Тема 20. Совокупные доходы населения и социальная политика государства
Ключевые понятия
Бедность (нищета)
Бедность абсолютная
Бедность относительная
Децильный коэффициент
Доход собственников
Доход факторный
Доход на душу населения
Закон Парето (закон 80/20)
Заработок
Индекс развития человеческого потенциала
Качество жизни
Коэффициент Джини
Кривая Лоренца
Личное распределение дохода
Личный доход
Ловушка бедности
Минимальная заработная плата
Неравенство доходов
Нетрудовые доходы
Общественные блага
Потребительская корзина
Прожиточный минимум
Социальная защита населения
Социальное обеспечение
Трансфертные платежи
Уровень бедности
Уровень жизни
Функциональное распределение дохода
Черта бедности
Учебная цель:выяснитьсодержание процесса формирования доходов и причины
неравномерности при их распределении.
После изучения этой темы Вы должны уметь:
Ø объяснить, чем отличаются номинальные, располагаемые и реальные доходы;
Ø сформулировать проблему неравномерности при распределении доходов;
Ø строить кривую Лоренца и объяснять её содержание;
Ø объяснить конфликт между принципами равенства в распределении доходов и эффективности производства;
Ø определить экономическое содержание понятия «бедность»;
Ø охарактеризовать сущность государственной социальной политики;
Ø увязать с теорией актуальные проблемы российской экономики.
План семинарского занятия
1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения.
2. Уровень жизни и бедность.
3. Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты.
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2007. Гл.24.
Дополнительная литература
· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 37.
· Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. / под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС. 2005. Тема 12.
· Сломан Дж. Основы экономики: учеб. / пер. с англ. Е. А. Нильсен, И.Б.Руберт. – М.: Изд-во Проспект, 2005. Гл.
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Проблема бедности в России.
2. Направления социальной политики в России и особенности государственного социального обеспечения.
Сочините экономическое эссе на тему
§ «В стране, которой хорошо правят, стыдятся бедности. В стране, которой правят
плохо, стыдятся богатства». (Конфуций, V век до н. э.).
Выполните самостоятельно
Задание 1.На основе статистических данных:
v выявите степень социально-экономического расслоения населения и уровень
бедности в России;
v определите динамику величины прожиточного минимума;
v проанализируйте закономерности в изменении численности населения с
денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицитом денежного дохода.
Задание 2.Прокомментируйте цитату: «На протяжении многих поколений экономическая наука всё быстрее приближалась к убеждению, что нет никакой реальной необходимости и поэтому морального оправдания для существования крайней нищеты бок о бок с огромным богатством. Неравномерность богатства, хотя она и меньше, чем её часто представляют, - серьезный дефект в нашем экономическом устройстве» (Маршалл П. Принципы экономической науки). Задумайтесь, какими экономическими средствами можно сократить поляризацию общества. Поможет ли этому процесс глобализации экономики?
Задание 3. РАБОТА МАЛЫМИ ГРУППАМИ
Задание 3.1.
В последние годы перед социальной политикой развитых государств встали новые проблемы, связанные с глобализацией экономики. Глобализация влечет за собой усиление международной конкуренции, что нередко негативно отзывается на положении населения не только развивающихся, но и развитых стран. С этим связаны бурные акции протеста против глобализации и деятельности Всемирной торговой организации, которые происходят в США и Западной Европы.
ЗАДАНИЕ: Разделитесь на две группы: сторонников и противников глобализации. Обоснуйте соответственно положительные и отрицательные последствия влияния процессов глобализации на изменение уровня жизни населения. Найдите аргументы в пользу своей позиции.
Задание 3. 2.Источник: А.Г.Леонтьева, Н.Р.Шишкина. Экономическая и социальная политика: Практикум. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. с.83.
После Второй мировой войны официальной доктриной правительств многих стран стала концепция «государства всеобщего благосостояния», которая провозгласила необходимость широких мер социальной защиты для бедных и программ социального страхования всех слоев населения, т.е. более справедливого распределения доходов в обществе. Эта концепция воплотилась в жизнь благодаря активности профсоюзов и осознанию государством своей социальной ответственности. В то же время, начиная с 70-х годов ХХ века постепенно на смену концепции «государства всеобщего благосостояния» приходит концепция «эффективного государства» (политика М.Тэтчер в Великобритании и Р.Рейгана в США).
