Билет №1. Предмет и метод эк. теории. Базовые эк. понятия

Билет №1. Предмет и метод эк. теории. Базовые эк. понятия

Экономическая система – это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потреблениепродуктов, услуг и факторов производства.

Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

Методы экономической теории:

1.Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2.Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3.Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4.Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5.Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Важные экономические понятия:

Производство– процесс создания какого-либо продукта.

Производительность труда – мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени.

Товар – это экономическое благо являющееся продуктом труда и произведенная для обмена.

Обмен – процесс движения товаров как форма распределения производимых обществом ценностей.

Собственность – это отношения между людьми в процессе производства с целью присвоения средств производства.

Потребление – это использование благ для удовлетворения экономических потребностей.

Благо– то, что удовлетворяет потребность.

Экономическое благо– результаты эк. деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Билет №2. Основные школы

1. Кейнсианство

Концепцию этой школы выдвинул Джон Мейнард Кейнс «общая теория занятости, процессов и денег». Основная идея заключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров и снизить безработицу. Кейнс сказал, что государству необходимо вмешиваться в экономику.

2. Меркантилизм

Этапы:

-ранний;

-поздний.

Принципы:

• регулирование внешней торговли;

• активный торговый баланс (вывоз больше, чем ввоз);

• поддержка промышленности с помощью импорта дешевого сырья;

• поощрение экспорта;

• рост населения для поддержки низкого уровня заработной платы

3. Физиократия

Представитель этой школы – Франсуа Кенэ

Принципы:

• богатство создается в сельском хозяйстве, а не в сфере торговли

• общество делится на 3 класса: фермеры, землевладельцы, прислуга

• производителен труд только в с/х

• земля играет главную роль

4. Монетаризм

Основоположник – Милтон Фридман.

Принципы:

• регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики

• банки играют главную роль

• рыночное хозяйство стремится к стабильности

• вмешательство гос-ва приводит к диспропорции

Билет №5. Эк. система, типы

Экономическая система — установленная и дей­ствующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономи­ческих отношений, которые возникают в процессе про­изводства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта.

Традиционная экономика

Традиционная экономика - способ организа­ции экономиче­ской жизни, основанная на отсталой техно­логии, широком распростране­нии ручного тру­да. Это самый древний вид экономики.

Принципы:

• слабое развитие технологий производства

• большая доля ручного труда

• преобладание традиций и обычаев в производстве

Рыночная экономика

Рыночная экономика — система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика отвечает на вопросы «что?», «как?» и «для кого?» производить.

Принципы:

• частная собственность

• конкуренция

• свободное предпринимательство

• свободное ценообразование

• ограниченная роль государства в экономике

3. Командная (плановая) экономика

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Принципы:

• директивное планирование

• преимущество государственной собственности

• сильная монополизация рынка

• правление всеми предприятиями из единого центра

Смешанная экономика

Смешаннаяэкономика — способ организации эконо­мической жизни, при котором земля и капитал нахо­дятся в частной собственности, а распределение огра­ниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Конкурентно-рыноч­ные стимулы и государственное регулирование экономики сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга.

Принципы:

• обеспечение занятости;

• полное использование производственных мощностей;

• стабилизация цен;

• параллельный рост заработной платы и производительности труда;

• равновесие платежного баланса.

Билет №7. Провалы рынка

Провалы рынка – такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъекты рынка проявлять неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения.

1. Макроэкономическая нестабильность (инфляция и безработица)

2. Производство общественных благ

Рынок не в состоянии производить общественные блага, поскольку сложно измерить полезность, полученную каждым членом общества при потреблении общественного блага

3. Неравенство в распределении ресурсов и доходов

Рынок распределяет благо в зависимости от готовности платить за них. Новые доходы субъектов рынка – это обычно результат капитализации.

4. Проблема ассиметричной информации

Затраты для получения информации доступны не всем. Такие затраты являются одним из важнейших элементов транзакционных издержек (затраты на подготовку, заключение и формирование сделки). В современных условиях величина прибыли зависит не только от вложения ресурсов, но и от информации, то есть знаний.

5. Возникновение монополий, ограничение конкуренции

Рыночная система не имеет внутренних механизмов, поэтому это приводит к монополизации рынка

6. Наличие внешних, побочных эффектов (экстерналии)

Экстерналии – дополнительные выдержки или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Они бывают позитивные и негативные.

Билет №1. Предмет и метод эк. теории. Базовые эк. понятия

Экономическая система – это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потреблениепродуктов, услуг и факторов производства.

Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов.

Методы экономической теории:

1.Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2.Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3.Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4.Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5.Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Важные экономические понятия:

Производство– процесс создания какого-либо продукта.

Производительность труда – мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени.

Товар – это экономическое благо являющееся продуктом труда и произведенная для обмена.

Обмен – процесс движения товаров как форма распределения производимых обществом ценностей.

Собственность – это отношения между людьми в процессе производства с целью присвоения средств производства.

Потребление – это использование благ для удовлетворения экономических потребностей.

Благо– то, что удовлетворяет потребность.

Экономическое благо– результаты эк. деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Билет №2. Основные школы

1. Кейнсианство

Концепцию этой школы выдвинул Джон Мейнард Кейнс «общая теория занятости, процессов и денег». Основная идея заключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров и снизить безработицу. Кейнс сказал, что государству необходимо вмешиваться в экономику.

2. Меркантилизм

Этапы:

-ранний;

-поздний.

Принципы:

• регулирование внешней торговли;

• активный торговый баланс (вывоз больше, чем ввоз);

• поддержка промышленности с помощью импорта дешевого сырья;

• поощрение экспорта;

• рост населения для поддержки низкого уровня заработной платы

3. Физиократия

Представитель этой школы – Франсуа Кенэ

Принципы:

• богатство создается в сельском хозяйстве, а не в сфере торговли

• общество делится на 3 класса: фермеры, землевладельцы, прислуга

• производителен труд только в с/х

• земля играет главную роль

4. Монетаризм

Основоположник – Милтон Фридман.

Принципы:

• регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики

• банки играют главную роль

• рыночное хозяйство стремится к стабильности

• вмешательство гос-ва приводит к диспропорции

Наши рекомендации