Роль гуманитарных и общественных наук в формировании мировоззрения экономиста
Высшее образование — это сплав профессиональных знаний и убежденности, свойственных современному образу жизни.
Формирование современного экономиста предполагает творческое овладение каждым студентом фундаментальной экономической теорией. Учение о законах развития общества — это главный компас на пути к социальному и экономическому прогрессу. Невозможно переоценить значение глубокого и систематического усвоения фундаментальной экономической науки, сознательного, вдумчивого усвоения, а не механического заучивания отдельных истин и формул. Только тогда знание теории чего-нибудь стоит, когда оно превращается в убеждение, подкрепляется делом. Иначе говоря, каждый экономист должен быть активным и способным, на деле проводить экономическую политику, вести хозяйственный процесс с максимальной эффективностью.
В деле воспитания современного рыночного мировоззрения важная роль принадлежит общественным наукам. Выявлять во всем многообразии и учитывать в практической деятельности общие закономерности социально-экономического развития возможно лишь на основе глубокого знания современной экономической теории. Эти знания вооружают всех, кто стремится постичь законы общественного развития, новыми теоретическими положениями, выводами и фактическими данными, позволяющими лучше понять содержание всемирно-исторического процесса интеграции мировой экономики.
Место общественных наук в системе высшего образования экономистов определяется следующим:
во-первых, они имеют общее образовательное значение, давая студенту-экономисту систему знаний о законах развития современного мира, а это необходимо для широты его кругозора, высокой общей культуры;
во-вторых, они необходимы экономистам-специалистам для их полноценной экономической и хозяйственной деятельности;
в-третьих, они имеют огромное воспитательное значение.
4.6. Роль фундаментальных экономических наук в подготовке дипломированного специалиста
Экономика, являясь частью общественных наук, широко использует достижения других современных наук и в том числе информатики, математики, компьютерных технологий, социологии и др. Особенно возрастает роль фундаментальных наук в подготовке экономиста любой специальности в условиях научно-технической революции. Непременным условием овладения такими важнейшими прикладными дисциплинами, как маркетинг, менеджмент, прогнозирование и планирование, и др., является приобретение навыков фундаментального, теоретического мышления, а также наличие глубоких знаний общих математических и естественно-научных дисциплин.
Будущему экономисту необходима более глубокая и целенаправленная фундаментальная экономическая подготовка по теории информатики, психологии, педагогике; концепциям современного естествознания, теории регионалистики, экономической географии и др. Без знаний общих фундаментальных концепций современного естествознания нельзя изучать такие сложные науки, как экономика природы, общества и человека.
В настоящее время в экономическую практику успешно внедряются компьютерные технологии, Интернет с помощью которых выполняются сложнейшие экономические работы.
Чтобы использовать достижения мировой экономической науки, современный экономист должен в совершенстве владеть одним, лучше двумя или несколькими иностранными языками, включая традиционный английский язык, который является общим для всех экономистов.
Современная экономическая наука охватывает ряд частных специальностей, количество которых возрастает с каждым десятилетием, что объясняется прежде всего расширением знаний и необходимостью обеспечить техникой проведение соответствующих мероприятий.
Особенно большое внимание современная экономическая наука уделяет диагностике, используя в этих целях такие специальности, как маркетологи, аналитики прогнозисты; создавая в ходе специальных исследований всевозможные экспериментальные модели. Такое использование теоретических специальностей в практических целях имеет огромное положительное значение и для развития этих специальностей.
Вместе с тем следует отметить, что продолжающееся расчленение когда-то единой экономической науки на макро-, микроэкономику и др. имеет и свои отрицательные стороны. Одна из отрицательных сторон заключается в некоторой разрозненности и фрагментарности общетеоретических представлений. Будущий экономист, впервые встречаясь с реальной многоаспектной и сложной хозяйственной практикой, должен приступить, к овладению глубокими знаниями по фундаментальным дисциплинам.
Фундаментальная теоретическая подготовка студента — залог успешной деятельности будущего экономиста.
Глава 5 Образовательные заведения, обучающие экономистов
Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием проводится государственными и коммерческими высшими учебными заведениями, факультетами и кафедрами в соответствии с кадровой политикой Министерства образования Российской Федерации.
Эти учебные заведения призваны осуществлять деятельность, Направленную на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований, обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования, повышения образовательного уровня специалистов.
Выполнение требований Государственного образовательного стандарта является основным условием успешной аттестацииобразовательного учреждения (получения права на ведение образовательной деятельности) и последующей его аккредитации(получения права на выдачу диплома государственного образца).
Общие положения организации вуза
Высшее учебное заведение является учреждением высшего профессионального образования.
Учредителем государственных высших учебных заведений являлся Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Каждый вуз, обучающий экономистов, должен иметь лицензию, Выданную Госкомвузом Российской Федерации, на право реализовывать программы высшего профессионального образования различных ступеней, программы послевузовского профессионального Образования в области гуманитарных и экономических наук.
Вуз считается имеющим государственную аккредитацию, если она получена в соответствии с постановлением Госкомвуза России.
Вуз в своей деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. № 597;
нормативными правовыми актами Министерства образования РФ;
Уставом, а также локальными актами (приказами, распоряжениями и другими актами), регламентирующими его деятельность.
Вуз обладает автономностью, то есть самостоятелен в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, приводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом вуза
Высшее учебное заведение:
является самостоятельным субъектом с правами юридического лица;
имеет собственную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации;
имеет свое наименование, штамп, самостоятельный баланс
имеет права оперативного управления государственным имуществом, закрепленным за ним учредителем;
имеет свою официальную символику, утверждаемую Ученым советом вуза;
может иметь филиалы.