная стоимость (ценность) констатируется лишь на рынке и вне его не существует. При этом субъективную ценность связывают с редкостью блага, т. е. с величиной его запаса. Объективные меновые пропорции или цены товаров зависят от субъективных оценок и в конечном счете определяются предельной полезностью товаров. Тем самым они сосредоточили внимание на субъективной оценке полезности товара как единственном факторе его цены.

Обе концепции товара рассматривали его с монистических позиций, пытаясь найти его универсальную сущность. Эту односторонность преодолели представители неоклассической школы А.Маршалл, Дж.Хикс и др., которые разработали двухфакторную модель цены. Рыночная цена определяется, по их мнению, прежде всего взаимодействием спроса и предложения на конкурентном рынке. Неоклассики при определении стоимости используют своеобразный подход к оценке производственных ресурсов, направленных на изготовление товара. Именно полезностью этого товара будут определяться ценности затрат труда, капитала и земли. Именно ценность конечного товара определяет ценность того или иного фактора производства, масштаб его применения и в целом величину издержек производства. Этот подход в экономической теории называется концепцией вменения, т. е. не потому дорог бензин, что высоки затраты на добычу нефти, а наоборот, из-за высокой ценности для автомобилистов бензина будут высоки и расходы на добычу нефти.

Таким образом, с работ А.Маршалла, Дж.Хикса и др. в экономической науке произошелотход от поиска единственного источника стоимости и переход к функциональному анализу, т. е. одновременному определению взаимовлияния цены и спроса-предложения. В современной экономической теории, учитывающей также и коммерческий риск, большое значение получило понятие альтернативные издержки или издержки упущенных возможностей.

Альтернативная стоимость любого товара или услуги есть количество других товаров или услуг, от которых необходимо отказаться (пожертвовать), чтобы иметь возможность приобрести (или получить) данный товар или услугу.

Вмененные, скрытые издержки – денежные доходы, которыми жертвует фирма, владелец ресурсов, используя их для собственного производства товаров, а не продавая их на рынке другим потребителям (равны доходу, который могли бы принести эти ресурсы при наиболее выгодном, альтернативном их применении, доходы, которые фирма должна обеспечить поставщику ресурсов, чтобы не допустить их альтернативное использование).

2.3. Деньги и их функции

Поскольку рыночная форма хозяйствования – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения, рассмотрим другую важнейшую категорию рынка – деньги.

По вопросам природы и сущности денег, истоков их возникновения и функционального назначения однозначных ответов в экономической науке нет. Поэтому важно рассмотреть историю возникновения денег. Деньги потребовались для обслуживания товарного производства и рыночного обмена. Однако свою полноценную форму они приобрели не сразу. Их история связана с крупными этапами в эволюции общественного разделения труда, с процессами развития форм выражения меновой стоимости как важнейшего свойства товара. Выделяют четыре исторические формы меновой стоимости: простую, полную или развернутую, всеобщую и денежную.

Простая, или случайная форма стоимости представляла собой выражение стоимости одного товара в стоимости какого-нибудь другого товара, который становился товаром-эквивалентом. Данная форма стоимости возникла еще на заре человеческой цивилизации, когда обмен носил случайный, эпизодический характер. Например, 20 шкур быка обменивались на 5 мешков зерна (x товара А = y товара В). В наше время его называют бартером.

С возникновением первого крупного общественного разделения труда обмен товаров стал регулярным. Это означало переход кполной, или развернутой форме стоимости, когда одному товару противостояло множество товаров-эквивалентов. Например, x товара А = или y товара В, или z товара С, или n товара D. Полная, или развернутая форма стоимости отличалась от простой тем, что при ней меновые соотношения приобрели устойчивый характер. Однако и в таких условиях непосредственный обмен одного товара на другой оказывался зачастую невозможным, так как владельцу одного товара иногда требовался не тот товар, который ему предлагался.

По мере дальнейшего развития товарного производства и обмена на смену полной форме стоимости пришла всеобщая. Она отличалась тем, что стоимость всех товаров стала выражаться в одном товаре-эквиваленте. Например, y товара А или z товара В, или n товара С = x товара D.

Со временем из множества товаров, игравших роль всеобщего эквивалента, выделился товар, за которым эта роль закрепилась надолго. Это означало переход от всеобщей к денежной форместоимости. С развитием производительных сил общества универсальным денежным товаром стали благородные металлы и в конечном счете – золото: y товара А, или z товара В, или n товара С = 2 г золота или 10 г серебра. Этому немало способствовали и особые физические свойства золота: однородность, делимость, длительная сохранность и портативность.

Таким образом, по своему происхождению деньги являются товаром. Золото, прежде чем стать деньгами, появилось на рынке как обычный товар – металл для украшений. Лишь впоследствии оно завоевало рынок как особый товар – всеобщее средство обмена или деньги.

Однако использование золота в качестве денег оказалось слишком дорогим. К тому же появилась порча и подделка золотых монет. Поэтому на смену золотым деньгам пришли бумажные деньги. В России ими стали ассигнации, выпущенные в XVIII в. при императрице Екатерине II. При наличии свободного обмена на золото бумажные деньги по сути заменили то количество благородного металла, которое необходимо было для обращения в данный момент, они являлись полноценными его представителями. Поэтому постепенно денежное пространство заполнилось бумажными деньгами, все более вытесняя золото из обслуживания товарно-денежного обращения.

Таким образом, возникнув одновременно с развитием товарного производства как объективная потребность в обслуживании рыночного обмена, деньги сами постоянно видоизменяются, приобретая неоспоримое значение для развития рыночной экономики.

