Классификация форм валютных курсов

Формы валютных курсов Характеристика
1. Фиксированные валютные курсы   — реально фиксированные     — договорно-фиксированные     2. Гибкие валютные курсы   — плавающие (свободно колеблющиеся) — колеблющиеся предполагают наличие официально зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов и поддерживаемых государством; опираются на золотой паритет, отклоняются в пределах “золотых точек”; опираются на: 1) согласованный эталон; 2) условно установленную официальную цену золота; 3) согласованный размер пределов допустимых соглашений рыночных котировок от паритетов; у валют отсутствует официальный паритет, изменяются в зависимости от спроса и предложения, изменяются от спроса и предложения, но корректируются валютными интервенциями центральных банков.

3. Степень конвертируемости национальной валюты и уровень валютного курса, а также другие валютные параметры определяются на валютном рынке.

Валютный рынок – это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей

На валютном рынке складывается система взаимоотношений между различными экономическими субъектами. В качестве основныхсубъектов валютного рынка выступают:

ü транснациональные банки,

ü коммерческие банки,

ü торгово-промышленные и финансовые компании,

ü центральные банки,

ü биржи,

ü международные и региональные организации,

ü частные лица и др.

Конъюнктура валютного рынка определяется прежде всего сложившимися в данный момент спросом и предложением на иностранную валюту и исходит от экспортеров, получивших валютную выручку за товары и услуги и стремящихся ее реализовать; импортеров, которым предстоят платежи за товары и услуги и которые стремятся купить валюту; торговых компаний, страховых обществ и банков, получивших валюту в уплату за фрахт, страхование грузов, брокерские и банковские комиссии; физических и юридических лиц, имеющих обязательства по уплате дивидендов, погашению займов, кредитов и др.

Таким образом, главной задачей валютного рынка является обслуживание международных экономических отношений.

На современном этапе валютный рынок выглядит как совокупность национальных, региональных и мировых рынков, грани между которыми практически стерты:

¨ Под национальными валютными рынками принято понимать совокупность операций, осуществляемых по отношению к национальной валюте банками, расположенными на территории данной страны по валютному обслуживанию её резидентов и нерезидентов. Кроме того, к операциям внутреннего национального рынка относятся валютные операции компаний между собой.

В зависимости от степени либерализации внутреннего валютного законодательства национальный валютный рынок может существовать в формах: официального, полуофициального, “черного”. Таким образом, каждый национальный валютный рынок имеет свои особенности, что делает его уникальным, не похожим на другие.

¨ Под влиянием интернационализации мировой экономики, развития международного рынка ссудных капиталов, совершенствования средств коммуникаций формируются международные(региональные и мировые) валютные рынки. На таких рынках отсутствуют валютные ограничения, осуществляется огромное число сделок на значительные суммы, участвуют субъекты всех стран мирового хозяйства. Доллар продолжает занимать доминирующие позиции на мировом валютном рынке. Перспективы евро в качестве международной валюты зависят от того, смогут ли страны Запад­ной Европы создать единый финансовый рынок, который был бы способен конкурировать с рын­ком США.

На организованных валютных рынках более 1/2 всех валютных сделок осуществляется на валютных биржах, которые выступают как некоммерческие предприятия и своими главными задачами имеют мобилизацию временно свободных валютных ресурсов и организацию торгов. Такие рынки сложились в России и многих развивающихся странах. В большинстве промышленно развитых стран (Япония, Франция и др.) роль валютных бирж заключается в установлении валютных курсов и фиксации справочных курсов валют.

Неорганизованный валютный рынок включает все внебиржевые валютные сделки, которые совершаются в большей степени непосредственно между банками, и поэтому он называется межбанковским. В промышленно развитых странах около 90 % валютных сделок осуществляется на данном валютном рынке.

С технической стороны функционирование современного валютного рынка можно представить в виде совокупности телексных, телеграфных, телефонных и прочих контактов между банками по торговле валютой. В связи с этим все банки – участники рынка должны быть связаны между собой эффективными и надежными каналами связи и иметь оперативное информационное обеспечение. Быстрота получения информации является решающим фактором успеха операций. В настоящее время участники валютного рынка, кроме уже названных форм связи, имеют дилинговые системы (наиболее известны и распространены: “Рейтер-дилинг”, “Телерейт-дилинг”).

Таким образом, современные валютные системы и валютные рынки являются по-настоящему мировыми, что делает их важной составной частью мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Регулирование валютно-кредитных и финансовых отношений.

В мировой практике существует целый набор мер, в большей или меньшей степени используемых для привлечения иностранных инвестиций.

