Тема 4. рыночная организация экономической системы

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: общественное разделение труда, товарное производство, собственность, частная собственность, экономическое обособление производителей, рыночное хозяйство, товар, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость, деньги, функции денег, цена, конкуренция.

2. Показать роль общественного разделения труда в развитии отношений обмена, возникновении товарного производства, формировании экономического обособления производителей.

3. Раскрыть экономическое и правовое содержание собственности, значение частной собственности в утверждении рыночного хозяйства.

4. Внести в словарь-справочник содержательные характеристики теории «прав собственности» (11 прав по Р. Оноре).

5. Составить структурно-логическую схему на тему: «Собственность: сущность, типы и формы».

6. Охарактеризовать взаимосвязь основных элементов рыночного хозяйства: товара, денег, цен и конкуренции.

7. Подготовить научные сообщения на семинарское занятие: «История возникновения и развития денег»; «История возникновения денег в России».

II. План семинарского занятия

1. Эволюция товарного производства и возникновение рыночного хозяйства. Частная собственность как необходимое условие рыночного хозяйства

2. Рыночный механизм и его роль в соизмерении затрат и результатов производства. Товар, деньги, цены и конкуренция как важнейшие элементы рыночного механизма.

3. Сущность и функции денег в рыночной системе

4. Модель кругооборота запасов, благ и доходов в рыночной экономике

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- постарайтесь выяснить основную связь между вопросами, выносимыми на семинарское занятие;

- объяснение роли общественного разделения труда в возникновении товарного производства и рыночного хозяйства целесообразно начать с разграничения уровней общественного разделения труда (общего, частного и единичного) и его исторических этапов (отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, появление купцов);

- при анализе роли частной собственности в возникновении рыночного хозяйства обратите внимание на содержание категории «Собственность». Важно учесть, что через отношение человека к вещи как к своей или не своей (субъект – объект) проявляется общественная форма присвоения (отчуждение). Другими словами, собственность – это общественная форма присвоения (отчуждения) или иначе отношение «субъект – субъект» в связи с присвоением материальных и нематериальных благ. Изучите главу 3 учебного пособия «Экономическая теория» под ред. В.Д. Камаева;

- концепция «пучка прав собственности» наиболее удачно изложена в главе 2 учебного пособия «Основы экономической теории» Сажиной М.И., Чибрикова Г.Г. Ознакомьтесь с теорией прав собственности по Р.Оноре и внесите характеристики 11 прав собственности в словари-справочники;

- при составлении структурно-логической схемы важно учесть, что приоритетное значение имеет разграничение двух типов собственности – частной и общественной, на основе которых в обществе возникают многообразные формы собственности;

- характеризуя основные элементы рыночного хозяйства, обратите внимание на взаимосвязь потребительной стоимости, стоимости и меновой стоимости товаров; определение функций денег в соответствии с политэкономическим подходом и теоретическими принципами современной экономической теории.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп. / Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 5, §1,2,3; Гл. 10.

2. Курс экономической теории: учебник / Под общ. ред. Чепурина М.Н.; Киселевой Е.А.- 5-е изд. Доп. и перераб.; Киров: «АСА» 2003. - Гл. 1, §1,2; Гл. 5, § 1,2,4,5.

3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфа-М., 2001. - Гл.2, § 1,2.

4. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - Лекция 5.

5. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 3, § 2,3; Гл. 4.

6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфа-М, 2002. – Гл. XXXVI.

3. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

4. Экономика. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Калмыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2001.

5. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.

ТЕМА 5. РЫНОК И ЕГО ВИДЫ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.

2. Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.

3. Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации. Подумать над вопросом: могут ли возникать новые классификационные критерии и соответствующие им виды рынков?

4. Составить структурно-логическую схему: «Классификация видов рынков».

5. Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации. Составить соответствующую таблицу.

6. Составить структурно-логическую схему: «Основные элементы инфраструктуры рынка».

