Лидерство и французская организация
Некоторые особенности организационной культуры, присущей французским компаниям, были рассмотрены в главе 9. В соответствии с оценками Хофстеде Франция относится к числу стран с высокой дистанцией власти, в которых заметной является зависимость подчиненных от их руководителя. Франция имеет давние традиции иерархических отношений, почитания власти и централизации. Ключевым понятием во французской организации является власть (pouvoir), что в целом отличает Францию от организаций других стран, для которых таким понятием может быть порядок (Германия), равенство (скандинавские страны) и т. д. (табл. 11.1).
Таблица 11.1. Национальные парадигмы организационных теорий
Страна | В начале было... |
США | .. .рынок |
Франция | .. .впасть |
Германия | .. .порядок |
Нидерланды | ...консенсус |
Скандинавские страны | .. .равенство |
Китай | .. .семья |
Япония | .. .Япония |
Источник: Hofstede G. An American in Paris: The Influence of Nationality on Organization Theories // Organization Studies, 1996, Vol. 17, No. 3. P. 534.
имидж французской иерархии включает централизацию, значительную власть руководителя и служебную дистанцию между руководителем и подчиненными. Французские компании - высокоиерархичные структуры воглаве с генеральным директором-президентом (PDG), который принимает решения, руководит и контролирует политику компании. В одном лице PDG объединяет функции, которые в британских и американских фирмах выполняют председа-
тель совета директоров и генеральный исполнительный директор или в немецких компаниях — председатель наблюдательного совета (Vorstandsvomtzender) и технический директор. Он никому не подотчетен. Голосования по важным вопросам проводятся редко, если же какие-то из них обсуждаются, то без одобрения PDG решения не принимаются.
Топ-менеджеры во Франции полагают, что свои высокие посты в служебной иерархии они занимают благодаря их интеллектуальным способностям. Поэтому они должны принимать все ключевые решения и быть в курсе всех дел, чтобы иметь возможность контролировать решения, принимаемые менеджерами более низкого уровня.
Для французских менеджеров и руководителей имеют значение титулы, а также разного рода знаки и символы, подчеркивающие их власть и ответственность — размещение офисов, титулы и имена на дверных табличках, формальные процедуры доступа к руководителю организации через секретарей и комнаты ожидания. Структурная иерархия, например в L'AirLiquide, видна в расположении кабинетов: президент компании и его ближайшее окружение располагаются на самом верхнем этаже здания головного офиса, вице-президенты занимают следующие два этажа ниже, еще ниже располагаются менеджеры и т. д. вплоть до цокольного этажа, где находится машинописное бюро.
Принцип сосредоточения всей полноты власти в руках лидера является неотъемлемой частью французской модели управления. Это не означает, что французы слепо повинуются центральной власти. Как раз наоборот: существует постоянное напряжение между потребностью в сильной власти, с одной стороны, и индивидуальными протестами против нее — с другой.
Обстановка во французских компаниях на первый взгляд кажется весьма демократичной. Начальник всегда обращается к подчиненным на «ты», может похлопать по плечу. На самом деле французская деловая культура автократична — решения всегда принимаются руководителем единолично. Однако ошибки легко прощаются, особенно если менеджер занимает высокий пост.
«Существует, вероятно, очень мало стран, — пишет М. Райхлен, — где умеют заставить бюрократическую структуру работать эффективно. Франция, несомненно, принадлежит к их числу. В последние годы во Франции, как и в других странах, было много разговоров о создании более плоской иерархии, стимулирующей персонал и повышающей гибкость. Без сомнения, сегодня все это вынуждает бюрократию сдавать позиции».20
Принятие решений
В различных исследованиях структур управления отмечается, что процесс принятия решения во французских организациях отличается высокой степенью централизации.
Французские управленцы, принимающие решения, придают особое значение рациональным аспектам своих действий и мышления. Рациональность при этом рассматривается как идеал, который часто соотносится с картезианством. Картезианский метод состоит из нескольких простых правил. Первое правило состоит в том, что сначала необходимо найти стартовую точку, которая была бы настоль-
ко очевидна, что не оставляла бы места для сомнений. Второе правило гласит, что двигаться следует от простых элементов к более сложным, и делать это следует дедуктивным, строго контролируемым способом без перепрыгиваний. Далее не-йобходим последовательный обзор проблемы, позволяющий убедиться в том, что все возможности были приняты во внимание. Декартовским идеалом в науке был математический способ анализа причинно-следственных зависимостей, и сам Декарт не признавал интуицию и эмоции в качестве возможных средств проникновения в суть проблем.