Это прежде всего ориентированная на привлечение инвестиций макроэкономическая политика, включая взвешенную денежную политику, что обеспечивает стабильность внутренних цен и положительно влияет на стоимость заёмного капитала.

Грамотная налоговая политика, поощряющая инвестиции: установление прямых налоговых льгот, отсрочка уплаты налогов за инвестирование капитала, стимулы связанные с амортизационными отчислениями, “налоговые каникулы”, которые, как правило, устанавливаются на срок от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера; освобождение от таможенных платежей импорта оборудования; сырья, комплектующих изделий.

Существуют также финансовые методы стимулирования капиталовложений: субсидии, займы, кредиты и гарантии их предоставления. Часто предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от выполнения инвестором определённых задач, например, освоения конкретных регионов, отраслей, создания новых рабочих мест. Так, с 1982 года в Англии существует система выборочной государственной помощи наиболее важным проектам. Иностранные инвесторы получают субсидии в большем объёме, когда устремляются в стагнирующие районы. В результате такой политики в отраслях, переживающих упадок, происходят структурные сдвиги за счёт создания новых производств.

К числу базовых факторов привлечения иностранных инвестиций относятся также либеральная валютная политика, позволяющая легко обменивать выручку в национальную валюту инвестора, а также общегосударственная политика, направленная на удовлетворение нужд предпринимателей.

Нефинансовые методы поощрения иностранных инвесторов направлены на создание общей обстановки эффективного функционирования иностранного капитала – от обеспечения необходимыми факторами производства, информацией до развития транспорта, других коммуникаций.

Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации иностранных инвесторов занимает создание специальных экономических зон (СЭЗ). В самом широком смысле свободные экономические зоны могут быть определены как обозначенные государственные районы или территории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режиму для инвесторов создаётся особенно благоприятная экономическая обстановка.

Подобного рода меры используются для привлечения иностранных инвестиций во всех странах. При этом промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед фискальными, потому что снижение налогов достаточно безадресно. Развивающиеся же страны, напротив, предпочитают налоговые меры из-за недостатка финансовых ресурсов.

Активность участия и готовность инвесторов к экспорту капитала в какую-либо страну в целом зависит от инвестиционного климата в стране, импортирующей капитал.

Инвестиционный климат представляет собой совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране.

Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает ряд параметров: национальное законодательство, экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, валютная политика, темпы экономического роста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней задолженности и др.

Среди институтов наднационального регулирования международных валютно-финансовых отношенийведущая роль принадлежит Международному Валютному Фонду и учреждениям Мирового (Всемирного) банка.

Международный Валютный Фонд – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи в случаях валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ, имеющий статус специализированного учреждения ООН, практически является институциональной основой мировой валютной системы. Он учрежден на Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года, свою практическую деятельность начал с 1 марта 1947 года. Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое стало его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года.

Целями МВФ являются:

— содействие международному валютному сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

— создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;

— содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;

— оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;

— предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов без применения мер;

— сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платёжных балансов государств-членов.

В функции МВФ входят:

— поддержание общей системы расчётов и системы расчётов по специальным правам заимствования (СПЗ);

— наблюдение за состоянием международной валютной системы;

— содействие стабильности обменных курсов валют и упорядоченных валютных взаимоотношений;

— предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

— пополнение валютных резервов стран-членов путём распределения СПЗ;

— предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определённую сумму денег – подписную квоту, которая оценивается и пересматривается каждые 5 лет. Семь постоянных членов Исполнительного совета назначаются государствами-членами, имеющими в Фонде наибольшие квоты (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия), 19 членов избираются каждые 2 года государствами-членами.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СПЗ, которая равна участию страны-члена в МВФ. Она определяет количество голосов страны-члена МВФ. Квотой также определяется и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей квоты в СПЗ или в валюте других стран-участниц, оставшиеся 75 % квоты страна оплачивает в своей национальной валюте.

