Тема 5. Механизм функционирования рынка.

Ключевые понятия

Взаимодополняемые товары

Взаимозаменяемые товары

Выигрыш потребителя

Выигрыш производителя

Дефицит

Закон предложения

Закон спроса

Изменение объёма предложения

Изменение предложения

Изменение спроса

Кривая предложения

Кривая рыночного спроса

Кривая спроса

Нормальные товары

Объём предложения

Объём спроса

Предложение

Равновесие рыночное

Равновесная цена

Спрос

Товар Гиффена

Функция предложения

Функция спроса

Цена

Цена предложения

Цена спроса

Эластичность перекрёстная

Эластичность по цене

Эластичность предложения по цене

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по цене

Эластичность

Эффект дохода

Эффект замещения

Учебная цель:выяснить сущность рыночного механизма.

После изучения этой темы Вы должны уметь:

Ø охарактеризовать понятия: «спрос», «предложение», «равновесная рыночная цена»;

Ø показать влияние эластичности спроса и предложения на торговую выручку;

Ø дать определение понятия «рыночное равновесие».

План семинарского занятия

1. Спрос как экономическая категория. Закон спроса.

2. Неценовые факторы спроса.

3. Эластичность спроса: экономическое содержание, показатели измерения.

4. Закон предложения: экономическое содержание.

5. Неценовые факторы формирования предложения.

6. Эластичность предложения: экономическое содержание, показатели эластичности.

7. Рыночное равновесие.

Литература

· Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2007. Гл. 5 § 5,7, 8.

Дополнительная литература

· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. Гл. 4.

· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 22, 32.

Примерная тематика рефератов и сообщений

1. Практическое значение теории эластичности.

2. Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.

Выполните самостоятельно

Задание 1.Потребитель тратит весь свой доход на фрукты, мясо и картофель. На мясо тратит 3/5 своего дохода, оставшуюся часть дохода поровну делит, покупая фрукты и картофель. Эластичность спроса по доходу на мясо равна +2, на фрукты +5. Определите эластичность спроса на картофель и охарактеризуйте товары с точки зрения потребителя (товары роскоши, Гиффена, первой необходимости).

Задание 2.Продавец роз решил увеличить объём продаж путем снижения цены за цветок с 60 руб. до 55 руб. При этом объём продаж изменился со 150 до 250 штук в день. Как это характеризует эластичность спроса на розы? Оправдано ли экономически снижение цены, если продавец роз закупает их оптом по 25 руб. за штуку?

Задание 3. Какое влияние окажет повышение цены на чай на 30% на величину спроса на лимоны (∆Q лим.), если известно, что их перекрестная эластичность Е ч/л = -0,5?

Задание 4. Функция спроса на некий товар описывается уравнением QD =50-2P, а предложения – QS =3P-10. Если правительство решит установить фиксированную цену 8 су за штуку, то возникнет дефицит _____ штук.

Задание 5. В таблице представлены данные, характеризующие спрос и предложение на рынке авторучек при различных уровнях цен.

Цена (руб.) Объём спроса (в тыс. авторучек в год) Объём предложения (в тыс. авторучек в год)

а) Постройте кривую спроса и кривую предложения на основе данных, приведенных в таблице.

б) Если рыночная цена за авторучку равна 4 руб., что характерно для данного рынка – избыток или дефицит? Каковы их размеры?

в) Если равновесная цена за авторучку составит 16 рублей, что характерно для данного рынка – избыток или дефицит? Каковы их размеры?

г) Чему равна равновесная цена на рынке?

д) Рост числа школьников и студентов повысил потребление авторучек на 15 тыс. ручек при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объём производства?

Задание 6. Кейс. Рынок жилья. Факторы,влияющие на формирование спроса и предложения. Источник:Янушкевич Я. Рост на 500 руб. за метр в месяц // Ведомости. 2006. 29 авг.

