Особенности профессионального выбора российских абитуриентов и
студентов и его влияние на их трудоустройство, работу и уровень жизни
Проведенные нами исследования позволили установить ряд особенностей выбора будущих направлений деятельности российскими абитуриентами и студентами, которые снижают их интерес к обучению и к научно-исследовательской работе, затрудняют их дальнейшее успешное трудоустройство и повышение уровня жизни и создают дополнительные проблемы.
Во-первых, это малоэффективная профориентационная работа со школьниками и их семьями, в результате чего российские старшеклассники, в отличии от их сверстников в ведущих зарубежных странах, обычно могут (причем не все) выбрать лишь гуманитарное или техническое направление своей будущей деятельности, но плохо представляют свою будущую специальность, а тем более – свою будущую работу и возможную карьеру. Причем родители зачастую не могут или не стремятся помочь детям сделать как можно более ранний профессиональный выбор с учетом их интересов, способностей и реальных возможностей семьи, что в дальнейшем очень долго негативно сказывается на будущем молодежи, так как:
1 – школьники очень мало знают о требованиях к соискателям, предъявляемых при рыночной экономике абсолютным большинством работодателей при трудоустройстве на привлекательные для молодежи и лучше оплачиваемые должности, и поэтому не используют возможности для углубленного изучения в школьные годы прежде всего предметов, нужных для трудоустройства и работы на них, а иногда и плохо учатся из-за отсутствия мотивации;
2 – основные усилия многих юношей и девушек и их родителей в школьные годы направлены на то, чтобы обеспечить поступление в высшие учебные заведения и получить высшее образование, однако осознанно выбирают свою будущую специальность далеко не все, реально представляют свою работу лишь немногие, а конкретной программы обеспечения реализации своей мечты с учетом специфики рыночной экономики у них обычно нет;
3 – выбор высшего учебного заведения, а тем более факультета и специальности для многих абитуриентов не является результатом целенаправленного анализа с учетом возможных последствий и часто зависит от случайных факторов, так как значительная часть абитуриентов и их родителей понимает необходимость получения высшего образования, но не видит тесной взаимосвязи полученной в вузе специальности с будущим местом работы выпускника, уровнем его доходов сразу и в будущем и с его возможностями для карьеры и бизнеса.
Во-вторых, для России характерно прекращение целенаправленных действий родителей для обеспечения лучшего будущего детей и их подготовки к успешному трудоустройству с момента их зачисления в вуз и до его окончания. Негативные последствия этого таковы:
1 – большинство студентов по-прежнему не видят тесной взаимосвязи полученной в вузе специальности и своего будущего трудоустройства и уровня доходов и не представляют возможных проблем своего трудоустройства на привлекательные должности с лучшей заработной платой и предъявляемых работодателями требований, поэтому они упускают возможности для значительного повышения своей конкурентоспособности в студенческие годы, не проявляют большого интереса к учебе и учатся гораздо хуже своих реальных способностей;
2 – родители в этот период обычно меньше контролируют учебу и жизнь детей и часто принимают участие в решении возникающих у них проблем, когда трудно что-то исправить;
3 – до получения диплома студенты и их семьи обычно не планируют и не предпринимают конкретных практических действий, чтобы обеспечить их успешное трудоустройство;
4 – проблемы трудоустройства выпускников бывают для них и их семей неожиданными.
В-третьих, после традиционного для России обучения в вузах выпускникам, не использовавшим полностью возможности повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве (за счет углубленного изучения курсов, целенаправленной научно-исследовательской работы и целевых индивидуальных программ обучения), трудно получить привлекательные и лучше оплачиваемые должности в реальном секторе экономики и в системе образования.
В-четвертых, большинство родителей не могут помочь выпускникам в лучшем трудоустройстве традиционными методами, так как при рыночной экономике работодатели могут выплачивать зарплату лишь за счет части прибыли, получаемой от деятельности работника.
3.4. Необходимость использования лучшего мирового опыта повышения
конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве и работе
В отличии от ведущих зарубежных стран, в России основные усилия школ и семей старшеклассников имеют целью обеспечить успешную сдачу юношами и девушками Единых государственных экзаменов и их поступление в вузы на выбранные специальности. Поэтому в старших классах школьники активно изучают нужные для поступления в вузы предметы, а некоторые дополнительно занимаются на подготовительных курсах вузов и с репетиторами.
После поступления юношей и девушек в вузы большинство из них и их близких надолго забывают о будущей проблеме трудоустройства и вспоминает о ней лишь перед получением диплома об окончании вуза. Это было правильным и вполне естественным в советский период, когда каждому выпускнику вуза гарантировалась возможность выбора различных видов работы по специальности и обязательное трудоустройство, а все работодатели были готовы к приему выпускников вузов, не имеющих практического опыта. Кроме того, трудоустройство обеспечивалось в государственных образовательных учреждениях и организациях при близком для всех уровне заработной платы, а работодатели были готовы обучать новых работников любое время для соответствия своим требованиям. Поэтому выпускники могли через некоторое время изменить направление своей деятельности и должность, а выбор первого места работы не слишком сильно влиял на их карьеру и зарплату.
