Концепция человеческих ресурсов
Концепция человеческих ресурсов
Абрахам Маслоу (1908-1970) получил психологическое образование, внес основополагающий вклад в развитие теории мотивации, разработал теорию «иерархии потребностей», в которой любые человеческие потребности классифицировались в рамках пятиуровневой иерархии: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и социальном общении, потребности в самовыражении и потребности в самореализации, или «самоактуализации».
Теории А. Маслоу сформировались под воздействием достижений различных научных дисциплин, включая биологию, антропологию, клиническую психоло-
гию и психоанализ. А. Маслоу отчетливо связывал представление о потребности в любви с работами 3. Фрейда, концепцию потребности самоуважения — с идеями А. Адлера и концепцию самоактуализации и ее применения на уровне общества в целом — с теоретическими разработками Э. Фромма.
Первый важный вывод А. Маслоу заключался в том, что психологические потребности человека, первоначально доминирующие, по мере насыщения продолжают существовать лишь потенциально с акцентом на движение вперед к более высоким потребностям. Он отмечал, что его теория для большинства людей подходит прямым, личным и субъективным правдоподобием, но ей не хватает экспериментальной поддержки. Однако его исследования имели большое значение и резонанс.
Дуглас Макгрегор (1906-1964) был крупным специалистом в области социальной психологии. Наибольшую известность ученому принесла разработанная им теория Y, основанная на предположениях «поддержки», которую он противопоставил теории X, основанной на предположениях «контроля».
Теория X осторожно, без излишнего давления высветила, какие реальные воззрения исповедовали руководители высших уровней. В основе теории X лежат следующие предположения:
• Средний человек имеет врожденную нелюбовь к работе и при первой возможности стремится уклониться от ее выполнения.
• Поэтому к большинству людей, чтобы заставить их прилагать необходимые усилия, следует применять меры принуждения и контроля, приказания и угрозы наказания.
• В силу этих же причин средний человек предпочитает получать распоряжения, стремится избегать ответственности, имеет сравнительно невысокие амбиции и, прежде всего, хочет надежности.
Ученый полагал, что классический менеджмент реально основывается на предположениях теории X и что ранние концепции движения за человеческие отношения представляют по своей сути ее модифицированный вариант. В качестве противопоставления этой теории и формулирования более реалистичного подхода к менеджменту Д. Макгрегор предложил теорию Y. Приведем ее основные положения:
• затраты физических и умственных усилий в процессе труда так же естественны, как при игре или отдыхе;
• меры высшего контроля и наказания не являются единственными средствами мотивации. Человек, который стремится к целям и их разделяет, осуществляет саморегуляцию и самоконтроль;
• в определенных условиях средний человек не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства;
• средний человек учится в надлежащих условиях не только для того, чтобы принять на себя ответственность, но и для того, чтобы найти ее;
• большинству людей свойственна высокая степень воображения, изобретательности и креативности при решении организационных проблем;
• в условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
В качестве очевидного вывода следовало, что основная задача организации заключается в интеграции ее политики с индивидуальными целями ее членов.
Теория Д. Макгрегора во многом совпадала с теоретическими выводами А. Маслоу и ряда других ученых. Несмотря на некоторые недостатки, непреходящая ценность наследия Д. Макгрегора состояла в выводе; живые системы являются самоорганизующимися.
Рис. 8.1. Модель управленческой сетки
даний. Они считают, что наивысшая эффективность достигается только в тех случаях, когда сотрудники выполняют свою работу в соответствии с имеющимися инструкциями.
В центре сетки с координатами (5; 5) расположились сторонники «золотой середины» — менеджеры, которые стремятся найти баланс потребностей подчиненных и задач по повышению производительности организации. Проявляя умеренный интерес к работникам и потребностям производства, они добиваются нужных им результатов.
В правом верхнем углу (9; 9) находится наиболее эффективный стиль руководства, характеризующийся высокой степенью внимания и к людям, и к производству. Приверженцы этого стиля умеют создавать на основе доверия и уважения сплоченные рабочие группы (коллективы) и добиваются высоких результатов работы и высокой степенью удовлетворения сотрудников, как процессом работы, так и достигнутыми результатами. Этот стиль требует определенных личных качеств менеджера и не в последнюю очередь высокого профессионализма.
