Необходимость применять в России лучший опыт использования культурно-
просветительской и образовательной деятельности для защиты потребителей
Некоторые российские телевизионные каналы в своих регулярных программах, например, «История Всероссийского обмана», «Жадность», «Контрольная закупка» и т. д., показывают множество случаев продажи некачественной продукции и обмана покупателей, а также то, как покупателям трудно добиться справедливости даже когда это снимает телевидение. Но улучшить ситуацию этими и другими традиционными для России методами не удается, что стало практически общепризнанным, хотя в мире давно отработаны эффективные способы решения этой проблемы даже без больших затрат средств из бюджетов всех уровней.
Дело в том, что в России пока мало известен и не применяется лучший мировой опыт использования культурно-просветительской и образовательной деятельности для эффективной защиты потребителей, в результате чего постоянно наносится огромный ущерб населению и любым хозяйственным субъектам всех организационно-правовых форм, так как:
1 – потребители не умеют обнаруживать некачественные подделки и не имеют для этого необходимой достоверной информации, так как этим никто специально не занимается;
2 – финансовая ответственность за продажу в России некачественной продукции невелика, а привлечь к ней кого-то очень сложно, поэтому так невозможно защитить покупателей от ущерба, тем более что и деньги на оплату всех штрафов предприниматель можно получить за счет покупателей, повысив цену на следующие партии продаваемых товаров;
3 – даже высокая стоимость товара, купленного в любом месте (в том числе и в крупных магазинах, бутиках и т. д.), не является гарантией от того, что данный товар не будет иметь низкое качество или с маленький срок службы, так как:
- современные технологии производства, используемые в очень многих странах, позволяют изготовлять одинаковую по внешнему виду продукцию, стоимость которой различается во много раз из-за того, что в результате использования материалов разного качества срок ее службы различается во много раз (именно поэтому российские предприниматели так часто продают по высокой цене некачественные товары, во много раз повышая свою прибыль);
- как правило, российский потребитель не может доказать факт продажи ему некачественной продукции, поэтому в абсолютном большинстве случаев недобросовестные продавцы не несут никакой ответственности и никак не компенсируют покупателю нанесенный ущерб;
4 – многие лучшие виды продукции, используемые всем населением в ведущих странах Западной Европы и в США (в том числе энергосберегающие), в России купить невозможно, так как покупатели о них просто не знают, а предприниматели не импортируют и не продают их, поскольку у них покупают и товары более низкого качества. Например, практически все производимые и продаваемые в Западной Европе и в США бытовые осветительные приборы снабжены эффективными энергосберегающими элементами, однако в Россию они импортируются с такими элементами лишь в случаях, если извлечение этих элементов слишком трудоемко или невыгодно и ухудшит внешний вид электрических светильников, люстр и т. д. Причем такие заказы зарубежные производители получают именно от российских импортеров и продавцов, которые стремятся за счет этого немного снизить стоимость товара и не думают о том, что в результате покупатели будут платить за свет в несколько раз больше.
Такое же пренебрежение интересами покупателей было показано и в одной из программ «История Всероссийского обмана» по каналу НТВ на примерах импорта и продаж в России российскими предпринимателями некачественных видов одежды и игрушек, которые содержали даже ядовитые вещества, очень быстро вызывающие ухудшение здоровья. И было показано, что иностранная фирма-производитель могла изготовить эти товары качественно, но по заказу из России использовала для снижения цены самые дешевые вредные материалы.
Очевидно, что обеспечить быстрое и резкое улучшение защиты потребителей и экономии средств во всех регионах страны применявшимися до сих пор методами, доказавшими свою неэффективность, невозможно по целому ряду объективных и субъективных причин. Однако, как показали наши исследования, эта проблема может быть наиболее быстро и просто решена за счет лучшего использования для защиты всех потребителей культурно-просветительской и образовательной деятельностис учетом лучшего мирового опыта и российской специфики, причем даже без больших финансовых затрат из бюджетов всех уровней.