Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТАРЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 405» ГОРОДА ДОНЕЦКА
«Корректурные таблицы как одно из средств экономического воспитания детей дошкольного возраста»
Учебно - методическое пособие
Донецк, 2017 г.
Утверждено на заседании педагогического совета муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЯСЛИ – САД № 405 ГОРОДА ДОНЕЦКА» (протокол № 2 от 24.02.2016г.)
Согласовано с Методическим кабинетом отдела образования администрации Калининского района г. Донецка
(протокол № 7 от 27.04.2016г.)
Рецензенты:
Котова Л.Н. – методист дошкольного отдела ДРИДПО
Гараева С.В. - старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 212 Г. ДОНЕЦКА».
Шевченко Н.А. – и.о.заведующего МДОУ «ЯСЛИ – САД № 21 Г. ДОНЕЦКА»
Составители:
Михайличенко Т.П. Заведующий МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА».
Кладиева Э.А. Старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории, имеет звание «Старший воспитатель».
Гармаш И.П. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории.
Зюкина Г.Ш. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», имеет звание «Воспитатель – методист».
Данное пособие содержит материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями с использованием принципа корректурных таблиц Н.Гавриш.
Представленные конспекты занятий по экономическому воспитанию с использованием корректурных таблиц и разнообразный практический материал по экономике (сказки, схемы, раздаточный и наглядный материал) поможет педагогам ДОУ организовать работу по социализации дошкольников, обеспечить деятельностный подход, реализовать работу в трёх направлениях: педагоги – дети – родители.
Методическое пособие может быть полезно педагогам – практикам дошкольных образовательных учреждений, которые работают в профильных группах экономического направления с детьми старшего дошкольного возраста
Содержание
Раздел I
Экономическое воспитание – современный вектор в дошкольном образовании
1.1. Теоретическая база экономического образования
и воспитания дошкольников…………………………………………………… 6
1.2. Пути реализации экономического образования при организации
учебно-воспитательного процесса…………………………………………….. 9
Раздел II
Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей
2.1. Использование корректурных таблиц в экономическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………..15
2.2. Алгоритм работы по экономическим корректурным таблицам, составленным по принципу корректурныхтаблиц
Н.Гавриш…………………………………………………………....................17
2.3. Пример реализации алгоритма работы по корректурным таблицам, имеющим экономическую основу по теме «Семейная экономика»………………………………………………………………………20
Раздел III
Практический материал работы по тематическим блокам экономического содержания.
3.1. Тематический блок - «Семейная экономика»……………..........24
3.2. Тематический блок - «Потребности»…………………….......... 28
3.3. Тематический блок - «Валюта»………………………………….33
3.4. Тематический блок – «Ресурсы»………………………………....37
Приложения
Сказки экономического содержания
v Сказки к блоку «Потребности» …………………………………………42
v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»………………………………………46
Литература……………………………...........................................................50
Введение
Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования и Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа) ориентируют нас:
- на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
- формирование основ базовой культуры личности,
- подготовке к жизни в современном обществе, обучению в школе.
Для реализации этих направлений педагоги ищут различные пути, формы и методы, позволяющие обеспечить системно-деятельностный подходв образовании дошкольников. Одним из таких путей является использование технологий развивающего обучения, которые обогащены экономическими содержанием.
На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в Донецкой Республике, разностороннее воспитание и образование дошкольников, в том числе и экономическое, приобретают особое значение. Появляется необходимость в формировании нового экономического мышления детей, соответствующего изменённым условиям жизни.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических процессах, необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Вопросами экономического воспитания детей в разных аспектах занимались социологи, философы, экономисты, психологи и педагоги. Проблемами вхождения личности в социальную жизнь занимались - Л.С.Выготский, О.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.Степенью влияния трудового воспитания – З.Зайченко, Г.Могилевская; содержанием и методикой экономического воспитания детей – И.Барило, Л.Горина, Н.Грама, Р.Жадан, В. Кондратьев. Изучению отдельных экономических понятий хозяйственной деятельности посвящены труды - П.Матвеева, М.Ибрагимова. Формированию экономической грамотности у детей дошкольного возраста, подготовке педагогов к экономическому воспитанию детей уделяли внимание - Р.Жадан и Г.Григоренко.
