Сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле.
6. Объем экспорта в расчете на душу населения характеризует степень открытости экономики данного государства.
Для ХХI столетия характерно изменение структуры внешней торговли: существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования; увеличивается продажа комплектующих изделий и запасных частей; растет реэкспорт; расширяется торговля лицензиями, новыми технологиями, интеллектуальной продукцией. В мировой торговле все большую роль начинают играть «новые индустриальные страны».
Мировой рынок можно условно разделить на три «этажа».
I. Верхний «этаж» мирового рынка включает:
1-й ярус – низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);
2-й ярус – среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);
3-й ярус – высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).
II. Средний «этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных трудо-интенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.
III. Нижний «этаж» – это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.
Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется 2-мя составляющими:
1) природными качествами;
2) издержками производства, хранения и транспортировки.
Главная форма борьбы за рынки таких товаров– ценовая конкуренция.
Основой конкуренции на рынке готовых изделий являются потребительские свойства товара.
Особенности международной торговли готовыми изделиями:
1. Так как оптимум качества и цены приобретаемых готовых изделий обычно зависит от объема платежных средств импортера (от среднего уровня доходов в стране), то потребительские товары лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества – в страны с умеренными доходами и т.д.
2. Страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий.
15. Торговая политика. Торговые барьеры
Торговая политика страны – это политика в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных продуктов, т.е. результатов производственной деятельности, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки.
Таким образом, торговая политика затрагивает в основном две области международных экономических отношений любой страны: торговлю товарами и торговлю услугами.
В целом торговая политика определяет субъективные условия участия страны в международном разделении труда, т.е. в международном обмене продуктами производства (условия доступа продуктов и их поставщиков на национальные рынки).
В то же время точно и однозначно очертить границы торговой политики невозможно. В частности, она затрагивает также непосредственно связанный с обменом продуктами международный обмен факторами производства, т.е. условия доступа факторов производства, движение которых возникает в связи с обменом продуктами.
В широком смысле торговая политика определяет условия взаимодействия национального и мирового рынков.
Регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на зарубежные рынки осуществляются при помощи инструментов торговой политики.
Инструменты торговой политики – это экономические, правовые, административные и политические средства, которые используются для осуществления торговой политики.
Инструменты торговой политики применяются в форме мер (мер регулирования).
Меры (меры регулирования) – законодательство, практика его применения, а также любые другие действия властей, которые касаются регулирования условий доступа на внутренний рынок и/или рынки зарубежных стран.
Торговая политика конкретной страны находит свое выражение в торговом режиме.
Торговый режим – это совокупность мер, которые применяются в данный момент времени в данной стране для регулирования доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров и услуг на рынки других стран.
Торговые барьеры — ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного и нетарифного регулирования.
Торговые барьеры могут принимать разнообразные формы:
-Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
-Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
-Лицензии на импорт
-Лицензии на экспорт
-Импортные квоты
-Торговые субсидии
-Добровольное ограничение экспорта
-Требования местного законодательства
-Эмбарго - запрещение (на ввоз и вывоз иностранных товаров, на пользование имуществом, принадлежащим иностранному государству, и т. п.)
-Девальвация отечественной валюты
-Торговые ограничения.
• Тарифные барьеры (пошлины) – являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции.
• Нетарифные барьеры – системы лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.
• Импортные квоты – устанавливают максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.
• Антидемпинговые, компенсационные пошлины следует выделить в особую группу, так как данные инструменты торговой политики представляют собой сложное сочетание тарифных и нетарифных барьеров.
В условиях процессов глобализации и либерализации международной торговли использование антидемпинговых расследований для защиты от нежелательного импорта стало одним из основных барьеров на пути международной торговли.
• Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – являются относительно новой формой торговых барьеров. В основном используются при регулировании торговой политики Соединенными Штатами Америки. Представляют собой многолетние соглашения страны-импортера со странами-поставщиками, оговаривающие объемы поставок и цены на поставляемую продукцию.
Примеры зон свободной торговли
· Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
· Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)
· Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
· Европейский союз (ЕС)
· Союз южноамериканских наций
16. Либерализм и его эффекты
В Европе понятие «либирализм» связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику.
Либерализм выступал за развитие личной инициативы, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые складываются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке.
Основные принципы либерализма, касающиеся экономики.
Принцип 1. Частная собственность: люди усерднее трудятся и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной.
Ни одно правительство не может отбирать частную собственность, частично или полностью, основываясь на своем праве отчуждения или регулирования, равно как и на любом другом, за исключением тех случаев, когда это делается для общественных нужд через установленную законом процедуру и после компенсации владельцу полной рыночной стоимости отчуждаемой собственности.
