Буагильбер и французская политическая экономия
Гуманизм является светлой и привлекательной чертой взглядов Буагильбера. Но его «крестьянолюбие» имело и свою оборотную сторону с точки зрения экономической теории. Во многом он смотрел не вперед, а назад, недооценивая роль промышленности и торговли, идеализируя крестьянское хозяйство. Это влияло на его взгляды по коренным экономическим вопросам.
Причины позиции Буагильбера, заметно отличающей его от Петти, надо искать в исторических особенностях развития французского капитализма. Промышленная и торговая буржуазия была во Франции несравненно слабее, чем в Англии, капиталистические отношения развивались медленнее. В Англии они утвердились уже и в сельском хозяйстве. Английская экономика в большей мере характеризовалась разделением труда, конкуренцией, мобильностью капитала и рабочей силы. В Англии политическая экономия развивалась как чисто буржуазная система взглядов, во Франции она во многом имела мелкобуржуазный характер.
Английская классическая политическая экономия, у истоков которой стоит Петти, выдвинула в центр научного анализа два важнейших и связанных между собой вопроса. Какова конечная основа цен товаров? Откуда берется прибыль капиталиста? Для того чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо было исследовать природу стоимости. Трудовая теория стоимости закономерно оказалась основой мышления английских экономистов. Развивая эту теорию, они постепенно приближались к пониманию различия между конкретным трудом, создающим различные потребительные стоимости, и абстрактным трудом, лишенным качественной характеристики, имеющим только один параметр — продолжительность, количество. Это различие никогда не было выявлено и сформулировано до Маркса, но приближение к нему представляет собой некоторым образом историю английской политической экономии от Петти до Рикардо.
Закон стоимости — вот подлинный предмет ее исследований. Но, как отмечает Маркс, «закон стоимости для своего полного развития предполагает общество с крупным промышленным производством и свободной конкуренцией, т. е. современное буржуазное общество»[58]. Такое общество развивалось во Франции с большим запозданием против Англии. Это затрудняло для теоретиков наблюдение и понимание действия закона стоимости.
Правда, Буагильбер через свою концепцию «пропорциональных цен» сводил «если не сознательно, то фактически меновую стоимость товара к рабочему времени...»[59]. Но он был далек от понимания двойственной природы труда и потому вообще игнорировал стоимостную сторону богатства, в которой как раз и воплощается всеобщий абстрактный труд. В богатстве он видел только вещественную сторону, рассматривал его лишь как массу полезных благ, потребительных стоимостей.
Особенно ярко эта ограниченность мышления Буагильбера сказалась в его взглядах на деньги. Он не понимает, что в обществе, где действует закон стоимости, товары и деньги представляют собой неразрывное единство. Именно в деньгах, этих абсолютных носителях меновой стоимости, находит свое самое завершенное выражение абстрактный труд. Буагильбер фанатически борется против денег, противопоставляя им товары,— в его понимании, просто полезные блага. Поскольку деньги сами по себе не являются предметом потребления, они кажутся ему чем-то внешним и искусственным. Деньги приобретают противоестественную тираническую власть, и это причина экономических бедствий. Свое «Рассуждение о природе богатств» он начинает яростными нападками на деньги: «Испорченность сердец превратила... золото и серебро... в идолов... Их превратили в божества, которым приносили и приносят в жертву больше благ, ценностей и даже людей, чем слепая древность когда-либо жертвовала этим божествам, с давних пор превратившимся в единственный культ и религию большей части народов»[60].
Утопическое стремление освободить капиталистическое производство от власти денег, не меняя в то же время его основ,— это, как выразился Маркс, «национальный наследственный недуг» французской политической экономии, начиная с Буагильбера и кончая социализмом Прудона.
Буагильбер не мог вскрыть классовой, эксплуататорской природы буржуазного общества, которое в его время только формировалось в недрах феодального строя. Но он резко критиковал экономическое и социальное неравенство, угнетение, насилие: Буагильбер был одним из первых людей, сочинения которых готовили гибель «старого порядка», прокладывали путь революции. Это понимали защитники абсолютной монархии уже в XVIII в. Почти через полвека после смерти Буагильбера один из таких защитников писал, что его «отвратительные сочинения» возбуждают ненависть к правительству, призывают к грабежу и возмущению и особенно опасны в руках молодого поколения. Но именно это и есть одна из причин, по которым сочинения и личность Буагильбера важны и интересны для нас.
[1] В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч. Т. 23. С. 40.
[2] В.С. Афанасьев. Возникновение классической буржуазной политической экономии (Вильям Петти).- М., Соцэкгиз, 1960. С. 5.
[3] J. Strachey. Contemporary Capitalism. L., 1956, p. 14—15.
[4] В связи с этим уместно привести слова академика А. М. Румянцева, с которыми он обратился к учащейся молодежи: «Вдумчивое изучение не только марксистской, но и домарксистской общественной мысли жизненно необходимо тем, кто вступает на путь науки. Всем хорошо известно, что говорил В. И. Ленин на III съезде комсомола о необходимости овладения всеми богатствами человеческой культуры для построения коммунистического общества. Известно также, что отрицание этого принципа приводит к фанатичному надругательству над величайшими человеческими ценностями...» (А. М. Румянцев. Проблемы современной науки об обществе. М.: «Наука», 1969. С. 365).
[5] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 238.
[6] См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 47.
[7] «История экономической мысли». Курс лекций. Ч. 1. Изд-во МГУ, 1961. С. 58.
[8] J. F. Bell. A History of Economic Thought. N.Y., 1953. P. 41.
[9] «Античный способ производства в источниках» - Л., 1933. С. 554.
[10] «Античный способ производства в источниках». С. 554.
[11] Аристотель. Политика. - СПб., 1911. С. 25-26.