В трудах Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци отображены идеи по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное отношение к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудиться, овладение практическими навыками, которые дают человеку независимость, жизненность.
В различных научных исследованиях, направленных на усовершенствование экономического воспитания детей в разных возрастных группах, наиболее разработанными являются проблемы формирования нравственных качеств: заботливости, экономности, рациональности, бережливости, воспитания уважения к традиционным ценностям.
Наилучший результат усвоения экономических знаний, может быть достигнут только через приобретение детьми первичного экономического опыта, формирование которого происходит при участии детей в разнообразных видах деятельности, что является личностно-ориентированным подходом и обеспечивает системно-деятельностное обучение,т.е. позволяет ребёнку находиться в постоянном поиске, делать выводы, анализировать, решать проблемные ситуации, задания, проводить поисково-исследовательскую деятельность.
Анализ изученной психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применим к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.
Поэтому экономическое воспитание в дошкольном образовании – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.
Раздел I
Экономическое воспитание - современный вектор в дошкольном образовании.
1.1. Теоретическая база экономического образования и воспитания дошкольников.
«Экономика» - такое сложное и вместе с тем интересное понятие! Что же оно означает?
Считается, что термин «Экономика» изобрёл ещё в VI веке до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «Ойкос» - ДОМ и «Номос» - ЗАКОН, что дословно означает искусство, знание правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин ввёл представитель древнегреческой экономической мысли Ксенофонт в 4 веке до н. э., написавший труд под названием «Экономикос».
Изначально слово «экономика» употреблялось людьми в значении «искусство ведения домашнего хозяйства». Со временем понятие стало намного шире. Теперь этим словом называют многогранную хозяйственную деятельность целого государства или всего мира.
Впервые экономика была включена в содержание образования Я.А.Коменским. В своей книге «Материнская школа» он предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать её. Дети узнают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Задача взрослых – «постепенно открывать детям глаза на… маленькие вещи, чтобы они не оставались слепыми в больших». Огромную роль Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкали «избегать ленивого досуга».[Ян Амос Коменский."Материнская школа", "Учпедгиз", Москва, 1947 г.]
На современном этапе кандидат педагогических наук, профессор А.Д. Шатова полагает, что «Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь». [А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2015г]
Экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте направлено не на воспитание экономистов, а на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Как сказано в Государственном образовательном Стандарте дошкольного образования - необходимо объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Установлено, что наилучший период ознакомления с трудом взрослых и с окружающим миром – это младший дошкольный возраст, когда дети через сказки, общение с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребёнка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определённым видам деятельности.
Цели и задачи профориентационной работы складываются в процессе формирования первых умений и навыков труда на пользу людей, во время расширения знаний о труде человека, технике воспитания уважения к людям труда, пониманию значения труда в жизни человека.
Так же как и ранняя профориентация, приобщение детей к экономической культуре требует большого внимания.
Приобщение детей к экономике, первичное экономическое образование – это один из факторов экономической социализации, который оказывает большое влияние на становление личности ребёнка и его отношения к материальным и духовным ценностям.
Экономичекое образование и экономическое воспитание способствуют социализации ребёнка, облегчают способность ребёнка входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально-экономичеких отношений. Необходимо правильно понимать и различать определения экономического образования и экономического воспитания.
Экономичекое образование - это процесс формирвоания элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соотвествии с возрастными возможностями обучающихся.
Экономическое воспитание – это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
Как неправы те, кто считает, что дошкольник и экономика понятия совершенно несовместимые!
Ведь ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Современная жизнь непредсказуема и очень интересна, она привлекает детей, и свои первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне:
- просмотр телепередач, наблюдения за поведением взрослых, беседы и игры с друзьями;
- профессии родителей, покупка и продажа различных товаров, реклама по телевизору, интернет – и это ещё не весь список того, с чем ребёнку приходится сталкиваться каждый день.