7. Подготовить доклад на тему:

«Конкуренция и монополия как факторы динамизма рыночной экономики»

II. План семинарского занятия

1. Рынок и его функции. Преимущества рыночного механизма

2. Классификация видов рынков. Характерные черты рынков совершенной и несовершенной конкуренции

3. Роль инфраструктуры рынка в функционировании рыночной экономики. «Фиаско» рынка

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- постарайтесь понять, что категория «рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой. В узком смысле рынок – это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей. В данной теме рынок изучается как особый механизм взаимосвязи продавцов и покупателей, то есть в узком смысле. Это значит, что следует уяснить, как действует данный механизм, каковы его функции;

- раскрывая функции рынка, попытайтесь понять:

а) как устанавливается спонтанный порядок в рыночной экономике, какой смысл вкладывал А. Смит в выражение «невидимая рука провидения»;

б) что стимулирует производителей и потребителей рационально использовать ресурсы;

в) свободны ли участники рыночных сделок в принятии решений;

г) санация (банкротство) – это зло или благо для рыночной экономики и общества;

- при обосновании критериев классификации видов рынков важно верно определить исходный классификационный признак. Это позволит структурировать рынки и построить соответствующую схему. В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства»;

- обратите внимание при подготовке второго вопроса семинарского занятия на содержание категории «конкуренция». В экономической теории сформировались различные теоретические подходы к объяснению данного понятия: «поведенческая», «структурная», «функциональная». Объясните особенность и преемственность. Особое значение в современной экономической теории уделяется разделению на рынки совершенной и несовершенной конкуренции. В данном вопросе необходимо провести сравнительный анализ указанных видов рыночных структур и подобрать примеры их реального функционирования;

- изучите самостоятельно третий вопрос. Разработка структурно-логической схемы «Основные элементы инфраструктуры рынка» предполагает уяснение содержания категории «инфраструктура рынка», роль и значение инфраструктуры рынка в реализации ее механизма. Обратите внимание на отличие рыночной инфраструктуры от производственной и социальной. Важно понимать, что инфраструктура рынка как совокупность институтов и организаций, обеспечивающих функционирование различных видов рынков, представлена формальными (установленными государством) и неформальными (сложившимися исторически в ходе хозяйственной деятельности) институтами, нормами и правилами функционирования рынков и его участников.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 5 § 1,2,3,4,5

2. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А.- 5-е изд. Доп. и перераб. – Киров: «АСА» 2003. - Гл. 5, §6; Гл. 15.

3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М.: 2001.

4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 5, § 1,2,3,4.

5. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В2-х Т. / Общая ред. В.М. Гальперина. - Т.1.- СПб.: Экономическая школа, 2002.

2. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.

4. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

5. Экономическая теория: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. коммент., словарь, предм. указ. - Е.Ф. Борисов. - М.: Высшая школа, 2002.

ТЕМА 6. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: предпринимательство, бизнес, предприятие, фирма, организационно-правовые формы предприятий, организационно-экономические формы объединений предприятий, неопределенность внешней среды, неопределенность внутренней среды, экономическая безопасность предприятия, кругооборот ресурсов предприятия, оборот ресурсов предприятия, основные ресурсы, оборотные ресурсы, амортизация.

2. Раскрыть содержание категории «предпринимательство», теоретические подходы к объяснению сущности данного явления.

3. Провести сравнительный анализ единоличного предпринимательства, партнерства и корпорации по следующим критериям: особенности формирования капиталов фирм, принципы распределения дохода, ответственность и распределение риска.

4. Подобрать примеры ценовой и неценовой конкуренции, уяснить содержание механизма внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов:

а) факторы конкурентоспособности фирмы в условиях совершенной конкуренции;

б) асимметрия информации и конкуренция: пределы совместимости.

5. Подумать, какие, не зависящие от предприятия факторы, определяют его устойчивость. Сформулировать факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и влияют на стабильность его хозяйственной деятельности, то есть факторы внутренней среды. Подготовиться к обсуждению проблемного вопроса «Организация и неопределенность в деятельности фирмы».

6. Изучить Гражданские кодекс РФ (Ч. 2). Найти коммерческие и некоммерческие организации, соответствующие единоличному предпринимательству, партнерству и корпорации. Определить главные черты и внести соответствующие записи в словарь-справочник. Обратить внимание на процедуру открытия и закрытия предприятий.

7. В учебной литературе найти определения организационно-экономических форм объединений предприятий: картель, синдикат, трест, концерн, консорциум, холдинг, ассоциация. Внести соответствующие записи в словарь-справочник.

8. Самостоятельно изучить вопрос о кругообороте и обороте ресурсов предприятия. Внести в словарь-справочник определения данных категорий и связанных с ними: основные и оборотные ресурсы, амортизация, норма амортизации, скорость оборота, время оборота.

