Порядок зачислений в высшее учебное заведение и отчислений из вуза
Награжденныепо окончании средней общеобразовательной школы золотой (серебряной) медалью, а также лица, окончившие с отличием среднее специальное учебное заведение,при поступлении на учебу в высшее учебное заведение сдают экзамен из числа конкурсных(установленный приемной комиссией). При получении оценки «отлично» на конкурсном экзамене они освобождаются от других экзаменов и зачисляются в высшее учебное заведение, а при получении иных положительных оценок сдают все экзамены на общих основаниях.
Решение приемной комиссии о зачислении в состав студентов оформляется протоколом, в котором указываются основания зачисления (без испытаний, вне конкурса, по конкурсу, а также основания зачисления лиц, набравших полупроходной балл).
На основании решения приемной комиссии ректор высшего учебного заведения издает в установленные сроки приказ о зачислении в состав студентов, который доводится до сведения абитуриентов по окончании заседания мандатной комиссии.
Лицам, не прошедшим по конкурсу, выдаются по их заявлению справки о сданных вступительных испытаниях для участия в конкурсе в других учебных заведениях.
Студентом высшего учебного заведения является гражданин, зачисленный на обучение приказом ректора.Студенту выдается студенческий билет и зачетная книжкаустановленного образца.
Перевод студентов из других вузов в данное высшее учебное заведение по всем формам обучения производится с согласия ректора при наличии вакантных мест в порядке, определенном Министерством образования РФ.
Перевод с одной формы обучения или специальности на другую внутри высшего учебного заведения осуществляется приказом ректора по заявлению студента, как правило, в период каникул и работы приемной комиссии при условии успешного выполнения учебного плана не менее, чем двух семестров, и при наличии вакантных мест. При этом студент обязан ликвидировать разницу в учебном плане до начала обучения по новой форме или специальности обучения.
Студенты могут быть отчислены из высшего учебного заведения на следующих основаниях:
по собственному желанию, в том числе в связи с переводом в другое учебное заведение; в связи с ухудшением состояния здоровья или по болезни;
за академическую неуспеваемость, при получении трех и более неудовлетворительных оценок и не ликвидации академической задолженности в установленные сроки;
за нарушение правил внутреннего распорядка высшего учебного заведения, его Устава и Правил проживания в общежитии;
в случае лишения свободы по приговору суда;
за нарушение условий договора (для студентов, обучающихся на платной основе).
По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту вуза предоставляется академический отпускв порядке, устанавливаемом Министерством образования РФ. Восстановление в число студентоввысшего учебного заведения, отчисленных по собственному желанию или уважительной причине, производится в течение 5 лет с момента отчисления с сохранением той основы обучения (платной или бесплатной), с которой он| был отчислен. Восстановление студентов, отчисленных за академическую неуспеваемость или по иной неуважительной причине, может быть произведено на курс не ниже второго при наличии вакантных мест на соответствующем курсе и ликвидации имеющейся академической задолженности.
5.5. Организация образовательного процесса в вузе
Образовательный процесс в высшем учебном заведении — это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава; учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, обеспечивающая г подготовку квалифицированных специалистов по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочими учебными планами. Общие требования к организации образовательного процессав вузе I таковы:
• организация образовательного процесса регламентирована рабочим учебным планом, годовым календарным графиком учебного процесса и расписаниями занятий;
• вуз самостоятельно выбирает систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации студентов;
• освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников;
• обязательное научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершению уровня образования.
Основным подразделениемвысшего учебного заведения, реализующим учебный процесс, является кафедра.
Конкретные направления деятельности кафедры по обеспечению различных аспектов образовательного процесса регламентированы Положением об организации учебного процесса в вузе.
Одна из важнейших задач преподавательского состава — формирование мотивированного отношения обучающихся к процессу получения знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы в народном хозяйстве и структурах бизнеса, развитие у обучаемых самостоятельности, инициативы, творческих способностей.
Профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения имеет право выбирать методы, методику, средства обучения и содержательное оформление занятий, проведения научных исследований, наиболее полно отвечающих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество образовательного процесса.
Основными документами, определяющими организацию и планирование образовательного процесса в высшем учебном заведении, являются рабочие учебные планы, рабочие программы и расписание учебных занятий.
Рабочий учебный план— это руководящий документ, устанавливающий основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебной работы, время изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании знаний обучаемых и определяющий формы и виды контроля знаний студентов. В рабочем учебном плане в пределах установленного срока обучения предусматриваются теоретические и практические занятия, экзаменационные сессии, каникулы, все виды учебной практики и итоговой аттестации.
Рабочая программа— это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учетом специализации, является единой для всех форм обучения.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно графику учебного процесса.
Расписание учебных занятий— документ, связывающий в единую систему все звенья и элементы образовательного процесса и регламентирующий образовательную работу обучающихся, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Расписание составляется учебным отделом на семестр и утверждается ректором высшего учебного заведения. Составление расписания занятий — завершающий этап планирования образовательного процесса. В расписании содержится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием лиц, проводящих занятия, и изучаемых тем. Расписание занятий должно соответствовать рабочему учебному плану и рабочим программам, отвечать основным педагогическим требованиям.
Образовательная деятельность высшего учебного заведения организуется и осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава и самостоятельной, работы студентов.
Основными видами занятий являются:лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа (проект); самостоятельная работа, коллоквиум, дискуссия (круглый стол), консультация; игры, групповые упражнения, комплексные учения, компьютерные тренинги; практика (учебная, стажировка, производственная, преддипломная) и другие.
Лекцияявляется одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки студентов. Ее цель — дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах.
Каждая дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондовыми лекциямипо наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия темам. Фондовые лекции проходят внутреннее и внешнее рецензирование, обсуждаются на кафедре или методической секции и утверждаются заведующим кафедры.
Семинарпроводится по основным и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, привития навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала. Для качественной подготовки студентов к семинарам на кафедре разрабатываются задания, которые выдаются обучаемым до проведения первых занятий по теме семинара.
Практическое занятиепроводится с целью закрепления теоретических знаний, приобретения определенных навыков. Главным содержанием данного вида учебных занятий является практическая работа каждого студента.
Лабораторное занятиеимеет целью закрепить теоретические положения изучаемой темы, обучить студентов методам экспериментальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с лабораторным оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами. Лабораторные работы выполняются студентами самостоятельно под руководством преподавателя, за исключением случаев, когда по характеру работ требуется участие нескольких студентов одновременно или когда недостает необходимого оборудования.
Контрольная работавыполняется письменно в порядке ответов на вопросы или решения задач в объеме изучаемого материала. Для обучаемых по очной форме контрольные работы проводятся во время плановых аудиторных занятий. Содержание заданий по каждой контрольной работе и порядок ее проведения утверждается заведующим кафедрой.
Рефератявляется традиционной формой активного обучения. Работа над рефератом позволяет значительно расширить круг источников, изучаемых студентами; рассмотреть проблемы и явления сразных точек зрения; выработать собственный взгляд на проблему; способствует формированию у студентов мировоззрения, опирающегося на исторические традиции и моральные ценности.