Однако, как показано выше, при рыночной экономике и преобладании частной собственности в реальном секторе экономики требования работодателей резко изменились и теперь, как правило, на привлекательные и лучше оплачиваемые должности во всех фирмах приглашаются специалисты с большим опытом и стажем работы на таких же должностях. Поэтому большинство выпускников вузов этим требованиям соответствовать пока не могут.
В связи с этим выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого можно разделить на 2 группы:
1 – трудоустраиваемые в образовательных учреждениях и различных организациях в основном по полученным специальностям, где от них не требуют наличия опыта работы;
2 – ищущие работу в частных фирмах любых организационно-правовых форм, в которых все работодатели предъявляют к соискателям привлекательных и лучше оплачиваемых должностей описанные выше требования (особенно о наличии опыта и стажа работы на такой же должности), которые большинство выпускников вузов обычно выполнить не может.
Чтобы повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве, некоторые студенты стремятся одновременно с обучением на дневном отделении ТГПУ им. Л. Н. Толстого получить второе высшее образование в одном из коммерческих вузов. Но, как показывает вышеизложенное, это не может сильно облегчить им лучшее трудоустройство, так как позволяет им получить в основном теоретические знания, а все собственники и руководители любых фирм во всех отраслях экономики предпочитают специалистов с опытом работы.
Поэтому описанные в данном пособии уникальные возможности использовать во время обучения в ТГПУ им. Л. Н. Толстого мировой опыт повышения своей конкурентоспособности при трудоустройстве, работе и предпринимательской деятельности могут быть полезны:
1 – студентам, которые хотят повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве после университета на престижные и лучше оплачиваемые должности с хорошими условиями труда в фирмах любых организационно-правовых форм и любых отраслей экономики;
2 – студентам, желающим затем работать в образовательных учреждениях, так как:
2.1 - Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило:
- о предстоящем снижении количества учителей школ и необходимости готовить учителей и студентов педагогических вузов к работе в любых отраслях экономики и к бизнесу;
- о необходимости использования школами и вузами возможностей зарабатывать;
2.2 - Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал 13 февраля 2011 года во время выступления в городе Краснознаменске Московской области, что к 2020 году планируется обеспечить участие в предпринимательской деятельности половины населения страны.
3.5. Лучший мировой опыт планирования и малозатратного обеспечения успеха
при трудоустройстве, работе, карьере и предпринимательской деятельности
Исследования авторов показали, что в ведущих зарубежных странах давно создана и массово используется эффективная система планирования и обеспечения успеха при трудоустройстве, работе, карьере и предпринимательской деятельности, которая обеспечивает:
1 – защиту всего населения от неоправданных затрат, рисков и проблем за счет новых для России форм профессиональной ориентации и подготовки к успешной работе на любых выбранных должностях и к доходной предпринимательской деятельности, в результате чего:
- все потребители могут приобретать товары и услуги только высокого качества;
- производители и предприниматели ведущих зарубежных стран более надежно защищены от риска неоправданных затрат и банкротства, если они производят качественные товары и качественно обслуживают всех потребителей, соблюдая общепринятые правила;
- для начала успешного бизнеса в выбранной сфере необходимы лишь желание им заниматься, деньги и готовность занять соответствующую «нишу» рынка на основе договоров о сотрудничестве с уже работающими на нем фирмами и предпринимателями, что сразу же обеспечивает высокое качество работ и получение установленной договором доли прибыли и защищает предпринимателя от напрасных расходов, рисков, проблем и даже от банкротства;
2 – возможность успешной работы молодежи на большинстве рабочих мест и должностей за счет разных вариантов их эффективной квалифицированной поддержки в повседневной деятельности с использованием информационных технологий и отработанных мировой практикой методов, позволяющих максимально снизить риски и проблемы и повысить качество работ при минимуме затрат времени и средств на профессиональное обучение;
3 – возможность трудоустройства молодых людей даже на престижные и хорошо оплачиваемые должности в крупных фирмах, не соответствующие полученным ими профессиям, может обеспечиваться их обучением несколько месяцев на курсах фирмы и последующим постоянным сопровождением их работы с помощью специально разработанных информационно-экспертных систем и лучших специалистов фирмы (с использованием компьютеров, мобильной связи и очень подробных руководств фирмы по выполнению любой работы).
При рыночной экономике для выбора направления деятельности для успеха трудоустройства, работы, карьеры и предпринимательской деятельности надо учитывать следующее.
1. Все собственники и работодатели стремятся принимать на работу прежде всего специалистов, которые уже имеют успешный опыт и стаж работы на аналогичных должностях и многие практические навыки и поэтому способны быстро освоиться на новом месте работы.
