Отношение к экономической политике государства

Лекция 2 (3 неделя).

Разные направления в рамках НИЭТ(новая политическая экономия, экономическая теория прав собственности, новая теория организации отраслевых рынков) различаются по степени модификации жесткого неоклассического ядра. Имеющиеся различия не позволяют использовать приведенные выше названия как совершенные заменители.

Две точки зрения на состояние НИЭТ:

НИЭТ является продолжением неоклассики, потому что жесткое ядро направления неоклассического не так затрагивается. , поскольку в различных формах используется предпосылка о максимизации полезности, трансформировавшаяся в идею минимизации трансакционных издержек, принцип методологического индивидуализма, экономического равновесия.

2. Современное состояние НИЭТ позволяет говорить о становлении новой программы научных исследований, т.е. новой институционализм самостоятельный, научно-исследовательской программе.

Трудности НИЭТ

1. Акцент на трансакционных издержках нередко оборачивается игнорированием производственных издержек

2. НИЭТ не исследует такие вещи как привычки, обычаи, традиции

3. Все предпочтения заданы экзогенно для индивидов и игнорируются процессы управляющие их формированием.

4. Остаются в тени проблемы власти. Зачастую вертикальные отношения превращаются в добровольно-горизонтальные.

5. Исследования рынка превалируют над исследованиями производства, институты изучаются ради институтов без взаимосвязи с материально-технологической средой.

Отношение к экономической политике государства

Отношение к экономической политике государства – скептическое в силу того, что трансакционные издержки очень высоки в государственном секторе, а чрезмерное вмешательство государства нарушает процессы функционирования рынка.

Эволюционные институционализм(возник на рубеже ХIX-XXвв. Развивается в 1970-1990гг)

Основные представители: Т.Веблен, Гамильтон(эволюционная экономическая теория), Шумпетер, Норт, Алчиян(неопределенность эволюции и экономическая теория), Уинтер, Нельсон, Меткалф, Сильверберг, Дози, Жоджсон.

Европейская ассоциация эволюционной политической экономии создана в 1988 г.

(www.eaepe.org)

Российские ученые: Нестеренко, Маевский, Глазьев, Львов.

Новая французская институциональная экономическая теория (НФИЭТ) (середина 1980-х – 1990-е гг.)

Основное направление – экономика соглашений (конвенций).

Основные представители: Тевено, Болтянски(экономика и конвенциональные формы, Множественность способов …), Сапе, Леве, Рапле, Дюпюи, Эмар-Дюверне, Рейнан и др.

Общая характеристика НФИЭТ

1.)Рыночная экономика исследуется не как отдельно взятый объект, а как подсистема общества, которая является совокупностью институциональных подсистем.

В обществе выделялось 7 институциональных подсистем:

1. На первом месте рыночная система. Координация достигается за счет ценового механизма и за счет цен. Включает в себя рынок, анализируемый в неоклассической теории. Объектами, функционирующими в рыночной подсистеме, являются добровольно обмениваемые товары и услуги.

2. Индустриальная подсистема, состоящая из промышленных предприятий.

3. Традиционна подсистема, включающая персонифицированные связи и традиции, играет ведущую роль в традиционных обществах. В этой подсистеме важную роль играет разделение на «своих и чужих» и личная репутация. Деятельность участников в данной подсистеме направлена на обеспечение и воспроизводство традиций. Отношения между домохозяйствами, мафия, криминальные группы и т.д.

4. Гражданская подсистема, базирующаяся на принципе подчинения частных интересов общим. В рамках этой подсистемы функционируют государство и его учреждения (полиция, суды) и многие важные общественные организации (церковь.).

5. Подсистема общественного мнения, в которой координация деятельности людей строится на основе наиболее известных и привлекающих всеобщее внимание людей событий. К этой подсистеме можно отнести некоторые финансовые рынки, где большую роль играет ориентация на среднее мнение.

6. Подсистема творческой деятельности, в которой основной нормой поведения является стремлению достижению неповторимого, уникального результата (к данной подсистеме относится такая сфера общественной жизни, как искусство).

7. Экологическая подсистема, где координация действий осуществляется в соответствии с природными циклами и направлено на поддержание «баланса окружающей среды». Соответственно, объектами деятельности являются различные природные объекты.

