Специалисты в области страхового дела
Страховательстраховой компании определяет степень риска при страховке новых клиентов. Если компания считает, что иметь дело с этим клиентом не рисковано, страхователь готовит страховой контракт, определяя примерные уровни страховых премий. Чтобы правильно определить все риски при страховании, нужно иметь математические способности. На эту работу берут людей с высшим образованием по специальностям «управление бизнесом» или «финансы». Ежегодный заработок — от 15 до 40 тыс. долл.
Актуарии страховой компанииобрабатывают и анализируют статистические данные с целью определения прибыльных, но в то же время конкурентоспособных уровней страховых премий. Они составляют актуарные таблицы, которые показывают перспективы застрахованного ущерба на все виды страхуемого риска. Для этой работы нужно иметь высшее образование в области математики, статистики или других точных наук. Профессиональные актуарии должны пройти специальные курсы и сдать экзамены. Эта работа считается высококвалифицированной. Ежегодный заработок — от 18 тыс. до 60—70 тыс. долл.
Страховые агенты, или страховые брокеры,имеют дело непосредственно с клиентами. Они разрабатывают конкретные страховые программы с учетом запросов клиентов, общаются с клиентами, работают с заявлениями о претензиях по страховке. Важными качествами считаются коммуникабельность и выдержанность. Для этой работы не обязательно иметь высшее образование. Заработки — от 15 до 50—100 тыс. долл. в год.
Диспашер (специалист по оценке убытков)страховой компании расследует претензии по выплате страховок и поддерживает контакты по этим вопросам с клиентами, которые обращаются за возмещением убытков в соответствии с обязательствами компании по страховому полису" Они определяют размер застрахованных убытков. От них зависит принятие решения о выплате страховки, эти сотрудники должны иметь высшее образование. Для работы диспашером необходимо получить лицензию. Зарплата — от 30 до 40 тыс. долл. в год.
Инспектор по претензиямпроверяет объективность предъявляемых к страховой компании претензий клиента на получение страховки за ущерб. Он следит за тем, чтобы диспашер придерживался установленных процедур. Для этой работы достаточно иметь среднее или среднее специальное образование. Необходимо сдать экзамен и получить лицензию. Заработок — от 15 до 40 тыс. долл. в год.
Работники торговли
Продавцы в розничной торговлеотвечают за торговые операции взалах. Кроме продавцов в розничной торговле имеются должности администраторов по закупкам, по рекламе, по кадрам и по общим управленческим вопросам. Уровень оплаты составляет примерно 15 тыс. долл. в год.
Задача работников оптовой торговли— распространить свои товары розничным фирмам. Они помогают розничным фирмам вести учет складских запасов, давать советы клиентам по ценам, в области рекламной стратегии, обеспечивают техническое обслуживание изделий. Для этой работы достаточно иметь среднее образование. Уровень зарплаты — от 20 до 30 тыс. долл. в год.
Специалисты по витринам и выставкамнужны как в розничной, так и в оптовой торговле. Они разрабатывают дизайн и оборудуют витрины и выставочные комплексы. Для этой специальности нужно иметь хороший вкус, художественные способности, коммерческий менталитет. От их труда зависит, привлекательны ли для покупателей товары. Обычно на эту работу берут выпускников средних школ или колледжей с творческими способностями и умением выполнять квалифицированную ручную работу. Специальную подготовку они получают непосредственно на месте или на специальных курсах. Заработок — от 10 до 50 тыс. долл. в год.
Работники по поставкам товаров в крупных универмагах. Существуют четыре должности, самая младшая из которых — должность менеджер-стажер. На эту должность принимают выпускников колледжей по специальностям «администратор бизнеса», «маркетинг», «розничная торговля». Они работают в качестве продавцов, изучают особенности товаров в витринах, ведут учет товаров на складе и регистрацию сделок. Зарплата — до 16 тыс. долл. в год.
