Практический материал работы по тематическим блокам экономического содержания.
3.1. Тематический блок - «Семейная экономика»……………..........24
3.2. Тематический блок - «Потребности»…………………….......... 28
3.3. Тематический блок - «Валюта»………………………………….33
3.4. Тематический блок – «Ресурсы»………………………………....37
Приложения
Сказки экономического содержания
v Сказки к блоку «Потребности» …………………………………………42
v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»………………………………………46
Литература……………………………...........................................................50
Введение
Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования и Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа) ориентируют нас:
- на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
- формирование основ базовой культуры личности,
- подготовке к жизни в современном обществе, обучению в школе.
Для реализации этих направлений педагоги ищут различные пути, формы и методы, позволяющие обеспечить системно-деятельностный подходв образовании дошкольников. Одним из таких путей является использование технологий развивающего обучения, которые обогащены экономическими содержанием.
На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в Донецкой Республике, разностороннее воспитание и образование дошкольников, в том числе и экономическое, приобретают особое значение. Появляется необходимость в формировании нового экономического мышления детей, соответствующего изменённым условиям жизни.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических процессах, необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Вопросами экономического воспитания детей в разных аспектах занимались социологи, философы, экономисты, психологи и педагоги. Проблемами вхождения личности в социальную жизнь занимались - Л.С.Выготский, О.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.Степенью влияния трудового воспитания – З.Зайченко, Г.Могилевская; содержанием и методикой экономического воспитания детей – И.Барило, Л.Горина, Н.Грама, Р.Жадан, В. Кондратьев. Изучению отдельных экономических понятий хозяйственной деятельности посвящены труды - П.Матвеева, М.Ибрагимова. Формированию экономической грамотности у детей дошкольного возраста, подготовке педагогов к экономическому воспитанию детей уделяли внимание - Р.Жадан и Г.Григоренко.
В трудах Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци отображены идеи по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное отношение к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудиться, овладение практическими навыками, которые дают человеку независимость, жизненность.
В различных научных исследованиях, направленных на усовершенствование экономического воспитания детей в разных возрастных группах, наиболее разработанными являются проблемы формирования нравственных качеств: заботливости, экономности, рациональности, бережливости, воспитания уважения к традиционным ценностям.
Наилучший результат усвоения экономических знаний, может быть достигнут только через приобретение детьми первичного экономического опыта, формирование которого происходит при участии детей в разнообразных видах деятельности, что является личностно-ориентированным подходом и обеспечивает системно-деятельностное обучение,т.е. позволяет ребёнку находиться в постоянном поиске, делать выводы, анализировать, решать проблемные ситуации, задания, проводить поисково-исследовательскую деятельность.
Анализ изученной психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применим к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.
Поэтому экономическое воспитание в дошкольном образовании – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.
Раздел I
Экономическое воспитание - современный вектор в дошкольном образовании.
1.1. Теоретическая база экономического образования и воспитания дошкольников.
«Экономика» - такое сложное и вместе с тем интересное понятие! Что же оно означает?
Считается, что термин «Экономика» изобрёл ещё в VI веке до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «Ойкос» - ДОМ и «Номос» - ЗАКОН, что дословно означает искусство, знание правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин ввёл представитель древнегреческой экономической мысли Ксенофонт в 4 веке до н. э., написавший труд под названием «Экономикос».
Изначально слово «экономика» употреблялось людьми в значении «искусство ведения домашнего хозяйства». Со временем понятие стало намного шире. Теперь этим словом называют многогранную хозяйственную деятельность целого государства или всего мира.
Впервые экономика была включена в содержание образования Я.А.Коменским. В своей книге «Материнская школа» он предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать её. Дети узнают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Задача взрослых – «постепенно открывать детям глаза на… маленькие вещи, чтобы они не оставались слепыми в больших». Огромную роль Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкали «избегать ленивого досуга».[Ян Амос Коменский."Материнская школа", "Учпедгиз", Москва, 1947 г.]
