Оценка роли денег в неоклассической и кейнсианской моделях

Неоклассическая теория в ее монетаристском варианте использует при анализе ОЭР уже известную нам из гл. 20 формулу количественного урав­нения обмена:

MV = PY (1)

Левая часть уравнения MV есть не что иное, как расходы на потребите-

Макроэкономическая политика в целом 591

лей на покупку товаров и услуг. Правая часть уравнения PY представляет собой выручку продавцов. Это уравнение показывает, что предложение де­нег определяет объем производства в номинальном выражении, а после­дний зависит от уровня цен и количества произведенной продукции.

Количественное уравнение обмена можно представить в показателях спроса и предложения денег в реальном выражении. На основе кембридж­ского уравнения мы можем записать:

M=kPY (2)

или,

M/P = (M/P)Д = kY (3),

где k = 1/V

Данное уравнение показывает, что предложение реальных денег MiP равно спросу (M/P)1, и что спрос пропорционален количеству произведен­ной продукции. Отсюда видно, что рост Ρ сокращает M/P и, следователь­но, уменьшает У, поэтому кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. При данной скорости обращения денег совокупный спрос опреде­ляется величиной предложения денег. Поэтому при повышении цен и не­изменной скорости обращения (V) требуется больше денег для реализации номинального ВВП, а общее количество покупаемых товаров и услуг, т. е. совокупный спрос, сокращается.

Основное кейнсианское уравнение общего экономического равновесия выглядит следующим образом:

C + I+G + NX=Y (4),

где С - потребительские расходы,

I - инвестиционные расходы,

G - государственные расходы,

NX - расходы на чистый экспорт.

Левая часть уравнения (4) показывает совокупные расходы, или сово­купный спрос, а правая - объем производства, или совокупное предложе­ние. Увеличение совокупных расходов, при данном уровне цен, сдвигает кривую AD вправо и увеличивает равновесный объем ВВП (Y). Неценовые факторы совокупного спроса были рассмотрены в гл. 18. Здесь отметим, что кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию акцентиру­ет внимание на совокупном спросе как факторе, определяющем изменения в величине равновесного ВВП.

Кроме того, кейнсианское уравнение (4) можно трансформировать в ко­личественное уравнение обмена (3). Совокупные расходы представляют собой предложение денег умноженное на скорость их обращения, т. е. С + I + G + NX = MV. Номинальный ВВП - это произведение реального дохода на уровень цен, или дефлятор, т. е. ВВП (Y) = PY.

592 Глава 26

Таким образом, уравнение «совокупные расходы - национальный до­ход» и количественное уравнение обмена представляют два разных анали­тических подхода к одной и той же проблеме - общему экономическому равновесию.

Деньги являются составной частью имущества в неоклассической и кей-нсианской теориях, поэтому изменения в кредитно-денежной политике ока­зывают воздействие на экономическую конъюнктуру через сектор имуще­ства.Однако сектор имущества в неоклассической и кейнсианской моде­лях трактуется по-разному, что обусловливается различными представлени­ями о механизме денежной трансмиссии, или передаточном механизме.Другими словами, речь идет о различной оценке влияния предложения де­нег на объем номинального ВВП.

В кейнсианской модели, помимо денег, в состав имущества входят день­ги, ценные бумаги (облигации), и поэтому одним из передаточных звеньев монетарного импульса является ставка процента.

В неоклассической модели, помимо денег и облигаций, в состав иму­щества входит и реальный капитал, поэтому изменения денежного предло­жения влияют на совокупный спрос и номинальный ВВП через эффект за­мещения и эффект имущества.

Так, увеличение денежного предложения снижает ставку процента и вызывает рост реальных денежных запасов. В этом случае сработает эф­фект замещения, так как снижение доходности по облигациям приведет к росту спроса на реальный капитал и инвестиции. Кроме того, увеличение реальных денежных запасов будет стимулировать спрос как на финансовые и реальные активы, так и на потребительские товары и услуги, в чем и про­явит себя эффект имущества. Нетрудно заметить, что оба эффекта вызыва­ют рост совокупного спроса.