Вторая мировая война и последующие сложные проблемы поддержания благосостояния всего мира, как пишет Ричард Дафт, побуждали ученых и менеджеров к дальнейшим исследованиям, внедрению более сложных методов руководства. Менеджмент стал рассматриваться как наука.
Новое направление его развития отличалось от предшествующих применением в принятии управленческих решений математических и статистических методов, привлечением знаний смежных наук. Эти подходы послужили фундаментом новых концепций. В частности, возникла такая область менеджмента, как операционный менеджмент, под которым сегодня понимают направление, непосредственно связанное с процессами и технологиями производства и услуг. Для решения производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют экономико-математические методы прогнозирования, моделирования запасов, линейное и нелинейное программирование, интеллектуальные методы в математике и пр.
Относительно новой областью менеджмента являются управленческие информационные системы, полномасштабное развитие которых связано с созданием новых поколений быстродействующих компьютеров и их сетей. Многие организации эффективно используют методы теории массового обслуживания, предполагающие применение математического аппарата для минимизации неоправданных потерь времени (схемы анализа движения транспорта). Превалирующими остаются принципы гуманистического менеджмента. Важными дополнениями к этим принципам являются теория систем и ситуационный подход (рис. 8.2). Под теорией систем понимают развивающуюся в рамках гуманистического менеджмента концепцию, в которой организации рассматриваются как открытые системы, характеризующиеся энтропией, синергизмом и взаимозависимостью подсистем.6
В соответствии с этой теорией деятельность организации описывается в терминах входящих ресурсов (материалы, финансы, люди, информация и другие ресурсы, используемые, например, в процессе производства), процессов трансформации (превращения входящих ресурсов в выходящие, например, в готовые товары), обратной связи и внешней среды.
Рис. 8.2. Менеджмент и ситуационные воззрения7
Ситуационный подход дополняет принцип гуманистического менеджмента. Его приверженцы считают, что успешное решение возникающих в организации проблем зависит от способности менеджеров идентифицировать основные характеристики сложившейся ситуации.
Задачи менеджеров состоят в идентификации факторов, определяющих конкретную ситуацию. Знание менеджерами наиболее важных элементов своих организаций позволяет им выработать наиболее адекватные обстоятельствам решения.
На рубеже 1970-х гг. переломной для всей управленческой мысли явилась четко сформулированная идея о том, что организация — это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. 1970—1980-е гг. прошли в интенсивных поисках взаимосвязей типов среды и различных форм управления.
Десятилетие 1980-х ознаменовалось новым прорывом — неожиданным для многих американцев открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами. Сегодня многие американские теоретики склонны ставить культуру по силе воздействия на людей вровень с организацией как управленческим инструментом, а учебные программы по преобразованию культуры в организациях — модное новшество ведущих школ бизнеса в 1990-е гг.
Если говорить о 1990-х гг., то здесь, по мнению Л. И. Евенко,8 просматриваются три наиболее интересные тенденции. С достижением высокой производительности посредством синтеза деятельности людей и использования технологических факторов производства управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и здоровой основе.
Однако параллельно с этим наблюдается ивторая тенденция, касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, — это усиление вниманияне только к организационной культуре, о чем говорилось выше, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности. Эта идея, зародившаяся в 1930-е гг. и настойчиво развиваемая теоретиками 1950-1960-х гг., в практике американского менеджмента реализовывалась довольно вяло. Этим американский менеджмент отличался от европейского и японского (хотя и очень своеобразного в этом смысле)
управления. Но сегодня демократизация управления, участие в управлении — это реальность. Уже общепризнано — и в Европе, и в Японии, и в США, — что за демократизированными, «партисипативными» формами управления — будущее. Этот феномен, по-видимому, будет обобщаться, и осмысливаться в ближайшие годы специалистами по управлению. Наша практика может дать в этой области много своеобразного и интересного, так же как и в вопросах этики бизнеса — еще одного традиционного, но ставшего опять весьма актуальным аспекта хозяйствования в условиях рынка, экономической свободы.