Принцип 2. Свобода обменов: любые меры, препятствующие законным обменам, сдерживают экономический рост.
Право людей открыто торговать легальными товарами и оказывать услуги на взаимовыгодных условиях не может подвергаться ограничению федеральными и местными властями.
Контроль над ценами, ограничения на занятие определенными видами деятельности, законы, административные постановления и другие предписания, ограничивающие торговлю, должны быть запрещены.
Лицензионные требования запрещают какую-либо профессиональную деятельность без разрешения государства. Они являются явным ограничением торговли. В противоположность этому, сертификация просто требует от человека предоставления клиенту определенной информации.
Принцип 3. Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой использовать ресурсы и является постоянным источником прогрессивных нововведений.
Федеральные власти не имеют права облагать налогом, либо ограничивать квотами импорт или экспорт.
Принцип 4. Рынок капитала: чтобы рационально использовать свои ресурсы, страна должна иметь механизм направления капитала в эффективные производства и разумные правила ведения бизнеса.
Высокие издержки торговли, риски капиталовложений, бегство капиталов, повальное воровство порождаются самим обществом – существованием запредельных налогов, надуманных лицензий, тарифов, квот, государственного регулирования заработной платы и ценового контроля. Любые злоупотребления в этой сфере ведут к торможению развития страны, любого, даже самого богатого, региона.
Принцип 5. Финансовая стабильность: инфляция искажает ценовые сигналы и подрывает рыночную экономику.
Принцип 6. Низкие налоги:
Чем больше средств остается в распоряжении людей, тем больше они сберегают, тем больше вкладывают в дело, тем больше производят.
Принцип 7. Постоянные, эффективные и жесткие правила ведения дел.
Правила:
· договор дороже денег: не выполнил – плати неустойку и разоряйся;
· налоги платят все, а немногие поблажки являются строго именными и известны всему населению;
· бюджет «прозрачен» для каждого жителя края и, при желании, каждому должен быть представлен и разъяснен;
· личное, именное попечение предоставляют немощным, тем, кто сам не способен заработать на кусок хлеба;
· всё, что может быть приватизировано, должно быть приватизировано.
+Положительные эффекты
1.Устранения дефицита
2.Обеспечение огромного разнообразия товаров
В случае импорта – цены падают в случае экспорта – цены растут
3.Растёт производительность труда
4.Эеономия ресурсов
-Минусы политики либерализма в экономике
Либерализация торговли содействует либерализации капитала, миграции рабочей силы.
– Угрозы для национальной экономики
– Рост безработицы
– Потери дохода бюджета
– Отражается на состоянии платёжного баланса
– Ухудшение качества товара
17. Протекционизм, его эффекты
1. Поддержка перспективных растущих отраслей в рамках перестройки экономики
2. Рост цен
3. Падение количества товаров
4. Зарплата увеличивается
5.Экономические интеграционные процессы
Из интернета:
Протекционизм - естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой - может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.
Проведем анализ положительных и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:
1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.
2) Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета. Так, в Республике Беларусь доля таможенных платежей в доходной части республиканского бюджета в 2008 году составила около 30%. Следует отметить, что усиление протекционизма может вызвать обратный процесс и лишить государство данного вида поступлений.
3) Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями происходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.
4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.
Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.
В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:
1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.
2) Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.
3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.
4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.
5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.
18. Сущность и формы международной миграции капитала
Сущность миграции капитала
Международная миграция капитала-перемещение стоимости между странами в товарной или денежной форме с целью получения дохода в виде прибыли или ссудного процента
Согласно современным теориям основными причинами миграции капитала являются:
• относительный его избыток в данной стране, перенакопление капитала;
• разная предельная производительность капитала, определяемая процентной ставкой. Капитал движется оттуда, где его производительность ниже, туда, где она выше;
• наличие таможенных барьеров, которые мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновения на рынок;
• стремление фирм к географической диверсификации производства;
• растущий экспорт товаров, вызывающий спрос на капитал;
• несовпадение спроса на национальный капитал и его предложение в различных сферах и отраслях экономики страны;
• возможность монополизации местного рынка;
• наличие в странах ввоза капитала более дешевого сырья или рабочей силы;
• стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат
Критерии:
-по виду капитала
· Предпринимательский
· ссудный капитал
-виды собственности
· Частный
· Государственный
· международный
-по контролю за зарубежными инвестициями
· прямые инвестиции
· портфельные инвестиции (вложение в ценные бумаги, но меньше 10 процентов)
-по времени
· Долгосрочные инвестиции (более 5 лет)
· Среднесрочные инвестиции (1-5 лет)
· Краткосрочные инвестиции (меньше 1 года)
-с движением капитала связано:
· Перемещение валюты
· Перемещение основного капитала
-пространственный аспект
· Внутри интеграционного объедения
· движение капиталов за пределами интеграционных объединений
Формы миграции капитала
Миграция капитала может осуществляться в форме предпринимательского и ссудного капитала.