Следующая должность менеджер по организации местных продаж. Он отвечает за продвижение и продажу товаров через группы отделов и магазинов в других районах. Эта работа дает опыт, знание наиболее ходовых стилей, моделей, а также товаров, не пользующихся спросом. Зарплата — до 20 тыс. долл. в год. Через полтора-два года работы в этой должности работник может получить повышение до должности помощника поставщика универмага, который помогает отбирать и заказывать товары, вести переговоры о ценах и количестве необходимых товаров, совместно с продавцами разрабатывать планы закупок или продвижения товаров. Зарплата — до 25 тыс. долл. в год. После года такой работы в случае вакансии помощник поставщика может занять место главного поставщика. Зарплата колеблется от 25 до 60 тыс. долл. в год. В США работа в торговле считается престижной и квалифицированной.
Представители компаний по сбыту продвигают для продажи все производимые фирмами товары. Раньше их называли коммивояжерами. Эти бизнесмены имеют контакты как с частными фирмами, так и с государственными организациями. Они регулярно посещают перспективных клиентов в районах, которые за ними закреплены. Представители по продажам обязаны знать продукцию, вести сопутствующее продажам делопроизводство, заключать сделки и т. д. Для этого необходимо образование от среднего до высшего. Эти работники получают дополнительные знания во время специальных, длительных занятий, которые организует фирма. Одно из главных качеств в этой работе — умение поддерживать контакты с людьми. В среднем работники этой категории получают от 30 тыс. до 60—70 тыс. долл. в год.
Агенты фирм-производителей выполняют практически ту же функцию, но они не являются штатными работниками фирм, а связаны с ними на основе агентских контрактов. В среднем заработок может достигать 40 тыс. долл. в год и 100—200 тыс. долл.
Менеджеры по продажам контролируют сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам. Этот контроль осуществляется в зависимости от полномочий менеджера. Всем работникам необходимы такие качества, как коммуникабельность, терпеливость, умение найти общий язык с различными по характеру людьми. Ежегодный заработок менеджеров этого профиля — от 40 до 100 тыс. долл.
Психолог по потреблению. Занимается анализом человеческого поведения и мотиваций, связанных с покупательскими привычками и стереотипами. Он проводит обследования и психологические тестирования, чтобы определить реакцию потребителей на новые продукты или услуги; оказывает содействие в подготовке рекламных сообщений. На фирмах требуют, чтобы психологи имели степень бакалавра. Для назначения на более высокую должность требуется наличие докторской степени. Американскому бизнесу необходимы психологи и социологи, которые занимаются не только проблемами маркетинга, но и вопросами отношений в коллективе, отношений с потребителями, мотивацией. Эти специальности пользуются большим спросом. Ежегодная оплата этих специалистов — от 25 до 45 тыс. долл. и более.
Менеджеры в области производства конечного продукта.Это не просто начальники цехов или других производственных единиц. Они отвечают за разработку специальных программ по производству тех товаров, которые пользуются высоким спросом на рынке. Задача менеджеров этого профиля — на основе имеющихся данных принимать эффективные управленческие решения. При этом должны учитываться все элементы маркетинга: качество, сорт продукта, цена, место потребления, продвижение. Менеджеры в области производства одного вида продукта делятся на: помощников по маркетингу или по одному сорту товара, помощников менеджера по производству, менеджеров по производству.
Помощник по маркетингу отвечает за анализ и прогнозирование тенденций в области продаж, разработку рекламной стратегии по этому виду продукта, а также за ценообразование. Ежегодная зарплата — 30— 35 тыс. долл.
Помощник менеджера по производству отвечает за несколько отрезков цикла производства продукта на фирме. Он участвует в исследованиях новых сфер производства, а также возможностей расширения производства в зависимости от условий рынка. Заработная плата — 35—40 тыс. долл. в год.
Менеджер по производству отвечает за все решения в области маркетинга, которые касаются всего производственного цикла данного вида продукта, начиная с разработки ежегодного плана по маркетингу. Ежегодные заработки — до 50 тыс. долл.