Наконец, третья особенность управленческой мысли в 1990-е гг. — усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациоиальных корпораций и т. п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой.
Краткий анализ истории формирования, становления и развития менеджмента показывает, сколь великим и определяющим в этом процессе был вклад выдающихся американских ученых и динамичного американского практического менеджмента. Сплав этих составляющих и определяет национальную сущность американского менеджмента.
Задачи менеджеров состоят в идентификации факторов, определяющих конкретную ситуацию. Знание менеджерами наиболее важных элементов своих организаций позволяет им выработать наиболее адекватные обстоятельствам решения.
Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы США. Многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству — это более 95% всех фирм, по значению — это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.
Как пишет Л. И. Евенко,9 широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента, наиболее распространенных в США и являющихся частью «инфраструктуры управления». Инфраструктурные отрасли в производстве (энергетика, транспорт, телекоммуникации ит. п.) и в непроизводственной сфере (образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирование и т. п.) весьма развиты именно в рыночной экономике, где особенно важны горизонтальные связи и услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес. Сегодня США — страна самой
развитой в мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 — это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов. Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента. В стране действует свыше 10 тыс. консультативных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности. Более 70 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу. США — лидер науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента с точки зрения и численности исследователей, и объема затрачиваемых средств, и широты охватываемых проблем.
Система образования по бизнесу и менеджменту, как и по большинству других специальностей, является в США трехступенчатой. После окончания средней школы, проучившись четыре года в университете или колледже, можно получить степень бакалавра, что примерно соответствует нашему диплому о высшем образовании. При этом после первых двух лет можно прервать образование, что будет равносильно окончанию «младшего колледжа». Далее следует двухгодичное образование по магистерским программам: магистра делового администрирования — Master of Business Administration — знаменитой MBA (Эм Би Эй); магистра науки управления - Master of Management Science - MMS (Эм Эм Эс); магистра международного менеджмента — Master of International Management - MIM (Эм Аи Эм) и подобным им.
Обычно на магистерские программы поступают люди в возрасте 25-30 лет, имеющие кроме степени бакалавра не менее двух лет практической работы. Степень магистра, присваиваемая в результате обучения, вообще говоря, не является ученой. Это степень скорее «профессиональная», свидетельствующая о том, что получивший ее выпускник имеет не только теоретические, но и практические знания и отчасти навыки в области бизнеса и менеджмента на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах, за границей и т. п. Программы МВА — основные для школ бизнеса, особенно ведущих. Они отличаются исключительной интенсивностью учебы и гарантируют высокое качество специалистов. За выпускниками первой десятки наиболее котирующихся школ бизнеса идет настоящая охота. Например, начальная зарплата магистра Гарвардской школы бизнеса, вот уже много лет занимающей первое место, как правило, превышает $60 тыс. в год. Ее постоянный соперник — Стэнфордская школа бизнеса, ведущие места занимают Уортонская школа в Пенсильвании, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте, Школа бизнеса Мичиганского университета и др. И в то же время у тех, кто оканчивает менее престижные школы, могут возникнуть проблемы с трудоустройством. В целом же, чтобы сделать карьеру профессионального управляющего в США, особенно в крупной фирме, или же специалиста по бизнесу и менеджменту высокого ранга, наличие магистерской степени считается весьма желательным. В последнее время широко распространяются вечерние программы обучения по магистерским программам для руководителей-практиков высшего звена (Executive
МВА). В целом профессиональную степень МВА ежегодно получают около 72 тыс. американцев, что составляет четвертую часть всех магистров, которых готовят американские университеты по всем специальностям.