[12] Цит. по P. Dessaix. Montchretien et l¢economie politique nationale. P., 1901. P. 21.
[13] Б. Селигмен. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. С. 326.
[14] Э. Жамс. История экономической мысли ХХ в. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. С. 38.
[15] Там же.
[16] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. С. 725.
[17] Долгое время английские ученые разыскивали первое издание «Рассуждения», якобы вышедшее в 1609 г. О наличии такого издания писал в середине прошлого века политикоэконом и собиратель старой английской экономической литературы Мак-Куллох. В настоящее время специалисты считают, что такого издания не было. Том самым впереди Мана оказываются с их меркантилистскими трактатами итальянец Серра (1613 г.) и француз Монкретьен (1615 г.). Но это отнюдь не умаляет заслуги Мана.
[18] В этой вставке пародируется стиль Е. Дюринга, которого здесь критикует Маркс.
[19] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20, С. 240—241.
[20] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 162.
[21] Е. F. Heckscher. Mercantilism. L. a. N. Y., 1955, vol. 2, p. 340.
[22] Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Изд-во иностр. лит., 1948. С. 336.
[23] Там же. С. 337-338.
[24] «Central Planning and Neomercantilism», ed by H. Schoeck and J. W. Wiggins. Princeton (N. J.) a. o., 1964, p. 145.
[25] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, С. 282.
[26] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 243.
[27] J. A. Schumpeter. History of Economic Analysis. N. Y., 1954, p. 210.
[28] Цит. по Е. Strauss. Sir William Petty. Portrait of a Genius. L 1954, p. 24.
[29] 1 акр – около 0,4 гектара.
[30] Самая мелкая монета, грош.
[31] Цит. по «Dictionary of National Biography», ed. by L. Stephen and S. Lee, vol. 45, p. 116.
[32] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 358.
[33] Там же.
[34] В. Петти. Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940. С. 33.
[35] Петти опускает другие затраты средств производства, скажем навоз, а также износ лошади, плуга, серпа и т. п. Эти затраты не возмещаются зерном в натуре (поэтому Петти, возможно, и не учитывает их), но должны быть возмещены по стоимости. Скажем, через 10 лет пахарю потребуется новая лошадь. Из каждого годового урожая он должен удерживать какую-то часть стоимости для последующей покупки этой лошади.
[36] В. Петти. Экономические и статистические работы. С. 34.
[37] Там же. С. 40.
[38] Там же. С. 35.
[39] В. Петти. Экономические и статистические работы, стр. 156.
[40] В. Петти. Экономические и статистические работы, стр. 175.
[41] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 26. Ч. 1. С. 356, 357.
[42] Речь идет о жене Петти, красивой и энергичной вдове богатого помещика. У Петти было пятеро детей.
[43] «The Diary of John Evelyn», ed. by E. S. de Beer, L. a. o., 1959, p. 610.
[44] Цит. по Е. Strauss. Sir William Petty. Portrait of a Genius, p. 168-170.
[45] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.20. С. 242-243.
[46] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 38. С. 411.
[47] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 24. С. 11.
[48] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 39.
[49] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 41.
[50] Это и была, собственно, фамилия экономиста: Буагильбер — название земельного поместья, приобретенного его предками. Такое дополнение к фамилии делалось обычно, когда буржуа получал дворянство. Однако Пьер Ленезан всегда был известен под именем де Буагильбера.
[51] По-французски: «Le detail de la France». Во втором издании Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (т. 13, стр. 41, 79, 109) это заглавие переведено неверно: «Розничная торговля Франции». Исследователи отмечают, что Буагильбер, с его тонким чувством языка, возможно, сознательно ввел в заглавие двусмысленность: в старофранцузском языке слово detail означало также развал, разорение. Столь же своеобразно называется более позднее его сочинение: «Factum do la France». Factum — юридический термин, означающий иск, обвинение. Он, очевидно, хотел сказать, что выдвигает иск от имени Франции к тем, кто разоряет ее.
[52] Цит. по //. van D. Roberts. Boisguillebert, Economist of the Reign of Louis XIV. N. Y., 1935, p. 40.
[53] Ibid., p. 51
[54] Предок великого социалиста-утописта К.А. Сен-Симона.
[55] В вольном переводе это выражение можно изложить примерно так: «Предоставьте (людям) делать свои дела, предоставьте (делам) идти своим ходом». Немецкий ученый Август Онкен в конце XIX в. высказал предположение, что первая часть фразы относится к свободе производства, а вторая – к свободе торговли.
[56] К. Marx, F. Engels, Historisch-kritische Gesamtausgabe. Werke, Schriften, Briefe, Moskau u. a., Abt. 1, Band 3, S. 575.
[57] Неполнота и противоречивость взглядов Буагильбера по этому вопросу позволяют разным историкам экономической мысли противоположно трактовать роль Буагильбера. Француз Анри Дени пишет, что концепция Буагильбера в конечном счете сводится к невозможности кризисов при свободе конкуренции, а потому она «подготавливает (если уже не содержит) знаменитый «закон рынков», приписываемый Жану Батисту Сэю, согласно которому в системе, основанной на свободном обмене продуктов, никогда не может быть перепроизводства продуктов» (И. Denis. Histoire de la pensee economique. P., 1967, p. 151). Напротив, Шумпетер подчеркивает, что Буагильбер видел в недостатке потребительского спроса и излишке сбережений угрозу стабильности капиталистической экономики и причину кризисов, вследствие чего он является предшественником критиков «закона Сэя», в частности Кейнса (Л A. Schumpeter. History of Economic Analysis, p. 285—287).
[58] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 46.
[59] Там же. С. 40.
[60] «Economistes financiers du XVIII-е ciecle», publ. par E. Daire P., 1843, p. 394-395.