2.)Каждая из подсистем характеризуется особыми способами координации между людьми – «соглашениями» - и особыми требованиями к действиям людей – «нормами поведения». Нормы – это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий; соглашения – наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

3.)Рациональность и стремление к рыночному равновесию трактуются лишь как «частные случаи». Каждый хозяйствующий субъект одновременно функционирует в нескольких «мирах». Особые проблемы возникают на «стыке» различных «миров», т.е. в ситуации, когда одно и тоже взаимодействие может приниматься на основе норм поведения разных подсистем.

Классификации институтов

1. Естественные и искусственные. Искусственные институты создаются по какой-то определенной модели. Естественные институты создаются естественным путем.

2. Формальные и неформальные институты. Они опираются на формальные и неформальные правила.

3. По сферам функционирования:

· Институты экономики (закон об акционерных обществах и т.д.)

· Институты политики

· Институты идеологии

4. По распространенности:

· Всеобщие институты (закон о собственности)

· Групповые институты (закон об образовании)

· Единичные институты (специфический контракт на покупку товар/услуги, например, контракт с президентом)

5. По степени определенности участников:

· Неопределенные участники

· Определенные участники (правила, применяемые в организации, неформальные правила в клубах)

Функции институтов:

1. Ограничительная – ограничивают множество вариантов действий.

2. Координация – координирует действие индивидов или групп.

3. Перераспределительная – распределяет между участниками либо напрямую или косвенно, через какие-то ограничительные меры. Координация возникает после перераспределения, возникают сопротивления после перераспределения.

Роли институтов:

1. Институты снижают неопределенности и обеспечивают предсказуемость результатов действий, т.е. обеспечивают некоторую устойчивость в экономике.

2. Институты распространяются и предаются во времени благодаря процессу обучения, т.е. появляется предсказуемость не только в пространстве, но и во времени.

3. Институтам присуща система стимулов – позитивных или негативных, таким образом, они влияют на мотивацию субъектов.

4. Институты дают некоторую свободу и безопасность, но в установленных рамках.

5. Институты призваны сокращать транзакционные издержки. (Здесь большой вопрос, потому что результаты могут быть разные, одни институты сокращают, а другие увеличивают, нет единого результата).

Индивид
Институциональная среда

Институциональные соглашения
5 3

6 7

4 1

3.3 Привычки и рутины

Неоклассика не изучала их.

Определение привычки возьмем из работ Ходжсона.

Привычка – это более или менее самоподдерживающаяся склонность или тенденция к следованию предустановленной или благоприобретенной форме поведения.

Ходжсон отмечает, что

Лекция 4 (5 неделя)

Один из ранних институционалистов Дж. Мейнстринг (1885-1943). Был известен своими высказываниями и афоризмами по поводу институтов.

«Один институт хорошо, а два лучше», «Любишь экономить - люби и институты», «Свой институт экономику вниз не тянет», «Институт не воробей – внедриться не выгонишь», «Нечего на институт серчать, коли экономика кривая», «Каков институт такова и экономика».

Эволюционный подход рутины.

Работа Нельсона и Уинтера.

Рутина – может означать постоянно повторяющийся шаблон деятельности организации, а также индивидуальные умения или прилагательное рутинный может относиться к гладкому, безсобытийному , они добавляют эффективному функционированию индивида или организации.

Особенности рутин:

1. Рутины существуют, когда определенные способы деятельности постоянно дают, по крайней мере, удовлетворительные результаты, если не оптимальные.

2. Если рутина удовлетворительная то поведение им соответствующее может стать сознательной целью, если возникают какие-то отклонения, тогда нужно прибегать к управлению.

3. Существует необходимость стандартизации рутин – это упрощает перенос знаний и соответственно создаются одинаковые ожидания и нормы. Эти стандартные рутины снижают транзакционные издержки.

Эти рутины часто называются институтами. правила деятельности директоров .

4. Рутина действует необособленно, а в системе.

5. При изменении условий меняются и рутины, хотя они изменяются с разной скоростью и разными способами. Во-первых, некоторые рутины установлены законом и не могут измениться, пока не изменится закон. Но если изменится закон, это может оказать стимулирующее воздействие на изменение рутин. Во-вторых, меняются под воздействием технологий. Новых задач организации и т.д. например, промышленность США должна была изменять в связи с выходом автомобилей со стороны японских производителей.

