Достижение равновесия. Модель AD – AS.
Модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD - AS) – упрощенный вариант модели общего экономического равновесия, построение которой дает возможность определить равновесный объем производства (Y) и равновесный уровень цен (Р), а также причины и последствия их изменений. Как уже было отмечено, агрегирование всех отдельных рынков страны в единый общий рынок приводит к необходимости использовать при, анализе единую совокупную цену или уровень цен.
Пересечение кривых AS и AD, представленных на одном рисунке, определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Надо отметить, что кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном (Е1), промежуточном (Е2) и вертикальном (Е3) (рис. 6). Пересечение кривых в каждом из трех случаев означает, что весь произведенный национальный продукт полностью куплен (национальный доход равен совокупным расходам). Таким образом, равновесие в экономике возможно как при неполном использовании ресурсов, так и при полной их занятости. Поэтому в каждом случае равновесия имеются свои особенности. Но необходимо отметить, что в условиях неполной занятости факторов производства рост совокупного спроса может длительное время стимулировать увеличение совокупного предложения, вплоть до достижения потенциального уровня выпуска.
Последствия изменения совокупного спросазависят от периода времени, скорости приспособления (адаптации) цен к изменениям в экономике и скорости уравновешивания рынков, т.е. от вида кривой совокупного предложения (рис.7).
В краткосрочном периоде, если цены на товары и на ресурсы жесткие и в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов и кривая совокупного предложения горизонтальна, изменение (например, рост) совокупного спроса ведет только к изменению (росту) равновесного объема выпуска (от Y1 до Y2), не изменяя уровня цен (движение из точки А в точку В на рис. 7). Если цены на товары гибкие, а цены на ресурсы жесткие,кривая краткосрочного совокупного предложения имеет положительный наклон, и увеличение совокупного спроса приводит к росту величины равновесного выпуска и равновесного уровня цен (движение из точки А в точку В на рис. 7, б). В долгосрочном периоде, поскольку все цены гибкие, изменения совокупного спроса не влияют на величину равновесного выпуска (экономика остается на уровне потенциального ВВП Y*), a воздействуют только на изменение равновесного уровня цен (от Р1 до Р2) (точка В на рис. 7, в).
Рис. 6. Модель AD - AS
Рис. 7. Последствия изменения совокупного спроса
Последствия изменения совокупного предложенияодинаковы в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде и не зависят от вида кривой AS. Изменение издержек на единицу продукции и количества и качества используемых ресурсов всегда ведет к изменению совокупного предложения и служит предпосылкой для изменения уровня цен. Рост совокупного предложения всегда ведет к росту равновесного уровня выпуска (от Y1 до Y2) и снижению равновесного уровня цен (от Р1 до Р2) (движение из точки А в точку В на рис. 8).
Рис. 8. Последствия увеличения совокупного предложения в модели AD-AS
Отличие состоит лишь в том, что в краткосрочном периоде при росте совокупного предложения (при сдвиге кривой SRAS) растет фактический выпуск (Y), в то время как.в долгосрочном периоде (при сдвиге кривой LRAS) увеличивается потенциальный выпуск (Y*).
В макроэкономическом анализе существуют такие понятия как шоки спроса и шоки предложения.
Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают:
– позитивные шоки – неожиданное резкое увеличение совокупного спроса или совокупного предложения;
– негативные шоки – неожиданное резкое сокращение совокупного спроса или совокупного предложения.
Шоки совокупного спроса
Причинами позитивных шоков совокупного спроса (positivedemandshocks) могут служить:
– резкое непредвиденное увеличение предложения денег (денежной массы);
– неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора).
Механизм и последствия воздействия позитивного шока совокупного в краткосрочном периоде проявляются в превышении фактическим выпуском потенциального объема выпуска (У2>Y*), что в итоге ведет к росту уровня цен, т.е. к инфляции, и поэтому получило название инфляционного разрыва (inflationarygap) выпуска.
Причинами негативных шоков совокупного спроса (negativedemandshocks) являются:
– неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы);
– резкое сокращение совокупных расходов.
В краткосрочном периоде негативный шок спроса ведет к уменьшению объема выпуска (от Y* до Y2)и означает переход экономики из точки А в точку В (рис. 9). Снижение совокупного спроса (совокупных расходов) обусловливает увеличение товарно-материальных запасов фирм, невозможность продать произведенную продукцию, что служит причиной свертывания производства и увольнений рабочих. Точка В является точкой краткосрочного равновесия и соответствует ситуации спада в экономике, при котором наблюдается рецессионный (дефляционный) разрыв (recessionarygap) выпуска, когда фактический объем выпуска меньше потенциального (Y2<Y*). Высокий уровень безработицы обусловит возможность снижения номинальной ставки заработной платы, что снизит издержки фирм и создаст условия, с одной стороны, для снижения уровня цен (от Р1 до Р2): и роста величины совокупного спроса (движение вдоль кривой AD2 из точки Вв точку С), а с другой стороны, для увеличения совокупного предложения (сдвиг кривой краткосрочного совокупного предложения вниз на рис. 9,а и вправо-вниз на рис. 9, б от SRASl до SRAS). В результате экономика попадет в точку С – точку долгосрочного равновесия, где объем производства равен потенциальному.
Рис. 9. Негативный шок совокупного спроса