На современном этапе кандидат педагогических наук, профессор А.Д. Шатова полагает, что «Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь». [А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2015г]
Экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте направлено не на воспитание экономистов, а на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Как сказано в Государственном образовательном Стандарте дошкольного образования - необходимо объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Установлено, что наилучший период ознакомления с трудом взрослых и с окружающим миром – это младший дошкольный возраст, когда дети через сказки, общение с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребёнка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определённым видам деятельности.
Цели и задачи профориентационной работы складываются в процессе формирования первых умений и навыков труда на пользу людей, во время расширения знаний о труде человека, технике воспитания уважения к людям труда, пониманию значения труда в жизни человека.
Так же как и ранняя профориентация, приобщение детей к экономической культуре требует большого внимания.
Приобщение детей к экономике, первичное экономическое образование – это один из факторов экономической социализации, который оказывает большое влияние на становление личности ребёнка и его отношения к материальным и духовным ценностям.
Экономичекое образование и экономическое воспитание способствуют социализации ребёнка, облегчают способность ребёнка входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально-экономичеких отношений. Необходимо правильно понимать и различать определения экономического образования и экономического воспитания.
Экономичекое образование - это процесс формирвоания элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соотвествии с возрастными возможностями обучающихся.
Экономическое воспитание – это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
Как неправы те, кто считает, что дошкольник и экономика понятия совершенно несовместимые!
Ведь ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Современная жизнь непредсказуема и очень интересна, она привлекает детей, и свои первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне:
- просмотр телепередач, наблюдения за поведением взрослых, беседы и игры с друзьями;
- профессии родителей, покупка и продажа различных товаров, реклама по телевизору, интернет – и это ещё не весь список того, с чем ребёнку приходится сталкиваться каждый день.
Современный дошкольник – это будущий школьник, а потом студент и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности именно в дошкольном возрасте.
Наилучший возрастной период, когда первичный экономический опыт ребёнка трансформируется в определённый уровень нравственно-этических ценностей – это старший дошкольный возраст. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях; соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Работа по экономическому воспитанию базируется на технологии развивающего обучения и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.
По мнению Л.С. Выготского развивающее обучение - это обучение, построенное на двух уровнях развития: зона актуального развития (это, то что ребёнок может сам, без помощи взрослого) и зона ближайшего развития (это то, что ребёнок может с нашей помощью).
Принцип экономического обучения должен осуществляться на высоком уровне трудностей, от трудного к ещё более трудному, от абстрактного к ещё более конкретному, т.е. обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей.
На первый план выдвигается становление ребёнка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.
Главная задача педагогов – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
1.2. Пути реализации экономического образования при организации учебно-воспитательного процесса.
Экономическое образование необходимо вести в нескольких направлениях, которые включают в себя 4 взаимосвязанных блока: «Семейная экономика», «Потребности» (человека, растений, животных), «Валюта. Деньги», «Ресурсы».Между блоками существует связь, но каждый из них может быть реализован как самостоятельный, поскольку содержит разнообразный материал для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Тематическое распределение в такой последовательности определено принципами дидактики: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
1-й блок - «Семейная экономика».Семья – воспитывает в ребёнке культуру потребления, культуру общения, культуру познания, которая является основой для развития экономической культуры. И именно в семье ребёнок получает первичные экономические знания, сталкивается с экономическими проблемами, которые решают члены семьи: приобретение продуктов и товаров, составление меню, распределение семейного бюджета.
2-й блок - «Потребности».В последующем дети знакомятся с понятием «Потребность» как состояние нужды в определённых условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определённых социальных факторах, без которых данный человек испытывает состояние дискомфорта.
3-й блок - «Валюта. Деньги».Чтобы удовлетворять потребности членов семьи, необходимы средства – т.е. деньги. Дети узнают, что деньги – явление в первую очередь экономическое. Деньги могут культивировать в людях добро и зло, могут рассматриваться как средство выживания и процветания, как средство накопления и сбережения. Детей подводят к выводу, что не всё в жизни можно купить за деньги.
4-й блок - «Ресурсы».Чтобы зарабатывать и получать деньги необходимо трудиться. Все взрослые работают и производят всё то, что необходимо для жизни и удовлетворения потребностей взрослых и детей: продукты, вещи, игрушки, книги и т.д. И это носит экономическое понятие – «Ресурсы». Дети знакомятся с разнообразием природных, капитальных, трудовых ресурсов и о способах их использования.