В кейнсианской модели изменение денежного предложения воздейству­ет на процентную ставку, а посредством последней - на уровень инвести­ций и на номинальный ВНП. Вместе с тем, кеинсианская теория отмечает, что изменение денежного предложения не всегда достигает поставленных целей. Так, например, политика дешевых денег, проводимая в условиях эко­номической и социально-политической нестабильности, может оказаться малоэффективной, так как коммерческие банки не захотят рисковать, и не будут выдавать ссуды под инвестиции, да и предприниматели в таких ус­ловиях сократят инвестиционный спрос.

Кроме того, в ситуации технологических прорывов и оптимистичных прогнозов относительно будущих прибылей политика дорогих денег может лишь незначительно повлиять на инвестиционный спрос. Таким образом, кредитно-денежная политика, при определенных условиях будут неэффек­тивной и непредсказуемой.

Макроэкономическая политика в целом 593

Напротив, монетаристы считают, что кредитно-денежная политика ока­зывает вполне предсказуемое воздействие на экономику. Во-первых, изме­нение денежного предложения влияет непосредственно на совокупный спрос через изменение спроса на финансовые и реальные активы. Во-вто­рых, при неполной занятости изменения денежного предложения могут повлиять в краткосрочном периоде на реальный ВВП, объем производства и занятость. В долгосрочном периоде изменения денежного предложения влияют лишь на номинальный ВВП.

Подобная трактовка роли денег обусловливает разграничение экономи­ки на два сектора: номинальный, или денежный и реальный, каждый из ко­торых характеризуется самостоятельными переменными.

К реальным переменным относятся такие количественные показатели, как реальный объем ВВП - количество товаров и услуг, произведенных в определенном году, накопленный капитал - объем физического капитала, накопленного на определенный момент времени. Кроме количественных переменных, реальный сектор характеризуют относительные цены - реаль­ная заработная плата и реальная ставка процента.

Денежный сектор характеризуют номинальные переменные,, такие, как уровень цен, темп инфляции, номинальная заработная плата.

Разграничение макроэкономических показателей на номинальные и ре­альные переменные получило название классической дихотомии.Такое разграничение позволяет изучать номинальные показатели, абстрагируясь от реальных. Неоклассическая макроэкономическая теория исходит из представлений о нейтральности денег,согласно которым изменение коли­чества денег не влияет на реальные переменные: объем и структуру выпус­ка, занятость и относительные цены.

Утверждение неоклассиков о влиянии денег лишь на номинальные по­казатели ВВП покоятся на неявной предпосылке о стабильности скорос­ти обращения денег.1 Вдействительности, если в количественном уравне­нии обмена MV = PY, V постоянна, то изменение Мвызовет пропорциональ­ное воздействие на PY, т. е. номинальный ВВП. Расширение денежного предложения увеличивает совокупный спрос и номинальный ВВП на вели­чину, пропорциональную приросту денежного предложения. В результате, соотношение PY/M, определяющее скорость обращения денег, не меняется. Например, если принять величину Г за неизменную, то, допустим, в некоем начальном периоде М = 200 млрд.долл, a PY =400 млрд.долл. Тогда V = 2, a MIP (реальные денежные запасы) равны 1/2. Если монетарные вла­сти увеличивают предложение денег в 2 раза, то М = 400. При неизменно-

1 Или стабильности отношения 1/V = к, т. е коэффициента монетизации, который соответ­ствует желаемому спросу на реальные денежные запасы (М/Р).



Глава 26

сти Y, начинается давление на цены в сторону их повышения, так как насе­ление стремится поддерживать неизменной величину реальных денежных запасов. Величина РГсоставит 800 млрд. долл. Таким образом, V по-пре-жнему составит 800/400 = 2. Доказательство стабильности скорости обра­щения денег у монетаристов основано на концепции изложенного выше пе­редаточного механизма кредитно-денежной политики.