Современный дошкольник – это будущий школьник, а потом студент и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности именно в дошкольном возрасте.
Наилучший возрастной период, когда первичный экономический опыт ребёнка трансформируется в определённый уровень нравственно-этических ценностей – это старший дошкольный возраст. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях; соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Работа по экономическому воспитанию базируется на технологии развивающего обучения и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.
По мнению Л.С. Выготского развивающее обучение - это обучение, построенное на двух уровнях развития: зона актуального развития (это, то что ребёнок может сам, без помощи взрослого) и зона ближайшего развития (это то, что ребёнок может с нашей помощью).
Принцип экономического обучения должен осуществляться на высоком уровне трудностей, от трудного к ещё более трудному, от абстрактного к ещё более конкретному, т.е. обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей.
На первый план выдвигается становление ребёнка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.
Главная задача педагогов – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
1.2. Пути реализации экономического образования при организации учебно-воспитательного процесса.
Экономическое образование необходимо вести в нескольких направлениях, которые включают в себя 4 взаимосвязанных блока: «Семейная экономика», «Потребности» (человека, растений, животных), «Валюта. Деньги», «Ресурсы».Между блоками существует связь, но каждый из них может быть реализован как самостоятельный, поскольку содержит разнообразный материал для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Тематическое распределение в такой последовательности определено принципами дидактики: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
1-й блок - «Семейная экономика».Семья – воспитывает в ребёнке культуру потребления, культуру общения, культуру познания, которая является основой для развития экономической культуры. И именно в семье ребёнок получает первичные экономические знания, сталкивается с экономическими проблемами, которые решают члены семьи: приобретение продуктов и товаров, составление меню, распределение семейного бюджета.
2-й блок - «Потребности».В последующем дети знакомятся с понятием «Потребность» как состояние нужды в определённых условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определённых социальных факторах, без которых данный человек испытывает состояние дискомфорта.
3-й блок - «Валюта. Деньги».Чтобы удовлетворять потребности членов семьи, необходимы средства – т.е. деньги. Дети узнают, что деньги – явление в первую очередь экономическое. Деньги могут культивировать в людях добро и зло, могут рассматриваться как средство выживания и процветания, как средство накопления и сбережения. Детей подводят к выводу, что не всё в жизни можно купить за деньги.
4-й блок - «Ресурсы».Чтобы зарабатывать и получать деньги необходимо трудиться. Все взрослые работают и производят всё то, что необходимо для жизни и удовлетворения потребностей взрослых и детей: продукты, вещи, игрушки, книги и т.д. И это носит экономическое понятие – «Ресурсы». Дети знакомятся с разнообразием природных, капитальных, трудовых ресурсов и о способах их использования.
Всё содержание тематических блоков взаимосвязано и дополняет друг друга.
Вся проводимая работа направлена на активизацию познавательных процессов у дошкольников, закрепление и уточнение знаний по той или иной теме, формирование умений устанавливать причинно - следственные связи между объектами и явлениями действительности; предоставление возможности почувствовать удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, радости открытия.
Ориентируясь на задачи Типовой образовательной программы «От Рождения до школы», работа по экономическому воспитанию с детьми требует реализации таких целей:
1.Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.
2.Ввести ребёнка в мир элементарных представлений об экономических процессах и объектах, через ознакомление с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы.
3.Обучать детей навыкам самопознания через общение с людьми и практическим взаимодействиям с предметным миром, при котором возникает особая форма самосознания: «Я – и мир экономических ценностей».
Одним из путей качественного и успешного решения поставленных задач, является создание предметно-пространственной среды, способствующей прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, позволяющей через разнообразные формы деятельности знакомить детей с экономическими понятиями и категориями.
Правильно созданная предметно-пространственная среда позволяет:
· углубить практические знания воспитанников;
· выявить интересы и склонности детей;
· развивать интерес и умение совершать действия.