II. План семинарского занятия

1. Предпринимательство в современной экономике: сущность, функции и цели. Понятия «предприятие» и «фирма»

2. Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятий и фирм. Экономическая безопасность предприятия

3. Организационно-правовые формы предприятий и их объединений в РФ. Открытие и закрытие предприятия

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- при подготовке первого вопроса семинарского занятия постарайтесь отразить в своих конспектах развитие экономических взглядов на природу и сущность предпринимательства и бизнеса, роль и значение предпринимательства в современном обществе;

- анализируя единоличное предпринимательство, партнерство и корпорацию, постарайтесь отметить для себя и в устном изложении показать преимущества и недостатки указанных форм предпринимательской деятельности. В таблице необходимо кратко отразить содержательные характеристики данных форм в соответствии с предложенными критериями;

- обратите внимание на содержание категорий предприятие и фирма; тождество и различие в применении данных категорий в учебной, научной литературе и законодательных документах. Продемонстрируйте в своих ответах знание об основных теоретических подходах к объяснению сущности предприятия (фирмы). Раскройте содержание классического подхода, политэкономического учения о предприятии фабрично-заводского типа, неоклассической теории фирмы, институционального подхода;

- важное значение в устойчивости фирмы имеет ее конкурентоспособность. Уясните содержание понятия «конкурентоспособность», ее отличие от понятия «конкуренция». Примеры ценовой и неценовой конкуренции широко представлены в реальной деятельности фирм на рынках монополистической конкуренции и олигополии. Обратитесь к практике функционирования отраслевых рынков в современной экономике. Это поможет найти соответствующие примеры;

- изучая учебную литературу ко второму вопросам семинарского занятия, исходите из признания того, что внешняя среда формируется, прежде всего, особенностями рынков совершенной или несовершенной конкуренции, на которых функционирует фирма. Внутренняя среда определяется собственной организацией деятельности фирмы и зависит от трудового, производственного, технического потенциала и финансового состояния фирмы;

- при изучении Гражданского кодекса РФ (Ч. 2) обратите внимание на статьи, в которых раскрываются особенности формирования капиталов коммерческих организаций и особенности учреждения некоммерческих структур. Необходимо выбрать те организации, которые являются организационно-правовой формой реализации в РФ единоличного предпринимательства, партнерства и корпорации. Подумайте над содержанием статей, посвященных открытию и закрытию предприятий: разрешительный принцип или свободный выбор производителя отражен в положениях документа. К каким последствиям это приводит на практике;

- составляя словарь по организационно-экономические формам объединений предприятий, важно учесть, что объединяются предприятия как юридические лица, при этом в картеле, синдикате, тресте, концерне, конгломерате предприятия утрачивают самостоятельность, а в холдинге и ассоциации она может сохраняться;

- при разработке словаря-справочника по вопросу о кругообороте и обороте ресурсов предприятия, используйте известную в экономической науке модель кругооборота капитала (Д-Т-Д). Подготовьтесь к опросу по категориям основные и оборотные ресурсы, амортизация, норма амортизации, скорость оборота, время оборота.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 10,22,23,24.

2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: «АСА», 2003. - Гл. 7,8,9.

3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М, 2001. - Гл. 5.

4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 5, § 5; Гл. 8.

5. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 11.

Дополнительная литература:

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В2-х Т. / Общая ред. В.М. Гальперина. - Т.1.- СП б: Экономическая школа, 2002.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.

5. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория: Учебное пособие. / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Экономика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Калмыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2001.

ТЕМА 7. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: спрос, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, неценовые факторы спроса, эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения, эластичность предложения.

2. Раскрыть содержание закона спроса. Построить графическую модель;

3. Определить неценовые факторы динамики спроса. Проанализировать влияние каждого фактора на изменение спроса. Построить соответствующую графическую модель.

4. Изучить содержание категории эластичность спроса, определите ее виды. Построить соответствующие графические модели и воспроизвести формулы для расчета коэффициентов эластичности спроса.

5. Раскрыть содержание закона предложения. Построить графическую модель.

6. Определить неценовые факторы динамики предложения. Проанализировать влияние каждого фактора на изменение предложения. Построить соответствующую графическую модель.