Работникив области рекламы. Менеджер по рекламепланирует и управляет рекламными программами рекламного агентства в соответствии с заказами клиентов. Он планирует рекламную деятельность, исходя из целей клиентов и их финансовых возможностей, координирует деятельность рекламного агентства по разработке рекламных сообщений, выбору подходящих средств массовой информации, времени появления рекламы. Для работы на такой должности необходимо иметь образование в объеме колледжа или университета и 5—10-летний опыт работы в рекламе. Это высокооплачиваемая работа с заработной платой — от 35 до 150 тыс. долл. в год.
Рекламные референты получают информацию у менеджеров по рекламе и у клиентов по постановке задач в рекламе продуктов или услуг, которые нужно рекламировать. В соответствии с финансовыми возможностями клиентов и особенностями средств массовой информации референт разрабатывает вариант рекламных сообщений для радио и телевидения. Для этой специальности достаточно иметь среднее образование. Главное — наличие творческих способностей, хороший литературный язык. Зарплата — 15—80 тыс. долл. в год.
Коммерческие художники трансформируют рекламные идеи в привлекательные, эффективные рекламные сообщения, разрабатывая художественную концепцию рекламной программы. Они сотрудничают с референтами в разработке дизайна рекламного изображения. Коммерческие художники специализируются на конкретном виде передачи рекламы: отправление по почте, каталоги, витринные выставки, радио, телевидение. Для занятия такой должности необходимо иметь диплом учебного заведения по специальности «коммерческое искусство». Наиболее опытные художники работают независимо по прямому заказу клиентов, имея малые единоличные фирмы или товарищества. Заработок — от 15 до 50 тыс. долл. в год.
PR-работники по связи с общественностью.Работники в области связей с общественностью создают и поддерживают общественный образ — имидж фирмы. Они отвечают за продвижение проектов фирмы, работу со средствами массовой информации, поддержание связей с общественностью. Это трудная и квалифицированная сфера деятельности, требующая определенных психологических и внешних данных. Работники этой сферы имеют дипломы по специальностям в области отношений с общественностью или журналистики. Уровень зарплаты — от 20 до 100 тыс. долл. В крупных банках и корпорациях имеются специальные посты вице-президентов по связям с общественностью.
Работники в области производства и транспорта.Это разработчики, конструкторы, промышленные дизайнеры, инспекторы по качеству, менеджеры-диспетчеры по получению и отправке товаров. Их задача — обеспечить непрерывность производственных процессов путем закупки необходимого количества оборудования, машин и сырья высокого качества с наименьшими издержками для фирмы. Агенты по закупкам занимаются обеспечением своевременной доставки необходимых для фирмы деталей, утверждают плату за них. Для этой работы необходимы способности анализировать цифровые данные и техническую информацию. Агентами по закупкам становятся люди с высшим образованием в области управления бизнесом или коммерции. Ежегодный заработок работников этих категорий — от 15 до 40 тыс. долл.
Юристы.Основная часть юристов занята в областях, связанных с бизнесом. В крупных корпорациях имеются юридические отделы. Небольшие фирмы, как правило, не имеют своих юристов. Их правовые нужды обслуживает огромное количество разнообразных юридических контор, которые, в основном, организованы как товарищества или единоличные владения. Уровень доходов юриста — от 50—60 тыс. до нескольких миллионов долларов в год.
Экономическое образование в университетах США
Одна из основных целей экономического образования — научить студентов рассуждать, используя экономические знания в общественной и частной жизни. Эта цель положена в основу «Руководства по разработке учебных программ по подготовке магистра экономики», подготовленного Объединенным Советом по экономическому образованию (Joint Council on Economic Education — JCEE) США. Опрос преподавателей, проведенный на национальном уровне, показал, что 90% респондентов выбрали «подготовку студентов к принятию разумных решений» в качестве важной цели экономического образования. Иногда та же цель формулируется иначе — «научить студентов думать, как экономист».
