Тема: Рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.
ЗАДАНИЯ
1. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Сам рынок состоит из огромного числа «подрынков» где в оороте присутствует определенный товар, например рынок ценных бумаг.
2.«Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна продать как можно больше продукции». Так ли это?
Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором MR=MC.
На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции, а P=MR, поэтому максимизация общей прибыли (Pr = MR-MC) достигается тогда, когда P = MC
3.Почему кривая предельного дохода конкурентной фирмы совпадает с линией цены и имеет горизонтальный вид?
Графически кривая спроса для отдельной фирмы будет иметь вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси, Для всего же рынка кривая спроса будет иметь отрицательный наклон, а кривая предложения — положительный.
Поскольку рыночная цена не зависит от количества произведенного ею продукта, кривая спроса фирмы имеет вид горизонтальной линии
Поэтому на графике линия будет иметь форму прямой, параллельной оси абсцисс.
Поскольку ставка заработной платы не изменяется от числа занятых, кривая предложения преобразуется в горизонтальную линию на уровне
4.Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает лишь нормальную прибыль?
Нормальная прибыль – это алтернативные издержки (плата за риск)
5.Могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде лишь нормальную прибыль?
Поэтому долгосрочное равновесие конкурентных фирм характеризуется получением фирмами лишь нормальной прибыли, условием которой будет равенство
6.Почему каждый из участников совершенной конкуренции не в состоянии оказывать влияния на рынок?
Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
7.Предложение продукции конкурентной отрасли определено как Q=Р-2, а функция спроса Q=60-Р. У одной из фирм отрасли кривая предельных издержек МС=3q+10, постоянных затрат фирма не несет. Определите цену, отраслевой объем производства, предложение фирмы и прибыль, если ее фирма получает.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8.Если общие издержки производства описаны ниже, то какой объем производства выберет фирма-совершенный конкурент при цене единицы продукции в 60 руб. и размере постоянный издержек 60 руб.?
Объем производства (шт) 1 2 3 4 5 6
Общие издержки в руб. 100 130 170 222 281 351
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?
Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
11.Индекс Лернера составляет 0,4. Цена, по которой продаются товары фирмы, составляет 3 000 руб. Определите средние издержки и прибыль монополиста при объеме производства 1 000 шт.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12.Индекс Лернера составляет 0,2, а общие издержки на объем производства 2 000 изделий составляют 3 000. Определите цену, которую назначит фирма – монополист, максимизируя прибыль, и размер этой прибыли.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13.В одной из отраслей в России производство распределено равномерно между пятью поставщиками. Является ли отрасль высококонцентрированной или умеренно концентрированной?
I = 20^2+20^2+20^2+20^2+20^2 = 2000 – умеренно концентрированная отрасль
14..Почему кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон?
Для монополиста же, кривая спроса на продукцию которого имеет отрицательный наклон, dP/dQ < 0, второе слагаемое правой части окажется меньше нуля и, следовательно, предельная выручка будет меньше цены:
15.Может ли монополия перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек?
Да,может. Доходы монополии в размеры монопольной прибыли, которую она получает, устанавливая монопольную ценну и перераспределяя потребительские излишки.
16.Чем более прибыльна фирма, тем выше ее монопольная власть. Так ли это? Объясните.
Да это так. При болшей прибыли, фирма имеет большее количество товара, следовательно иммеет весомый вклад в тот или иной рынок.
17.Старается ли фирма-монополист производить обычно такое количество продукции, которое оптимально с точки зрения эффективности по издержкам? Почему да или почему нет? Покажите графически.
Да, стараеться. Ведь при «искусственном» дефиците товара фмира имеет меньше издержек, соответственно больше прибыль
18.Компания «Газпром» является практически чистым монополистом. Почему к ней не применяется антимонопольное законодательство?
Это выгодно гос-ву, тк контролировать 1 компанию проще, чем несколько.
Так же Газпром являеться естественным монополистом.
19.Если рыночная цена выше средних издержек монополиста, может ли он получить
больше прибыли, увеличивая выпуск?
Нет, тк при таком производстве стоимость товара меньше затрат на него, соответсвенно производство такого товара ведет к потере прибыли.
20.Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товаров, какое захочет?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
20.Является ли монополия «злом» или «благом» для общества. Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
21. Дайте характеристики моделей олигополистического ценообразования:
Ломаная кривая спроса
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Теория игр
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
.Лидерство в ценообразовании: а) доминирующая фирма, б) издержки «плюс»
.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
22.Какие меры государственной политики применяются для регулирования олигополистического рынка? Всегда ли такое регулирование необходимо и выгодно с точки зрения общественного благосостояния?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
(выберите правильный ответ и обоснуйте его)
1. В городе открылся первый ночной магазин. Это пример скорее всего:
а) естественной монополии;
б) вынужденной монополии;
в) временной монополии;
г) монопсонии.
2. Выберите из ниже перечисленного условие долгосрочного равновесия фирмы - участника рынка, характеризующегося монополистической конкуренцией:
а) Р=АС; | б) Р = МС=АС; |
в) Р = МР, | г) P=AVC, |