Таким образом, исследования рутин должно быть комплексным, потому что зачастую рутина то часть системы или даже несколько систем, где переплетаются эти рутины.

Привычки – уровень индивида.

Рутины – уровень группы индивидов организации.

Привычки и рутины когда распространяются в обществе, то они становятся институтами. Они и есть аналог «гена» в экономике.

Нельсон и Уинтер в своей работе выделяли

1. Организационные(технологические) и управленческие рутины

2. Поиск – все виды деятельности организаций. Которые оценивают текущие рутины, которые приводят к модификации их и даже заменам.

3. Селекционная среда организации – набор факторов воздействующих на благополучие организации и определяет ее развитие. Эта среда частично определяется внешними условиями: условия спроса на продукцию, характеристики поведения других фирм и т.д.

В конечном счете, подход дифференцированного роста объясняется биологическими аналогиями, потому что главное, чтобы выживала популяция фирмы. Т.е. отрасль, а не отдельные конкретные фирмы.

Следование правилам и оптимизирующее поведение не обязательно исключают друг на друга, но распространенность привычек и правил превращают оптимизацию в особый частный случай в ряду других способов поведения и принятия решений.

3.4. Нормы и соглашения (конвенции) НФИЭТ

В этом подходе нормы являются элементом институциональной среды, в котором люди осуществляют свой выбор.

Норма – это предписания определенного поведения, которая обязательна для выполнения и имеет своей функцией поддержание порядка в системе взаимоотношений.

К элементам норм относится:

1. Атрибут – на кого распространяется данная норма.

2. Фактор долженствования, что эта группа должна или не должна делать.

3. Цель.

4. Условия, при которых действует норма.

5. Санкции.

Исходя из сочетания этих 5 элементов образуются различные виды норм

1. Совместная стратегия (1+3+4)

2. Норма в узком смысле (1+2+3+4)

3. Правило (1-5)

Экономика соглашений предлагает рассматривать норму в качестве предпосылки для взаимной интерпретации намерений и предпочтений участников трансакций. Выполняя требования норм для снижения неопределенности во взаимодействиях и для достижения поставленных целей.

Соглашение и 7 миров (таблица).

Давалось 5 характеристик всех видов соглашений:

- норма поведения

- какой же предметный мир относится

- источник информации

- вектор времени

- сферы деятельности

Рассмотрим 3 вида стыка отношений

1. Экспансия соглашений – взаимодействие происходит на основе норм соглашения в сфере, где раньше господствовало другое соглашение. Например, есть политический рынок, институциональный.

2. Касание – такое соотношение соглашений, когда взаимодействие координируется разными типами соглашений.

3. Компромисс – это соотношение соглашений, когда появляются некоторые синтетические нормы, они призваны снять противоречия между требованиями различных соглашений.

3.5. Концепции власти

Сущность власти.

Под властью понимаются социальные взаимодействия, в которых индивиды или группы обладают возможностью воздействовать на других индивидов и на другие группы.

Формы власти:

От жестких форм и принуждения до мягких форм, таких как просто контроль или просто влияние и убеждение. Поэтому даже реклама может рассматриваться как проявление экономической власти.

Основ власти множество – основой может быть сила, конституция, закон или статус, знания, богатство и даже холизма.

Цели власти:

Политические, экономические, эстетические,

Частные и общественные

Мотивыпридти во власть, чтобы отомстить кому-то.

Оценка власти – рыночную власть можно оценить другие типы власти сложно.

Экономические примеры власти:

Иерархия, ассиметричная информация – разные проявления власти, лоббирование интересов.

Рассмотрим три основные концепции власти:

1. Власть рынка. На несовершенных рынка

2. Дискредиционная власть – корпорации. Она может быть не связана с ценами, а с ограничением свободы выбора, инвестиций, номенклатурой продукции, установления условий торговли продукции и т.д.

3. Рыночная власть может рассматриваться как способность продавцов формировать предпочтения покупателей. Рыночная власть рассматривается в динамике она может изменяться под влиянием технологий или базовых. Власть относится не только к рыночному поведению крупных корпораций, она относится к внутренней институциональной структуре.

4. Социально-экономическая власть

Права собственности – устанавливается государством, и они сами по себе есть проявление социально-экономической власти. Власть не может быть бесплатной как ограниченный ресурс. Чтобы обладать собственностью нужно иметь какой-то капитал.

