Международные интеграционные объединения как субъекты МХ
На современном этапе развития для МХ в целом характерна тенденция к интернационализации экономической жизни, т.е. расширению и углублению экономических связей и зависимостей между отдельными национальными экономиками. При этом в отдельных регионах мира такие процессы происходят наиболее интенсивно и переходят на новый качественный уровень. Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что выражается в формировании торговых, а затем и экономических группировок и союзов.
Международная экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.
Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX века, а в настоящее время их насчитывается уже более 60.
Для данного взаимодействия в отдельных регионах мира существовали и существуют особые условия и предпосылки, к которым можно отнести:
1) Географические – территориальная близость интегрирующихся стран, наличие общих границ;
2) Экономические – близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран, а также ресурсная и производственная взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации;
3) Культурно-этническая близость, т.е. отсутствие существенных различий в языке, национальных культурах, традициях, обычаях также облегчает сближение экономик отдельных стран;
4) Исторические – например, если народы этих стран в прошлом жили в едином государстве;
5) Социально-политические - для осуществления процесса интеграции необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран и политическая воля их руководства. Политический фактор является одним из центральных, т.к. при экономическом сближении стран политическому руководству (органам государственной власти) приходится жертвовать частью своего суверенитета и передавать решение ряда вопросов наднациональным органам управления данного объединения.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
— взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
— широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
— глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчинённым стратегическим целям интеграции;
— целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:
1. более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, а также возможность производить продукцию в расчете на более емкий (региональный) рынок;
2. возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;
3. создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
4. совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.
Основные этапы интеграции:
1) Преференциальные торговые соглашения - заключаются либо на двусторонней основе между странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.
2) Зона свободной торговли - предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
3) Таможенный союз - отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создаётся система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
4) Общий рынок - интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создаётся постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС – Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).
5) Экономический союз - предполагает проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов (например, в ЕС – Комиссия ЕС).
Инициирование процесса экономической интеграции между странами всегда происходит целенаправленно. В качестве основных целей интеграции выделяют:
· использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно чётко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
· создание благоприятной внешнеполитической среды путём укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях. Особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
· решение задач торговой политики путём усиления переговорных позиций участвующих стран (например, при многосторонних переговорах в ВТО). Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;
· содействие структурной перестройке экономики за счёт использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;
· поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.
Таким образом, вполне очевидно, что в процессе интеграции отдельные группы стран создают друг другу более благоприятные условия во внутрирегиональной торговле и миграции факторов производства и тем самым стимулируют развитие международных экономических отношений в рамках объединений. Вместе с тем, региональная экономическая интеграция (особенно в ранних своих формах) оказывает сдерживающее влияние на развитие глобальных международных экономических отношений, так как предполагает установление менее благоприятных условий внешнеэкономических связей с третьими странами.
Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз. Это объединение 27 государств, расположенных в западной, центральной и восточной Европе, а также в Балтийском регионе.
Европейский Союз образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 год (ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия)) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 год).
С 1 ноября 1993 года на основе Маастрихтского договора (1992 год) ЕЭС стало называться ЕС.
Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:
1. отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2. введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3. свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
4. проведение общей аграрной и транспортной политики,
5. создание условий конкуренции внутри сообщества;
6. координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7. выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.
Этап зоны свободной торговли (1958-1966 годы) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. Кроме того, с 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика.
На этапе таможенного союза (1968-1986 годы) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития.
На этапе общего рынка (1987-1992 годы) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» – свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Этап экономического союза (с 1993 года и по настоящее время), характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 году в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 ноября 1993 года). Реализуя данный договор, в 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики.
С 2002года евро существует в наличном обращении. 17 государств ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерладны, Португалия, Словения, Словакия, Финляндия, Франция, Эстония), использующих евро в качестве официальной валюты, образуют Еврозону.
1 мая 2004г. состоялось самое масштабное расширение ЕС. Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр и Мальта стали членам Евросоюза. Это расширение ЕС стало одним из самых масштабных проектов ЕС. Целью этого было привязка к Западу стран Восточной Европы, чтобы не допустить их возвращения к коммунистическим методам правления. С 2007г. членами ЕС также являются Румыния и Болгария. Официальный статус кандидата в члены ЕС предоставлен Македонии и Хорватии.
Для обеспечения эффективного функционирования единого внутреннего рынка и проведения общей экономической политики создана целая система органов наднационального регулирования ЕС:
1. Законодательные органы - Европейская комиссия (так называемое правительство ЕС), Совет ЕС (совет министров ЕС), Европарламент (утверждает бюджет ЕС).
2. Исполнительные органы – также Еврокомиссия и Совет ЕС.
3. Судебные органы – Европейский суд.
4. В финансовой сфере – Палата аудиторов (осуществляет проверки бюджета ЕС и его учреждений), Европейский Центробанк, Европейский инвестиционный банк и т.д.