Кейнсианцы же считают скорость обращения денег непостоянной, а вследствие этого кредитно-денежную политику непредсказуемой. Доказа­тельство нестабильности скорости обращения денег основано на кейнсиан-ской концепции спроса на деньги. Трансакционный спрос на деньги и спрос по мотиву предосторожности индуцируют в экономику деньги, кото­рые обращаются потоке «доходы - расходы» и имеют положительную ско­рость обращения. Спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный спрос) не включает деньги в поток «доходы - расходы», эти деньги не об­ращаются, т. е. скорость их обращения равна нулю.1 Поэтому скорость об­ращения всего денежного потока будет зависеть от пропорции, в которой денежное предложение распределяется между деньгами для сделок и день­гами в качестве активов. Относительное увеличение спекулятивного спро­са на деньги уменьшает скорость обращения денег, и наоборот, относитель­ное увеличение трансакционного спроса на деньги и спроса по мотиву пре­досторожности повышает скорость обращения денег.

§ 3. Активная и пассивная экономическая политика в альтернативных моделях ОЭР

Противоположные позиции неоклассиков и кейнсианцев по проблеме стабильности общего экономического равновесия предопределяют и выбор разных типов экономической политики.

Неоклассики, придерживающиеся позиции о стабильности ОЭР, счита­ют, что государство не должно проводить антициклические мероприятия, поскольку в ходе циклических колебаний экономика в состоянии прийти в равновесие с помощью рыночных механизмов.

Задача государства, по мнению неоклассиков, заключается в поддержа­нии постоянного темпа роста денежного предложения в соответствии с монетарным правилом и обеспечении стабильности цен. Такой тип эконо­мической политики называют пассивной.

Экономическая политика, которая реагирует как на текущее, так и про-

1 Действительно, деньги, расходуемые на покупку облш аций. не включаются в известный нам из гл. 16 кругооборот доходов и расходов: на них не покупаются товары и услуги, произ­водимые фирмами.

Макроэкономическая политика в целом



гнозируемое состояние экономики, называется активной.Кейнсианцы, от­рицающие стабильность ОЭР, придерживаются активной экономической политики.

Различают две разновидности активной экономической политики. Пер­вая включает в себя комплекс мер в налогово-бюджетной и кредитно-де­нежной сфере, проводимых в ответ на возникновение серьезных потрясе­ний и отклонений в экономике. Таким образом, активная экономическая политика имеет антициклическую направленность. Такой тип экономичес­кой политики применялся многократно правительствами разных стран в периоды глубоких экономических спадов и высокой безработицы.

Вторая разновидность активной экономической политики называется тонкой настройкой,при которой налогово-бюджетные и кредитно-денеж­ные инструменты применяются для корректировки номинальных и реаль­ных переменных в ответ на незначительные отклонения в экономике. В режиме тонкой настройки работают автоматические (встроенные) стабили­заторы, такие, как прогрессивные налоги и выплаты пособий по безрабо­тице (см. гл. 22). Например, по мере уменьшения доходов граждан и кор­пораций период экономического спада налоговое бремя сокращается без внесения каких-либо изменений в налоговое законодательство, что предот­вращает резкое сужение совокупного спроса. Аналогичным образом дей­ствует увеличение выплат пособий по безработице в период экономическо­го спада. Применение других инструментов налогово-бюджетной полити­ки в качестве элементов тонкой настройки, вследствие длительных лагов регулирования {лагрещения, лагвоздействия), затруднительно.

Более оперативными в этом плане являются кредитно-денежные инст­рументы, которые имеют непродолжительные временные лаги и быстрее реагируют на текущую экономическую конъюнктуру.

§ 4. Кейнсианцы и неоклассики о приоритетах и результативности налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики

Инструменты кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики были рассмотрены в гл. 20 и 22. Здесь мы проанализируем лишь различия в интер­претации последствий кредитно-денежной и налогово-бюджетной стабилиза­ционной политики в рамках кейнсианской и неоклассической теории.

Кейнсианская и неоклассическая теория по-разному оценивают эффек­тивность налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Эффектив­ность экономической политики можно оценивать по степени воздействия тех или иных инструментов на изменения общего объема выпуска (дохода).