Экономическое мышление основывается на использовании моделей: спрос и предложение, маржинальный анализ, анализ затрат-выгод, которые помогают понять экономические явления. Такое мышление предполагает умение решать проблемы с использованием экономических методов и экономических понятий, что повышает эффективность экономического поведения. Экономические знания помогают формулировать вопросы, выбирать методы решения конкретных проблем, определять, какие данные и информация нужны в том или ином случаях для решения стоящих задач, понимать и объяснять неожиданные результаты.
Умение экономиста решать проблемы имеет несколько отличительных черт:
• придается особое значение аргументации;
• поскольку экономические проблемы сложны, а аргументация
недостаточна для анализа многих факторов одновременно, используются модели, основанные на учете взаимосвязей;
• предполагается, что понятия экономической теории являются универсальными;
• подход к решению проблем ориентирует экономистов на анализ и сравнение альтернатив, измерение издержек упущений или альтернативных издержек, максимизацию (минимизацию) при заданных ограничениях, эффективность.
Системы непрерывного экономического образования зарубежных стран
В настоящее время в большинстве зарубежных стран успешно развивается система непрерывного экономического образования, опыт применения которой вполне может быть использован нашей страной.
США. Американские специалисты считают, что по мере того, как США будут продвигаться от общества, базирующегося на природных ресурсах, к обществу, развивающемуся на основе людских ресурсов, значение обучения и образования для всех организаций будет стремительно возрастать. Только в промышленности США на обучение персонала ежегодно расходуется до 30 млрд долл. Ежегодный прирост обучающихся в системе непрерывного образования составляет 1 млн человек. В результате достигнут самый высокий уровень продолжительности образования работающего населения за всю историю США. Он составляет в среднем 12,7 лет (в начале 80-х гг. XX в. — 10,9 лет). По данным Национального консультативного совета США по непрерывному образованию, из 23 млн американцев, обучающихся по этой системе, 40% имеют образование на уровне не менее одного года колледжа. Почти 1/3 взрослого населения США, имеющего образование в объеме 5 лет колледжа, занимается в системе непрерывного образования.
Форум «Бизнес — высшее образование», объединяющий руководителей 30 корпораций и 30 университетов США, в докладе американскому президенту констатировал, что конкурентоспособность американской экономики на мировых рынках зависит от трех факторов: капиталовложений, совершенствования технологии, повышения квалификации и мастерства рабочей силы. Подчеркивалась необходимость глубокого изучения проблем, связанных с подготовкой, повышением квалификации и использованием людских ресурсов.
Составными звеньями непрерывного образования США и стран Европы являются: традиционные учебные заведения, учебные центры при промышленных фирмах, профессиональные общества и ассоциации, средства массовой информации.
Высшие учебные заведения организуют и осуществляют последипломное обучение по программам, обеспечивающим получение более высоких степеней; организуют различные курсы, не преследующие цели получения более высоких академических степеней, оказывают помощь учебным центрам промышленных фирм в организации и проведении подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов; организуют заочное обучение с использованием СМИ.
Высшие учебные заведения первостепенное значение придают программам непрерывного образования в области естественных, инженерно-технических и управленческих наук, в которых знания обновляются наиболее интенсивно.
В ряде индустриально развитых стран важное место занимают программы последипломного обучения, обеспечивающие получение званий магистра и доктора философии в определенной отрасли знаний. За последние два десятилетия в США их выпуск значительно возрос. В 1995 г. он составлял 140,5 тыс. человек и 18,2 тыс. человек, а в 1999 г. — 405 тыс. человек и 42 тыс. человек соответственно.
Наряду с последипломным обучением на уровне магистратуры и докторантуры в вузах США, Франции, ФРГ и других стран все большее распространение получают курсы, обучение на которых не преследует цели получения академических степеней. Университеты США, например, ежегодно предлагают около 15 тыс. подобных курсов, на которых проходят обучение около 400 тыс. человек.