Третьей ступенью обучения бизнесу и управлению являются программы, ведущие к получению степени доктора философии — Philosophy Doctor — Ph. D. (Пи Эйч Ди). Они предусматривают трех - четырехгодичное обучение с обязательной защитой диссертации и присвоением ученой степени Ph. D. Эта степень, примерно равная степени кандидата наук в сильном советском вузе или научно-исследовательском институте, выше степени магистра, но существует как бы параллельно. Магистерская степень — профессиональная, а докторская — ученая. Те, кто ее получают, не намереваются становиться менеджерами-практиками, а будут заниматься исследованиями, преподаванием в этой области либо профессиональной работой плановика, аналитика в фирмах. Высокое качество Ph. D. в университетах США определяется освоением прежде всего огромного массива научной литературы и многочисленными специальными курсами по предмету. Нередко аспирант, начинающий программу Ph. D. в одном университете, оканчивает ее в другом, что диктуется его научными интересами, логикой исследования, наличием крупных ученых, занятых исследованиями по интересующим его проблемам. На программу Ph. D. поступают аспиранты, имеющие степень бакалавра, а иногда (совсем не обязательно) — степень магистра, в таком случае срок обучения уменьшается. Эта американская система является весьма разветвленной, гибкой и дорогостоящей. Плата за обучение по программе МВА обычно составляет в ведущем университете около $15 тыс. в год, а получение степени Ph. D. обходится намного дороже.
Доходы от магистерских программ — это обычно хорошая поддержка для других, некоммерческих видов деятельности американских университетов. Если какие-то магистерские программы перестают пользоваться спросом, их заменяют другими. Чтобы усилить связь науки и практики, многие школы бизнеса предпочитают брать в преподаватели людей, поработавших на руководящих должностях в фирмах и госведомствах и в то же время имеющих степень Ph. D., опытных в обучении и научных исследованиях. Профессора, прошедшие такого рода «ротацию», — это особая, очень ценная для школ бизнеса категория преподавателей.
Глава 9
МЕНЕДЖМЕНТ В ЕВРОПЕ
Таблица 9.2. Доля государственных расходов в ВВП и уровень налогового бремени в странах Европейского союза (группа ЕС-15)
№ п/п | Страна | Доля государственных расходов в ВВП, % | Уровень налогового бремени (доля налогов в ВВП,%) | |
1998 г. | 2003 Г. | 2000 г. | ||
АНГЛОСАКСОНСКИЕ ЭКОНОМИКИ | ||||
Великобритания | 39,8 | 42,2 | 37,4 | |
Ирландия | 35,0 | 35,2 | 31,1 | |
ЮЖНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЭКОНОМИКИ | ||||
Греция | 47,8 | 47,2 | 37,8 | |
Испания | 41,4 | 39,5 | 35,2 | |
Португалия | 44,1 | 47,9 | 34,5 | |
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИКИ | ||||
Австрия | 54,0 | 51,2 | 43,7 | |
Бельгия | 50,7 | 51,4 | 45,6 | |
Германия | 48,8 | 48,9 | 37,9 | |
Дания | 57,6 | 56,1 | 48,8 | |
Италия | 49,9 | 48.9 | 42,0 | |
Люксембург | 42,0 | 46,9 | 41,7 | |
Нидерланды | 47,2 | 48,9 | 41,4 | |
Финляндия | 52.8 | 50,6 | 46,9 | |
Франция | 53,7 | 54,5 | 45,3 | |
Швеция | 60,7 | 58,2 | 54,2 | |
_В среднем для ЕС-15 | 48,4 | 48,5 | 41,6 |
Составлено по: www.oecd.org/dataoecd/5/51/2483816.xls; OECD in Figures: Statistics the Member Countries. Paris, 2003. P. 38-39.
Концепция социального рыночного хозяйства как «третьего пути» развития помимо ФРГ была также реализована во Франции, Австрии, Италии, государствах Бенилюкса, Скандинавии и Финляндии. В каждой из вышеназванных стран существовала своя специфика в путях построения социальной рыночной экономики.
Так, германское социальное рыночное хозяйство зиждется на малом и среднем предпринимательстве как основе всей системы, а государству в период до 1967 г, отводилась преимущественно нейтральная роль в процессе предпринимательской активности. Начиная с 1967 г. немецкое социальное рыночное хозяйство под влиянием политики социал-демократического правительства постепенно превратилось в так называемую экономику благоденствия, в рамках которой механизмы социальной защиты населения стали сдерживать предпринимательскую активность и конкурентоспособность национального хозяйства. Близка к немецкой модели развития и Австрия.
