Тема 9. Поведение фирм в условиях различных типов конкуренции.
Ключевые понятия
Общий доход фирмы (TR)
Правило: MR = MC
Правило: P = MC
Предельный доход фирмы (MR)
Равновесие в условиях минимизации убытков
Совершенно конкурентная фирма
Средний доход фирмы ( AR)
Точки безубыточности
«Фирма, принимающая цену»
«Фирмы, объявляющие цену»
Учебная цель:выяснить механизм влияния конкурентной структуры рынка на
решение фирмы о цене и объёме продаж.
После изучения этой темы Вы должны уметь:
Ø определить основные признаки и преимущества совершенной конкуренции;
Ø объяснить, в каком случае фирма считается чистой (абсолютной) монополией;
Ø охарактеризовать механизм определения цены и объёма выпуска продукции в условиях чистой монополии;
Ø сформулировать условия, при которых монополистически конкурирующая фирма максимизирует прибыль;
Ø охарактеризовать различные модели ценообразования в условиях олигополистического рынка.
План семинарского занятия
1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции:
а) особенности рынка совершенной конкуренции. Кривые спроса отрасли и предприятия;
б) равновесное положение предприятия и механизмы максимизации прибыли или минимизации убытков в краткосрочном периоде;
в) кривая предложения предприятия и отрасли;
г) долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции.
2. Предприятие в условиях чистой монополии:
а) максимизация прибыли, минимизация убытков по критерию валовых и предельных величин;
б) максимизация прибыли в долгосрочном периоде;
в) ценовая дискриминация;
г) регулирование монополии.
3. Предприятие в условиях монополистической конкуренции:
а) максимизация прибыли и минимизация убытков;
б) неценовая конкуренция;
в) неэффективность монополистической конкуренции.
4. Предприятие в условиях олигополии:
а) виды олигополии;
б) модели ценообразования: ценовая конкуренция, лидерство в ценах.
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2007. Гл. 7.
Дополнительная литература
Ø Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. Глава 10.
Ø Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 25, 26, 27, 28.
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Модель дуополии Курно.
2. «Дилемма заключенного».
3. Легальный картель: ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти).
Выполните самостоятельно
Задание 1. Если спрос на продукцию фирмы-монополиста имеет вид Qd=106 – Р (Qd- величина спроса, шт., Р- цена, руб. за шт.), а функция средних издержек AC(Q)=5Q+10 (в руб.), то объем производства монополиста, максимизирующего прибыль, равен ____ шт.
Задание 2. Фирма – совершенный конкурент максимизирует прибыль при объёме
производства 12 ед. Какова рыночная цена продукта и прибыль фирмы, если функция
общих издержек фирмы имеет вид TC = 2 Q2 + 3Q?
Задание 3.Предельные издержки фирмы – совершенного конкурента составляют
МС = 2 Q2 - 13Q, а цена, по которой продается продукция, равна 15 руб. Определите, каков объём продаж фирмы, максимизирующей прибыль.
Задание 4. Спрос на продукцию фирмы-монополиста описывается уравнением:
Qd = 52 – 2P. Общие издержки фирмы: TC = Q2- 10 Q. Определите, какой потолок цен
назначит правительство для минимизации рыночной власти монополиста?
Проверьте себя
1. «Любая фирма стремится лишь к максимизации своей прибыли». Верно ли это утверждение?
2. Чтобы получить максимальную прибыль, фирма должна продать как можно больше продукции. Так ли это?
3. При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?
4. Каковы варианты поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции?
5. В какой ситуации фирма ставит цель не максимизация прибыли а минимизация убытков?
6. В каком случае фирма объявляет о своём банкротстве?
7. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?
8. Почему фирма на совершенно конкурентном рынке не снижает свою цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количества клиентов?
9. При каком условии на рынке совершенной конкуренции происходит отток или приток фирм в отрасль?
10. С какими ограничениями сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции?
11. Что показывает равенство цены и минимальных средних общих издержек?
12. Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он, если действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене?
13. Что характерно для кривой спроса «чистого монополиста»?
14. Почему в условиях «чистой монополии» линия спроса и линия предельного дохода не совпадают, как в условиях совершенной конкуренции?
15. Каким путём «чистый монополист» максимизирует прибыль и минимизирует убытки?
16. Что является объектом выбора «чистого монополиста»: уровень цены, соответствующий предельным издержкам, или уровень предельных издержек, соответствующий рыночной цене?
17. Каковы условия равновесия фирмы при «чистой монополии»?
18. Может ли случиться такая ситуация, что «чистый монополист» функционирует с убытками? Как это может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Сколь долго может продолжаться подобная ситуация?
19. В чем суть ценовой дискриминации? Приведите примеры.
20. Почему естественная монополия имеет возможность устанавливать цену выше минимальных средних общих издержек?
21. В чем заключается государственное регулирование цен на рынке чистой монополии?
22. Существует ли олигополистическая взаимозависимость, тайный или явный сговор на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта?
23. Каким путём фирма – олигополист предпочитает максимизировать прибыль?
24. Обладает или нет олигополия способностью влиять на рыночную цену?
25. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, имеет ли возможность привлекать потребителей динамикой цен?
26. Какие методы неценовой конкуренции может использовать фирма в условиях монополистической конкуренции?
27. В каком случае понятие «фирма» и «отрасль» совпадают или являются синонимами? Приведите примеры.
28. Каковы условия максимизации прибыли?
29. Для чего нужно сопоставление предельной выручки с предельными издержками?