В Германии повышение квалификации в рамках непрерывного образования осуществляется с начала 70-х гг. прошлого столетия, когда оно было впервые включено в единую систему образования. Позже закон о высшей школе закрепил за университетами новую функцию — повышение квалификации специалистов.
В Великобританиинепрерывное образование организуется университетами, как правило, по их инициативе. Правительство не оказывает действенной финансовой помощи, в стране нет законов, обязывающих промышленные предприятия выделять средства на непрерывное обучение, в силу чего оно не так распространено, как в других развитых странах. Однако в последнее время правительство поставило перед высшими учебными заведениями задачу усовершенствовать систему непрерывного образования, при разработке новых программ. Им предложено более оперативно реагировать на нужды промышленности.
Организация краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки специалистов и в других странах рассматривается в качестве главной функции традиционных высших учебных заведений в рамках непрерывного образования. Повышается роль и нетрадиционных высших учебных заведений, они организуют обучение без отрыва от производства (заочное, вечернее). Это — кооперативные формы, так называемые «сэндвич курсы», которые получили всеобщее признание. С развитием таких форм обучение без отрыва от производства связывается с решением важных социально-экономических проблем: расширяется доступ к высшим уровням образования населения, в том числе взрослого, реализуется концепция непрерывного образования, преодолеваются трудности, связанные с неблагоприятной демографической обстановкой в ряде стран и др. С учетом этого ЮНЕСКО пришло к выводу, что «...заочная и вечерняя формы обучения должны найти широкое применение на всех уровнях образования».
В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению студентов-заочников. В США с 1975 по 1990 гг. контингент студентов дневных отделений двух- и четырехгодичных колледжей и университетов возрос в 1,8 раза, а вечерних и заочных — в 3,3 раза. Удельный вес студентов вечерних и заочных отделений в общей численности контингента составлял в 1965 г. 31%, а в 1985 г. — 49,5%. Предполагается, что к 2002 г. 75—80% студентов вузов США будут совмещать учебу с работой.
Высокие темпы развития вечернего и заочного образования отмечаются в Великобритании, Японии, Канаде, Австралии и других странах.
Для практической реализации концепции непрерывного образования в ряде стран создаются специальные учебные заведения. К ним относятся так называемые «открытые университеты» в Великобритании, Канаде и других странах, «университеты без стен» в США, телеколледжи в ФРГ, радиоколледжи в Великобритании.
Обширные программы в области непрерывного образования осуществляют промышленные фирмы. 7,5 тыс. крупнейших частных фирм США затратят на эти цели 2 млрд долл., из которых 1,6 млрд долл. расходуется на реализацию собственных программ и 400 млн долл. — на оплату обучения сотрудников в других организациях: университетах, колледжах, учебных центрах других фирм, профессиональных обществах. Практически все крупные промышленные компании, 75% финансовых, транспортных, коммунальных фирм и фирм связи США имеют в своих штатах преподавателей соответствующего профиля, общая численность которых достигает 45 тыс. человек.
Вместе с тем, 90% компаний оплачивают обучение своих сотрудников, а 9% — предоставляют оплачиваемые учебные отпуска сроком не менее одного месяца, 75% компаний проводят обучение в рабочее время. В Японии по программам непрерывного образования непосредственно в компаниях обучаются 80% слушателей, вне компаний — 18%, за границей — 2%. Опросы, проведенные в промышленных фирмах ФРГ, показали, что 85% предпринимателей высказались за осуществление этих программ непосредственно на предприятиях. Фирмы ФРГ ежегодно расходуют около 9 млрд марок на повышение уровня образования и квалификации своего персонала.