МВФ осуществляет кредитные операции только с офи­циальными органами стран-членов – казначействами, центральны­ми банками, стабилизационными фондами, предоставляя кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки эко­номической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, про­изводит покупку (заимствование) иностранной валюты либо СПЗ в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. Таким образом, эти операции не являются кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращают­ся с просьбами о предоставлении кредита, главным образом, страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы “под залог” соответствующих сумм неконвертируемых на­циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

МВФ взимает со стран-заёмщиц разовый комисси­онный сбор в размере 0,5 % от суммы сделки и опреде­ленный процент за предоставляемые им кредиты, размер которого базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную опера­цию – выкупить национальную валюту у Фонда, вер­нув ему средства в СПЗ или иностранных валютах. Помимо этого, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валют­ных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государ­ством- членом, то тем самым погашается ее задолжен­ность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая по­рция иностранной валюты в размере до 25 % квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 года называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса нацио­нальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100 % вели­чины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транша) по 25 % квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в резуль­тате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % размера ее квоты. Обязательства страны-заёмщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в “письме о намерениях”, направляе­мом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна исполь­зует кредит “в противоречии с целями Фонда” или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки ино­странной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения “стэнд-бай”, обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на националь­ную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подо­бная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Основанием для обращения страны к МВФ с про­сьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное на­рушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производст­ва, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года, при необходимости и по просьбе стран-чле­нов – до четырех лет.

Всемирный банк – это международная кредитная организация, объединяющая четыре тесно связанных между собой финансовых института:

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 177 членов, которые одновременно являются и членами МВФ, делая взносы в обе эти организации, доля капитала каждого члена МБРФ варьируется в зависимости от его квоты в МВФ).

МБРРсоздан в результате подписания странами Соглашения в Бреттон-Вудсе. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Соглашение, определяющее отношения между Банком и ООН. В нем, в частности, говорится, что вследствие характера своих международных обязанностей и положений Устава, Банк является независимой международной организацией и должен функционировать как таковая. Соглашением предусматривается представительство банка на Генеральной Ассамблее ООН, в ЭКОСОСе, в региональных экономических комиссиях ООН, в Программе развития ООН. Банк считается специализированным учреждением ООН, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь, ООН взяла на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов или условий финансирования. Штаб-квартира Банка находится в Вашингтоне.

Целями МБРР являются:

o предоставление гарантий по частным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирования;

o прямое участие в осуществлении заграничных капиталовложений;

o содействие развитию международной торговли;

o поддержание платежных балансов отдельных стран.

Основные направления деятельности МБРР:

o предоставление долгосрочных кредитов странам-членам Банка, включая частные фирмы (последним займы выдаются в случае предоставления правительственных гарантий соответствующей страны);

o предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры, развитие сельского хозяйства, образование и подготовку кадров.

· Международную ассоциацию развития (МАР, 156 членов).МАР была создана в 1960 году как филиал МБРР и имеет статус специализированного учреждения ООН. МАР во многих отношениях сходна с МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различием между этими двумя организациями в порядке формирования финансовых средств для кредитования и в условиях предоставления займов развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты, а источниками финансирования являются взносы стран-доноров.

Целями МАР являются:

o содействие экономическому развитию;

o повышение производительности труда;

o повышение уровня жизни в странах-членах МАР.

· Международную финансовую корпорацию (МФК, 161 член). МФКв качестве филиала МБРР была создана в 1956 году путем ратификации его Устава. Имеет статус специализированного учреждения ООН.

Целью МФК является содействие экономическому росту стран – членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя таким образом деятельность МБРР.

· Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ, 120 членов). МАИГбыло создано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.

Целью МАИГ является поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, особенно в развивающихся странах, путем:

o предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование от некоммерческих рисков, инвестиций одного государства-члена МАИГ в другом;

o осуществления надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Функциями МАИГ являются:

o увеличение возможностей страховщиков путем совместного страхования или перестрахования;

o страхование инвестиций в странах, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних;

o обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам;

o предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.

5. Россия в международном движении капиталов

Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемеще­ние между странами не только товаров, но и капиталов.

Участие России в международном движении капиталов заметно, однако весьма специфично.

Россия мало заметна на мировом рынке капиталов как импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объ­ектом приложения ссудного капитала.

Перераспределение мировых инвестиционных потоков в пользу быстрорастущих рынков привело к увеличению притока иностранных инвестиций в российскую экономику. В 2013 г. РФ заняла 3-е место в мире по привлеченным иностранным инвестициям после Китая и США, что было объяснено деоффшоризацией российской экономики. Тем не менее, вступление РФ в ВТО в 2012 г., открытие российского рынка привело к так называемой «эре гринфилдов» - прихода иностранных ТНК на российский рынок и создание бизнеса в РФ «с нуля». Крупнейшими реципиентами таких инвестиций выступают импортозамещающие отрасли – пищевая, автомобилестроение, производство строительных материалов, упаковки и тары и т.п.

Основными странами-инвесторами в российскую экономику являются Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. В 2008г. в экономику России поступило103,8 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. При этом наибольший прирост в абсолютном выражении отмечен в сегменте прочих инве­стиций, которые увеличились до 88,95 млрд. долл. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт.

