Необходимость применять в России лучший опыт использования культурно-

просветительской и образовательной деятельности для защиты потребителей

Некоторые российские телевизионные каналы в своих регулярных про­граммах, напри­мер, «История Всероссийского обмана», «Жадность», «Контрольная закупка» и т. д., показы­вают множество случаев продажи некачественной продукции и обмана покупателей, а также то, как покупателям трудно добиться справедливости даже когда это снимает телевидение. Но улучшить ситуацию этими и другими традиционными для России методами не удается, что стало практически общепризнанным, хотя в мире давно отработаны эффективные спо­собы решения этой проблемы даже без больших затрат средств из бюджетов всех уровней.

Дело в том, что в России пока мало известен и не применяется лучший мировой опыт использования культурно-просветительской и образовательной деятельности для эф­фектив­ной за­щиты потребителей, в результате чего постоянно наносится огромный ущерб населе­нию и любым хозяйственным субъектам всех организационно-правовых форм, так как:

1 – потребители не умеют обнаруживать некачественные подделки и не имеют для этого необходимой достоверной информации, так как этим никто специально не занимается;

2 – финансовая ответственность за продажу в России некачественной продукции неве­лика, а привлечь к ней кого-то очень сложно, поэтому так невозможно защитить покупателей от ущерба, тем более что и деньги на оплату всех штрафов предприниматель можно полу­чить за счет покупателей, повысив цену на следующие партии продаваемых товаров;

3 – даже высокая стоимость товара, купленного в любом месте (в том числе и в круп­ных магазинах, бутиках и т. д.), не является гарантией от того, что данный товар не будет иметь низкое каче­ство или с маленький срок службы, так как:

- современные технологии производства, используемые в очень многих странах, позво­ляют изготовлять одинаковую по внешнему виду продукцию, стоимость которой различается во много раз из-за того, что в результате использования материалов разного качества срок ее службы различается во много раз (именно поэтому российские предприниматели так часто продают по высокой цене некачественные товары, во много раз повышая свою прибыль);

- как правило, российский потребитель не может доказать факт продажи ему некачест­венной продукции, поэтому в абсолютном большинстве случаев недобросовестные продавцы не несут никакой ответственности и никак не компенсируют покупателю нанесенный ущерб;

4 – многие лучшие виды продукции, используемые всем населением в ведущих странах Западной Европы и в США (в том числе энергосберегающие), в России купить невозможно, так как покупатели о них просто не знают, а предприниматели не импортируют и не продают их, поскольку у них покупают и товары более низкого качества. Например, практически все производимые и продаваемые в Западной Европе и в США бытовые осветительные приборы снабжены эффективными энергосберегающими элементами, однако в Россию они импорти­руются с такими элементами лишь в случаях, если извлечение этих элементов слишком тру­доемко или невы­годно и ухудшит внешний вид электрических светильников, люстр и т. д. Причем такие заказы зарубежные производители получают именно от российских импорте­ров и продавцов, которые стремятся за счет этого немного снизить стоимость товара и не думают о том, что в результате покупатели будут платить за свет в несколько раз больше.

Такое же пренебрежение интересами покупателей было показано и в одной из прог­рамм «История Всероссийского обмана» по каналу НТВ на примерах импорта и продаж в Рос­сии российскими предпринимателями некачественных видов одежды и игрушек, которые содержали даже ядовитые вещества, очень быстро вызывающие ухудшение здоровья. И было показано, что иностранная фирма-производитель могла изготовить эти товары качест­венно, но по заказу из России использовала для снижения цены самые дешевые вредные материалы.

Очевидно, что обеспечить быстрое и резкое улучшение защиты потребителей и эконо­мии средств во всех регионах страны применявшимися до сих пор методами, доказавшими свою не­эффектив­ность, невозможно по целому ряду объективных и субъективных причин. Однако, как пока­зали наши исследования, эта проблема может быть наиболее быстро и про­сто ре­шена за счет лучшего использования для защиты всех потребителей культурно-просве­ти­тельской и обра­зовательной деятельностис учетом лучшего мирового опыта и российской специфики, при­чем даже без больших финансовых затрат из бюджетов всех уровней.

Наши рекомендации