Важное место в организации и осуществлении программ непрерывного образования в промышленности индустриально развитых стран отводится учебным центрам фирм, эффективная деятельность которых рассматривается в качестве важнейшего условия дальнейшей интенсификации производства. По мнению многих экспертов США, эта проблема является более актуальной, чем подготовка научно-технических и инженерных кадров, так как количество работников, нуждающихся в повышении квалификации значительно превышает контингент студентов, и этот разрыв будет увеличиваться.
В целом, по мнению специалистов, программы непрерывного образования, осуществляемые фирмами,отличаются высокой эффективностью. Это обусловлено следующими обстоятельствами: на производстве четко определен образовательный и квалификационный уровень, требуемый для каждого конкретного работника, и проводится обучение именно тех кадров, которые есилу производственной необходимости нуждаются в пополнении знаний; при равных затратах в учебных центрах фирм будет обучаться значительно большее количество специалистов, чем на краткосрочных курсах профессиональных обществ или по программам непрерывного образования университетов; большинство преподавателей учебных центров фирм в учебном процессе широко используют практический опыт обучаемых; концентрация внимания слушателей на реальных задачах фирм внутренне стимулирует их к повышению квалификации и уровня знаний.
Профессиональные обществаиграют важную роль в популяризации идеи непрерывного образования и ее практической реализации. Их деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
• пропаганда концепции непрерывного образования и реклама ее возможностей путем организации научных конференций, симпозиумов, семинаров, издания трудов и специализированных журналов;
• разработка собственных учебных программ, а также компетентная оценка программ, разрабатываемых вузами, учебными центрами промышленных фирм, что является как наиболее сильной стороной в деятельности профессиональных обществ;
• создание учебных материалов в виде видеокассет и их распространение среди членов обществ;
• определение критериев для аттестации специалистов. Профессиональные общества осуществляют свою деятельность в тесной связи с предприятиями соответствующих отраслей промышленности и высшими учебными заведениями, многие из которых являются коллективными членами этих обществ.
Средства массовой информации(телевидение, радио, печать и т. п.) являются основой для организации обучения по заочной форме. Использование телевидения с этой целью получает широкое распространение во многих странах мира. Учебный материал передается по спутниковому телевидению, общенациональным и местным программам, телеустановкам предприятий и организаций.
Среди различных форм непрерывного образования в странах Восточной Европы, в том числе бывших социалистических, наибольший интерес для России представляет постановка и организация системы повышения квалификации кадров.Проводится большая работа по созданию широкой сети институтов, факультетов и курсов повышения квалификации специалистов, а также их научно-методического обеспечения. С постоянным непрерывным расширением и углублением общеобразовательных и профессиональных знаний связывается успешное претворение в жизнь задач перехода к рыночной системе отношений в обществе. С другой стороны, возрастающее внимание к непрерывному образованию в этих странах обусловлено стремлением к повышению уровня благосостояния и культуры народа, гармоничному развитию личности.
Типичная университетская программа подготовки студентов США по специальности «Экономика»
Обычно программа подготовки по специальности «Экономика» в американских университетах начинается с двухсеместрового вводного курса макроэкономики и микроэкономики. Иногда обе дисциплины объединяются в единый односеместровый курс. Эти вводные курсы предназначены для студентов, специализирующихся не только на экономике, но и в области делового администрирования, политических наук. Вводный курс решает также общеобразовательные задачи.
Освоив вводные курсы, большинство студентов переходят к изучению двух промежуточных теоретических курсов (микроэкономика и макроэкономика) и базового курса количественных методов. При изучении промежуточных курсов идеи, изучавшиеся на вводной стадии, рассматриваются вновь, с помощью более мощного инструментария.
Промежуточные теоретические курсы преследуют три цели. Во-первых, они показывают, как используется экономическая теория на практике, помогая познавать сущность экономических явлений, как взаимодействуют теория и явления в реальной жизни, порождая новые знания, новые концепции, новые теории. Во-вторых, они предоставляют студенту необходимые инструменты экономического анализа, используемые далее в курсах по выбору. В-третьих, они дают представления, облегчающие выбор будущей специальности.
