ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках.

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках.

Конкуренция – соперничество экономических агентов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Совершенная конкуренция – поведение производителей и продавцов в условиях, когда ни один из них не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену.

Несовершенная конкуренция – поведение производителей и продавцов в условиях, когда они в состоянии контролировать рыночные цены.

Монополия – организация рынка, когда на нем существует единственный продавец или покупатель.

Олигополия – организация рынка, при которой существуют несколько продавцов, а доля каждого из них настолько велика в общих продажах, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.

Детерминанты конкурентных преимуществ конкретных стран:

– достаточность факторов производства, в том числе квалифицированной рабочей силы, капитала, природных ресурсов, инфраструктуры;

– наличие родственных и поддерживающих отраслей;

– устойчивый внутренний спрос;

– эффективная государственная политика;

– положительные особенности исторического развития;

– разработка реализация компаниями эффективной стратегии создания и реализации конкурентных преимуществ.

Уровни конкурентной борьбы составляют:

– макроуровень – уровень конкуренции между экономиками суверенных государств;

– мезоуровень – уровень конкуренции между компаниями, корпоративными объединениями (конгломератами, холдингами) и отраслями конкретных государств;

– микроуровень – уровень конкуренции между товарами и услугами.

Макроэкономическая конкурентоспособность – это обеспечиваемая правительством страны и центральным банком устойчивость макроэкономических показателей национальной экономики, в частности, валютного курса, уровня цен, процентных ставок, доходов и расходов бюджетной системы, обусловливающая стабильность деятельности национальных компаний.

Конкурентоспособность достигается в результате конкурентной борьбы. Конкурентная борьба в условиях мирового рынка характеризуется предельной жесткостью. Проигравшие конкурентную борьбу перестают быть субъектами рыночных отношений.

Конкурентоспособность есть важнейшее направление риск-менеджмента, сочетание эффективности хозяйственной деятельности и экономической безопасности.

Низкая конкурентоспособность современной российской экономики определяется:

– недостаточной инновационной активностью;

– неразвитой структурой экономики, предопределяющей низкий уровень производительности труда и низкий показатель ВВП на душу населения;

– деформированной структурой внешнеэкономического обмена;

– незавершенностью процессов концентрации и централизации производства и капитала;

– низким уровнем развития финансового рынка и банковского сектора.

Существуют четыре вида международных конкурентных стратегий:

– научно-техническое лидерство;

– динамичное навёрстывание;

– формирование олигополистической структуры, при которой рынок контролируется несколькими крупными компаниями;

– конкуренция за инвестиции.

ВОПРОС 18. Сущность, факторы и теории экономического роста.

ВОПРОС 19. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Факторы, влияющие на рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Спрос – желание и способность покупателей приобретать блага, т. е. товары и услуги.

Предложение – желание и способность продавцов поставлять для продажи блага, т. е. товары и услуги.

Кривая спроса – графическое изображение взаимосвязи между рыночной ценой и количеством товара, запрашиваемого покупателем по этой цене.

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках. - student2.ru

Рис. 1. Кривая спроса

Кривая предложения – графическое изображение взаимосвязи между рыночной ценой и количеством товара, предлагаемого производителями на рынке по этой цене.

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках. - student2.ru

Рис. 2. Кривая предложения

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках. - student2.ru

Рис. 3. Равновесие спроса и предложения

На спрос и предложение помимо цены и количества товара влияют: доходы потребителей; объем рынка; цены на товары-заменители; вкусы и предпочтения потребителей.

Коэффициент эластичности – показатель, отражающий процентное изменение одной переменной при процентном изменении другой переменой.

Эластичность спроса (Е) – степень изменения в количестве покупаемого товара при изменении его цены.

Рис. 1. Кривая совокупного спроса

Совокупное предложение (AS – aggregate supply) – стоимость произведенных в экономике благ, которые предполагается продать в данный период.

Совокупное предложение зависит от динамики рынков факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов), от изменений в технологиях и соответственно в производительности труда.

Кривая совокупного предложения отражает зависимость между реальным ВВП и общим уровнем цен.

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках. - student2.ru

Рис. 2. Кривая совокупного предложения

Различают краткосрочную и долгосрочную кривые совокупного предложения. Это связано с тем, что в краткосрочном периоде фактически достигнутый реальный ВВП может не совпадать с потенциальным ВВП, т. е. максимально возможным ВВП, достигаемым при использовании всех имеющихся в экономике производственных мощностей.

