Тема 2.2. Международная торговля и торговая политика
I. Задания для самостоятельной работы
1. *Используя рекомендуемую литературу, найдите определения следующих понятий: мировая торговля, показатели мировой торговли, электронная торговля, структура мирового рынка, конъюнктура мировых товарных рынков, мировые цены, внешнеторговый баланс, внешнеторговая политика, таможенная политика.
2. *Подберите статистические данные, характеризующие динамику международной торговли за последние 5 – 10 лет, оформите в виде таблицы и графика. Прокомментируйте.
3. *Выберите один правильный ответ:
Задание 1. Для иностранных экспортеров эффект от добровольных экспортных ограничений по сравнению с условиями свободной торговли:
А) отрицательный;
Б) положительный;
В) нейтральный;
Г) верны А), Б), В);
Д) нет правильного ответа.
Задание 2. В рамках ВТО запрещенными являются следующие методы регулирования международной торговли:
А) квоты;
Б) экспортные субсидии;
В) тарифы на импорт;
Г) тарифы на экспорт;
Д) добровольные экспортные ограничения.
Задание 3. Прогноз мирового рынка – это:
А) система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда;
Б) это объективное, научно обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о динамике основных параметров анализируемого объекта и альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы;
В) количественный и качественный анализ одного рынка или совокупности рынков, проводимый с целью изучения потенциального объема рынка, спроса на товары и услуги на данном рынке, конкурентной среды, цен, потребностей в товарах и услугах, проявляющихся на рынке;
Г) вероятностное по своей природе суждение о динамике основных параметров анализируемого объекта и альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы.
Задание 4. Конечной целью прогнозирования является:
А) разделение рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара;
Б) разделение рынка на отдельные части (сегменты) по признаку территориального расположения;
В) выделение наиболее вероятных, альтернативных путей развития исследуемого объекта из широкой гаммы возможных его состояний при данном уровне знаний о нем и закладываемых в прогнозах предпосылках;
Г) количественный и качественный анализ одного рынка или совокупности рынков.
Задание 5. Для целей прогнозирования мирового рынка используются следующие показатели:
А) показатели общенаучные, или микроэкономические;
Б) показатели общехозяйственные, или макроэкономические, характеризующие состояние экономики мира либо отдельных регионов и стран в целом;
В) показатели товаро-хозяйственные, или микроэкономические;
Г) показатели товарно-рыночные, или микроэкономические, целенаправленно характеризующие состояние и специфику развития отдельных товарных рынков.
4. Установите соответствие элементов одного множества элементам другого:
1.
1. | Товар - | А | Товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены и не перемещаются между странами |
2. | Торгуемые товары - | Б | Предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, то есть обладающий ценностью, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары |
3. | Неторгуемые товары | В | Товары, которые могут передвигаться между различными странами |
2.
Внутренний рынок - | А | Рынок, действующий между странами | ||
Национальный рынок – это | Б | Форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны | ||
Международный рынок – это | В | Форма рыночных отношений, возникающая на основе разделения труда, сложившаяся в определенных территориальных границах |
3.
1. | Эластичность экспорта | А | Ситуация на рынке, когда потребители готовы заместить импортные товары местными или, наоборот, местные товары - импортными |
2. | Эффект замещения | Б | Ситуация, показывающая в какой степени рост реальных доходов отразился на увеличении спроса на местный и импортный товары |
3. | Эффект дохода | В | Изменение предложения товаров на экспорт, вытекающее из изменения условий торговли |
II. План семинарского занятия
1. *Внешняя торговля в системе международных экономических отношений. Внешнеторговый баланс.
2. *Экономический рост и мировая торговля. Динамика международной торговли.
3. *Международная торговля услугами.
4. *Международный рынок технологий.
5. Национальные внешнеторговые стратегии.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите рекомендуемую литературу;
- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;
- изучение данной темы предусматривает обязательное привлечение статистический данных о развитии мировой торговли, ее отраслевой и географической структуре;
- при анализе целей и задач национальной внешнеторговой политики целесообразно, используя дополнительные источники информации, результаты представить в виде таблицы.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература:
1. Кочергина, Т. Е. Мировая экономика : учебник / Т. Е. Кочергина. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.
2. Международные экономические отношения : учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. – М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011.
Дополнительная литература
1. Глобализация мирового хозяйства : учебное пособие / под ред. М. Н. Осьмовой, А. В. Бойченко. – М. : ИНФРА-М, 2011.
2. Ивасенко, А. Г. Мировая экономика : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. – М. : КНОРУС, 2010.
3. Международные экономические отношения : учебник / А. К. Бондарев, С. М. Дроздов и др.; под ред. А. И. Евдокимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2011.
4. Международные экономические отношения : учебник / под ред. В. Е. Рыбалкина. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
5. Платонова, И. Н. Международные экономические отношения в эпоху глобализации : учебное пособие / И. Н. Платонова, Н. Н. Ливенцев, Г. М. Костюнина. – М. : Проспект. 2012.
6. Фаминский, И. П. Глобализация – новое качество мировой экономики : учеб. пособие / И. П. Фаминский. – М. : Магистр, 2009.
7. Фаминский, И. П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX - начало XXI в.) : учеб. пособие / И. П. Фаминский. – М. : Магистр, 2007.
Сайтография
1. www.wto.org (Всемирная торговая организация).
2. www.worldbank.org (Всемирный банк).
3. www.unctad.org (Конференция ООН по торговле и развитию).
4. www.rusimpex.org (Внешнеторговый сервер РОССИЯ-ЭКСПОРТ-ИМПОРТ).
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что понимается под термином «мировой рынок»?
2. В чем отличие мирового и национального рынков?
3. Что такое торгуемые и неторгуемые товары? В чем практическое назначение деления товаров по таким группам?
4. Какова товарная структура современного мирового рынка?
5. В чем специфика торговли технологиями?
6. Каковы отличительные черты электронной торговли?
7. Каковы тенденции формирования национальной внешнеторговой политики развитых стран на современном этапе?