На следующей стадии обучения студентам предоставляется возможность получить углубленные знания в какой-либо области экономических наук по выбору. Например, международная торговля, экономическая история, общественные финансы, деньги, городская или региональная экономика, экономика природопользования, сравнительные экономические системы, экономическое развитие (полный перечень специализаций, предлагаемых будущим экономистам в американских университетах, можно найти в Интернете).
В США экономическую теориюежегодно изучают более миллиона студентов. Около 32 000 человек со степенью магистра ежегодно выпускаются 900 университетами и колледжами, предлагающими эту дисциплину в качестве профилирующей. Факультеты экономики распределены между колледжами искусств и наук (65%), школами бизнеса (30%) и небольшим количеством других административных единиц (школами социальных наук или административных наук).
Большинство студентов, выбравших экономическую теорию в качестве профилирующей на уровне бакалавриата, планируют продолжить свое экономическое образование, однако фактически меньше половины из них реализуют этот план. Из тех, кто продолжает учиться, около половины поступают в магистратуру делового администрирования, многие — в юридические школы; менее 3% поступают на программы подготовки доктора философии по экономике. Выпускники со степенью магистра экономики работают всюду, и лишь немногие из них рассматривают себя как «экономистов».
Система высшего образования за рубежом...
... в Соединенных Штатах Америки
В США высшее образование состоит, как правило, из трех этапов. Например, на инженерных факультетах первый этап(продолжительностью обычно в 4 г.) завершается присвоениемокончившему академической степени бакалавра.Первые 2 года студент изучает общеобразовательные дисциплины, независимо от дальнейшей специализации; в последующие 2 года — комплекс предметов по избранной специальности и специальные главы общенаучных дисциплин. Все дисциплины делятся на обязательные и альтернативные. Альтернативные иногда начинаются с 1-го курса. При этой системе образования на 3-м и 4-м году обучение студентов проводится по индивидуальным планам.
Первый этап обучения завершается чаще всего выполнением небольшой дипломной работы или специального реферата. Обучение на этом этапе только теоретическое; как правило, учебная и производственная практики не проводятся. В отдельных вузах имеются весьма малочисленные потоки студентов, обучающихся по «кооперативной программе», с теоретической и практической подготовкой на предприятиях. По этой программе длительность обучения на первом этапе 5 лет, иногда 4 года 3 месяца (за счет почти полной ликвидации каникул).
По уровню знаний бакалавр может быть приравнен к студентам, окончившим 4 курса советского вуза со сдачей государственных экзаменов.
Второй этап обучения (продолжительностью около 2 лет) заканчивается присуждением 2 академической степени — магистра наук, которая примерно эквивалентна диплому выпускника советского вуза. На этом этапе обучающиеся называются студентами повышенных степеней и делятся на 3 категории: «регулярные студенты» — желающие пройти полный курс и получить степень магистра; «условные студенты», которые не удовлетворяют полностью всем требованиям для зачисления на магистерский курс, но могут ликвидировать свои пробелы в образовании и впоследствии стать «регулярными студентами»; «специальные студенты», не претендующие на получение степени магистра, но желающие углубить свои знания в какой-либо одной области (из числа изучаемых предметов).
Каждый зачисленный на магистерский курс прикрепляется к профессору-советнику, с помощью которого разрабатывается индивидуальный учебный план, а также выбирается и утверждается кафедрой тема диссертации (или проекта). Диссертация может быть выполнена и защищена не во всех вузах — в некоторых магистерский курс заканчивается сдачей экзаменов по изучаемым дисциплинам. Успеваемость студентов должна быть не ниже «хорошо» (по терминологии советских вузов). Цель учебных планов магистерского курса — освоение студентами более узкой специализации, чем при подготовке к соисканию степени бакалавра. Все обучение направлено на повышение теоретического уровня образования по избранной специальности и выработке у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Получившие степень магистра поступают чаще всего на работу в исследовательские организации.