Всё содержание тематических блоков взаимосвязано и дополняет друг друга.
Вся проводимая работа направлена на активизацию познавательных процессов у дошкольников, закрепление и уточнение знаний по той или иной теме, формирование умений устанавливать причинно - следственные связи между объектами и явлениями действительности; предоставление возможности почувствовать удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, радости открытия.
Ориентируясь на задачи Типовой образовательной программы «От Рождения до школы», работа по экономическому воспитанию с детьми требует реализации таких целей:
1.Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.
2.Ввести ребёнка в мир элементарных представлений об экономических процессах и объектах, через ознакомление с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы.
3.Обучать детей навыкам самопознания через общение с людьми и практическим взаимодействиям с предметным миром, при котором возникает особая форма самосознания: «Я – и мир экономических ценностей».
Одним из путей качественного и успешного решения поставленных задач, является создание предметно-пространственной среды, способствующей прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, позволяющей через разнообразные формы деятельности знакомить детей с экономическими понятиями и категориями.
Правильно созданная предметно-пространственная среда позволяет:
· углубить практические знания воспитанников;
· выявить интересы и склонности детей;
· развивать интерес и умение совершать действия.
Использование игрового пространства позволяет:
ü индивидуализировать обучение посредством игрового пространства;
ü актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
ü позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
ü помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
ü использовать полученные знания в практическом применении;
ü принимать во внимание деятельность других детей.
ü предугадывать игровой замысел;
ü корректировать и развивать игровой сюжет.
Предметно-пространственная экономическая среда базируется на принципахвзаимодействия, активности, эстетичности, динамичности, с учётом возрастных особенностей детей и правом выбора деятельности.
Основными объектами предметно-пространственной экономической среды являются три зоны:познавательная зона, тематическая библиотека и экономическая игротека.
Познавательная зона- «Страна Экономика»,которая создаётся с учётом новых требований Типовой программы «От Рождения до школы», что
Позволит полноценно, всесторонне развить и обеспечить интересы ребёнка, удовлетворить его естественные потребности и стремления.
Тематическая библиотека – где должен быть представлен разнообразный художественный и демонстрационный материал экономического содержания, позволяющий знакомить дошкольников с миром экономики.
Экономическая игротека–где целесообразно подобрать серию разнообразных экономических игр, направленных на ознакомление и закрепление дошкольников с миром экономических понятий и категорий.
Поскольку различные виды игр играют важную роль в дошкольном периоде, и игра является ведущим видом детской деятельности, вся работа по экономическому воспитанию должна быть насыщена разнообразными играми и игровыми приёмами в рамках развивающего образования.
Реализовывая задачи Типовой программы, в работе с детьми необходимо отдавать приоритет принципу активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особенным восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с детьми важно использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей.
Работа по экономическому воспитанию предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы:
§ традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
§ творческое моделирование и проектирование,
§ трудовая деятельность и различные виды игр,
§ решение проблемных заданий и ситуаций,
§ наблюдения и экскурсии,
§ театрализованная деятельность,
§ тренинги, выставки, дискуссии,
§ чтение художественной литературы и беседы по ней,
§ ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
§ изобразительная деятельность,
§ обдумывание и проигрывание заданных ситуаций,
§ разгадывание кроссвордов и загадок,
§ разработка и составление алгоритмов,
§ просмотр мультимедийных презентаций, фильмов о профессиях,
§ изготовление технологических карт,
§ аукцион экономических идей,
§ заседания бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».
Использование традиционных и нетрадиционных форм работы является быстрым способом внедрения информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс и позволяет точно, доступно, ярко передать воспитанникам необходимую информацию, способствует развитию эмоциональной сферы, формированию оптимистической жизненной позиции, формированию элементарной картины реального мира.
Должное внимание необходимо уделять работе с родителями, основная цель которой - помочь родителям осознать личностное и социальное значение отцовства, ответственности семьи за настоящее и будущее ребёнка; развитие родительских качеств; умение родителей познавать своего ребёнка, его способности, темперамент, страхи; научить поддерживать ребёнка во время преодоления трудностей.
И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придаёт уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
Раздел II