Для описания некоторых особенностей процесса принятия решений во французской организации можно использовать общую модель процесса, состоящую из девяти последовательных этапов: 1. Осознание и выявление симптомов затруднений —> 2. Идентификация проблемы —> 3. Формулировка проблемы —» -> 4. Поиск альтернатив -> 5. Оценка альтернатив —> 6. Выбор альтернатив —> -> 7. Начало действий —> 8. Реализация решения -> 9. Контроль.
Исследования показали, что французы тратят больше времени на этапах 4 и 5, на поиск и оценку альтернатив, т. е. они склонны к логическому анализу в соответствии с картезианским идеалом.21 Французские менеджеры стремятся найти новые, неординарные и индивидуальные решения, чему есть следующие объяснения. Во-первых, это может отражать настроения потребителей во Франции, которые зачастую не приемлют стандартизированные решения. Во-вторых, еще в школьный период от французов требуется проявление интеллектуальных способностей. В школе, как впрочем, и в других сферах общественной жизни, это то, что ценится и обеспечивает престиж, почет и уважение. Ж.-Л. Барсо и П. Лоуренс отмечают, что «давней традицией французского общества является высокий престиж интеллекта, интеллектуальных способностей. Там, где Америка возвеличивает деньги, Германия — труд, а Великобритания — кровное родство, Франция возносит умственные способности людей.22
Третье объяснение связано с деятельностью менеджеров, особенно среднего звена, конкуренция между которыми дает возможность выделиться кому-то именно за счет демонстрации своего интеллекта путем выдвижения необычных и оригинальных способов решения проблемы. Более того, как общепризнано, во Франции интеллектуальность предполагает абстрактное, концептуальное мышление, владение математическими методами анализа. Во французском обществе профессии и должности ранжируются по степени абстрагирования, и интеллектуальная Деятельность не является исключением. Чем больший уровень теоретического знания и абстрагирования требуется, тем более престижными и благородными они (профессии и должности) являются.
Так, например, финансы могут считаться более благородным занятием, чем производство, электротехника — более престижной областью деятельности, чем механика и т. п. Ф. Д'Ирибарн проводит параллель между этим различением по уровню абстрагирования и теоретического знания и тем, что существовало в Средние века между духовными и мирскими занятиями. Будучи инженером, по образованию, он задает полемический вопрос: что может быть благороднее «чистой» математики, т.е. математики, которая не имеет практического применения и прикладного характера? Чем ближе к фундаментальной науке и соответственно чем дальше от
прикладной науки, тем выше может быть положение в общественной иерархии Самая престижная инженерная школа, Ecole Polytechnique, вообще гордится тем что она не имеет дела с подготовкой специалистов — инженеров (как в университете).23
Исследования показывают, что на этапе 6 в модели принятия решений («Выбор альтернатив») французский руководитель редко делегирует полномочия по принятию решений тем менеджерам и специалистам, которые непосредственно осуществляли поиск и оценку альтернатив на предшествующих этапах. Было бы упрощением представлять картину таким образом, что менеджеры среднего звена изучают проблему, ищут альтернативные решения, включая их оценку, в то время как руководители и менеджеры высшего звена принимают решения, а менеджеры низшего звена — претворяют в жизнь принятые решения, реализуют их. В действительности это может означать, что решение не обязательно отражает предпочтения тех, кто выполняет инструкции и указания, исходящие в соответствии с принятыми решениями от вышестоящих руководителей и менеджеров. Во французской модели процесса принятия решений этапы 7 («Начало действий») и 8 («Реализация решения»), вероятно, могут быть слабым местом. Это может объясняться тем, что реализация и претворение в жизнь принятых решений рассматривается не как «благородная» деятельность в терминологии Д'Ирибарна, а больше как рутинная, «мирская» работа, которая не обеспечивает престижа и которую предпочтительнее передать нижестоящим менеджерам и специалистам. Из-за традиционного разделения труда на интеллектуальную деятельность и практическую работу французские менеджеры меньше ориентируются на выполнение и реализацию решений, последнее становится уделом нижестоящих уровней управления. Однако этот факт уравновешивается очень плотным контролем на всех уровнях (этап 9 в модели процесса принятия решений).