В отдельных ВУЗах США на инженерных факультетах готовят бакалавров и магистров по особым учебным планам. Первые три курса — общеинженерная подготовка (математика, физика, химия, графика, механика, экономика, термодинамика, механика жидкости, электротехника, материалы); затем студент избирает или одногодичный план для получения степени бакалавра, или двухлетний — для получения степени магистра. На двухлетний магистерский курс зачисляются лишь успешно окончившие первые 3 курса (с оценкой «хорошо» по всем предметам).
Третий этап образования для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра, проходит на фирме, где в течение 1—2 лет они углубляют специальные знания, изучают технологию производства, а также некоторые «секреты» фирмы. Обучение носит узкоспециализированный характер, так как проводится применительно к тому рабочему месту, которое будет занимать специалист после завершения курса подготовки. Совершенствуется система повышения квалификации специалистов, которая нередко рассматривается как «продолженное образование».
Высшее вечернее и заочное инженерно-техническое образование не имеет в США широкого распространения. Из 172 инженерных вузов только в 13 (8,7%) имеется вечерняя форма образования.
Вечернее высшее образование имеет 2 формы: изучение полной программы для получения академической степени; изучение программы по отдельным дисциплинам — для повышения квалификации. Учебный план и программы те же, что и для дневной формы обучения — по соответствующим специальностям. Из планов вечерних факультетов исключаются лишь курсы «профориентации», «физическая культура» и военная подготовка». Учебные занятия со студентами проводятся 2—3 раза в неделю по 2 часа лекций, либо 3 часа лабораторных занятий. По данным Ренселеровского политехнического института, лишь один из десяти студентов вечерних факультетов получает степень.
Ряд ВУЗов для повышения квалификации работающих организует вечерние факультеты, по окончании которых выпускник не имеет права претендовать на академическую степень. Заочная система организована только для изучения отдельных дисциплин. При вузах создаются подразделения для изготовления учебных пособий, короткометражных фильмов, диапозитивов и др. Имеются различные учреждения, которые разрабатывают психолого-педагогические основы применения технических средств обучения в учебном процессе. Широко используется в учебном процессе телевидение (внутреннее и внешнее), звуко- и видеозаписи, киноаппаратура, разнообразные обучающие и контролирующие машины программированного обучения, лингафонные кабинеты и др.
... в Великобритании
Всистему высшего образования Великобритании входят, главным образом, университеты. Подготовка инженерных кадров осуществляется в колледжах и на технических факультетах, входящих в состав университетов, а также в самостоятельных институтах и колледжах. Значительная часть студентов работает и учится. Все студенты делятся на слушающих университетский курс в полном объеме и работающих в течение всего академического года и поэтому изучающих лишь часть курса. При университетах созданы специальные отделения студентов-вольнослушателей. Среди этой категории есть «случайные студенты», которые изучают лишь отдельные предметы.
После 3—4-годичного курсастудентам, спешно выдержавшим все экзамены, присваивается академическая степень бакалаврасоответствующей отрасли науки, культуры, права, богословия и медицины.
В Оксфордском университете степень бакалавра литературы или науки присуждается после выполнения небольшого специального исследования, не имеющего, по существу, научного значения. В «Империал-колледж», который, по мнению английских ученых, наряду с Кембриджским университетом дает лучшее в Великобритании техническое высшее образование — 3-годичный срок обучения. На 1-м курсе строительного, авиационного, механического, электротехнического и химического факультетов — единые учебные планы и программы. Различия в учебных планах и программе на 2-м курсе — незначительны, что позволяет студенту в конце 2-го курса перейти с одного факультета на другой. На 3-м курсе каждого факультета около 20 специальных предметов (преимущественно по новым отраслям науки и техники), из которых студент по выбору должен сдать 5. В период летних каникул (3 месяца) студентам рекомендуется применять свои знания