Краткосрочная кривая совокупного предложения имеет вид:

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках. - student2.ru

Рис. 3. Краткосрочная кривая совокупного предложения

Эта кривая имеет положительный наклон, поскольку в краткосрочном периоде реальный ВВП может изменяться при росте цен.

Но потенциальный ВВП не зависит от цен. Поэтому долгосрочная кривая совокупного предложения имеет вид прямой.

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках. - student2.ru

Рис. 4. Долгосрочная кривая совокупного предложения

Долгосрочная кривая совокупного предложения (LAS – longterm aggregate supply) может сдвигаться вправо с расширением потенциала экономики.

Долгосрочное равновесие – состояние экономики, которое на графике определяется пересечением трех кривых: кривой совокупного спроса (AD); краткосрочной кривой совокупного предложения (AS); долгосрочной кривой совокупного предложения (LAS).

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках. - student2.ru

Рис. 5. Долгосрочное равновесие экономической системы

Долгосрочное равновесие также может быть изображено ломаной линией (рис. 6).

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках. - student2.ru

Рис. 6. Альтернативный вариант изображения долгосрочного равновесия экономической системы.

На рис. 6:

– KL – увеличение ВВП при неизменности цен;

– LN – увеличение ВВП при растущих ценах;

– NM – повышение цен не приводит к росту ВВП.

России в ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) основана в 1995 году и является преемницей генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключённого в 1947 году. В рамках ГАТТ были проведены переговоры по сокращению таможенных тарифов, антидемпингу и нетарифным мерам регулирования ВЭД.

Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) регулирует сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) устанавливает основные принципы в сфере охраны прав интеллектуальной собственности.

ВТО декларирует обеспечение благоприятных условий доступа товаров развивающихся стран на мировые рынки. Однако развивающиеся страны не имеют возможности поставлять без ограничений сельскохозяйственную продукцию в развитые страны.

Вступление России в ВТО не приведёт к облегчению допуска отечественных компаний на зарубежные рынки, поскольку таможенные тарифы на экспортную продукцию установлены основными торговыми партнёрами на двусторонней основе при предоставлении нашей стране режима наибольшего благоприятствования.

По экспертным оценкам, вступление России в ВТО приведёт к выгодам для отечественных предприятий в сумме до 23 млрд. долл. США, но обернётся потерей для отечественных производителей внутреннего рынка в объеме около 90 млрд. долл. США в год.

5. Лишь около 2,5 % российского экспорта в настоящее время используются антидемпинговые процедуры. Поэтому вступление в ВТО незначительно повлияет на российский экспорт.

ВОПРОС 17. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции на мировых рынках.

Конкуренция – соперничество экономических агентов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Совершенная конкуренция – поведение производителей и продавцов в условиях, когда ни один из них не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену.

Несовершенная конкуренция – поведение производителей и продавцов в условиях, когда они в состоянии контролировать рыночные цены.

Монополия – организация рынка, когда на нем существует единственный продавец или покупатель.

Олигополия – организация рынка, при которой существуют несколько продавцов, а доля каждого из них настолько велика в общих продажах, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.

Детерминанты конкурентных преимуществ конкретных стран:

– достаточность факторов производства, в том числе квалифицированной рабочей силы, капитала, природных ресурсов, инфраструктуры;

– наличие родственных и поддерживающих отраслей;

– устойчивый внутренний спрос;

– эффективная государственная политика;

– положительные особенности исторического развития;

– разработка реализация компаниями эффективной стратегии создания и реализации конкурентных преимуществ.

Уровни конкурентной борьбы составляют:

– макроуровень – уровень конкуренции между экономиками суверенных государств;

– мезоуровень – уровень конкуренции между компаниями, корпоративными объединениями (конгломератами, холдингами) и отраслями конкретных государств;

– микроуровень – уровень конкуренции между товарами и услугами.

Макроэкономическая конкурентоспособность – это обеспечиваемая правительством страны и центральным банком устойчивость макроэкономических показателей национальной экономики, в частности, валютного курса, уровня цен, процентных ставок, доходов и расходов бюджетной системы, обусловливающая стабильность деятельности национальных компаний.

Конкурентоспособность достигается в результате конкурентной борьбы. Конкурентная борьба в условиях мирового рынка характеризуется предельной жесткостью. Проигравшие конкурентную борьбу перестают быть субъектами рыночных отношений.

Наши рекомендации