Использование игрового пространства позволяет:
ü индивидуализировать обучение посредством игрового пространства;
ü актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
ü позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
ü помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
ü использовать полученные знания в практическом применении;
ü принимать во внимание деятельность других детей.
ü предугадывать игровой замысел;
ü корректировать и развивать игровой сюжет.
Предметно-пространственная экономическая среда базируется на принципахвзаимодействия, активности, эстетичности, динамичности, с учётом возрастных особенностей детей и правом выбора деятельности.
Основными объектами предметно-пространственной экономической среды являются три зоны:познавательная зона, тематическая библиотека и экономическая игротека.
Познавательная зона- «Страна Экономика»,которая создаётся с учётом новых требований Типовой программы «От Рождения до школы», что
Позволит полноценно, всесторонне развить и обеспечить интересы ребёнка, удовлетворить его естественные потребности и стремления.
Тематическая библиотека – где должен быть представлен разнообразный художественный и демонстрационный материал экономического содержания, позволяющий знакомить дошкольников с миром экономики.
Экономическая игротека–где целесообразно подобрать серию разнообразных экономических игр, направленных на ознакомление и закрепление дошкольников с миром экономических понятий и категорий.
Поскольку различные виды игр играют важную роль в дошкольном периоде, и игра является ведущим видом детской деятельности, вся работа по экономическому воспитанию должна быть насыщена разнообразными играми и игровыми приёмами в рамках развивающего образования.
Реализовывая задачи Типовой программы, в работе с детьми необходимо отдавать приоритет принципу активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особенным восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с детьми важно использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей.
Работа по экономическому воспитанию предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы:
§ традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
§ творческое моделирование и проектирование,
§ трудовая деятельность и различные виды игр,
§ решение проблемных заданий и ситуаций,
§ наблюдения и экскурсии,
§ театрализованная деятельность,
§ тренинги, выставки, дискуссии,
§ чтение художественной литературы и беседы по ней,
§ ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
§ изобразительная деятельность,
§ обдумывание и проигрывание заданных ситуаций,
§ разгадывание кроссвордов и загадок,
§ разработка и составление алгоритмов,
§ просмотр мультимедийных презентаций, фильмов о профессиях,
§ изготовление технологических карт,
§ аукцион экономических идей,
§ заседания бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».
Использование традиционных и нетрадиционных форм работы является быстрым способом внедрения информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс и позволяет точно, доступно, ярко передать воспитанникам необходимую информацию, способствует развитию эмоциональной сферы, формированию оптимистической жизненной позиции, формированию элементарной картины реального мира.
Должное внимание необходимо уделять работе с родителями, основная цель которой - помочь родителям осознать личностное и социальное значение отцовства, ответственности семьи за настоящее и будущее ребёнка; развитие родительских качеств; умение родителей познавать своего ребёнка, его способности, темперамент, страхи; научить поддерживать ребёнка во время преодоления трудностей.
И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придаёт уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
Раздел II
Й блок «Семейная экономика»
Й этап: (подготовительный)
§ Знакомство с теоретическим материалом с использованием наглядности (карточки, картинки, схемы)
§ Проведение занятий по темам: «Семья», «Взаимоотношения в семье»,
«Что такое Семейный бюджет, его составляющие, динамика (расход-доход),«Как правильно вести домашнее хозяйство»
§ Изготовление моделей семейного бюджета, карточек «Доход», «Расход».
Й этап:(основной)
§ Расширение и углубление знаний с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки, где дети учатся ориентироваться на листе бумаги (над, под, слева, справа), устанавливаются разноплановые связи.
Й блок «Потребности»
Й этап: (подготовительный)
§ Проведение занятий по темам: «Потребности: человека, животных, растений», «Общие потребности».
§ Изготовление карточек «Возможности», «Основные – неосновные потребности», «Потребности девочек и мальчиков; взрослых и детей; школьников и дошкольников»
§ Составление морфологических таблиц «Потребности животных», «Потребности растений»
§ Проведение опытов, экспериментов с растениями.