Скандинавские страны исторически ориентировались на социал-демократические ценности, на партнерство бизнеса и общества, на перераспределение доходов в пользу малообеспеченных граждан, поэтому там социальное рыночное хозяйство изначально было «экономикой благоденствия». Аналогичная Скандинавии социальная рыночная система существует в странах Бенилюкса и в Финляндии.
Франция, в свою очередь, традиционно тяготела к государственному предпринимательству, в ней достаточно сильны были антикапиталистические настроения и стремления к «свободе, равенству и братству». Поэтому социальное рыночное хозяйство в его французском варианте означает значительную опеку государства над экономикой, высокий уровень социальных гарантий многочисленным государственным служащим и ограниченную поддержку частного предпринимательства.
«Третий путь» развития Италии еще более своеобразен: исключительная конкурентоспособность малых и средних предприятий (преимущественно семейных) и полная неэффективность коррумпированной государственной системы, называемой из-за частой смены правительств «стабильной нестабильностью». Вместе с тем степень социальной защиты населения в Италии тоже достаточно высока.
Поскольку основу Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — прообраза современного Евросоюза в 1957 г. составили страны, которые тяготели к социально-рыночной модели развития, то концепция социального рыночного хозяйства стала основой западноевропейской интеграции. Сильная социальная политика, защита общечеловеческих ценностей и всемерная поддержка рыночных механизмов, открытость экономики (отмена таможенных границ и прочих барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и граждан) — эти принципы последовательно реализовались в ЕЭС и продолжают реализовываться в Евросоюзе. Однако для реализации роли государства в социальном рыночном хозяйстве требуются более существенные финансовые ресурсы, чем в рамках традиционной либеральной капиталистической экономики. Доля государственных расходов в ВВП для стран с социальным рыночным хозяйством даже после неоконсервативных преобразований в их экономике, проведенных в 1980-1990-е гг., достигает 47-56% ВВП (см. табл. 9.2). При этом значительную часть расходов (свыше половины) составляет финансирование социальных программ. А основой расходов государства на социальные цели служат в первую очередь налоговые поступления, дополняемые еще и взносами предпринимателей и трудящихся
в специальные социальные фонды, что тоже по своей сути является налогом. Вот почему для стран, которые тяготеют к «третьему пути» развития, характерны более высокая доля налогов в ВВП (41,4-48,8%, табл. 9.2) и высокий уровень налогообложения, особенно в части индивидуальных подоходных налогов (величина максимальных ставок индивидуального подоходного налога составляет 56% в Швеции, 53 — в Финляндии, 48% — во Франции).
Если рассматривать функции государства в современной экономике (табл. 9.3), то вновь можно сделать вывод о том, что в странах, тяготеющих к рыночной форме хозяйственного порядка, реализуются преимущественно минимальные функции и функции средней степени сложности. Определенные исключения, касающиеся координации деятельности частных структур, существуют, впрочем, в странах Южной Европы, в то время как в Великобритании и Ирландии от них отказались.
В странах социального рыночного хозяйства, напротив, присутствуют все три функции, в том числе перераспределение активов во имя обеспечения социальной справедливости через механизм налогообложения высоких доходов высокими налоговыми ставками.
Итак, отталкиваясь от классификации форм хозяйственных порядков В. Ойке-на, можно предложить следующую группировку стран ЕС по моделям их социально-экономического развития: страны с либерально-рыночной экономикой (англосаксонского типа), страны Южной Европы, тяготеющие к рыночной форме порядка, и страны социально-рыночной ориентации. От разных регулирующих функций государства в рамках каждой из этих моделей и разной степени социальной защиты населения зависит и уровень налогового бремени, и величина на-
Таблица 9.3. Функции государства в современной экономике
Источник: Отчет о мировом развитии 1997: Государство в меняющемся мире. — М., 1997.