Что же такое деньги? Различные экономические школы предлагают следующие основные трактовки денег и их влияния на функционирование производства.

1. Товарная теория денег. Она была выдвинута классиками экономической науки – А.Смитом, Д.Рикардо и получила развитие в марксизме. Деньги – это специфический товар, стихийно выделившийся из товарного мира и выполняющий роль всеобщего эквивалента стоимости всех товаров или любого товара. В деньгах проявляется «кристаллизация меновой стоимости товаров». Они выражают затраты общественного труда, воплощенного в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость.

2. Металлистическая теория.Ее основоположники -меркантилисты,

усматривавшие в благородных металлах главную форму общественного богатства. Они отождествляли деньги с благородными металлами, которые, по их мнению, являлись деньгами от природы.

3. Номиналистическая теорияотрицает товарную природу денег,

рассматривает их как символ, условный знак. В период средневековья номинализм использовался для оправдания порчи монет феодалами, а в условиях становления капитализма – для обоснования процесса замещения полновесных металлических денег кредитными деньгами в форме банкнот и средств на депозитных счетах. В начале XX в. была выдвинута так называемая государственная теория денег, согласно которой деньги рассматривались как продукт государственной власти и правовых отношений.

4. Количественная теория денегвозникла в период капитализма свободной конкуренции (XVIII-XIX вв.). Утверждала, что изменение количества платежных средств в обращении оказывает прямое и пропорциональное влияние на уровень товарных цен. Денежные отношения служат как бы «вуалью» реальных материально-вещественных процессов и не оказывают никакого влияния на ход экономического развития.

5. Теория предпочтения ликвидностивыдвинутаДж.М.Кейнсом. Ликвидность –это способность денег быстро обмениваться на товары. Кейнс объяснял кризисы перепроизводства чрезмерным накоплением денег хозяйственными агентами. Согласно его теории изменение количества денег воздействует, как правило, не на уровень цен, а на норму процента.

В эволюции рыночных отношений существовали следующие формы денег: товарные доденежные эквиваленты; золотые и полноценные серебряные монеты, количество которых соответствует их номинальной стоимости; бумажные деньги – денежные знаки, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд снабженные принудительной покупательной способностью; кредитные деньги – знаки стоимости, возникшие на основе замещения имущественных обязательств частных лиц и государства.

В процессе развития рыночного хозяйства на основе усложнения связей между его субъектами и увеличения временных границ между производством и реализацией товаров и услуг распространенной формой становятся именно кредитные деньги. Виды кредитных денег: вексель, банкнота – банковский билет, депозитные деньги, чек, электронные деньги – система банковских расчетов с помощью ЭВМ.

В современной экономической теории распространено такое

определение денег: «Все, что выполняет функции денег, и есть деньги». Существует несколько мнений по поводу числа функций денег, но единодушно признаются три: мера стоимости (масштаб цен, счетные деньги), средство обращения и средство накопления.

Деньги в функции меры стоимости измеряют стоимость любого товара или услуги единым показателем, т. е. служат, выступая в качестве масштаба цен. Масштаб цен – это принятая в стране денежная единица. Она устанавливается законодательно государством. От ее золотого содержания зависит обменный курс национальных валют. В настоящее время зависи- мость денег от золота отпала, и роль денег как меры стоимости выполняют законодательно установленные денежные знаки определенного достоинства.

Деньги как средство обращения исполняют роль посредника при обмене товаров и услуг (Т – Д – Т), благодаря чему преодолеваются индивидуальные, количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру, а также сокращаются издержки обращения. Эта же функция определяет количество денег, необходимых для обращения, называемое законом денежного обращения. Согласно ему количество денег в обращении прямо пропорционально товарным ценам и обратно пропорционально скорости обращения самих денег: Д = Т × Ц / С. С по-явлением кредита и кредитных денег этот закон корректируется движением кредитных средств: Д = (Т × Ц – К + П – ВП) / С, где Д – количество денег, необходимых для обращения; Т × Ц – сумма цен товаров, подлежащих реализации; К – сумма цен товаров, проданных в кредит; П – платежи, срок по которым наступил; ВП – взаимопогашаемые платежи; С – скорость оборота одной денежной единицы.

С уходом золота из обращения государство регулирует количество денег, исходя из целей политики. В последние годы более признается другая форма закона денежного обращения – уравнение обмена (модель И.Фишера) MV = P × Q , где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; P – цены товаров и услуг; Q – количество товаров и услуг.

Согласно этому закону количество денег или денежная масса, которая регулируется государством, определяет цены, а также уровень инфляции.

В функции средства накопления и сбережения отражена способность денег сохранять стоимость для будущей покупки. Эта функция денег является следствием их абсолютной ликвидности. Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет свои ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться. Прежде всего она зависит от цен на товары и услуги (обратная зависимость): Д = 1 / Р, где Р – цены; Д – покупательная способность денег. Так, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает и сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл.

Инфляция –это процесс обесценения денег, который проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен в экономике. Причинами инфляции являются денежная эмиссия, не покрытая товарной массой, дефицит государственного бюджета, милитаризация экономики, монополизм предприятий, психологические и другие факторы, что приводит к диспропорции между денежной массой в обращении и реальными потребностями хозяйства в деньгах. В условиях инфляции деньги могут выполнять функцию накопления и сбережения, когда превращаются в реальные ценности – недвижимость, произведения искусства, антиквариат, драгоценности, ценные бумаги и другие активы, сохраняющие стоимость и приносящие доход.

Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Наши рекомендации