Й этап:(основной)
§ Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания.
§ Решение проблемных ситуаций.
Й блок «Ресурсы»
Й этап: (подготовительный)
§ Проведение интегрированных занятий по темам: «Природные ресурсы», «Капитальные ресурсы», «Трудовые ресурсы».
§ Изготовление морфологических таблиц:
«Чей инструмент», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть?»
Й этап:(основной)
ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания:
- по сказкам: «Белоснежка и семь гномов», «Колосок»;
- по произведениям: С. Маршак «Как печатали вашу книгу», А.Барков и Р.Сурьянинов- «Откуда пришла книга», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», «От зёрнышка до хлебушка».
Й блок «Валюта»
Й этап: (подготовительный)
ü Проведение интегрированных занятий по темам: «Бартер. Что это?», «Где рождаются деньги?», «Где хранят деньги?», «Валюта – деньги разных стран»
ü Изготовление детской валюты – «Улыбчики», книги «Валюта».
ü Пополнение детской библиотеки «Со сказочными героями в мир экономики».
Й этап:(основной)
ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания:
-назвать, что изображено в нижнем ряду в 1-ой клеточке слева и др.,
- предложи, используя рисунок, возможный бартер с товарищем в группе.
СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
ДОХОД - РАСХОД.
Конспект занятия
«Семья. Семейный бюджет. Доход - Расход»
(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки)
Программное содержание:
«Познавательное развитие»:
- дать детям знания о понятии«Семейный бюджет», его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);
- углубить представления о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение), показать многообразие доходов;
- формировать познавательную активность дошкольников, побуждать к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы;
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.
«Речевое развитие»
- продолжать развивать речь как средство общения;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий, членам своей семьи;
- воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать сюжетные картинки.
Материалы:гном Эконом, фишки ЗП, ЗМ, С, ПБ, ПД; картинки с изображением семьи, простые карандаши, интеллектуально-сопроводительная карточка «Семья. Семейный бюджет. Доход - Расход»
Ход занятия
Сюрпризный момент
Воспитатель: приносит в группу гнома эконома.
- Как вы думаете, что это значит? (мы будем изучать с гномом Экономом экономику)
Давайте вспомним стихотворение о гноме Экономе.
Я весёлый, добрый гном,
Добрый гном Эконом.
С вами рядом я живу,
С экономикой дружу,
Люблю денежки считать,
И хозяйство возглавлять.
Пословицы о труде.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит…
11. Работа с таблицами.
Воспитатель задаёт детям вопрос:
- Как вы думаете, семейный бюджет это только – доход? Есть пословица - «Доход не бывает без хлопот».
Укажите, в какой клеточке изображена схема Дохода, а в какой схема Расхода.
- Прочитайте, что написано в клеточке № 8. Подчеркните, каким должен быть Доход? Почему?
В последнем нижнем ряду изображён цветок. Давайте прочитаем, что написано на его лепестках (доброта, вера, надежда, истина…) относятся ли эти слова к семье, семейному бюджету?
- В одном ряду с цветочком расположена клеточка под №…? Что там изображено? (скрипичный ключ и ноты) Это значит, что сейчас у нас музыкальный номер.
Песня «Экономическая»
Воспитатель сообщает детям, что занятие подошло к концу. Гном Эконом благодарит детей за трудолюбие, за внимание и правильно выполненные задания.
Итоги занятия.
Конспект занятия
«Потребности человека»
(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Потребности человека»)
Программное содержание:
«Познавательное развитие»:
- формировать представления о потребностях человека;
-учить выделять основные потребности человека;
- понимать разницу понятий «хочу» и «могу»;
- развивать воображение, самостоятельность мышления.
«Речевое развитие»
- ввести в активный словарь детей понятие «Потребности»;
- развивать связную речь.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать трудолюбие, желание заниматься любимым делом.
Материалы:гном Эконом, простые карандаши, сказка К.И.Чуковского «Телефон»; фишки, интеллектуально-сопроводительная карточка «Потребности человека».