Ссудный капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита из государственных или частных источников.
Предпринимательский капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж.
По источникам происхождения капитал делится на официальный и частный капитал.
Официальный (государственный) капитал— это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи.
Частный (негосударственный) капитал - это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.
По цели зарубежного инвестирования капитал делится на прямые инвестиции и портфельные инвестиции:
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения (страна-реципиент) капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала. Они являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары.
Портфельные иностранные инвестиции — вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте.
По сроку вложения выделяют долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал:
Долгосрочный капитал — вложения капитала сроком свыше 5 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными.
Среднесрочный капитал- вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет.
Краткосрочный капитал — вложение капитала сроком до 1 года.
Также выделяют такие формы капитала как нелегальный капитал и внутрифирменный капитал:
Нелегальный капитал — миграция капитала, которая идет в обход национального и международного права (в России незаконные способы экспорта капитала называют бегством или утечкой).
Внутрифирменный капитал — переводимый между филиалами и дочерними фирмами (банками), принадлежащими одной корпорации и расположенными в разных странах.
19. Эффекты миграции капитала для экспортера
+Позитивные эффекты вывоза капитала
1. вывоз капитала связан с ожиданием более высокой прибыли (за рубежом может быть более дешевая рабочая сила, аренда и т.д.
2. Вывоз капитала позволяет преодолеть торговые барьеры
3. Выход на новые рынки с целью расширения объемов производства
4. Доступ к иностранным ресурсам
5. Доступ к иностранным технологиям
6. Вывоз капиталов позволяет решать экологические проблемы
-Негативные стороны вывоза капитала
1. Страна теряет часть ресурсов
2. Сокращение занятости населения
3. Изменение структуры национальной экономики
4. Вывоз капитала связан с ухудшением платёжного баланса
5. Угроза не возврата
6. Может быть связан с работой офшорной зоны
7. Существует угроза ареста капитала
20. Эффекты миграции капитала для импортера
+Положительные последствия
1. Приток иностранных технологий, предпринимательских ресурсов
2. Повышение качества рабочей силы, рост доходов населения
3. Приток налоговых поступлений
4. интеграционные процессы
5. стабилизация платежного баланса и валютного курса
-Отрицательные последствия
1.приток иностранного капитала вытесняет местный капитал из прибыльных отраслей. Это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;
2.бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;
3.импорт капитала часто связан с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате недоброкачественных свойств;
4.импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны.
21. ТНК, их роль в МЭ
ТНК может рассматриваться как группа, объединяющая филиалы, расположенные в нескольких странах. Характер связей, благодаря которым ТНК распространяют свое влияние далеко за пределы собственных филиалов, очень разнообразен: контракты на обработку деталей или на подрядные работы, соглашения о сбыте или франшизе, уступка патентов и т.п.
Вес компании определяются ее размерами. Малое или среднее предприятие, имеющее отделение на территории нескольких стран, еще не является ТНК.
К разряду транснациональных относятся компании:
§ имеющие более шести зарубежных дочерних компаний;
§ акции которых имеют хождение во многих странах и доступны для приобретения во всех странах их действия;
§ состав высшего руководства которых формируется из подданных разных государств, что исключает одностороннюю ориентацию деятельности компании на интересы какой-либо одной страны;
§ организационная структура которых ориентирована на широкомасштабную экономическую деятельность и эффективную реализацию стратегии компании.
Под транснациональными корпорациями (ТНК) понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата — получения прибыли. Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара. ТНК являются движущей силой важнейших ключевых процессов современной мировой экономики.
Благодаря своим решениям в области капиталовложений и выбору мест размещения производства ТНК играют важную роль в распределении мирового производственного потенциала. Их влияние на международную торговлю пропорционально их участию в этой торговле. ТНК осуществляют свыше половины мирового внешнеторгового оборота. На долю ТНК приходится более 80% торговли высокими технологиями. Образуя единую сеть, транснациональный капитал владеет одной третью всех производственных фондов и производит почти половину общепланетарного продукта. Совокупные валютные резервы транснациональных компаний в 5-6 раз превосходят резервы центральных банков всех стран мира.
