И возможности его использования в российских условиях
7.1. Опыт работы ведущих зарубежных инновационных университетов
Методы работы зарубежных вузов изучались 30 лет [ 1-4 ] с использованием для этого:
– многочисленных отчетов о длительных научных стажировках и командировках советских и российских ученых в ведущих университетах всего мира за десятки лет;
– загранкомандировок и участия в международных программах сотрудничества России с ведущими странами Западной Европы и США, в том числе обучения на месячных курсах в Кембридже и 9-месячной научной стажировки в Лидском университете Великобритании, обучения в Европейском институте экологически чистой энергетики в Дании, месячной стажировки по программе «Бизнес для России» в США в крупнейшей англо-американской компании, участия в российско-датском сотрудничестве в сфере энергосбережения, во Всемирных салонах изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика», в зарубежных и российских инновационных форумах, выставках и т. д.
В результате сделаны 8 выводов, позволяющих эффективно использовать лучший мировой опыт и потенциал ТГПУ им. Л. Н. Толстого для комплексного решения при рыночной экономике проблем технолого-экономического и гуманитарного образования, улучшения трудоустройства и карьеры студентов и выпускников, повышения их конкурентоспособности и доходов, а также доходов университета при минимальных затратах средств и времени.
Вывод 1. Как правило, образовательная деятельность вузов всех стран финансируется по остаточному принципу, а все покупатели образовательных услуг стремятся платить за них меньше. Поэтому из-за сильной конкуренции вузам трудно обеспечить рост конкурентоспособности и доходов, оказывая образовательные услуги только традиционными методами.
Вывод 2. Главная причина успеха и высокой конкурентоспособности ряда знаменитых университетов зарубежных стран – целенаправленная подготовка всех желающих студентов к трудоустройству на лучших должностях, к успешной работе, карьере и бизнесу в выбранных ими направлениях и фирмах за счет их обучения по разработанным с учетом их желаний индивидуальным целевым программам и их поддержки университетом при трудоустройстве и работе (путем организации самых эффективных при рыночной экономике видов их законного взаимовыгодного сотрудничества с университетом и с другими выпускниками), что:
- намного повышает их конкурентоспособность при трудоустройстве в любых фирмах;
- улучшает доходы и карьеру этих выпускников эффективными законными способами;
- резко уменьшает их расходы и риски при любой предпринимательской деятельности.
Например, при 3-летней подготовке бакалавров в Лидском университете Великобритании студенты могут выбирать на первом курсе до 25 % учебных дисциплин, на втором курсе – до 50 %, а на третьем курсе – до 80%, получать помощь университета при получении заданий и заказов от фирм уже во время обучения и поддержку для трудоустройства и сотрудничества с другими выпускниками, что улучшает их будущее и повышает доходы. В результате многие уже во время обучения получают опыт работы и зарплату, а затем, как правило, имеют лучшие должности и доходы. Этому способствует их сотрудничество с университетом и с другими выпускниками на взаимовыгодной основе, так как такое сотрудничество помогает им быстрее и проще получить большие «связи» и лучшую работу в любых странах (ведь при трудоустройстве и работе они используют сотрудничество со своим университетом и очень многими его выпускниками на заранее согласованных взаимовыгодных условиях).
Известно также, что конкурентоспособность на рынке труда и доходы других выпускников этих университетов, которые обучались по стандартным программам без учета специфики будущей работы и сами ищут работу и решают все свои проблемы, часто бывают ниже.
Большинство других вузов не предоставляют студентам возможностей учиться по индивидуальным программам в целях максимального повышения своей конкурентоспособности при трудоустройстве за счет учета требований и специфики выбранных ими фирм. Поэтому получение их дипломов не всегда дает выпускникам большие преимущества при трудоустройстве, если у них нет практического опыта и стажа работы. В результате не все их выпускники имеют интересную и хорошо оплачиваемую работу по специальности и карьеру.
Вывод 3. Еще одна причина успеха и высокой конкурентоспособности самых известных университетов – постоянное взаимовыгодное сотрудничество с бизнесом, что позволяет:
– лучше использовать потенциал университетов за счет координации и улучшения учебной, научно-исследовательской и профориентационной работы с применением мирового опыта и повысить их роль как центров науки, образования, культуры и подготовки к бизнесу;
– реально поддерживать многих выпускников и законно увеличивать доходы вузов;
– вести целевую подготовку многих студентов с любого курса по индивидуальным программам к выполнению работ для фирм и к самым востребованным и интересующим молодежь видам деятельности, что сильно повышает привлекательность вуза для абитуриентов, мотивацию при обучении, их конкурентоспособность на рынке труда и уровень жизни.
Вывод 4. В ведущих университетах Великобритании каждый студент имеет индивидуального наставника (тьютора), который постоянно помогает ему:
– решать все проблемы учебы и студенческой жизни, целенаправленно готовиться к успешной профессиональной деятельности и к началу собственного бизнеса при минимуме своих затрат средств, труда и рисков на основе использования возможностей университета;
– резко повысить конкурентоспособность и доходы при трудоустройстве и карьере;
– лучше использовать возможности университета и многих его выпускников для получения лучшей работы и большего законного дохода при трудоустройстве, работе и бизнесе на основе эффективных при рыночной экономике форм взаимовыгодного сотрудничества.