Сложившаяся в последние годы в российской экономике ситуация (дефляция производства, девальвация национальной валюты, постоянно растущая внешняя задолженность, обострение социальных проблем и т.п.) определила в качестве одного из важных способов достижения указанных целей привлечение в Россию иност­ранных инвестиций, которые могут иметь форму долевого участия в пре­дприятиях, создаваемых с российскими юридическими лицами (совмест­ные предприятия), предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц. Все эти предприятия объединяются российским законодательством понятием "предприятие с иностранными инвестициями".

Первое совместное предприятие (СП) в России было создано в 1989 году. В 1991 году в РФ было зарегистрировано 1825 СП, в 1994 году – 15204, в1996 – более 20 тысяч.Наибольшее количество СП было создано в России с участием капитала из промышленно развитых стран и прежде всего США (1433), Германии (1141), Великобритании (557), Италии (511) и Австрии (475), на которые приходится почти половина всех созданных СП. На начало 1997 года в РФ присутствовали инвестиции из 65 стран мира.

Начиная с 1994 года наметился определенный сдвиг в отраслевой структуре СП. Если в 1992-1993 годах большинство созданных предприятий было сос­редоточено в сфере консультационных услуг и выполняло посредниче­ские функции, то в настоящее время около 2/3 инвестиций из числа действующих предприятий приходится на различные отрасли промышленности, причем первое место принадлежит машиностроению и металлооб­работке, а второе – топливной промышленности. Относительно важны­ми сферами стали общественное питание, пищевая промышленность, строительная и производство стройматериалов, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, телекоммуникации.

Работа на многих СП требует высокой квалификации, более ин­тенсивного труда и дисциплины, чем в среднем по России, но это компенсируется более высокой заработной платой, что способствует повышению уровня жизни российских граждан. Иностранные инвестиции тормозят и такую негативную тенденцию как падение внутренних капиталовложений. Кроме того, участие в предпри­ятиях с иностранными инвестициями помогло многим оборонным предпри­ятиям, оставшимся без военных заказов, найти новую гражданскую спе­циальность.

Важное место среди методов привлечения в РФ иностранных инве­стиций может занять создание особых экономических зон (ОЭЗ). В соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» могут создаваться ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственные (4 ОЭЗ на современном этапе), технико-внедренческие (3 ОЭЗ), туристско-рекреационные (23 ОЭЗ) и портовые (3 ОЭЗ). Одновременно на региональном уровне для привлечения иностранных инвесторов создаются территории приоритетного развития.

Территориальные, геополитические условия, в которых находится Россия, возводят вопрос динамичного развития регионов в ранг национальной важности. Экономическое благосостояние того или иного территориально-административного образования напрямую влияет на положение дел в части демографии, социальной стабильности, а также на результаты выполнения целей национального масштаба (темп роста ВВП и т.д.) Между тем, многие регионы имеют значительный потенциал для привлечения финансирования и развития производства, инфраструктуры. В основе лежит средний индекс интегрального риска. Показатель интегрального риска по России постепенно снижается, и лидерство в данном отношении принадлежит Москве и регионам с наиболее высокими показателями промышленной развитости и социальной стабильности. Среди прочих стоит отметить республику Татарстан, которую необходимо признать одним из наиболее привлекательных регионов Российской Федерации с точки зрения капитальных вложений. Каждый работник в Татарстане «привлекает» в два раза больше инвестиций, чем в среднем по России. Только в 2007 г. суммарный объем инвестиций в Республику Татарстан превысил $3 млрд. Так, в экономику Московской области при­влечено более 5 млрд. долл. иностранных ин­вестиций. В 1,8 раз в 2007 г. увеличились ино­странные инвестиции в Ленинградскую об­ласть (до 1,0 млрд. долл.), в 1,9 раза до 409,6 млн. долл. - в Нижегородскую область, в 2,7 раз - в Новосибирскую область (до 219,9 млн. долл.), на 27,9% (до 600,7 млн. долл.) - в Омскую область. Хабаровский край привлек иностранных инвестиций на 248 млн. долл., что на 14,0% выше соответствующего показа­теля 2006 г. Из Кипра в РФ поступило 20,7 млрд. долл. (17,1%), из Нидерландов - 18,8 млрд. долл. (15,5%). По показателю интегрального риска Ростовская область занимает 13 место и входит в категорию регионов со средним потенциалом и умеренным риском.

