Структура неоинституционализма. Принцип ограниченной рациональности.
Неоинституционализм — направление современной экономической мысли, оформившееся в 1960–1970-е годы. Предметом исследования в нем стала институциональная структура производства, что оказалось возможно благодаря введению в экономическую теорию таких понятий, как трансакционные издержки, права собственности, контрактные отношения. Для обозначения нового направления нередко используются и другие названия: «новая институциональная теория», поскольку сторонники этого подхода оперируют понятием института с новых, отличных от «старого» институционализма позиций; «теория трансакционных издержек», поскольку в фокусе внимания оказываются трансакции (сделки) и связанные с ними издержки; «теория прав собственности», поскольку права собственности выступают в качестве важнейшего понятия данной школы; «контрактный подход», поскольку любые организации, от фирмы до государства, понимаются как сложная сеть явных и неявных контрактов.
Неоинституционализм исходит из двух общих посылок. Во-первых, что социальные институты имеют значение (institutions matter) и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью понятий и методов, выработанных экономической наукой. Это отделяет неоинституционализм как от стандартной неоклассической теории, так и от «старого» институционализма.
Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени.
21. Неполнота и асимметрия информации. Теория Г. Саймонса
Асимметрия информации есть неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.
Асимметрия информации является внутренне присущим рынку признаком. Вопрос лишь в степени асимметрии информации, так как от этого будет зависеть ее воздействие на функционирование рынка в целом. Влияние асимметрии информации на рынок многогранно. Она модифицирует поведение потребителей и стратегию фирм, сказывается на конкуренции и на эффективности функционирования рынка.
Есть два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая) и скрытые действия (располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, не наблюдаемые менее информированным участником).
Надежность информации, учитывая ее изменчивость и устаревание, – еще одна существенная проблема.
Кроме того, даже поступающая информация не может быть полностью усвоена, и какая-то ее часть будет неизбежно отсечена.
Наконец, существуют и когнитивные ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями человеческого мышления.
Все отмеченное дает достаточно оснований для вывода о неполноте информации как объективно существующей данности.
Неполнота информации – одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.
Рыночная неопределенность есть условие принятия экономических решений.
Теория Саймона
У Саймона особый подход к проблеме эффективности менеджмента. Оценка управления основывается на разумности того выбора, который люди делают из доступных или альтернативных действий. В этом контексте можно разделить оценку на две части: 1. каковы цели, в соответствии с которыми будет осуществляться некий план (т.е. согласие или несогласие с ценностной посылкой, на которой основан план); 2. насколько эффективным в действительности будет этот план (т.е. оценка корректности фактических данных, содержащихся в плане). По мнению Саймона, люди, столкнувшись с проблемой выбора, не могут справиться с реальностью во всей ее сложности и прибегают к некой упрощенной ее модели. В реальной ситуации мы не можем делать каких-либо абсолютных выводов, а только выводы в пределах предвидимости и предсказуемости последствий. Но упрощение реальности принятия решений обычно простирается еще дальше. Таким дальнейшим упрощением, которое очень часто делается, является разделение последствий решений на три части:
1.Те последствия, которые преследуются или которых избегают, позитивные и негативные ценности, подлежащие сравнению при оценке результатов;
2.Те последствия, к которым лица, принимающие решения, относительно безразличны, для них не имеет большого значения, осуществятся эти последствия или нет;
3.Альтернативные последствия, от которых, проводя эту программу (решение) вместо другой, они вынуждены отказаться, это то, что экономисты называют вмененные издержки (или издержки выбора)