Влияние культуры на ключевые функции менеджмента во Франции, а также Англии и Швеции показано в табл. 11.2.
Отличительные черты французской модели менеджмента, будучи ее конкурентным преимуществом, однако, могут превратиться в недостатки в условиях глобальной конкуренции. Например, в некоторых компаниях молодые менеджеры, пришедшие после окончания престижных и элитных учебных заведений, нередко уклоняются от перевода в зарубежные подразделения и филиалы, опасаясь того, что их образовательные характеристики не будут должным образом оценены за границей. Ряд крупных французских компаний (Usinor-Sasilor, Thomson, Groupe Bull) после приобретения зарубежных активов, особенно в США, испытали серьезные проблемы в обеспечении рентабельности.
Французская модель демонстрирует сочетание сильных и слабых сторон. В частности, то внимание, которое уделяется интеллектуальным способностям менеджеров, помогает в реализации НИОКР, но при этом меньше подходит в ситуации, когда необходимо быстрое реагирование на быстро меняющуюся среду бизнеса на некоторых рынках, а планирование по принципу «сверху вниз» оказывается слишком громоздким. Тем не менее французская модель менеджмента в целом гармонична и последовательна, со своей ясной логикой и правилами, понятными целями и результатами.
Таблица 11.2. Влияние культуры на ключевые функции менеджмента
В Англии, Франции и Швеции
функции | Англия | Франция | Швеция |
Лидерство | Контроль основан на взаимном,личном доверии | Контроль основан на властных полномочиях | Подозрительным является обращение руководства к формальным «правилам» |
Ранжирование людей, а не ролей | Ранжирование ролей, а не людей | Ранжирование людей, а не ролей | |
Менеджер может отсылать к экспертам | Менеджер знает больше и лучше | ||
Подчиненные нуждаются в консультировании | Подчиненные ожидают указаний | Подчиненные нуждаются в консультировании | |
Строгие правила не приветствуются | Эмоциональное требование правил | Неформальное равенство | |
Идеальный начальник — располагающий ресурсами демократ | Идеальный начальник — великодушный диктатор | Согласованность как характерная черта | |
Коммуникация | Ценится устная коммуникация | Письменная коммуникация является более предпочтительной | Коммуникация — вербальная, неформальная и очень четкая |
Предпочтение отдается межличностным отношениям | Вербальная коммуникация часто является формальной | Нормой является доступность и открытость | |
Коммуникация — прагматичная и не дидактическая | Коммуникация — абстрактная и дидактическая | Коммуникация — лаконичная и сфокусирована на деловой стороне | |
Коммуникативные традиции усиливают властные отношения | |||
Решение проблем и принятие решений | Индивидуальное и групповое | Индивидуальное | Индивидуальное и групповое |
Учитываются идеи, а не роли | Учитываются роли | Учитываются идеи, а не роли | |
Подчиненные могут быть экспертами | Подчиненные ожидают получить ответ | Подчиненные могут быть экспертами | |
Роль менеджера состоит в содействии и продвижении решений | Менеджер знает ответы и принимает решения | Роль менеджера состоит в содействии и продвижении решений | |
Ограниченное обращение к моделям и прецедентам | Широкое обращение к моделям и прецедентам | Ограниченное обращение к моделям и прецедентам | |
Стратегия и планирование | Краткосрочное | Долгосрочное | Краткосрочное |
Краткие письменные документы | Подробные и формализованные письменные документы | Краткие письменные документы | |
Бизнес сфокусирован на управленческих функциях | Бизнес сфокусирован на управленческих функциях | Бизнес, общество и среда нацелены на совместное выполнение функций |
Источник: Denny S. Culture and its influence on management: a critique and an empirical
test // International management: theories and practices. Ed. Tayeb M. — Pearson Education, 2003. P. 79.
Контрольные вопросы
1. Каковы характерные отличительные черты французской модели экономического развития?
2. Какова роль государства в современной французской экономике?
3. Как строится система взаимодействия бизнеса и государства во Франции? Какое влияние оказывает государство на французскую модель управления? 4. Сравните эффективность государственного и частного предпринимательства во Франции. Какой из двух данных секторов экономики является более конкурентоспособным и эффективным и почему?