Новосибирск.«С начала года 1 кв. м в типовых новостройках ежемесячно дорожал на 500 руб., к августу рост цен составил 15–20%, а престижные новостройки в центре города увеличились в цене на 25–40%»,—подсчитал директор АН «Байт» Игорь Ковалев.

— Новостройки дорожают из-за повышения цен на вторичном рынке — с начала года оно составило 30–40%, — говорит специалист левобережного отделения АН «Дельта» Сергей Скипа. Он поясняет, что «вторичка» стала очень популярной из-за большой доступности ипотечных кредитов — каждая третья сделка на вторичном рынке совершается с привлечением банковских кредитов. Распространение ипотеки обернулось стремительным ростом цен, и сейчас вторичное жилье стоит дороже готовых новостроек. Владельцы квартир в старых домах спешатпродать свои «сталинки» и «хрущевки», чтобы переехать в новые квартиры,—констатирует собеседник. Строители вынуждены поднимать цены на новостройки, в том числе из-за роста стоимости стройматериалов: с начала года кирпич подорожал почти в 2 раза, а цемент—на 25–30%,— добавляет директор строительной компании «Союз-10» Александр Михайлов. По его словам, в Новосибирске рентабельность жилищного строительства составляет не более 15%, исключение — новостройки в центре города.

Риэлторы отмечают рост числа инвестиционных сделок. — Если в прошлом году с целью перепродажи приобреталось около 10% новостроек, в начале года их количество возросло до 15–20%, сейчас до 25% квартир приобретают инвесторы, — говорит Скипа. По мнению большинства опрошенных «Ведомостями» риэлторов, до конца года рост цен на новостройки составит еще около 10%. На осень по традиции приходится всплеск спроса на недвижимость и, соответственно, рост цен, — поясняет директор риэлтерской компании «Акрополь» Зафар Умаров. По мнению Умарова, больше всего подорожают квартиры, на которые приходится массовый спрос: однокомнатные стоимостью до 1,2 млн. руб. и двухкомнатные — до 1,8 млн. руб.

Вопросы.

1.Выявите факторы, которые влияют на спрос на новостройки в г. Новосибирске. Рассуждения проиллюстрируйте графиками.

2.Выявите факторы, которые оказывают влияние на предложение новых квартир в г. Новосибирске.

3.Объясните, используя ответы на предыдущие вопросы, стремительный рост цен на новое жилье в г. Новосибирске.

(Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учеб. пособие для преподавателей / А.В.Аносова, И.В.Зороастрова, А.А. Касаткина и др.; под ред. С.Ф. Серегиной, А.В. Аносовой. – М.: Маркет ДС, 2008. – 384 с.)

Проверьте себя

1. Сформулируйте понятия: «рыночный спрос», «функция спроса», «кривая спроса», «закон спроса».

2. Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»?

3. В чем проявляется действие закона спроса?

4. Чем отличаются товары-субституты от комплементарных товаров?

5. Как изменяется объём спроса при возрастании количества покупателей?

6. Всегда ли между ценой и объёмом спроса присутствует обратная зависимость? Ответ проиллюстрируйте.

7. Могут ли качественные товары быть одновременно товарами Гиффена?

8. С помощью какого показателя эластичности можно уловить возникновение эффекта Гиффена?

9. В чем проявляется смысл эффекта Веблена?

10. Спрос какой группы потребителей проявляет более высокую степень эластичности: высокооплачиваемой или низкооплачиваемой? Ответу дайте объяснение.

11. Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

12. Под влиянием каких факторов происходит смещение кривой спроса и движение вдоль кривой спроса?

13. Какие причины могут сдвинуть вправо кривую рыночного спроса на билеты на футбол?

14. В чём сущность излишка потребителя? Каковы были бы последствия для потребителя, если бы он приобрёл товар по той цене, которую готов был заплатить?

15. Сформулируйте понятия: «рыночное предложение», «функция предложения», «кривая предложения», «закон предложения».