Прямые инвестиции предпочтительнее кредитов для любой стра­ны, в том числе и для России: они не увеличивают внешний долг, а наоборот, способствуют получению средств для его погашения; обес­печивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую, благодаря производственной и научно-технической кооперации; слу­жат источником капиталовложений, нередко в форме современных сре­дств производства.

Помимо движения предпринимательского капитала, миграция денеж­ного капитала в значительной степени осуществляется через перера­спределительный механизм мирового рынка ссудных капиталов с его двумя основными секторами – мирового денежного рынка и мирового рынка капиталов.

Кредиты и займы – нормальные явления в экономической деятельности любого правительства и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг. Долг же Российской Федерации складывается из так называемых "старых" долгов бывшего СССР и "новых" – кредиты, полученные Россией после 01.01.92 года.

В 1992 году Россия присоединилась к ведущим международным финансовым организациям – МВФ, Мировому банку, заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития, учрежденном в 1991 году специально для содействия реформам, проводимым странами Во­сточной Европы.

Структура внешнего долга Российской Федерации на конец 2009 года включала в себя:

Одновременно общий объем внешнего долга России на 1 апреля 2010 года составил 473,7 миллиарда долларов. Об этом сообщается на официальном сайте Банка России. По предварительной оценке ЦБ, с 1 января 2010 года сумма долга увеличилась на 2,1 миллиарда долларов.

Банковский долг за три месяца увеличился на 1,7 миллиарда и составил 128,9 миллиарда долларов. Также выросли обязательства по долговым ценным бумагам — на 2,6 миллиарда до 16,5 миллиарда долларов. Долг органов государственного управления снизился на 0,4 миллиарда до 30,9 миллиарда долларов. Долг бывшего СССР остался на прежнем уровне — 3,2 миллиарда долларов.

ТЕМА 7. Международная миграция рабочей силы

1. Международная трудовая миграция: формы и причины.

Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад, однако массовый характер она приобретает с 17 века, когда США становятся мировым центром притяжения трудовых мигрантов.

Международная трудовая миграция – это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы.

Процесс международной миграции рабочей силы включает в себя:

v эмиграцию – выезд из страны на постоянное или временное проживание;

v иммиграцию – въезд в страну;

v реэмиграцию – возвращение эмигрантов на родину.

Существует классификация форм трудовой миграции:

1. По территориальному охвату:

a. Межконтинентальная;

b. Внутриконтинентальная.

2. По времени пребывания:

a. Постоянная (безвозвратная);

b. Временная (на определённый срок);

c. Сезонная (на уборку с/х культур, в туристический сезон).

3. По степени законности:

a. Легальная;

b. Нелегальная (без разрешения властей).

4. «Утечка умов».

Все мигранты делятся на несколько основных типов:

· Переселены (ПМЖ);

· Работающие по контракту (ограниченный срок);

· Профессионалы (квалифицированные кадры, с опытом работы, преподаватели, ученые);

· Нелегалы (в т.ч.лица с просроченной или туристической визой, осуществляющие трудовую деятельность);

· Беженцы (вынужденные переселенцы).

Наиболee активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.

Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.

В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.

Тем не менее, общепризнанным остаётся факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические:

1. Экономические:

a. Различия в уровнях экономического развития стран, которые проявляются в разнице в оплате труда (в странах с высоким уровнем дохода оплата труда больше в 20-30 раз), социальном обеспечении, качестве жизни;

b. Различия в обеспеченности стран трудовыми ресурсами – около 80% мировой рабочей силы приходится на развивающиеся страны (например, численность населения России в 10 раз меньше, чем в Китае);

c. Состояние национального рынка труда (уровень безработицы);

d. Несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства.

2. Неэкономические: политические, расовые, религиозные, семейные, стихийные бедствия и др.

На развитие процессов м/н трудовой миграции влияет ряд факторов:

· Глобализация мирового хозяйства и усиление взаимозависимости стран;

· НТП (структурная перестройка экономики, новые отрасли и профессии, изменение спроса на них, развитие транспортных сетей, информационного обмена);

· Деятельность ТНК, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

· Цикличность экономического развития (подъем – спрос на рабочую силу растёт, спад – падает);

· Экономическая интеграция, стимулирующая международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

2. Последствия международной миграции рабочей силы.

Влияние миграционных процессов на экономики страны иммиграции (реципиента, принимающей) и страны эмиграции (доноров, отдающих) весьма неоднозначно.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

ü вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.

ü существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.

ü иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.

ü велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

ü иммигранты, расширяя ёмкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.

ü иностранные рабочие часто служат амортизато

Наши рекомендации