Тема №1. Предмет, метод и структура истории экономических учений.
Тема №1. Предмет, метод и структура истории экономических учений.
1.Верно ли, что учебники по истории экономических учений, написанные до 90-х гг. XX в., морально устарели?(да)
2.Когда возникают экономические учения?
1) с появлением человеческого общества, его экономической деятельностью;
2) с возникновением отдельных экономических идей;(да)
3) с формированием определенной системы экономических взглядов;
4) с развитием рыночной экономики.
3.Тождественны ли понятия «история экономических учений» и «история экономической мысли»?
(История экономических учений является составной частью истории экономической мысли — более широкого понятия, включающего не только теоретические взгляды)
4.Что означает классовый характер истории экономических учений?
1) она безразлична к социальным вопросам;
2) она отражает личные взгляды автора;
3) каждое экономическое учение отражает систему взглядов той или иной социальной группы на экономическую деятельность общества;(да)
4) наука неидеигизирована, она выражает только общие законы развития экономики.
5.Предметом истории экономических учений является
1) история развития хозяйственных систем;
2) выяснение принципов рационального хозяйствования;
3)исторический процесс возникновения, формирования, развития, борьбы и смены экономических учений. (да)
6.Какова специфика истории экономических учений среди других учебных дисциплин?
1) является частью общей экономической теории;
2) имеет свой предмет и метод;(да)
3)входит в систему экономических наук;
4) позволяет делать макроэкономический анализ.
7.Что является критерием отнесения теоретических школ к эволюционным?
1) призывы к революции;
2) к реформированию систем;
3) к конвергенции и взаимопроникновению;
4) ответ 2 и 3.(да)
8.Место истории экономических учений в системе экономического образования определяется
1) ее предметом;
2) методами познания;
3) тем и другим;(да)
4)выполняемыми функциями.
9.Структуру современного курса ИЭУ определяют
1)этапы развития всемирной истории, как правило, общественно- экономической формации;
2) экономическое развитие отдельных стран;
3)история этапов развития рыночной экономики : дорыночная экономика, экономика эпохи свободной конкуренции, регулируемая рыночная экономика;
4) основными современными школами.(да)
10.Изучая направления развития экономических учений, надо знать
1)(да) исторические условия возникновения учения, его роль в общественном развитии;
2) происхождение носителя идей, чьи интересы отражал;
3) оценку с позиции современной науки (абсолютивизм) и конкретного исторического этап (релятивизм);
4) частную жизнь автора идеи.
11.История экономических учений- это
1) самостоятельная учебная дисциплина;(да)
2) часть экономической теории;
3) входит в блок социально- политических дисциплин;
4) составная часть марксизма.
12.Какой из принципов познания является определяющим при изучении истории экономических учений?
1) аналитический;
2) (да)исторический с использованием хронологического приема изложения;
3) сопоставительный анализ;
4) описательный;
5) моделирование.
13.Какая из функций ИЭУ преобладает в условиях переходных экономик СНГ?
1) методологическая;(да)
2) идеологическая;
3) познавательная;
4) прагматическая.
14.На каком этапе экономическая наука обособилась в самостоятельную отрасль знаний, а ученые приступили к разработке ее категориального аппарата?
1) в эпоху дорыночной экономики (до XVII в.);
2) экономики свободной конкуренции (XVIII-XIX вв.);(да)
3) в период формирования регулируемой рыночной экономики (нач. XX в.);
4) с появлением марксистской теории.
Тема №3. Меркантилизм.
1. Меркантилисты считали источником богатства:
1) производство;да 2) потребление; 3) сферу обращения; 4)сферу платежа.
2. Основателем «Банка Женераль» являлся известный экономист:
1) Д. Ло;да2) Д. Локк; 3) Д. Юм; 4) Аббат Галиани.
3. Кто из этого списка не является представителем меркантилизма?
1) Т. Мен; да 2) Т. Манн; 3) А. Серра; 4) А. Монкретьен.
4. Автором термина «политическая экономия» является:
1)Аристотель; 2) Ф. Аквинский; 3) Монкретьен;да4) А. Смит; 5) К. Маркс.
5. Кольбертизм - это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка:
1) не меняется;
2) сужается;да
3) расширяется.
6. В соответствии с меркантилистической концепцией источником денежного богатства является:
1) рост заграничных инвестиций;
2) превышение импорта над экспортом;
3) превышение экспорта над импортом.да
7. Предметом изучения меркантилизма является:
1) сфера обращения;да
2) сфера производства;
3) сфера обращения и сфера производства одновременно.
2.3,4,6
3. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:
1) с неизменными ценами; 2) со снизившимся уровнем цен; 3) да с возросшим уровнем цен.
4. В результате рекомендуемых реформ Т. Веблен предвещает:
1) сохранение приоритетов роли финансовых слоев «бизнеса»;
2) переход к «индустриальной системе»;да
3) переход к социалистическому обществу.
5. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется:
1) затратами труда; 2) соотношением спроса и предложения;
3) да юридическим соглашением «коллективных институтов».
6. Из ниже названных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие:
1) капитализм свободной конкуренции; 2) денежное хозяйство;
3) финансовый капитализм; 4) кредитное хозяйство; 5) административный капитализм.
1,3.5
7. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы:
1) до мирового кризиса 1929-1933 гг.;
2) в период «нового курса» Ф. Рузвельта;да
3) после второй мировой войны.
8. У. К. Митчелл- родоначальник одного из течений институционализма, получившего название:
1) социально-психологическое; 2) социально-правовое; 3)да конъюнктурно-статистическое.
