Тема 2.2. Международная торговля и торговая политика

I. Задания для самостоятельной работы

1. *Используя рекомендуемую литературу, найдите определения следующих понятий: мировая торговля, показатели мировой торговли, электронная торговля, структура мирового рынка, конъюнктура мировых товарных рынков, мировые цены, внешнеторговый баланс, внешнеторговая политика, таможенная политика.

2. *Подберите статистические данные, характеризующие динамику международной торговли за последние 5 – 10 лет, оформите в виде таблицы и графика. Прокомментируйте.

3. *Выберите один правильный ответ:

Задание 1. Для иностранных экспортеров эффект от добровольных экспортных ограничений по сравнению с условиями свободной торговли:

А) отрицательный;

Б) положительный;

В) нейтральный;

Г) верны А), Б), В);

Д) нет правильного ответа.

Задание 2. В рамках ВТО запрещенными являются следующие методы регулирования международной торговли:

А) квоты;

Б) экспортные субсидии;

В) тарифы на импорт;

Г) тарифы на экспорт;

Д) добровольные экспортные ограничения.

Задание 3. Прогноз мирового рынка – это:

А) система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда;

Б) это объективное, научно обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о динамике основных параметров анализируемого объекта и альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы;

В) количественный и качественный анализ одного рынка или совокупности рынков, проводимый с целью изучения потенциального объема рынка, спроса на товары и услуги на данном рынке, конкурентной среды, цен, потребностей в товарах и услугах, проявляющихся на рынке;

Г) вероятностное по своей природе суждение о динамике основных параметров анализируемого объекта и альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы.

Задание 4. Конечной целью прогнозирования является:

А) разделение рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара;

Б) разделение рынка на отдельные части (сегменты) по признаку территориального расположения;

В) выделение наиболее вероятных, альтернативных путей развития исследуемого объекта из широкой гаммы возможных его состояний при данном уровне знаний о нем и закладываемых в прогнозах предпосылках;

Г) количественный и качественный анализ одного рынка или совокупности рынков.

Задание 5. Для целей прогнозирования мирового рынка используются следующие показатели:

А) показатели общенаучные, или микроэкономические;

Б) показатели общехозяйственные, или макроэкономические, характеризующие состояние экономики мира либо отдельных регионов и стран в целом;

В) показатели товаро-хозяйственные, или микроэкономические;

Г) показатели товарно-рыночные, или микроэкономические, целенаправленно характеризующие состояние и специфику развития отдельных товарных рынков.

4. Установите соответствие элементов одного множества элементам другого:

1.

1.   Товар - А Товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены и не перемещаются между странами
2. Торгуемые товары - Б Предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, то есть обладающий ценностью, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары
3. Неторгуемые товары В Товары, которые могут передвигаться между различными странами

2.

Внутренний рынок - А Рынок, действующий между странами  
Национальный рынок – это Б Форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны
Международный рынок – это В Форма рыночных отношений, возникающая на основе разделения труда, сложившаяся в определенных территориальных границах

3.

1.   Эластичность экспорта А Ситуация на рынке, когда потребители готовы заместить импортные товары местными или, наоборот, местные товары - импортными
2. Эффект замещения Б Ситуация, показывающая в какой степени рост реальных доходов отразился на увеличении спроса на местный и импортный товары
3. Эффект дохода В Изменение предложения товаров на экспорт, вытекающее из изменения условий торговли


II. План семинарского занятия

1. *Внешняя торговля в системе международных экономических отношений. Внешнеторговый баланс.

2. *Экономический рост и мировая торговля. Динамика международной торговли.

3. *Международная торговля услугами.

4. *Международный рынок технологий.

5. Национальные внешнеторговые стратегии.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите рекомендуемую литературу;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- изучение данной темы предусматривает обязательное привлечение статистический данных о развитии мировой торговли, ее отраслевой и географической структуре;

- при анализе целей и задач национальной внешнеторговой политики целесообразно, используя дополнительные источники информации, результаты представить в виде таблицы.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Кочергина, Т. Е. Мировая экономика : учебник / Т. Е. Кочергина. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.

2. Международные экономические отношения : учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. – М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011.

Дополнительная литература

1. Глобализация мирового хозяйства : учебное пособие / под ред. М. Н. Осьмовой, А. В. Бойченко. – М. : ИНФРА-М, 2011.

2. Ивасенко, А. Г. Мировая экономика : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. – М. : КНОРУС, 2010.

3. Международные экономические отношения : учебник / А. К. Бондарев, С. М. Дроздов и др.; под ред. А. И. Евдокимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2011.

4. Международные экономические отношения : учебник / под ред. В. Е. Рыбалкина. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Платонова, И. Н. Международные экономические отношения в эпоху глобализации : учебное пособие / И. Н. Платонова, Н. Н. Ливенцев, Г. М. Костюнина. – М. : Проспект. 2012.

6. Фаминский, И. П. Глобализация – новое качество мировой экономики : учеб. пособие / И. П. Фаминский. – М. : Магистр, 2009.

7. Фаминский, И. П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX - начало XXI в.) : учеб. пособие / И. П. Фаминский. – М. : Магистр, 2007.

Сайтография

1. www.wto.org (Всемирная торговая организация).

2. www.worldbank.org (Всемирный банк).

3. www.unctad.org (Конференция ООН по торговле и развитию).

4. www.rusimpex.org (Внешнеторговый сервер РОССИЯ-ЭКСПОРТ-ИМПОРТ).

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что понимается под термином «мировой рынок»?

2. В чем отличие мирового и национального рынков?

3. Что такое торгуемые и неторгуемые товары? В чем практическое назначение деления товаров по таким группам?

4. Какова товарная структура современного мирового рынка?

5. В чем специфика торговли технологиями?

6. Каковы отличительные черты электронной торговли?

7. Каковы тенденции формирования национальной внешнеторговой политики развитых стран на современном этапе?

Наши рекомендации