Выделяются здесь два вида власти:

1. Одномерная власть – она возникает на основе контроля (формального или неформального) над политическими ресурсами. Способность принимать решения такие, когда другие участники процесса против, когда есть возможность не ставить потенциально имеющиеся проблемы в повестку дня.

2. Власть над человеческими ценностями – индивид изменяется, а значит, на индивида можно повлиять. Если процесс создания ценностей слабый, то должна больше быть применена власть.

Дж. Коммонс выделял три типа трансакций, неотделимых друг от друга, но различных по функциям участников :

· Торговые трансакции.

· Трансакции управления.

· Транзакции рационирования – стратегические трансакции по отношению к первым двум. Ассиметричность отношений, присутствуют законные уровни иерархии. Соглашения между участниками о распределении между участниками результатов деятельности. В государстве: налоговая политика, дивидендная политика.

Выделяются трансакции которые касаются благ товаров и услуг. А есть которые касаются товарных структур.

Трансакции и их виды:

1. Общие и специфические трансакции.

2. Однократные или повторяющиеся

3. Слабо или сильно зависящие от непредвиденных обстоятельств.

4. С легко- или трудноизмеримыми результатами.

5. Автономные или переплетающиеся с другими.

6. Краткосрочные или долгосрочные.

Под транзакцией понимается -деятельность индивидов в форме отчуждения и присвоения ПС и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе контроля за выполнением обещаний, а также адаптация к непредвиденным обстоятельствам. Чем более сложные трансакции, тем выше транзакционные издержки на их подготовку и реализацию.

Измерения ТАИ.

На 1870-1970 на макроуровне измеряли Уоллис по доли транзакционного сектора (ТАС) по доли ВНП, затраты на аппарат управления в реальных секторах, страхование. С 26,1% до 54,7% за сто лет доля ТАС так выросла. Причины роста: углубление специализации. А значит рост транзакций, НТП, а значит увеличение роста фирм и рост управленческих ТАИ. Усиление роли государства, а значит политические ТАИ. Аргентина 35%, Германия 48%.

На микроуровне - Демсец, Жесткоу.

Права собственности

Определение Пийович и Фурро, права собственности - это санкционированные поведенческие отношения, возникающие между людьми в связи с существованием и использованием ограниченных благ.

На микроуровне права собственности представляют собой набор правомочий.

Их 11 штук выделяют:

1. Право владения объектом собственности

2. Право пользования. Либо в узком смысле как личная выгода, либо в широком – как получение дохода.

3. Право на управление.

4. Право на доход.

5. Право на капитальную стоимость.

6. Право на безопасность – защита объекта собственности от вредного воздействия, вплоть до защиты от экспроприации.

7. Право на передачу по наследству.

8. Бессрочность .

9. Запрет вредного использования.

10. Ответственность в виде взыскания, возможно в уплату долга, как залог.

11. Право остаточного характера.

4.3.Сопутствующие понятия

· Специфика и размывание ПС. Спецификация прав собственности означает определение объекта права, субъекта права, а также набора правомочий, которыми он располагает. Размывание ПС имеет место, когда они либо неточно установлены и плохо защищены, либо попадают под разного рода ограничения

· Ограничение и расщепление ПС. Ограничения налагаются государством в принудительном порядке, часто в целях перераспределения ПС.

· Спецификации ПС требует больших затрат, поэтому она должна осуществляться до того предела, где дальнейший выигрыш от сокровищ не покрывает затраты на него.

Исключительный доступ к ресурсу
Свободный доступ к ресурсу
Режимы собственности

Общая собственность
коммунальная
частная
государственная

Общая собственность

Означает. Что ни один из индивидов не находится в привилегированном положении, и никто не имеет права исключать других из доступа к данному благу. Права на эту собственность плохо определены, отсутствует режим исключительности и отчуждаемости собственности. Такая собственность особых издержек не требует. Набор правил минимален. Правило рационирования: кто первым пришел, тот первым воспользовался.

Недостатки: нет спецификации доступа.

Проблема «трагедия общины» заключает в сверхиспользовании и истощении ресурса свободного доступа.

VAP
vmp P
D
C
L1
L0
E
W

VMP-кривая ценности предельного продукта труда, кривая ценности среднего продукта труда, площадь треугольника AWC – максимально возможная величина ренты , площадь треугольника CDE – величина рассеивания ренты при сверхиспользовании ресурсов.

