Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия. Сущность трансакционных издержек.
Под трансакционными издержками понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики. Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса.
Иера́рхия (от др.-греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типадерево; принцип управления в централизованных структурах[1]. Ситуативно подчинённость может возникать по горизонтальному принципу, это качество гибкости системы управления.
Хозяйственная система - особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. Это означает, что не существует «броуновского движения» в хозяйственной деятельности людей, как это может показаться на первый взгляд. Процесс производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляющийся в разнообразных формах, всегда оказывается организованным тем или иным образом. Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Выделенные слова формируют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе. Можно сказать, что различные субъекты хозяйственных систем в истории человеческой цивилизации, будь то первобытная община, рабовладельческая латифундия, феодальное поместье, капиталистическое или социалистическое предприятие - это различным образом устроенные информационные системы, которые и предопределяют способ решения трех основных задач хозяйственной жизни. Кто же и как осуществляет координацию выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности? Ведь каждый человек строит свои собственные планы, у каждого свои вкусы и предпочтения, свои представления о способах, посредством которых необходимо осуществлять производство благ. Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный, или стихийный порядок и иерархию. В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т. е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю. Но как возможно осуществить такую задачу, если человек, ведущий домашнее хозяйство или руководитель фирмы не в состоянии окинуть взглядом весь «экономический космос», по выражению Вальтера Ойкена, известного немецкого экономиста? Конечно, в хозяйстве Робинзона на маленьком острове или в рамках относительно небольшого первобытного племени количество имеющихся ресурсов и комбинации их альтернативного использования представляют собой величину, поддающуюся учету.
Понятие экономической системы. Критерии и типы классификации экономических систем.
Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:
• социально-экономические отношения;
• организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
• хозяйственный механизм;
• система стимулов и мотиваций участников;
• экономические связи между предприятиями и организациями.
Модели смешанной экономики.
Смешанная экономика — это экономика, которая включает как частную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В рамках смешанной экономики частные предприятия имеют право обладать средствами производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников. Ряд услуг и элементов инфраструктуры финансируются за счёт налогов, субсидируются из бюджета либо принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, и т.д. Вводится ряд специальных налогов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.
Государство также осуществляет:
• регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное;
• защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды.
Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации — массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 107с ВВП. причем более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.