Ход занятия.
Сюрпризный момент
В гости к детям пришёл гном Эконом и принёс сказку К.Чуковского «Телефон».
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада…
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше…
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
Беседа с детьми.
Воспитатель спрашивает у детей - что попросил слон? (крокодил, зайчатки, мартышки) А что попросили бы вы?
Гном Эконом говорит детям, что все желания детей, высказывания героев сказки - можно назвать одним словом «Потребности».
Беседа с детьми.
Воспитатель спрашивает у детей - что заказал сын маме? Как вы считаете, всё, что он заказал, относится к основным потребностям человека?
Итог занятия.
Воспитатель сообщает детям, что всё закончилось хорошо, всех спасли, и все возвратились домой, отправились на прогулку по родным местам; может, светит яркое солнце, а может неожиданно начались дожди.
- Найдите глазками, в какой клеточке изображены эти природные явления: дорисуй предметы, которые помогут удовлетворить потребности человека (зонтик, солнцезащитные очки…)
- Итак, ребята, мы узнали, что потребности у людей очень разнообразные и одну из них очень трудно заменить другой.
Конспект занятия
«Деньги. Валюта»
(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Валюта»)
Программное содержание:
«Познавательное развитие»:
- формировать у детей представление о деньгах, их видах;
- продолжать знакомить с денежными единицами разных стран;
- уточнить понятие «Бартер»;
- развивать логическое мышление, воображение, внимание и память.
«Речевое развитие»
- ввести в активный словарь детей понятие «Деньги. Валюта», «отчеканили»;
- развивать связную речь.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать бережное отношение к деньгам, культуру обращения с ними.
Материалы:гном Эконом, простые карандаши, кошелёк с разными купюрами и монетами, портфель со сказками: «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», Мена», «Золотой ключик или приключения Буратино», интеллектуально-сопроводительная таблица «Валюта».
Ход занятия.
Сюрпризный момент
В гости к детям пришёл гном Эконом с кошельком и портфелем с книгами («Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», «Золотой ключик или приключения Буратино», Мена»)
Гном Эконом показывает кошелёк и спрашивает у детей – как они думают,что там находится? (деньги)
- Какие они? (бумажные, металлические, разного номинала)
- А какие бывают деньги, нам помогут узнать эти сказки (показывает книжки со сказками)
2. Воспитатель открывает сказку «Серебряная монета» и читает отрывок из неё:
«Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки, чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела. Ару! Теперь я пойду гулять по белу свету! И монетка покатилась дальше!...»
Воспитатель уточняет у детей, как они думают, а где монетку отчеканили? (на монетном дворе; на специальном заводе по изготовлению денег – там чеканят монеты и печатают денежные знаки)
Работа с карточкой.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что изображено в клеточке № 1, и указать стрелочкой, где рождаются деньги.
Работа с карточкой.
Воспитатель говорит, что деньги разных стран называются – «Валюта». Предлагает провести линии от сказочных героев к валюте той страны, где живут сказки.
- Слева от клеточки № 4 (клеточка № 3) изображены купюры разных стран, раскрасьте их нужным цветом.
- Назовите, что изображено под клеточкой № 3? Как вы думаете, чья стоимость купюр выше? Поставьте знаки больше, меньше, равно.
- Какие деньги были у Буратино? (золотые монеты)
- А какие деньги у других сказочных героев? (купюры). Давайте сравним, какие деньги удобнее в обращении? Из чего они изготовлены? Справа от клеточки № 5, рассмотрите, какие деньги изображены? Соедините стрелочкой, из какого материала их изготовили.
Работа с карточкой.
Воспитатель предлагает придумать и предложить, используя рисунок в клеточке № 8, возможный бартер с товарищами в группе.
- В последнем ряду, в клеточке слева, изображён кроссворд. Давайте его решим: 1-американская валюта, 2-денежная единица любой страны, 3-валюта Германии.
- Справа от клеточки № 9, находится клеточка, под каким номером? (№ 10) Какой товар, изображённый в клеточке, стоит д