Различают три основные организационно-правовые формы бизнеса: индивидуальные владения, партнерства и корпорации.
Индивидуальное владение,как это уже видно из названия, представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. С точки зрения количественного представительства, эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом.
Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, можно сделать вывод о том,что уровень трансакционных издержек внутри фирмы-индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.
Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществиндивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:
1. простота регистрации при создании;
2. налоговые льготы (во многих развитых странах);
3. лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;
4. сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.
Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не
лишено ряда недостатков,к основным из которых можно отнести:
1. отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);
2. концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для диверсификации). Под диверсификацией в данном случае подразумевается увеличение числа рынков, на которых осуществляется деятельность фирмы.
3. сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени);
4. высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества).
Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство.Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства являются менее распространенной формой организации бизнеса.
Поскольку партнерство, в отличие от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношен-ческих контрактов между владельцами ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собственности, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.
К числу преимуществпартнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:
1. относительная простота регистрации при создании;
2. большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;
3. специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.
Однако, партнерствам, присущи и определенные недостатки:
1. неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);
2. возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;
3. проблема «припципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);
4. ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.
Наиболее сложной организационной структурой обладает корпорация.
Однако не стоит всегда ассоциировать понятие корпорации с понятием крупной фирмы.
Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука - теория организаций.
В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций.Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом.Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев) концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.
В отличие от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществкорпорации как формы организации бизнеса относятся:
1. возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);
2. ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;
3. диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;
4. возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.
Недостаткамикорпорации являются:
1. сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;
2. проблема «принципал-агент»;
3. двойное налогообложение прибыли.
Основные особенности каждой из рассматриваемых форм приведены в таб. 3.
Таблица 3. Особенности организационно-правовых форм бизнеса
Особенности | Единоличное владение | Партнерство | Корпорация |
Уровень сложности | Простота образования и ликвидации | Требуется подписание договора при создании | Требуется специальное разрешение госорганов при создании |
Возможности привлечения капитала | Источники капитала ограничены собственными средствами и займами | Увеличение капитала через объединение сбережений партнеров | Возможность привлекать большие суммы через инвесторов, количество которых может быть неограниченно |
Ответственность | Полная | Полная или ограниченная в зависимости от виды партнерства | Ограниченная суммой уставного капитала |
Контроль | Полный контроль собственника | Разногласия по поводу контроля собственниками создают организационные сложности | Контроль у владельца контрольного пакета акций |
Продолжительность существования | Прекращение со смертью собственника | Перерегистрация при изменении условий, внесенных в договор | Зависит от желания акционера |
Налогообложение | Не является субъектом налогообложения на доходы предприятий | Доходы облагаются налогом в пропорции к доходу каждого партнера | Является субъектом двойного налогообложения |
Вопросы для самопроверки:
1. Какие современные форм организации бизнеса вы знаете?
2. Какие формы наиболее часто используются в России? Почему?
3. Сравните основные организационные формы бизнеса, их достоинства и недостатки.
Список рекомендованной литературы:
1. Курс экономической теории, под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров: «АСА», 1995. 832 с.
2. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2010.
3. Станковская И. К. Экономическая теория для бизнес- школ: Учебник. М.: Эксмо, 2005.