Институциональные измерения по Г. Хофстеду.
Властная дистанция – мера (степень), в которой члены институтов и организаций, наделенные меньшей властью, признают и принимают неравномерность и неравенство распределения власти в организации (системе).
Для организационных структур с высокой властной дистанцией характерен
1) Неравенство среди людей персонала ожидаемо и во многих случаях желаемо, т.к. ассоциируется с порядком.
2) Иерархия в организациях отражает существующее неравенство людей на вершине управленческой пирамиды и теми, кто находится ниже.
3) Работники на низших уровнях организационной структуры управления часто имеют низкую квалификацию, соответственно имеется существенный разрыв в оплате труда между «верхами» организации и теми, кто находится ниже.
4) Существует однонаправленная зависимость нижестоящих от вышестоящих в организационных структурах управления (нет обратной связи).
5) Централизация полномочий является популярной (хотя и не эффективной).
6) И более и менее образованные люди демонстрируют в основном авторитарные оценки.
7) Паттернализм в воспитании детей
8) Привилегии и символы статуса (власти) являются в организации и ожидаемыми и общераспространенными.
Иерархия – неравенство именно людей, а не их ролей в обществе или организации.
Низкая властная дистанция:
1) Неравенство среди людей персонала минимизировано;
2) Неравенство в организациях означает неравенство ролей, а не людей;
3) Работники на нижних уровнях орг.структуры управления, как правило, высококвалифицированные работники;
4) Существует незначительный разрыв в оплате труда между «верхом» и «низом»;
5) Получает развитие взаимозависимость между нижестоящими и вышестоящими;
6) Децентрализация полномочий является общераспространенной;
7) Более образованные люди придерживаются менее авторитарных оценок;
8) Родители обращаются с детьми, как с равными, и относятся к ним, как к равным;
9) Привилегии и символы статуса (власти) воспринимаются неодобрительно.
Страны с различными уровнями властной дистанции:
Высокие (70-110 баллов): Маллазия, Панама, Гватемала, Филиппины, Венесуэла, Арабские страны, Индия, страны западной Африки (Нигерия, Ганна, Сьерра-Леоне), Сингапур, Бразилия, Франция.
Низкие: Австрия, Израиль, Дания, Новая Зеландия, Ирландия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Германия, Австралия, Великобритания, Нидерланды, Канада, США, Аргентина, ЮАР, Италия.
Средняя властная дистанция: Турция, Восточная Африка, Эфиопия, Замбия, Таиланд, Бельгия, Чили, Португалия, Греция, Ю. Корея, Иран, Тайвань, Испания, Пакистан, Япония.
Стремление избегать неопределенности – степень (мера), в которой человек ощущает надвигающуюся опасность в неопределенности и неясности ситуации, а так же формирует устойчивое мнение, убеждение и соответствующие институты, чтобы такого рода опасностей и угроз избегать.
Для организационных культур с высоким стремлением избегать неопределенности характерны:
1) Широкий круг правительственных мероприятий, образующих общирную систему вмешательства в экономику и менеджмент.
2) Наличие большого числа законов и правил, оговаривающих каждую ситуацию;
3) Убеждение, что если правила не могут быть разделяемы, уважаемы и принимаемы, то это не может отменить ответственности по ним;
4) Традиция брать менеджерами на себя незначительные риски;
5) Низкая мобильность и, как правило, оборот рабочей силы, низкие амбиции занятых (например по зарплате);
6) Положение, при котором протесты граждан не принимаются, а сами протестующие должны быть репрессированы;
7) Весьма развитое негативное отношение к молодому поколению;
8) Люди негативны в их оценке общественных институтов (власть не та, все не то, но нет плана решения действий);
9) Общество характеризуется экстремизмом, крайностями, высокой значимостью закона и порядка (сильная рука, все дела);
10) Люди верят в то, что существует только 1 истина, и они понимают, что она означает;
11) В отношении к науке существует тенденция в пользу главных итоговых, а потому и величественных теорий.
Для стран с низким сремлением избегать неопределенности характерны:
1) Низкая степень вмешательства правительства в экономику;
2) Наличие некоторых хорошо прописанных общих законов и правил;
3) Если правила неприменяемы и неуважаемы, то правила следует поменять;
4) Традиция менеджеров брать на себя высокие риски;
5) Высокая мобильность и, как следствие, оборот рабочей силы, высокие амбиции занятых;
6) Протесты граждан принимаются;
7) Позитивное отношение к молодому поколению;
8) Люди позитивны в их оценке общественных институтов;
9) Общество характеризуется терпимостью к отклонениям от стандартов, выдержкой и умеренностью;
10) Вера в людей обширных знаний и здравый смысл, т.е. смысл, разделяемый большинством в обществе;
11) Убеждения, что взгляды одной группы не должны навязываться другой;
12) В философии науки существует тенденция к эмпиризму и релятивизму.
Индивидуализм – тенденция людей ориентироваться на самих себя и свою семью (кроме себя тебе никто не поможет).
Коллективизм – стремление людей принадлежать группе или коллективу, демонстрировать лояльность в обмен на защиту группы или коллектива.
Для орг.культур с высокими значениями индекса индивидуализма характерны:
1) Идентификация продвижения по службе базируется на индивидуальности и профессиональных качествах.
2) Дети обучаются думать в терминах «я» (ответственность и заслуги себе);
3) Люди пожилого возраста рассчитывают на себя и свою семью;
4) Цель образования – воспитания обучения тому, как нужно учиться;
5) Диплом об образовании увеличивает экономическое богатство и самоуважение индивидов;
6) Задачи первичны по отношению к взаимоотношениям;
7) В конфликтных ситуациях ум и разум одного воспринимаются и учитываются, как признак честного человека;
8) Взаимоотношения между нанимателем и нанимаемым – контракт, основанный на взаимной выгоде.
Для орг.структур с низкими значениями индекса индивидуализма характерны:
1) Человеческая профессионалная классификация основывается на общественной сети, которой принадлежат работники (Вы от кого? Вы чей?)
2) Дети обучаются думать в терминах «мы»;
3) Люди интегрируются в организационные сети, демонстрируя к ним лояльность в обмен на самореализацию и защиту этих организационных сетей;
4) Цель образования и воспитания – обучение только тому, как следует делать те или иные вещи в жизни;
5) Образовательный диплом предполагает вхождение в высокостатусные группы;
6) Взаимоотношения превалируют над задачами (решением задач);
7) Гармония отношений всегда должна поддерживаться и прямой конфронтации следует избегать;
8) Взаимоотношения между нанимателем и нанимаемым рассматривается, как семейная генеалогической линия (я взял тебя на работу – дал путевку в жизнь).
Шкала Холстеда: от 8 до 112. Лидеры – США с 91 баллом, Австралия, Великобритания, Нидерланды…
Мужское и женское начало.
Мужское начало – ситуация, в которой доминирующими ценностями в обществе являются личный успех, деньги и вещи. Ориентация на прибыль, конкуренция, независимость, высокие трудовые нагрузки и стресс на рабочем месте. Экономический рост более важен в таких системах, чем сохранение окружения.
Женское начало – ситуация, в которой в обществе доминируют ценности заботы о других и качества жизни. Большое значение поощрения индивида в коллективе, доверие менеджеров к работникам.
По Шейну