9. Экономическое учение У. К. Митчелла явилось основой:
1) теории предельной полезности;
2) концепции бескризисного цикла;да
3) теории эволюции природы Ч. Дарвина.
Тема №13. Неолиберализм.
1.Согласно И. Фишеру уровень цен не зависит от этой причины:
1) от количества денег в обращении; 2) от формы денежного товара;да
3) от скорости их обращения (или от среднего количества переходов денег в обмен на блага в течение года);
4) от объема торговли.
2. Й. Шумпетер считал марксизм продуктом:
1) развития рабочего движения; 2) буржуазного мышления; да 3) социального развития;
4) мещанского мировоззрения.
3. К числу представителей чикагской школы в экономической науке не относится:
1) Роза Директор; 2) Оскар Ланге; 3) Дж. Хикс; да 4) Аэрон Директор.
4. Среди основных инструментов кредитной политики ФРС М. Фридменом не выделяются:
1) критерии приемлемости; 2) контроль над ставками налогообложения;
3) контроль над потребительским рынком; 4)да контроль над процентом, который банки платят по депозитам.
5. Неолиберализм в отличии от кейнсианства предполагает:
1) государственные меры по инвестированию убыточных и низкорентабельных отраслей экономики;
2) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов;
3) свободное ценообразование; 4) приоритет частной собственности.
2,4,5
6. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:
1) Дж. М. Кейнс; 2) А. Мюллер-Армак; да 3) М. Фридмен; 4) П. Самуэльсон;
5) К. Менгер.
7. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов:
1) конкуренция везде, где можно, регулирование- там, где необходимо;
2) автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяйства»;
3) концентрация власти и коллективизм;
4) синтез между свободным и «социально обязательным общественным строем»;
5) социальное выравнивание посредством справедливого распределения.1.3.5
8. Лидер чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:
1) приоритетности неденежных факторов;
2) приоритетности денежных факторов;
3) стабильности «кривой Филлипса»;
4) нестабильности «кривой Филлипса»;
5) стабильности темпов роста количества денег с учетом «естественной нормы безработицы» (ЕНБ).
2,4,5
9. Укажите основные школы неолиберального направления:
1) немецкая 2) чикагская; 3) фрайбургская; 4) школа Хайека; да5) все ответы верны.
Тема №1. Предмет, метод и структура истории экономических учений.
1.Верно ли, что учебники по истории экономических учений, написанные до 90-х гг. XX в., морально устарели?(да)
2.Когда возникают экономические учения?
1) с появлением человеческого общества, его экономической деятельностью;
2) с возникновением отдельных экономических идей;(да)
3) с формированием определенной системы экономических взглядов;
4) с развитием рыночной экономики.
3.Тождественны ли понятия «история экономических учений» и «история экономической мысли»?
(История экономических учений является составной частью истории экономической мысли — более широкого понятия, включающего не только теоретические взгляды)
4.Что означает классовый характер истории экономических учений?
1) она безразлична к социальным вопросам;
2) она отражает личные взгляды автора;
3) каждое экономическое учение отражает систему взглядов той или иной социальной группы на экономическую деятельность общества;(да)
4) наука неидеигизирована, она выражает только общие законы развития экономики.
5.Предметом истории экономических учений является
1) история развития хозяйственных систем;
2) выяснение принципов рационального хозяйствования;
3)исторический процесс возникновения, формирования, развития, борьбы и смены экономических учений. (да)
6.Какова специфика истории экономических учений среди других учебных дисциплин?
1) является частью общей экономической теории;
2) имеет свой предмет и метод;(да)
3)входит в систему экономических наук;
4) позволяет делать макроэкономический анализ.
7.Что является критерием отнесения теоретических школ к эволюционным?
1) призывы к революции;
2) к реформированию систем;
3) к конвергенции и взаимопроникновению;
4) ответ 2 и 3.(да)
8.Место истории экономических учений в системе экономического образования определяется
1) ее предметом;
2) методами познания;
3) тем и другим;(да)
4)выполняемыми функциями.
9.Структуру современного курса ИЭУ определяют
1)этапы развития всемирной истории, как правило, общественно- экономической формации;
2) экономическое развитие отдельных стран;
3)история этапов развития рыночной экономики : дорыночная экономика, экономика эпохи свободной конкуренции, регулируемая рыночная экономика;
4) основными современными школами.(да)
10.Изучая направления развития экономических учений, надо знать
1)(да) исторические условия возникновения учения, его роль в общественном развитии;
2) происхождение носителя идей, чьи интересы отражал;
3) оценку с позиции современной науки (абсолютивизм) и конкретного исторического этап (релятивизм);
4) частную жизнь автора идеи.
11.История экономических учений- это
1) самостоятельная учебная дисциплина;(да)
2) часть экономической теории;
3) входит в блок социально- политических дисциплин;
4) составная часть марксизма.
12.Какой из принципов познания является определяющим при изучении истории экономических учений?
1) аналитический;
2) (да)исторический с использованием хронологического приема изложения;
3) сопоставительный анализ;
4) описательный;
5) моделирование.
13.Какая из функций ИЭУ преобладает в условиях переходных экономик СНГ?
1) методологическая;(да)
2) идеологическая;
3) познавательная;
4) прагматическая.
14.На каком этапе экономическая наука обособилась в самостоятельную отрасль знаний, а ученые приступили к разработке ее категориального аппарата?
1) в эпоху дорыночной экономики (до XVII в.);
2) экономики свободной конкуренции (XVIII-XIX вв.);(да)
3) в период формирования регулируемой рыночной экономики (нач. XX в.);
4) с появлением марксистской теории.