Фискальная политика и государственный бюджет
Слово "фиск" в переводе с латыни означает "касса". Фиском в Древнем Риме называли императорскую казну, а позднее это слово стало служить для обозначения государственного бюджета. Поэтому термины "фискальная политика" и "бюджетно-налоговая политика" синонимичны.
Бюджетно-налоговая политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на достижение поставленных целей. Эта политика опирается на активную роль государственного сектора и государственного бюджета в регулировании рынка благ (линия IS) и через него всей экономики.
Государственный бюджет - это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. В Российской Федерации доходы и расходы разделены на три вида: федеральные, субъектов Федерации и местные.
Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизм фискального федерализма – систему межправительственного перераспределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использования.
В табл. 18. представлена структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете, типичная для ряда стран с рыночной экономикой.
Таблица 18
Структура бюджетных расходов и доходов
Доходы | % | Расходы | % |
1. Налоги | 75-85 | 1. Социальные расходы: здравоохранение, образование, социальные пособия и т.п.; | 40-50 |
2. Неналоговые поступления- доходы от государственной собственности, государственной торговли; | 5-8 | 2. Хозяйственные расходы: инвестиции в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии, на осуществление государственных программ; | 10-20 |
3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы | 10-12 | 3. На вооружение и обеспечение внешней политики; | 10-20 |
4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.; | 5-10 | ||
5. Обслуживание государственного долга. | 7-8 | ||
Итого доходы | Итого расходы | ||
Сальдо доходов и расходов |
Расходы государственного бюджета выполняют функцию политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры совокупного спроса и капиталовложений, на отраслевую и региональную структуру экономики, а также на уровень национальной конкурентоспособности на мировых рынках.
Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи. В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, свойственную рыночной экономике, С другой стороны, в результате перераспределения доходов, изменяется структура и объем потребительских расходов, что в свою очередь, сказывается на динамике производства товаров и услуг.
Основной источник обеспечения доходов бюджета - налоговые поступления.
Налоги, их функции и виды
Налог – это обязательный сбор, взимаемый государством с хозяйствующих субъектов (фирм, организаций) и граждан в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Вся совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке государственными органами с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны образует налоговую систему государства.
Многочисленные налоги могут быть классифицированы по способу взимания; субъектам налогообложения; характеру налоговых ставок.
1. По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Критерием этого деления, известного с глубокой древности, является совпадение плательщика налога с лицом, подвергаемым налогообложению. При уплате прямых налогов платит налог тот, чьи действия, чьи средства облагаются налогом. Например, при уплате налога на прибыль – лицо, ее получившее. При косвенном налогообложении плательщик налога и лицо, реально подвергшееся налогообложению – разные лица. Например, акцизный налог на автомобили уплачивается производителем, хотя после реализации сумма акциза возмещается ему покупателем, будучи включенной в цену изделия. Таким образом окончательным плательщиком налога становится покупатель.
2. По субъектам налогообложения налоги делятся на налоги с юридических лиц (фирм, организаций) и налоги с физических лиц (отдельных граждан). Примером налога с юридических лиц может служить налог на прибыль, с физических лиц – подоходный налог, налог на имущество граждан.
3. По характеру налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональный налог взимается по единой ставке независимо от размеров налогооблагаемой базы.
Прогрессивный налог – это налог, ставка которого возрастает по мере роста налогооблагаемой базы.
Регрессивный налог – это налог, ставка которого снижается по мере роста величины базы налогообложения.
Свойства налогов, их сущность проявляются через ряд функций.
Фискальная функция налогов заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и всех налогов в целом, выявляется необходимость изменений в налоговой системе и бюджетной политике.
Распределительная функция – главная функция налогов, заключающаяся в перераспределении доходов государства, воздействии на те или иные отрасли экономики, социальной защите отдельных групп населения (инвалидов, малоимущих, и т. п.). Долгое время эта функция носила лишь фискальный (касающийся интересов государства) характер – наполнив казну, расходовать средства на содержание армии, государственного аппарата, впоследствии – и социальной сферы. Вмешательство государства в экономику придало этой функции налогов и регулирующий характер. Изменяя налоговые ставки и условия налогообложения, органы власти воздействуют на деловую активность в различных сферах экономики, на перемещение капиталов из одних отраслей в другие.
Регулирующий характер некоторых налогов обусловливает их применение в качестве инструмента фискальной политики государства.