Тема 2.4. Потенциал внешнеэкономических связей

I. Задание для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: международное разделение труда; международная торговля; внешняя торговля; импорт; экспорт; показатели внешней торговли; внешнеторговый баланс.

2. Определите основные составляющие инвестиционного климата по регионам России и представьте результаты в виде таблицы.

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Динамика внешней торговли России», «Структура и география импорта РФ», «Структура и география экспорта РФ», «Особенности современного инвестирования в экономику России», «Особые экономические зоны в РФ», «Таможенный союз: проблемы и перспективы».

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения)

1. Место России во внешнеэкономических связях мира.

2. Основные формы международного сотрудничества.

3. Внешняя торговля России: история развития, объем товаро­оборота, его динамика, структура.

4. Экспортный потенциал, его отраслевая и террито­риальная структура.

5. Таможенный союз стран-членов СНГ и его экономический потенциал.

III. Рекомендации по выполнению заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию.

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при выполнении задания № 2, обратите внимание на специфику отдельных этапов привлечения иностранных инвестиций в экономику России;

- при изучении третьего вопроса плана семинарского занятия, покажите значение внешней торговли на экономическую безопасность страны;

- при рассмотрении пятого вопроса плана семинарского занятия, следует обратить внимание на основные проблемы становления Таможенного союза.

IV. Рекомендуемые источники.

Основная литература

1. Географический справочник ЦРУ: справочное издание / Ред. К. Жвакин. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 702 с.

2. Дронов, Р. И., Экономический потенциал таможенной территории России : учебное пособие / Р. И. Дронов, Г. Г. Мокров – М.: РТА, 2004. – 294 с.

3. Экономическая и социальная география России: учеб­ник / А. Т. Хрущёва, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

Дополнительная литература

1. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия/ А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. ; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М.: Энциклопедия, 2004 – 960 с.

2. Петров, Н. Н. География (современный мир): учебник / Н. Н. Петров – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М.: Росстат, 2009. – 795 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В каком году началось постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности в России?

2. В какой момент фиксируется факт экспор­та и импор­та?

3. Развитие внешнеторгового оборо­та РФ характеризуется в ос­новном тенденцией к росту чего?

4. В удельном весе общего товарооборота РФ ведущее значение сохраняется за какой группой стран?

5. Дайте краткую характеристику гео­графической структуры внешней торгов­ли РФ.

6. Какова доля стран дальнего зарубежья в общем объё­ме экспорта России?

7. Какие товары преобладают в структуре российско­го импорта?

Модуль 3. Потенциал экономических районов

Тема 3.1. Экономическое районирование и региональные экономико-географические структуры

I. Задание для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: район, регион, делимитация, демаркация, административное устройство.

2. На контурной карте отобразите изменение административного устройства России в XVIII, XIX и XX веках.

3. Подготовить доклады по темам: «Принципы районирования территории», «Районирование России в дореволюционный период», «Экономическое районирование в советский период», «Особенности современного административно-территориального устройства России».

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения)

1. Значение и этапы процедуры районирования.

2. Принципы районирования и границы районов.

3. Особенности делимитации и демаркации границ.

4. История административно-территориального деления и социально-экономического районирования территории России.

5. Особенности современного административного устройства РФ.

III. Рекомендации по выполнению заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию.

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите рекомендуемую литературу;

- составьте глоссарий основных понятий, относящихся к изучаемой теме;

- особое внимание необходимо уделить пониманию принципов районирования;

- при подготовке к семинару по четвертому вопросу для полного усвоения материала необходимо сравнить карты административного устройства России в различные периоды её истории.

Наши рекомендации