Результативность налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики в значительной степени зависит от величины соответствующих мультиплика-38*



Глава 26

торов; мультипликатора государственных расходов, налогового мультиплика­тора и денежного мультипликатора, а также чувствительности инвестиций к ставке процента и чувствительности спроса на деньги к ставке процента.

Кейпсианская теория считает налогово-бюджетную политику более эффективной. Предпочтение кейнсианцев мерам налогово-бюджетной по­литики основано на предположении о нечувствительности инвестиций к ставке процента и большой чувствительности спроса на деньги по отноше­нию к проценту. Графически это можно интерпретировать как крутую кри­вую 1 и пологую кривую МD или крутую кривую IS и пологую кривую LM (см. рис. 26.5 и Приложение 2 к гл. 22). При такой предпосылке действие монетарной политики мало эффективно. Так, при увеличении номинально­го предложения денег кривая LM] сдвинется вправо-вниз в положение кри­вой LM2 и экономика перейдет в новое состояние равновесия в точке Е2, которой соответствует более низкая ставка процента r2 и незначительно возросший объем выпуска Y2 (см.рис. 26.5).

Неоклассики, напротив, отдают приоритет кредитно-денежной поли­тике. По мнению неоклассиков, увеличение номинального предложения денег сдвигает в краткосрочном периоде кривую LM1 вправо-вниз в поло­жение LM2 (см. рис. 26.6) и устанавливается краткосрочное равновесие в точке E2, которой соответствует возросший объем выпуска Y2 и более низ­кая ставка процента r2

Однако рост цен приведет к уменьшению реального запаса денежных средств и сдвигу кривой LM2 в долгосрочном периоде в первоначальное по­ложение LM1

Кроме того, крайний случай неоклассической теории предполагает вер­тикальную кривую LM. В этом случае спрос на деньги совершенно нечув-


Оценка роли денег в неоклассической и кейнсианской моделях - student2.ru



Рис. 26.5. Денежная экспансия: кейнсианская модель «IS-LM»

Рис. 26.6. Денежная экспансия: неоклассическая интерпретация

Макроэкономическая политика в целом



ствителен к ставке процента. Нетрудно заметить, что при таком положении кривой LM любой сдвиг этой кривой будет оказывать максимальное воздей­ствие на уровень номинального дохода. Вертикальная кривая LM подчер­кивает большую эффективность кредитно-денежной политики.

Таким образом, итогом стимулирующей кредитно-денежной политики в неоклассической теории является рост цен и неизменный уровень реальных переменных в долгосрочном периоде (принцип нейтральности денег).

Налогово-бюджетная политика, по мнению неоклассиков, менее эффективна по сравнению с монетарной. Рассмотрим неоклассическую интерпретацию по­следствий налогово-бюджетной политики в модели «IS - LM» (см. рис. 26.7).

Оценка роли денег в неоклассической и кейнсианской моделях - student2.ru

На рис. 26.7 вертикальная линия представляет собой уровень выпуска
У*, соответствующий полной занятости. Увеличение государственных рас­
ходов или сокращение налогов сдвига­
ет кривую IS1 вправо-вверх в положе­
ние кривой IS2 Если бы фирмы могли
расширить совокупное предложение и
удовлетворить возросший спрос, то
равновесие переместилось бы в точку
Е*. Однако, в условиях полной занято­
сти возросший совокупный спрос обо­
стряет конкурентную борьбу между
фирмами, повышает спрос на труд, что
ведет к росту заработной платы, издер­
жек производства и уровня цен. Рост
уровня цен при постоянном предложе­
нии денег будет означать уменьшение
Рис. 26.7, Налогово-бюджетная реального запаса денежных средств,
экспансия: неоклассическая что приведет к увеличению равновес-

интерпретация ной ставки процента г для каждого рав-

новесного дохода Υ и, следовательно, к сдвигу кривой LM1 влево-вверх в положение кривой LM2

В результате, будет достигнуто новое равновесие в точке E2,. В этой точ­ке сработает эффект вытеснения, так как возросшая ставка процента сокра­щает потребительские и инвестиционные расходы на величину, равную росту государственных расходов.

Наши рекомендации