Коммунальная собственность

Означает, что исключительными правами собственности на данный объект обладает только часть экономических агентов (определенная группа, община) из рассматриваемого множества. (кооперативы, отчасти полные товарищества в лице своих полных товарищей)

Исключительность появилась, т.е. исключаются аутсайдеры.

Отчуждаемость, в ограниченной форме.

Появилась хоть какая-то правовая база.

Недостатки:

1. может быть проблема сверхиспользования ресурсов со стороны инсайдеров.

2. В связи с возможностью оппортунистического поведения в виде отлынивания при использовании уравнительного принципа распределения полученных результатов может возникнуть проблема недоиспользования ресурса и роста издержек оппортунизма.

3. Могут возникнуть проблемы принятия решений в группе.

4. Коммунальная собственность м.б. разрушена и изнутри и извне. Изнутри – как некий социальный взрыв, а извне – решение об изменении режимов собственности, захват одного кооператива другим.

Оптимальный размер группы определяется по минимуму транзакционных издержек (стр. 131)

Неустойчивость коммунальной собственности приводит к ее трансформации в частную или государственную собственность.

Частная собственность.

Право частной собственности означает. Что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем «пучком» правомочий или некоторыми правомочиями пучка. Частная собственность устанавливает исключительные права, а, значит, преграду сверхиспользованию ресурсов. Она является отчуждаемой.

Ограничения на распространение частной собственности.

1. Существенные издержки по спецификации и защите прав собственности, которые определяются как институциональными, так и технологическими факторами.

2. Факторы, определяющие распространение ЧС – материально-технологическая среда общества, степень и возможность развития рынка, господствующая идеология и научные представления, правовая база, эффективность экономической политики все это формирует определенные ограничения – систему ценностей в обществе.

Теорема Коуза и ее значение

Прямая формулировка:

Если транзакционные издержки равны нулю;

цена, по которой экономические агенты обмениваются правами собственности, задается экзогенно;

отсутствует эффект дохода (богатство Хикс и Слуцкий). То первоначальная спецификация ПС не влияет на эффективность распределения ресурсов, а сама эффективность распределения может быть интерпретирована в терминах максимизации благосостояния (принимающего в зависимости от ситуации различные формы, в т.ч. прибыли).

Интерпретация теоремы Коуза институционалистами:

Если ТАИ положительные, то соответствует реальности.

Рынки несовершенные

Действует эффект дохода (богатства) – препятствует многим договоренностям

Ограничения теоремы: теорема действует для немногих участников (прямая формулировка), если речь идет о внешних последствиях

Ящик Эджуорта

Экспериментальная экономика

Экономический эксперимент – это воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты, которые осуществляются в реальных условиях, называются естественными или полевыми экспериментами, а эксперименты, которые проводятся в искусственных условиях, называются лабораторными экспериментами.

Лабораторные эксперименты – это искусственное воспроизведение экономических ситуаций, некие экономико-математические модели, где среда (условия протекания эксперимента) контролируется исследователем в лаборатории.

Преимущества лабораторных экспериментов перед «полевыми»:

1) Возможен полный контроль экспериментатора над средой и поведением субъектов

2) Менее дорогие

Область интересов экспериментальной экономики: положения теории игр, теории отраслевых рынков, модель рационального выбора.

Другие методы исследования

Методы эмпирических исследований:

1. Анализ конкретных ситуаций

2. Анализ и получение результатов полевых исследований

3. Использование общедоступной статистики, применяются альтернативные методы оценок

Если невозможно построить оптимизационную модель. Предлагается использовать

· Блок-схемы экономических процессов (Я.Корнаи «Дефицит»)

Другие методы исследования

· Социологические методы, в т.ч. анкетные опросы, глубокие интервью с руководителями фирм и др. проводятся научными институтами, университетами, фондами, организациями.

Тема 5. Контракты

Основы теории контрактов

5.1

Под контрактом понимается двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (или много сторон) согласились на определенные взаимные обязательства.

Основополагающими принципами контрактных обязательств являются: 1) свобода контракта, то есть свобода заключения, определения содержания и формы контракта, свобода выбора контрагентов; 2) ответственность за выполнение контракта, т.е. нарушение условий контракта является основанием для привлечения к ответственности нарушителя;

Составными частями контракта является описание обязательств сторон и санкций в случае нарушения принятых обязательств.