5. Какие элементы французского менеджмента вы бы порекомендовали использовать в деятельности российских компаний. Обоснуйте ваш ответ.
6. Каковы особенности системы подготовки управленческих кадров во Франции?
7. Каков статус менеджера во Франции?
8. Опишите стиль лидерства во французских организациях.
9. Каким образом реализуется деловая карьера французского менеджера?
10. Каким образом особенности французской деловой культуры проявляются в принятии решений?
Литература
1. BarsouxJ.-L., Lawrence P. French Management: Elitism in action. — London: Cassell, 1997.
2. BarsouxJ.-L., Lawrence P. The Making of a French manager // Harvard Business Review, 1991, July-August. P. 58-67.
3. Cassis Y., CrouzetF, Gourvish T. (eds.) Management and business in Britain and
France: The Age of the corporate economy. — Oxford: Clarendon Press. 1995.
4. Gordon С. The Business culture in France. — Oxford: Butterworth-Heinemann, 1996.
5. Hickson D. (ed.) Management in Western Europe: Society, culture and organiza- tion in twelve nations. — Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1993.
6. Laurent A. The Cultural diversity of western conception of management // In-ternational Studies of Management and Organization, 1983, Vol. 13, No. 1-2.P. 75-96.
7. Schramm- Nielsen J. Cultural dimensions of decision making: Denmark and France compared //Journal of Managerial Psychology, Vol. 16. No. 6,2001. P. 404-423.
8. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. — М., 1999.
9. Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран. — СПб., 2000(2-е изд. — СПб., 2001).
10. Погорлецкий А. И., Шеров-Игнатьев В. Г., Цыцырева А. Ю. Мировая экономика. - СПб., 2003.
11. ПратА. Франция в Европе. - М, 1996.
Примечания
1 Классики менеджмента. — СПб.: Питер, 2001.
2 Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.; Питер, 1999. Картезианство (Cartesius — латинизированная форма фамилии Декарт) — учение французского философа Рене Декарта (1596-1650) и его последователей.
4 Hofstede G. An American in Paris; The influence of nationality on organization theories // Organization Studies, 1996, Vol. 17, No. 3. P. 534.
5 Hofstede G. Culture's consequences. — London; Sage Publications, Inc., 1984. P. 157.
6 D'lribarne P. La logique de l'honneur: Gestion des entreprises et traditions nationals. — Paris: Editions du Seuil, 1989.
7 ЕвенкоЛ. И. Учиться бизнесу, учиться у бизнеса (вступительная статья) // Дэниелc Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. — М.: Дело, 1994. P. xviii.
8 В рэнкинге Financial Times MBA — 2006 INSEAD занимает 8-е место, оставив позади MIT Sloan, Yale School of' Management (см.: Ведомости. 30 января 2006).
9 BarsouxJ.-L., Lawrence P. The Making of a French manager // Harvard Business Review, July-August 1991. P. 67.
10 BarsouxJ.-L., Lawrence P. Op. cit. P. 58.
11 Hall E. Т., Hall M. R. Understanding cultural differences. — Yarmouth, Maine: Intercul-tural Press, Inc., 1990. P. 101.
12 Gordon C.The Business culture in France. — Oxford: Butterworth-Heinemann, 1996,
13 BarsouxJ.-L., Lawrence P. Op. cit. P. 60. 14 Ibid. P. 64.
15 Parson N. Employee participation in Europe: A Case study in the British and French gas industry. — Aldershot: Ashgate Publishing Limited, 1997. P. 60.
16 Sorge A, Management in France // Hickson D.J, (ed.) Management in Western Europe: Society, culture and organization in twelve nations. — Berlin, New York; Walter de Gruyter, 1993. P, 70.
17 Ibid. P. 76.
18 BarsouxJ.-L., Lawrence P. Op. cit. P. 62.
19 Child]. Organization. - London: Paul Chapman Publishing Ltd, 1988. P. 62.
20 Reihlen M. Does national culture induce a style of management? // European Business forum, 2001, Spring, Issue 5.
Schamm-NielsenJ. Cultural dimensions of decision making: Denmark and France compared // Journal of Managerial Psychology, 2001, Vol. 16, No. 6. Pp. 412, 415.
22 BarsouxJ.-L,, Lawrence P. Management in France. — London: Cassel, 1990. P. 30.
23 Цит. по: Schramm-NielsenJ. Op. cit. P. 416-417.