там, где рыночная система не работает | в области обеспечения социальной справедливости | ||
Минимальные функции | |||
Предоставление элементарных общественных благ: оборона, законность и правопорядок, гарантии прав собственности, макроэкономическое управление, государственная система здравоохранения | Защита бедных: программы по борьбе с нищетой, помощь пострадавшим от различных бедствий | ||
Функции средней степени сложности | |||
Преодоление экстернальных эффектов: начальное образование; охрана окружающей среды | Регулирование монополий: регулирование коммунальной среды, антимонопольная политика | Преодоление эффектов несовершенной информации: страхование (здоровье, жизнь, пенсионное обеспечение), финансовое регулирование; защита прав потребителей | Обеспечение социального страхования: Пенсионное обеспечение для бедных, пособие на членов семьи, страхование от безработицы |
Функции активного вмешательства | |||
Координация деятельности частных структур: содействие рынкам, координация инициатив | Перераспределение: перераспределение активов | ||
логовых ставок. Основные модели экономического развития стран ЕС резюмирует табл. 9.4, в том числе с учетом роли налогов в системе рассматриваемого хозяйственного порядка.
Таблица 9.4. Основные модели экономического развития стран
Европейского союза (ЕС-15)
Англосаксонская (неолиберальная) модель рыночной экономики | Южноевропейская модель рыночной экономики | Континентальная европейская модель социального рыночного хозяйства |
Доля государственных расходов в ВВП — 35-42%; незначительное вмешательство государства в экономику {концепция «эффективного правительства»); оптимально допустимые социальная инфраструктура и финансирование социальных программ | Доля государственных расходов в ВВП — 39,5-48%; сочетание государственного патернализма по отношению к частному бизнесу и незначительного финансирования социальных программ; слабость развития социальной инфраструктуры и высокая доля неформального сектора экономики | Доля государственных расходов в ВВП — 47-58%; активная роль государства в регулировании социально-экономических процессов; высокоразвитая социальная инфраструктура и масштабное финансирование социальных программ |
Умеренные расходы государства — невысокий уровень налогового бремени (31-37,5% ВВП); реализация концепции экономики предложения в сфере налогообложения: преимущество регулирующей и стимулирующей роли налогов(реализация принципа экономической эффективности) | Умеренные расходы государства (исключая Грецию) и невысокий уровень налогового бремени (34,5-38% ВВП) дополняются высокими ставками определенных налогов (традиционное уклонение граждан и компаний от налогообложения компенсируется высоким уровнем действующих налоговых ставок и акцентом на косвенное налогообложение) | Высокие расходы государства — высокий уровень налогового бремени (выше 38% ВВП); существенно большая фискальная ориентация налоговой системы, перераспределительный характер налогов (реализация принципа социальной справедливости) |
Страны-представ ители: Великобритания Ирландия | Страны-представители: Греция, Испания, Португалия | Страны-представители: Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция |
Рис. 9.1. Карта Хофстеде
Источник: Hofstede G. Cultures and Organizations. — London: McGraw-Hill, 1991. P. 141.
централизованность, меньшая роль формализованных правил и процедур. Речь идет о скандинавских странах и в меньшей степени — англосаксонских странах.
В обществах, где отмечается высокая дистанция власти и слабое избегание неопределенности, децентрализованность принятия решений и низкая иерархичность сочетаются с большей формализованностью правил и более четким определением задач и ответственности. В этом квадранте располагаются страны германского кластера.
В странах с высокой дистанцией власти, но слабым уровнем избегания неопределенности организации строятся по семейному принципу. Здесь «начальник — есть начальник», а организация может быть описана как «патерналистская». Подчиненные не имеют строго определенных задач и ответственности, вместо этого — больше социальные. Здесь представлены в основном азиатские страны.
Параметры Хофстеде позволяют описать модели организации, свойственные разным культурам. Так, во Франции организация представляет собой «пирамиду людей» (формализованную и централизованную). В Германии организация напоминает «смазанную машину» (формализованную, но не централизованную). В Англии управленческая культура подходит под определение модели «деревенского рынка» (не формализованная, не централизованная), в которой ни иерархия, ни распределение ролей не играют определяющей роли, скорее структура складывается с учетом требований конкретной ситуации.