7. Изучить содержание категории эластичность предложения, определить ее виды. Построить соответствующие графические модели и воспроизвести формулу для расчета коэффициента эластичности предложения.

8. Подготовить доклад на тему:

1) Эластичность спроса и предложения и проблема выбора производителей

2) Рыночный механизм современной экономики: «невидимая рука» или осознанный выбор общества

II. План семинарского занятия

1. Спрос. Закон спроса. Детерминанты спроса

2. Эластичность спроса: сущность, виды, показатели

3. Предложение. Закон предложения. Детерминанты предложения

4. Эластичность предложения

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- при подготовке первого вопроса семинарского занятия обратите внимание на объяснение зависимости между ценой и величиной покупок, которые даются в учебных пособиях и лекционном материале. Уясните содержание эффекта дохода, эффекта замещения, эффекта Гиффена, эффекта сноба, эффекта Веблена. Наиболее обстоятельно данные положения изложены в параграфе 7 главы 5 учебного пособия «Курс экономической теории» под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.;

- анализируя неценовые факторы динамики спроса, важно различать изменение величины спроса под влиянием изменения цены и изменение самого спроса при воздействии иных, то есть неценовых факторов. Данные различия отражаются и на построении графических моделей. Влияние неценовых факторов приводит к изменению положения самой линии спроса: она смещается параллельно вверх и вправо, если объем покупок возрастает, и вниз и влево при понижении спроса;

- значительные трудности могут возникнуть при изучении и подготовке второго вопроса семинарского занятия. Важно различать проявление трех видов эластичности: по цене, по доходу и перекрестную эластичность. Каждому виду эластичности характерны свои особенности. В явлении эластичности спроса по цене необходимо проанализировать экономическое содержание и методику измерения коэффициента эластичности (Еd/р) – точечного и дугового, уяснить графическую интерпретацию эластичного, неэластичного и единичной эластичности спроса. В явлении эластичности спроса по доходу обратите внимание на измерение коэффициента эластичности спроса по доходу (Еd/I) и на изменения в структуре потребления при повышении доходов населения. Постройте графическую модель «доходы-расходы» или кривые Энгеля (См. «Курс экономической теории. Учебник /под общ. редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., гл. 5, параграф 8). При изучении явления перекрестной эластичности спроса важно уяснить методику измерения соответствующего коэффициента (Еxy) и его значения. Изменение спроса на один товар (х) в зависимости от изменения цены на другой (у) может иметь положительное (Еху > 0), отрицательное (Еху < 0) и неизменное (Еху = 0) значение. Следовательно, товары являются соответственно взаимозаменяемыми (субституты), взаимодополняющими или нейтральными друг к другу;

- при подготовке третьего и четвертого вопросов семинарского занятия необходимо при конспектировании и устном изложении рассуждать по аналогии с законом спроса:

а) объяснить, почему высокая цена стимулирует производство дополнительных объемов благ;

б) различать теоретически и отражать графически изменение предложения под влиянием ценового фактора (движение вдоль линии предложения) и изменение предложения под воздействием ценовых факторов (параллельное смещение линии предложения вниз и вправо или вверх и влево);

в) анализировать явление эластичности предложения и методику его измерения по ценовому фактору и отражать графически эластичное, неэластичное и единичной эластичности предложение;

- особое внимание при изучении вопросов темы в целом следует уделить практическим аспектам функционирования механизма рынка, а именно:

а) почему важно исследовать динамику спроса и предложения на эластичные и неэластичные товары под воздействием ценовых и неценовых факторов с точки зрения принятия решений экономическими агентами; б) какими должны быть косвенные налоги на эластичные и неэластичные товары. Данные вопросы целесообразно раскрыть более углубленно при подготовке доклада «Эластичность спроса и предложения и проблема выбора производителей».

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 4 § 7,8.

2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. - Киров, АСА, 2003. Гл. - 5 § 7,8.

3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфа-М, 2001. - Гл. 2 §4.

4. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - Лекция 6.

5. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 6; Гл. 9 §4.

6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 5.

Дополнительная литература:

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В2-х Т. / Общая ред. В.М. Гальперина. - Т.1.- СПб: Экономическая школа, 2002.

2. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

3. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, проф. Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2002.

4. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. - М.: Инфра-М, 2000.- Гл. XVI.

5. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

Наши рекомендации