Классификация контрактов

Осуществляется с правовой и экономической точки зрения.

1. Контракт купли-продажи предполагает передачу на постоянной основе прав собственности

2. Контракт найма, аренды и контракт найма личной собственности.

3. Трудовой контракт

4. Кредитный контракт

Тема 7

7.2 сущность целей

7.3 теоретические модели государства

7.4 провалы государства и их исправления

7.5 институциональный подход к государственному вмешательству.

Провалы рынка

К провалам рынка относится производство общественных благ, движение к несовершенным рынкам, проблема внешних эффектов, недостаток и несовершенство и ассиметрия информации.

Провалы имеет и государство.

7.2 на сущность государства существует две точки зрения:

1. идеи и определение государства Норта – государство-это специфическая организация

Государство – это организация, обладающая сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на район, чьи границы определены способностью облагать налогом подданных. (по Норту)

По Олейнику государство – это особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности при определении и защите ПС и в некоторых других сферах.

Государство – институциональное устройство, которое может и должно осуществлять государственную политику, в том числе и экономическую, в этом определении правительства рассматриваются как некие институциональные соглашения.

2. В этом смысле государство рассматривается как система институтов, власти и управления. Гимли

Цели государства.

1й подход – автономно-государственный. Государство рассматривается как некая независимая сила, которая существует отдельно от общества и тогда такая автономная структура обладает своей целью и эта целевая функция может отличаться от общественной целевой функции.

Некоторые подходы рассматривают государство как «хищника», государство – дискриминирующий монополист. Для разных категорий устанавливаются разные институциональные правила и налоговые ограничения. Цель максимизировать чистый доход правителя (группы, контролирующей принятие решений), даже если это противоречит цели общества.

Однако здесь есть ограничения:

Если на этой территории общество сильно подвержено налоговой нагрузке, что может быть захват извне.

С другой стороны внутренний социальный взрыв, если монополист устанавливает слишком жесткие правила в том числе налоговые.

2й подход – подход групп специальных интересов (ГСИ). Государство э то некая сфера, где ГСИ конкурируют или кооперируются, чтобы повлиять на решение государства. Некие социальные организации, партии, движения, лобби-группы, профсоюзы.

Теория Чикагской школы – теория захватывающих функций, захват регуляций. Цель государства – определяется целью сильных ГСИ.

3-й подход – эгоистичных бюрократов (власть стола). Цель максимизировать доход своего ведомства. Бюрократы составляют иерархию – они неоднородны, есть другие теории, которые говорят, что бюрократы ассоциируют себя с проводниками идей общества.

В целом в реальной жизни можно плодотворно использовать идеи всех трех подходов.

Функции государства

Милтон Фридман (неоклассика)

1. Защита членов общества от неправомерных действий своих же сограждан

2. Защита от вторжения извне

3. Предпринимать обоснованные меры, направленные на сохранение и укрепление свободного общества

К функциям государства Олейник:

1. Спецификация и защита ПС

2. Создание канала обмена информацией

3. Разработка стандартов, мер и весов

4. Создание каналов деятельности рынка

5. Правоохранительная деятельность

6. Производство общественных благ таких как: оборона, здравоохранение, образование, но существуют дискуссии, что отнести к общественным благам.

НИЭТ говорит, что нужно оставить 3 функции:

1. Определение субъектов, объектов и правил деятельности

2. Поощрение и защита социально значимых видов деятельности

3. Нельзя в руках органов власти и управления двух видов деятельности: функции государственного управления, коммерческая деятельность.

Функции государственного управления:

А) принятие решений по поводу государственного бюджета

Б) по поводу установления правил для негосударственных структур

Выполнение функции может предполагать участие негосударственных организаций.

7.3 тип государств

Выделяется два полюса:

· Контрактное государство

· Эксплуататорское государство

Между ними есть много сочетаний. Государство Норта.

Контрактное государство изучалось разными институционалистами.

12.12.11

8.3

Под институциональным проектированием понимается деятельность по разработке проектов моделей экономических институтов, целенаправленно внедряемых в экономическую деятельность.