Приведем характерный пример. Слушателям программы МВА школы INSEAD была предложена организационная проблема в виде конфликта между двумя руководителями департаментов (отделов). В ходе рассмотрения проблемы обнаружились различия в структурных предпочтениях.2 Большинство французских слушателей предпочли рассматривать конфликтную ситуацию на более высоком уровне (президента компании). Немецкие слушатели основную причину конфликта усматривали в отсутствии структуры; компетенции, роли и ответственность не были четко определены. Они предложили решение, включающее четкое определение процедур для лучшей координации. По мнению англичан, это типичное проявление проблемы межличностнойкоммуникации между двумя руководителями отделов, которая может быть решена путем проведения тренинга с участием обоих руководителей.
Изучение поведения менеджеров и управленческой практики позволило уточнить культурные профили (рис. 9.2). Например, в сравнительных исследованиях на примере Франции, Германии и Англии3 было обнаружено, что французские фирмы более централизованы и формализованы, с меньшим уровнем делегирования по сравнению с немецкими и английскими. Роль генерального директора {presiaent-directeur-gen&al, PDG) состоит в обеспечении координации на высшем Уровне управления и принятии ключевых решений, требующих аналитических и концептуальных способностей, которые не обязательно ограничиваются рамками предприятия или отрасли. Административно-управленческий аппарат играет важную роль в осуществлении аналитической экспертизы. Более подробно особенности французского менеджмента рассматриваются в главе 11.
Исследования подтверждают имидж немецких фирм как хорошо отлаженных (смазанных) машин, больше склонных быть децентрализованными, специализированными и формализованными. Действительно, немецкие менеджеры часто
ссылаются на структуру как ключевой фактор успеха, имеющий свою собственную логику развития. Немецкие фирмы по преимуществу организуются по функциям с координацией посредством рутинных процедур и правил.
В отличие от модели смазанной машины с акцентом на достижение эффективности модель «деревенского рынка» отражает в большей мере нацеленность на обеспечение гибкости. Организационные структуры в английских компаниях отличаются большейгибкостью, большей децентрализованностыо и меньшей формализованностыо по сравнению с французскими и немецкими фирмами.
Рис. 9.2. Культурные профили
Источник: SchneiderS., BeusouxJ.-L. Managing Across Cultures. — London: Prentice Hall, 1997.
Рис. 9.4. Матрица Лессема и Нойбауэра
Источник: Lessem R., Neubauer F. European Management Systems: Towards Unity Out of Cultural Diversity. — London: McGraw-Hill, 1993.
шинства североевропейцев (скандинавов). Для рационалистического менеджмента характерны:
• научный и позитивный подход, логический способ формулирования понятий;
• взгляд на организацию через понятия структуры, роли, иерархии и «необходимой» бюрократии;
• профессиональный, но при этом обезличенный менеджмент;
• вера в ценности планирования и государственного регулирования, «дирижизма».
Лессем и Нойбауэр полагают, что принципы рационалистического менеджмента связаны с трудами А. Файоля.
Холизм означает целостный взгляд, или целостный подход, подчинение части целому. Холизм/идеализм принято ассоциировать с германоязычными странами. Холистический менеджмент характеризуется:
• системами, ориентированными на координацию и интеграцию;
• кооперацией и совместным принятием решений;
• эволюционными процессами;
• сбалансированностью частных и общественных интересов.
• чувствительностью по отношению к взаимозависимости организации и ее внешней среды.
В интерпретации Лессема и Нойбауэра холизм оказывается прямо противоположен принципу экономической свободы Адама Смита (laissez-faire)? Роль организации, ее работников и менеджмента должна рассматриваться с учетом иерархии «целостностей» в контексте потребностей чего-то более целого, по отношению к которому она (организация) сама выступает его частью.
Гуманизм — мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, Уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Родина гуманизма — Италия. Гуманистическая направленность также характерна для Испании, Греции и Ирландии, менеджмент которых основан на:
• высокой роли семьи и социальной общности;
• чувстве личной ответственности и долга;
• предприятиях, базирующихся на семье, коллективе или социально-экономической общности;
• гибкости и адаптивности, приспосабливаемости в меняющейся среде;
• персонифицированном и «компанейском» стиле управления. Гуманиз