ЗАДАНИЕ: Разделитесь на сторонников теории «государства всеобщего благосостояния» и теории «эффективного государства».
1) Приведите аргументы в пользу необходимости активных мер государства по перераспределению личных доходов граждан в стране. Покажите отрицательные последствия для экономики увеличения числа бедных в стране.
2) Как Вы объясните, почему начиная с 70-х годов ХХ века постепенно на смену концепции «государства всеобщего благосостояния» приходит концепция «эффективного государства». Приведите аргументы против широкого использования программ перераспределения доходов.
3) Как, на Ваш взгляд, все-таки, должно действовать в настоящих условиях государство, учитывая современный уровень развития производительных сил и производственных отношений: усиливать или снижать свою ответственность за состояние и уровень социальной сферы?
Задание 3.3.
Система социальной защиты населения призвана обеспечивать социальную защищенность граждан и должна включать в себя набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования. В свою очередь социальная защищенность граждан зависит от уровня экономического развития общества и от лежащих в ее основе принципов и механизмов их реализации.
ЗАДАНИЕ: Разделитесь на несколько групп, представляющих определенные социальные слои: дети, студенты, инвалиды, пенсионеры, лица без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы.
От лица представителей соответствующей социальной группы разработайте программу мероприятий, позволяющих, с учетом имеющихся в регионе возможностей, обеспечить защиту данной социальной группы.
Проверьте себя
1. Что означает распределение доходов и на каких принципах оно осуществляется в рыночной экономике?
2. Дайте определение функционального распределения национального дохода и покажите, какие виды доходов домашних хозяйств формируются в результате этого распределения.
3. Почему доля дохода от труда значительно превышает долю дохода от капитала и других факторов производства?
4. Что такое персональное распределение дохода и какую функцию оно выполняет в обществе? В чём его принципиальное отличие от функционального распределения?
5. Почему распределение национального дохода приводит к неравенству в доходах между членами общества?
6. Как измерить неравенство в доходах?
7. Дайте определение «закона Парето» и обоснуйте, почему богатство в обществе распределяется именно в такой пропорции, на которую указал автор закона?
8. Нарисуйте кривую Лоренца и объясните, как с её помощью можно проанализировать степень неравенства в доходах и рассчитать коэффициент Джини?
9. Что означает увеличение (или уменьшение) коэффициента Джини?
10. В каком случае и почему коэффициент Джини может быть равен единице?
11. Почему даже в самых развитых странах существует бедность?
12. Можно ли устранить бедность и добиться равенства в распределении доходов? Проанализируйте возможные последствия установления равенства в доходах.
13. Что включает социальная политика государства и какова её цель?
14. Назовите основные направления государственной социальной политики в России и покажите её эффективность.
15. Что такое, уровень жизни и по каким показателям он определяется?
16. Охарактеризуйте понятия: качество жизни, индекс развития человеческого потенциала, индекс человеческого развития.
17. Какие страны занимают наивысшие места по индексу развития человеческого потенциала?
18. Какое место в мире по уровню жизни занимает современная Россия?
19. Кривая Лоренца за пять лет сдвинулась дальше от биссектрисы. Что это означает?
20. Как совместить социальное равенство и экономическую эффективность?
21. Что такое «прожиточный минимум» и как он определяется?
22. Дайте характеристику понятий: абсолютная и относительная черта бедности.
23. Чем вызвана чрезмерная неравномерность распределения доходов в российской экономике?
24. Какой источник дает возможность наиболее эффективно финансировать социальное обеспечение?
25. До каких разумных границ допустимо социальное неравенство?
26. Какие теоретические школы выступали за полное социальное равенство? Возможно ли полное социальное равенство в условиях ограниченности ресурсов?
27. Раскройте содержание двух подходов – с позиции теории трудовой стоимости и с позиции теории факторов производства – к определению источников доходов.
28. Что такое трансфертные платежи? Получает ли их кто-либо из вашей семьи?
29. Что такое потребительская корзина?
30. В чем разница между социальным обеспечением и социальным страхованием?