Это важно для студентов в условиях рыночной экономики по следующим причинам.
Во-первых, как показал выполненный автором анализ, фирмы ведущих зарубежных стран обычно имеют для всех должностей описание требований к необходимым знаниям и практическим навыкам работников, без которых трудоустройство на них почти невозможно. Эти требования заранее сообщаются всем желающим, в результате чего на собеседования как правило приходят лишь имеющие необходимые для трудоустройства знания и практические навыки, а другие соискатели имеют возможность целенаправленно обеспечить свое соответствие указанным требованиям, используя различные курсы и другие способы.
Это резко повышает значение правильного выбора студентами необходимых им для будущего успеха учебных дисциплин из числа предлагаемых вузом (для изучения, обеспечения лучшего трудоустройства, успешной работы и карьеры и повышения их доходов), так как без выполнения таких требований работодателей выпускникам очень трудно устроиться на большинство должностей, особенно привлекательных для молодежи и лучше оплачиваемых.
В связи с этим школьники, студенты и их семьи в ведущих зарубежных странах вынуждены как можно раньше и точнее выбирать направления будущей профессиональной деятельности и должности для последующего трудоустройства, чтобы максимально использовать обучение в школах и вузах для целенаправленного получения знаний и практических навыков, необходимых для получения хорошей работы и реализации своей мечты. В этом каждому студенту квалифицированно помогает его индивидуальный наставник (тьютор).
Во-вторых, в связи с описанными в этом пособии и другими основными требованиями работодателей, вполне закономерными в условиях рыночной экономики, молодые люди и их семьи вынуждены как можно раньше задумываться и о том, как и где можно максимально использовать свой потенциал и возможности своей семьи для повышения эффективности своей будущей работы, так как без этого трудно получить интересную и хорошо оплачиваемую работу, а тем более – начать успешную предпринимательскую деятельность при минимально возможных собственных затратах и рисках. Но зачастую им не хватает нужных для правильного решения этой проблемы профессиональных знаний и опыта, поэтому квалифицированная практическая помощь студенту его индивидуального наставника очень важна и помогает студенту сделать правильный выбор, влияющий на его будущее.
В-третьих, индивидуальный наставник студента (тьютор) помогает ему в трудоустройстве, информируя фирмы об уровне его подготовки и его деловых и других качествах.
В-четвертых, индивидуальный наставник студента (тьютор) помогает ему лучше подготовиться к трудоустройству для получения более привлекательной и лучше оплачиваемой должности в фирме, в том числе с использованием для этого возможностей университета.
В-пятых, индивидуальный наставник (тьютор) помогает выпускнику организовать сотрудничество с университетом и другими выпускниками за счет эффективных при рыночной экономике форм взаимовыгодного партнерства, облегчающих работу и карьеру выпускников.
Вывод 5. Ряд кафедр ведущих зарубежных университетов помогают студентам лучше использовать потенциал своих семей для улучшения карьеры, доходов и предпринимательской деятельности за счет получения дополнительных возможностей на основе использования потенциала сотрудничества науки с производством и бизнесом с применением самых эффективных при рыночной экономике законных методов, которые эффективны и в России.
Вывод 6. Основные внебюджетные доходы ряда университетов, повышение конкурса в них, заработной платы и возможностей для развития обеспечиваются их активным участием в разработке и внедрении новой продукции и в разнообразных программах своих стран.
Вывод 7. Методы инновационной деятельности, применяемые ведущими вузами Западной Европы и России, похожи, просты, доступны и обычно включают 4 основных этапа:
1 – подбор перспективного направления;
2 – подбор одного или нескольких партнеров из числа предприятий и организаций;
3 – подписание с ними договоров о сотрудничестве, в некоторых из которых предусматривается создание совместных фирм, филиалов кафедр и т. д.;
4 – участие в обеспечении эффективного сотрудничества и в распределении прибыли.
Самые преуспевающие в условиях рыночной экономики университеты используют инновационную деятельность для улучшения своего финансирования, конкурса абитуриентов, имиджа и т. д., так как в мире отработан ряд методов успешного решения этих задач.
Вывод 8. Многие вузы широко используют три формы участия в разработке и внедрении новой продукции и в реализации муниципальных, региональных и других программ:
1) бесплатное выполнение работ, что наиболее распространено, но ничего не дает в финансовом плане вузу и его сотрудникам;
2) выполнение хоздоговорных работ, при которых вуз и его сотрудники часто получают только малую часть прибыли от сотрудничества и лишь короткое время;
3) самую выгодную вузам форму инновационной деятельности – организацию совместной с предприятиями разработки, производства и внедрения наукоемкой продукции.
Методы инновационной деятельности, повышения доходов и конкурса в региональных вузах Западной Европы и России похожи и многообразны. Например, к ним относятся:
1 – договора о сотрудничестве вузов с любыми предприятиями, организациями и т. д.;
2 – создание филиалов кафедр и факультетов на предприятиях;
3 – выполнение договоров с участием специалистов фирм и преподавателей вуза;
4 – создание совместных фирм с участием предприятий, вузов и их ведущих сотрудников, что приносит вузам самый большой доход от любой инновационной деятельности.