Методологические особенности эволюционного институционализма
1. Отказ от предпосылок оптимизации и методологического индивидуализма.
2. Акцент на исследования экономических изменений. Экономика рассматривается как динамическая система, система и входящие в нее элементы – и система объединяет в себе характеристики элементов, и элементы содержат в себе характеристики системы, которые не представлены ни в одном из элементов.
3. Отрицание постулата неоклассической теории – равновесия, как нетипичного и очень кратковременного состояния. Влияние факторов, способствующих приближению системы к равновесию, перекрывается более мощными внешними воздействиями и эндогенными силами, порождающими в себе бесконечный процесс изменений и развития. Главный эндогенный механизм такого рода – «кумулятивная причинность» - понятие, сформулированное Вебленом, которое может быть переведено, как «положительная обратная связь». Убывающая предельная полезность и т.д.
4. Проведение биологических аналогий. Если многие классики и неоклассики уподобляли рыночное хозяйство механической системе, то эволюционисты трактуют изменения в значительной мере по аналогии с биологическими.
5. Учет роли исторического времени. Подчеркиваются динамические феномены, являющиеся следствием необратимости исторического времени и приводящие к неоптимальным для экономики результатам. Подобные феномены являются проявлением зависимости от прошлого пути развития. К ним относится «кумулятивная причинность», а также «гистерезис» и «блокировка». Гестерезис представляет собой зависимость конечных результатов системы от ее предшествующих результатов. Блокировка – это неоптимальное состояние системы, которое является результатом прошлых событий и из которого нет мгновенного выхода.
6. В поведении фирм главную роль играют рутины – стандартизированные правила принятия решений и осуществления деятельности, применяемые в течение определенного периода без корректировки.
Трудности эволюционного институционализма
Экономическая теория включает в себя два взаимоисключающих аспекта: первый – теорию развития (эволюции) экономической системы и второй – теорию ее структуры и функционирования.
Во втором аспекте экономическая теория никогда не может стать эволюционной (как в биологии генетика не заменит анатомию и физиологию). Для системного анализа эволюционный институтционализм должен создать не только теорию экономической эволюции, но и теорию функционирования экономической системы.
Отношение к экономической политике государства
Эволюционный институционализм характеризуется благосклонным отношением к государственному вмешательству.
Эволюционно-институциональный анализ указывает на то, что экономические изменения не имеют внутренней тенденции обеспечивать оптимальные результаты. Поэтому государственное вмешательство может оказать позитивное влияние на экономику.
Новая французская институциональная экономическая теория (НФИЭТ) (середина 1980-х – 1990-е гг.)
Основное направление – экономика соглашений (конвенций).
Основные представители: Тевено, Болтянски(экономика и конвенциональные формы, Множественность способов …), Сапе, Леве, Рапле, Дюпюи, Эмар-Дюверне, Рейнан и др.
Общая характеристика НФИЭТ
1.)Рыночная экономика исследуется не как отдельно взятый объект, а как подсистема общества, которая является совокупностью институциональных подсистем.
В обществе выделялось 7 институциональных подсистем:
1. На первом месте рыночная система. Координация достигается за счет ценового механизма и за счет цен. Включает в себя рынок, анализируемый в неоклассической теории. Объектами, функционирующими в рыночной подсистеме, являются добровольно обмениваемые товары и услуги.
2. Индустриальная подсистема, состоящая из промышленных предприятий.
3. Традиционна подсистема, включающая персонифицированные связи и традиции, играет ведущую роль в традиционных обществах. В этой подсистеме важную роль играет разделение на «своих и чужих» и личная репутация. Деятельность участников в данной подсистеме направлена на обеспечение и воспроизводство традиций. Отношения между домохозяйствами, мафия, криминальные группы и т.д.
4. Гражданская подсистема, базирующаяся на принципе подчинения частных интересов общим. В рамках этой подсистемы функционируют государство и его учреждения (полиция, суды) и многие важные общественные организации (церковь.).
5. Подсистема общественного мнения, в которой координация деятельности людей строится на основе наиболее известных и привлекающих всеобщее внимание людей событий. К этой подсистеме можно отнести некоторые финансовые рынки, где большую роль играет ориентация на среднее мнение.
6. Подсистема творческой деятельности, в которой основной нормой поведения является стремлению достижению неповторимого, уникального результата (к данной подсистеме относится такая сфера общественной жизни, как искусство).
7. Экологическая подсистема, где координация действий осуществляется в соответствии с природными циклами и направлено на поддержание «баланса окружающей среды». Соответственно, объектами деятельности являются различные природные объекты.
2.)Каждая из подсистем характеризуется особыми способами координации между людьми – «соглашениями» - и особыми требованиями к действиям людей – «нормами поведения». Нормы – это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий; соглашения – наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.
3.)Рациональность и стремление к рыночному равновесию трактуются лишь как «частные случаи». Каждый хозяйствующий субъект одновременно функционирует в нескольких «мирах». Особые проблемы возникают на «стыке» различных «миров», т.е. в ситуации, когда одно и тоже взаимодействие может приниматься на основе норм поведения разных подсистем.