Глобализация хозяйственной жизни
глобализация – процесс формирования устойчивых производственно-хозяйственных связей между странами, фирмами, экономическими союзами независимо от их географического местоположения, в результате чего страны мира превращаются в единый (мировой) рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.
Нынешний этап глобализации был подготовлен целым рядом новых процессов в мировом хозяйстве. Среди них следует выделить следующие:
1. Ослабление политических и экономических барьеров на пути движения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, а также устранение административных запретов на торговлю товарами, изготовленными на основе высоких технологий. Эти процессы либерализации, начавшиеся внутри региональных экономических объединений, начали выходить за их границы, распространяясь по всему миру и способствуя интенсивной миграции факторов производства в мировом хозяйстве.
2. Последние достижения научно-технического прогресса позволили создать качественно новую, надежную мировую экономическую инфраструктуру (в том числе транспортные сети, связь, информационную систему), которые доступны и выгодны всем странам.
3. Интернационализация производства (стремление компаний использовать ресурсы различных регионов мира, создавать там свои филиалы, дочерние фирмы и т.д.).
4. Слияние исторически раздельных и разных национальных рынков на основе сближения и слияния вкусов и предпочтений потребителей различных национальностей (повсеместное распространение, например,автомобилей «Toyota», импортных станков, оборудования и др.).
5. Рост международной деятельности банков и других финансовых институтов в связи с появлением средств электронной связи, позволяющей осуществлять в мировом масштабе мониторинг финансовых рынков, проведение финансовых операций, анализ рынков и др.
Показателями степени участия страны в процессе глобализации являются:
– величина внешнеторговой квоты (сумма экспорта и импорта) в ВВП, т.е. чем она больше, тем более вовлечены страны в мирохозяйственный процесс;
– участие страны в международном движении капитала: объем накопленных в стране иностранных инвестиций и капиталовложений по отношению к ВВП, доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объем внешнего долга к ВВП, объем платежей по обслуживанию этого долга по отношению к доходам от экспорта товаров и услуг, объем финансовых потоков за границу;
– доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых и число задействованной отечественной рабочей силы за рубежом;
– доля иностранных патентов и лицензий в общей их численности, зарегистрированных в стране, и количество национальных патентов, предоставленных за границу;
– размер экспорта и импорта технологий, ноу-хау и управленческих услуг.
Процесс глобализации осуществляется прежде всего путем увеличения числа, расширения сфер и географии деятельности ТНК – это, во-первых. Во-вторых, путем создания международных стратегических альянсов – объединений различных ТНК для решения задач производственного, научного, сбытового и прочего характера. В-третьих, глобализация идет по пути расширения и объединения региональных интеграционных группировок. В-четвертых, процесс глобализации предполагает создание и функционирование региональных и международных экономических организаций, регулирующих, регламентирующих и, в известной мере, контролирующих экономическую деятельность стран-членов этих организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.).
Основной силой стремительной глобализации являются транснациональные корпорации.
Головная фирма ТНК контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей в их капитале. ТНК ныне являются торговцами, инвесторами, распространителями передовых технологий, стимуляторами миграции рабочей силы, инициаторами расширения и углубления производственных связей между хозяйствующими субъектами различных стран.
Деятельность ТНК характеризуется огромными масштабами. Транснациональные компании – многоотраслевые корпорации. Наиболее крупные осуществляют свою деятельность в 45–50 отраслях мировой экономики, начиная автомобилями и кончая пивом.
ТНК по характеру деятельности – международные компании, поскольку организовывают или контролируют производство товаров или услуг в разных странах и регионах мира. Все элементы ТНК (филиалы, дочерние компании, отделения) функционируют как согласованный механизм в соответствии с глобальной стратегией головной фирмы. Благодаря масштабу экономической деятельности ТНК обладают конкурентными преимуществами по сравнению с чисто национальными компаниями. Преимущества определяются тем, что ТНК:
– используют преимущества владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом, знаниями, результатами НИОКР своей и других стран в отличие от фирм, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в одной стране;
– оптимально размещают свои филиалы в разных странах, учитывая емкость их внутреннего рынка, темпы экономического роста, цену и квалификацию местной рабочей силы, цену и доступность экономических ресурсов, развитость инфраструктуры, правовые факторы, политическую ситуацию, в то время как национальные фирмы могут и должны работать с учетом условий одной – своей страны;
– используют финансовые ресурсы своей страны, а также принимающих стран, применяя их в наиболее выгодных местах и обстоятельствах; национальные фирмы пользуются лишь своими и заемными ресурсами своей страны;
– постоянно собирают информацию о конъюнктуре товарных, валютных и фондовых рынков в различных странах, оперативно переводя капитал (свой и заемный) в те страны, в которых для него имеются наиболее прибыльные условия и минимальный риск, в то время как деятельность национальных фирм ограничивается лишь рамками и условиями своей страны;
– имеют рациональную организационную структуру управления, сочетающую передовой опыт международного менеджмента со спецификой страны пребывания филиалов, в то время как национальные фирмы формируют свою организационно-управленческую структуру с учетом национального законодательства, традиций экономического, социального, политического порядка.
39. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Мировая экономика – это совокупность экономик всех стран мира, взаимосвязанных между собой экономическими отношениями.
Национальные экономики представлены в мировом хозяйстве: государствами (правительствами) и их учреждениями, банками, фирмами, торговыми организациями, транснациональными и многонациональными кор-порациями, физическими лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность.
Международные экономические отношения классифицируются следующим образом:
– международная торговля товарами и услугами (экспорт, импорт);
– производственные и научные связи (кооперация);
– международное движение капитала (кредиты, ссуды, займы, инвестиции);
– международная миграция рабочей силы (эмиграция, иммиграция);
– международная торговля знаниями (технологии, ноу-хау, предпринимательский опыт);
– международные валютно-расчетные отношения (связаны с торговлей, движением капитала и т.д.).
Внешнеэкономические связи, продолжая логику внутренних сделок, преследуют общую цель (несмотря на разный уровень экономического развития отдельных субъектов сделок) – максимизацию полезности для потребителей и доходов для производителей, экономию факторов производства. Порядок взаимодействия между субъектами мирового хозяйства предполагает, во-первых, соблюдение ими норм международного публичного (общественного) и частного права; во-вторых, контроль за их выполнением со стороны общепризнанных международных организаций (МВФ, ВТО, ВБ и др.); в-третьих, соблюдение общепринятых внеправовых (не установленных законом) норм морали, этики, психологии и т.п.
Экономический эффект (положительный результат деятельности), получаемый странами от участия в мировом хозяйстве, достигается за счет множества факторов.
Во-первых, страны экономят ресурсы за счет специализации и, как следствие, кооперации экономик, т.е. они могут не создавать новые предприятия и отрасли, а покупать необходимые и более дешевые товары и услуги в странах, которые специализируются на их производстве. Сэкономленные ресурсы могут быть использованы для расширения и модернизации национальных, традиционных предприятий, увеличивая продажу их продукции за рубеж нуждающимся в них странам и получая дополнительный доход.
Во-вторых, в стране может быть сформирована оптимальная структура национальной экономики, в которой минимизировано число затратных производств, выпускающих не конкурентную на внешнем рынке продукцию.
В-третьих, страны-участницы получают необходимые для их развития дополнительные экономические ресурсы (инвестиции, новейшие технологии, ранее не доступную информацию и др.). Если же страна входит в экономический союз, она пользуется преимущественным правом получать от стран-союзниц эти ресурсы на самых льготных условиях.
В-четвертых, появление новых форм международных экономических отношений, таких, например, как лизинг (долгосрочная аренда машин, оборудования), инжиниринг (услуги исследовательского, проектно-кон-структорского характера), консалтинг (комплексные консультационные услуги по вопросам экономики, финансов, внешнеэкономической деятельности и т.д.), интенсифицирует, делает выгодным предпринимательство, так как облегчает доступ к основному капиталу, строительству хозяйственных объектов, организации и управлению ими, поиск рынков сбыта.
В-пятых, образование совместных предприятий, филиалов и дочерних фирм транснациональных компаний (ТНК), свободных экономических зон предполагает появление новейших видов производств, повышение квалификации национальной рабочей силы, облегчение выхода на внешние рынки, приобретение опыта управления и предпринимательской деятельности и т.д.
Мирохозяйственные связи начали формироваться по мере развития мировой торговли. В доиндустриальные эпохи (первобытно-общинный, ра-бовладельческий, феодальный способы производства) своеобразными фор-мами внешнего обмена были, например, движение товаров между кочевниками и оседлым населением. Но это была локальная, территориально ограниченная внешняя торговля.
общие предпосылки зарождения, существования и развития мирового хозяйства, которые формировались на всех этапах его истории.
Во-первых, это международное разделение труда (МРТ) – специализация стран (территорий) на производстве определенных видов товаров и услуг, которыми они обмениваются между собой, удовлетворяя потребности друг друга в недостающих или отсутствующих ресурсах. МРТ определяется географическими условиями (местоположением, климатом, плодородием почв и т.п.), наличием природных ресурсов (полезных ископаемых, водных и лесных ресурсов и т.д.), присутствием других факторов производства – капитала, трудовых ресурсов, знаний, предпринимательских способностей. Экономический смысл МРТ – увеличение производства и снижение затрат.
Во-вторых, это взаимозависимость наций – нуждаемость стран друг в друге, обусловленная вышеперечисленными условиями МРТ, которая вызывает необходимость сотрудничества и кооперирования хозяйствующих субъектов разных стран.
Третья предпосылка формирования мирохозяйства – НТП и развитие промышленности, что означает, во-первых, увеличение количества товаров и услуг, их ассортимента, способных удовлетворить и национальные, и международные рынки; во-вторых, увеличение количества, разнообразия и повышение качества всех видов транспорта, связи и других услуг, ускоряющих и облегчающих внешнеэкономические операции.