16. Проиллюстрируйте графически изменение предложения отечественных автомобилей при увеличении пошлин на ввоз импортного автотранспорта.

17. Что произойдет с кривой предложения автомобилей, если возрастёт цена на бензин?

18. Изменяется ли эластичность предложения при действии его неценовых факторов? Поясните на примере.

19. Укажите неценовые факторы предложения. Можно ли к ним отнести цены на используемые ресурсы? Ответ аргументируйте.

20. Как вы понимаете утверждение о том, что цена предложения товара отражает издержки его производства? Обоснуйте. Почему цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара?

21. Что показывает излишек производителя? Чем определяется его размер?

22. В чём сущность рыночного равновесия? Чем отличается равновесие по Л. Вальрасу от равновесия А. Маршаллу?

23. Какие эффекты возникают в случае административного установления цен ниже или выше равновесных?

24. Что происходит с рыночным равновесием в случае введения товарного налога? Кому достается ценовая разница от введения товарного налога? Обоснуйте свой ответ.

25. Влияет ли фактор времени на рыночное равновесие? Почему в текущем и краткосрочном периодах изменение спроса ведёт к изменению цены товара, а в долгосрочном наблюдаются, прежде всего, изменения в объёмах предложения? Обоснуйте свой ответ.

26. Почему при неэластичном спросе выручка от продажи возрастает при повышении цены?

27. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью спроса по цене и по доходу.

28. Почему коэффициент эластичности спроса на предметы роскоши в отличие от коэффициента на стандартные товары имеет положительный знак?

29. Объясните, почему наличие товаров-заменителей оказывает влияние на эластичность спроса.

30. Каково практическое значение коэффициентов прямой и перекрёстной эластичности спроса?

Тема 6. Рыночная конкуренция и её виды.

Ключевые понятия

Война цен

Двусторонняя монополия

Дуополия

Естественная монополия

Естественная олигополия

Индекс Херфиндаля

Картель

Конкурентная фирма

Конкуренция

Конкуренция монополистическая

Конкуренция недобросовестная

Конкуренция несовершенная

Конкуренция неценовая

Конкуренция совершенная

Конкуренция совершенная

Консорциум

Монополист

Монопольная власть

Монопсония

Несовершенная конкуренция

Олигополия

Олигопсония

Свободный вход (выход)

Совершенная конкуренция

Совершенно конкурентный рынок

Трест

Цена входного барьера

Цена монопольная

Ценовая война

Ценовая дискриминация

Ценообразование демпинговое

Частичная монополия

Чистая монополия

Чистая монопсония

Монополия

Учебная цель:рассмотреть круг проблем, связанных с конкуренцией как основным

элементом, влияющим на рыночное ценообразование.

После изучения этой темы Вы должны уметь:

Ø раскрыть сущность конкуренции, её положительные и отрицательные стороны;

Ø различать виды конкуренции и механизм их действия;

Ø объяснить, как государство используют законодательство для создания гарантий конкуренции.

План семинарского занятия

1.Конкуренция: сущность, положительные и отрицательные стороны.

2.Виды конкуренции и механизм их действия.

3.Классификация рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

4.Антимонопольное законодательство.

Литература

· Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2007. Гл.7.

Дополнительная литература

· ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ.

· ФЗ «О естественных монополиях» от 17. 08.1995 г. № 147-ФЗ.

· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 25.

Примерная тематика рефератов и сообщений

1. Реформирование естественных монополий в России.

2. Позитивный и негативный опыт современной российской рекламы.

3. О ситуации с ценами на рынке ГСМ.

4. О развитии конкуренции и основных направлениях антимонопольной политики в России.

Сочините экономическое эссе

§ «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Эльберт Хаббард).

§ Единственный надежный источник превосходства над конкурентами – это способность учиться быстрее них (Арьи де Гейз).

Наши рекомендации