Инстуциональная среда и ее структура
Институциональная среда – совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование хозяйствующих субъектов посредством деятельности множества политических, экономических, социальных и иных институтов.
Будем под структурой понимать иерархию составляющих ее институтов. Средой же будем называть те условия, которые были созданы существующей институциональной структурой, определяющие возможности экономического роста и обуславливающие состояние рыночной конъюнктуры.
Институциональная среда должна обеспечивать выполнение следующих функций в рыночной экономике:
1. создавать благоприятные условия для развития бизнеса;
2. обеспечивать экономическую стабильность;
3. способствовать диффузии знаний и инновационных решений;
4. минимизировать трансакционные издержки и т.д.
С этой целью задачами институциональной среды являются:
1. законодательное обеспечение: соответствие формальных институтов неформальным, наличие инструментов реализации законодательных актов, контроль за их исполнением;
2. стабилизация работы судебной системы, при решении административных и прочих споров;
3. совершенствование налоговой системы, адекватное налоговое бремя;
4. развитие инфраструктуры (инновационная, банковская система, венчурные фонды, технопарки, дороги, мосты и т.д.)
5. обеспечение честной конкурентной борьбы;
6. эффективная система подготовки и переподготовки кадров;
7. диффузия достижений НТП и их внедрение; и т.д.
Нужно дополнить тем что на лекции диктовали
4. Когнитивная среда. Примеры когнитивных сред
Когнитивная среда.
Когнитивная среда – те образы и понятия, которые человек способен воспринимать и передавать.
КС – то, как связаны между собой люди, с которыми человек взаимодействует, и каковы их реакции, т.е. функциональное поведение.
КС – вещи, которые человек может изготовлять и использовать.
Когда мы говорим о КС помимо индивидуального знания существует еще и система знания и коммуникации (общественная), существует порядок способа упорядочения человека с миром.
Язык – система знаков, образующая систему отношений.
Язык – взаимодействие людей и соответствующие информационные сети (в экономике и соц науках – управленческие иерархии и горизонтальные сети экономических, институциональных и социаьных связей. В нейробиологии и когнитивной науке – это нейронные сети). Информация в сетях распространяется и накапливается не локально, а распределяется по всей системе, имеет голографический характер.
С точки зрения когнитивной науки микроэкономический анализ неотделим от анализ языка человеческого поведения.
Очень часто личные намерения человека формируются на неличностном коллективном уровне. При этом коллективный уровень – не какая-то абстракция, а всегда конкретен для человека и всегда многообразен.
Знаковые системы.
Знковая система – знания словарного типа (язык, ноты в музыке), знание грамматического типа (в т.ч. аксиоматические модели), а так же следующие промежуточные формы: сюжет(тематика обсуждения), стиль, направление, парадигма, эпистон (система, пытающаяся связать теоретическую и эмпирическую стороны).
Слово – это знак, так как это знак, возникает проблема знака и его значения, сообразно природе самих вещей. Может быть другой вариант – знак согласно соглашению людей (в этом случае, это институт). Важно помнить, что язык – форма, а не субстанция, и что знаки образуют систему отношений, в которой слово или языковый знак, являясь элементом системы, обладает значимостью. Язык – система знннаков, ввввввввввввввввввввыражающая идеи, его можно сравнить с письмом, азбукой глухонемых, символическими образами, формами учтивости, с военными сигналами.
Язык следует рассматривать, как сложную симеологическую систему, в этом смысле языки различны не только звуковой стороной, но и смысловыми образами.
Так как языковый знак – явление психоческой, то для него важны не различия по существу, а реляционные (относительные) системные свойства.
В языке находит отражение дух народа.
Примеры знаковых систем.
Знаковые системы, определяющие этногнерирующий базис
А) отношения к природе и экологии – знаковая система устойчивого развития (не мусори и т.д.)
Б) экология общественных отношений и взаимодействий – знаковые системы чистоты общественных отношений и взаимодействий (приветливость, открытость и чистота помыслов, доброта, сердечность, учтивость, честность, справедливость и др. базовые понятия и ценности)
В) отношения к семейным связям (знаковая система гармоничной семьи: мать, муж, жене, отец, дети…)
Г) отношения к различным возрастным группам (в т.ч. к своим и чужим детям) – Знаковая система гармоничного
Д) отноение к активной экономической деятельности. Знаковая система ориентации на активный профессиональный труд.
Е) Знаковые системы, определяющие этнокуьтурный слой отношений – знаковая система, побуждающая учится простейшим навыкам (приготовление еды, лечение, ухода за детьми, ремонтно-строительного и хозяйственного обустройства жилья, прилегающих к нему территорий.
Ж) знаковая система, ориентированная на получение и постоянное усовершенствование систематизированных знаний (аксиоматических знаковых систем).
З) отношение к книге – знакова система расширенного круга чтения и знаковых фигур в отечественной и зарубежной литературной прозе и поэзии и их модальности в различные период развития.
5. Формирование институтов и их воспроизводство в рамках той или иной когнитивной среды.