Расширяя свою транснациональную деятельность, они создают экономические предпосылки для организации международного производства с единым рыночным и информационным пространством и международного рынка капиталов, рабочей силы, научно-технических, консультационных и иных услуг. Борясь за рынки сбыта в глобальном масштабе, ТНК повышают уровень конкуренции, что вызывает потребность в постоянных инновациях, смене технологий и ускорении научно-технического прогресса. Содействуя обороту капиталов, людей и техники, они в значительной степени способствуют экономическому росту и развитию.
Однако их экономическая мощь становится источником скрытых конфликтов с теми государствами, на территории которых осуществляется их деятельность. По существу ТНК во все большей степени определяют международную политику.
Транснациональная компания обладает большей маневренностью в использовании льгот, предоставляемых принимающей страной в отношении иностранных инвестиций в виде правительственных гарантий, освобождения или уменьшения налогов и пошлин и других мер поддержки. Такая компания способна перемещать фонды и прибыль через внутренние механизмы финансовых трансфертов, составляющих часть ее финансов, что обусловлено различиями в национальных налоговых системах и значительными издержками и ограничениями внешних, международных и финансовых трансфертов.
Современные транснациональные корпорации выполняют в мировой экономике важные функции. Все их многообразие укладывается в определение "стимулирующие".
1. ТНК стимулируют НТП, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.
2. ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению МРТ и вовлекая принимающие страны в международные экономические отношения.
3. ТНК стимулируют развитие мирового производства.
4. ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке.
Положительное влияние ТНК на экономику развивающихся стран:
• - распределяют достижения НТР на менее развитые страны;
• - создают новые рабочие места, следовательно способствуют повышению жизненного уровня местного населения;
• - обеспечивают более высокий уровень ЗП и социального обеспечения для своих рабочих.
Отрицательное влияние ТНК на экономику развивающихся стран:
• - подавляют местные фирмы, устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию;
• - стремятся перенести вредное, загрязняющее производство в развивающиеся страны;
• - оказывают влияние на политику правительства данной отрасли.
Транснациональные корпорации стали важнейшими действующими лицами в современном мировом хозяйстве, играя роль, которую трудно переоценить в системе международных экономических отношений. Для ведущих промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей. Основа мирового господства ТНК - вывоз капитала и его эффективное размещение. Совокупные зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, до 90% прямых инвестиций за рубежом. Обладая огромными капиталами, ТНК активно действуют на международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНК в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира вместе взятых.
Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями. ТНК являются главными субъектами международного движения капитала.
22. Сущность и виды миграции рабочей силы
Миграция рабочей силы-перемещение через границы государств рабочей силы как одного из экономических ресурсов.
Феномен миграции рабочей силы приводит к формированию мирового рынка рабочей силы.
Формы миграции:
· ассимиляционная миграция
· временная миграция
· маятниковая миграция
Правовые нормы:
· легальные мигранты
· нелегальные мигранты
Организация:
· организованная миграция (кадровые агентства)
· неорганизованная миграция (самостоятельный поиск)
Уровни квалификации
· белые воротнички (высший уровень) -учителя, врачи, инженеры
· средне квалифицированная рабочая сила
· неквалифицированная рабочая сила
По характеру участия рабочей силы в рынке рабочей силы
· реальная миграция
· виртуальная миграция (работает по заказу из-за границы)
По территориальному охвату:
· внутриконтинентальная
· межконтинентальная
23. Основные рынки рабочей силы
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. США – трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - это Западная Европа. На Западную Европу приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек. В 80-е годы произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился.
Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Формирование в 60-70-е годы новых полюсов экономического роста – "периферийного капитализма", привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы. К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока - Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Все больше мигрантов направляются сюда из Южной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых арабских стран. Некоторые арабские страны являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы. К их числу относятся Йемен, Ирак, Ливия. Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов. Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. ЮАР еще со второй половины 50-х годов встала на путь использования "лишней" рабочей силы из других африканских стран. В последние годы Южная Африка привлекает работников и из других частей света. Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские "новые индустриальные страны". Кроме "новых индустриальных стран", в этом регионе рабочую силу импортирует Бруней. В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.
24. Эффекты миграции РС для стран-доноров
Позитивные последствия для экономики стран-доноров заключаются в следующем:
1. Эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов.
2. Экспорт рабочей силы - это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям передовой организации труда.
3. Экспорт рабочей силы - важный источник поступления в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения.
4. При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
5. Страны-доноры взимают налоги в госбюджет с фирм-посредников, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом.
Основными отрицательными последствиями трудовой миграции для страны-донора являются:
1. Снижение производственного потенциала страны и ухудшение качества кадрового обеспечения промышленности, строительства, транспорта и других отраслей экономики вследствие оттока высококвалифицированных специалистов и уменьшения численности экономически активного населения.
2. Обеднение интеллектуальной среды, эрозия и распад интеллек<