Тамбовцев выделяет 5 принципов ИП:

1. Этапная полнота проектов

2. Компонентная полнота проектов

3. Достаточное разнообразие стимулов

4. Защищенность от оппортунистического поведения

5. Принцип соучастия

Этапы разработки и выполнения проекта:

1. Определение целей проекта – цель может быть сформулирована по-разному, как достижение каких-то экономических результатов, описание создания института

2. Разработка вариантов достижения цели

3. Критерии выбора вариантов: минимизация таи, срок реализации, другие

4. Выбор наилучшего варианта ИП: 1)исследование вариантов, отыскиваем вариант, которые обеспечивают цель, а уже среди них выбираем тот, который с минимумом ТАИ; 2) отбираем варианты с помощью специфических критериев, подбираются варианты у которых пригодные таи, затем ищем вариант из пригодных, который дает максимум достижения цели

5. Детализация и оформление вариантов 2) компоненты рассматриваются на каждом этапе, но с разной степенью детализации

Компоненты:

- объект изменения, преобразования на который нужно воздействовать

- средство воздействия на объект

- субъект деятельности

- институциональные технологии

-мотивы и стимулы в деятельности субъектов

- способы соединения

Тогда ип включает следующие 2 группы компонентов:

1 компоненты самого института

2 компоненты, которые обеспечивают создание самого института

Задача проектировщиков состоит в создании такого правила, при выполнении которого действие выполнялось бы с максимальной вероятностью.

Например, изменение бухучета – варианты разработки стимулов:

1. Учет предпочтений того человека, который занимает эту позицию

2. Разрабатывается меню стимулов

Принцип максимальной защищенности – ип в первую очередь должен удовлетворять требованиям заказчиков

Институциональные ловушки

Эффективность =

коэффициент трансакционноемкости =таи/дельта у

трансакционноотдача= дельта у/таи (или на сумму всех издержек)

1. Социальные эффективные институты позволяющие максимизировать функцию общественного благосостояния

2. Изменение результатов будет повышать благосостояние одних групп и уменьшать благосостояние других

3. Парето-неоптимальные институты – такие результаты, которые не используют возможности одновременного улучшения положения всех объектов

Институциональные ловушки – коррупция, негарантированность оплаты труда.

Лекция 2 (3 неделя).

Разные направления в рамках НИЭТ(новая политическая экономия, экономическая теория прав собственности, новая теория организации отраслевых рынков) различаются по степени модификации жесткого неоклассического ядра. Имеющиеся различия не позволяют использовать приведенные выше названия как совершенные заменители.

Две точки зрения на состояние НИЭТ:

НИЭТ является продолжением неоклассики, потому что жесткое ядро направления неоклассического не так затрагивается. , поскольку в различных формах используется предпосылка о максимизации полезности, трансформировавшаяся в идею минимизации трансакционных издержек, принцип методологического индивидуализма, экономического равновесия.

2. Современное состояние НИЭТ позволяет говорить о становлении новой программы научных исследований, т.е. новой институционализм самостоятельный, научно-исследовательской программе.

Трудности НИЭТ

1. Акцент на трансакционных издержках нередко оборачивается игнорированием производственных издержек

2. НИЭТ не исследует такие вещи как привычки, обычаи, традиции

3. Все предпочтения заданы экзогенно для индивидов и игнорируются процессы управляющие их формированием.

4. Остаются в тени проблемы власти. Зачастую вертикальные отношения превращаются в добровольно-горизонтальные.

5. Исследования рынка превалируют над исследованиями производства, институты изучаются ради институтов без взаимосвязи с материально-технологической средой.

Отношение к экономической политике государства

Отношение к экономической политике государства – скептическое в силу того, что трансакционные издержки очень высоки в государственном секторе, а чрезмерное вмешательство государства нарушает процессы функционирования рынка.

Эволюционные институционализм(возник на рубеже ХIX-XXвв. Развивается в 1970-1990гг)

Основные представители: Т.Веблен, Гамильтон(эволюционная экономическая теория), Шумпетер, Норт, Алчиян(неопределенность эволюции и экономическая теория), Уинтер, Нельсон, Меткалф, Сильверберг, Дози, Жоджсон.

Европейская ассоциация эволюционной политической экономии создана в 1988 г.

(www.eaepe.org)

Российские ученые: Нестеренко, Маевский, Глазьев, Львов.

Наши рекомендации