2. В ведущих зарубежных странах при трудоустройстве на любую работу соискатель должен доказать наличие определенного перечня практических навыков (этот перечень определен для любого вида работы и любой должности и сообщается соискателям), поэтому молодежь часто использует для успеха трудоустройства два самых результативных способа:
- во-первых, обучение на соответствующих курсах с получением необходимых знаний и практических навыков, а также удостоверяющих это сертификатов и т. д.;
- во-вторых, устройство на некоторое время на работу на похожие должности в фирмах такого же профиля, которые выполняют функции учебно-тренировочных бизнес-инкубаторов и обеспечивают получение молодежью первых заработков, опыта и трудового стажа, рекомендаций для будущего трудоустройства, а иногда – и будущих партнеров по бизнесу (так помогают трудоустройству своих земляков многие национальные диаспоры за рубежом).
3. В ведущих зарубежных странах руководителям и специалистам всех фирм любых отраслей экономики, молодежи, предпринимателям и населению регулярно демонстрируется с помощью разных форм обучения, в том числе на всех авторитетных курсах бизнеса, что:
- во-первых, получение высоких прибылей от любых видов деятельности длительное время возможно лишь при очень больших затратах, что доступно лишь крупным компаниям;
- во-вторых, начало предпринимательской деятельности в любой сфере требует больших финансовых и трудовых затрат, не может долго приносить большой прибыли даже в случаях работы малой или средней фирмы в новой рыночной нише и является очень рискованным, поэтому предпринимателям надо объединяться для снижения своих затрат и рисков;
- в-третьих, в мире отработаны и широко используются методы наименее затратной и рискованной подготовки молодежи, студентов и всего населения к трудоустройству и работе в фирмах любого профиля и к предпринимательской деятельности, которые позволяют им:
- быстро и просто убедиться в правильности своего профессионального выбора;
- избежать напрасных затрат, рисков и проблем и приобрести необходимые навыки;
- лучше узнать продукцию ведущих компаний и эффективные методы их работы;
- без больших рисков и затрат создать условия для повышения своих доходов, успеха трудоустройства, работы и карьеры, а также для начала предпринимательской деятельности;
- в-четвертых, важнейшими особенностями подготовки молодежи к любой будущей успешной профессиональной и предпринимательской деятельности являются:
- максимально возможное ознакомление детей, школьников, студентов и молодежи с методами маркетинговых исследований для правильного выбора будущей работы и бизнеса;
- максимальное использование потенциала своей семьи для правильного выбора сферы деятельности, успеха трудоустройства и начала предпринимательской деятельности.
Поэтому изучение и использование лучшего мирового опыта и уникальных возможностей созданной в ТГПУ им. Л. Н. Толстого инновационной инфраструктуры будет полезным студентам любых факультетов, специальностей и курсов, желающим во время обучения:
- использовать описанные возможности повышения своей конкурентоспособности при трудоустройстве, работе и/или начале предпринимательской деятельности и своих доходов;
- улучшить свою жизнь методами рыночной экономики за счет более активного участия в культурно-просветительской и инновационной деятельности и в модернизации России.
Выводы по третьей главе
1. Улучшение мотивации школьников и студентов ведущих зарубежных стран к обучению и их защиты от неоправданных расходов, рисков и проблем в значительной степени достигается максимально ранним деликатным и взаимовыгодным целенаправленным взаимодействием образовательных учреждений с родителями, что позволяет:
– обеспечивать более обоснованный профессиональный выбор юношей и девушек еще до перехода в старшие классы с учетом их интересов, способностей и потенциала семьи, а затем – и университета и специальности, в целях лучшей подготовки к трудоустройству на привлекательные должности с более высокой зарплатой и обеспечения их интересной жизни;
– научить молодежь планировать свое будущее с учетом экономических реалий и специфики рыночной экономики и целенаправленно готовиться к успешному трудоустройству, работе и бизнесу, максимально используя время обучения в школах, колледжах, других средних учебных заведениях и в вузах для улучшения своего будущего, так как это требует наименьших затрат средств, труда и усилий по сравнению с любыми другими вариантами;
– повысить интерес школьников и студентов к выбранным ими предметам, улучшать взаимопонимание в семьях и эффективнее использовать стремление детей иметь личные деньги и максимальную независимость в целях их подготовки к трудоустройству и бизнесу, уменьшая за счет этого вредные воздействия на них и риски, проблемы и возможный ущерб.
2. Эффективным в России методом закрепления школьниками и студентами полученных знаний на практике и получения ими практических навыков, особенно по предметам, которые понадобятся для лучшего трудоустройства, может быть формирование и поддержка нужных для будущего успеха увлечений (хобби) с использованием потенциала их семей.
3.Мировая практика доказывает, что самым эффективным и малозатратным способом подготовки молодежи к будущей успешной жизни является разработка и реализация с использованием потенциала вуза и семьи индивидуальных целевых учебно-тренировочных бизнес-программ, максимально учитывающих интересы и способности молодого человека и позволяющих быстро и при минимуме собственных расходов проверить свои способности и интерес к различным видам деятельности и сделать правильный профессиональный выбор.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации поставило перед федеральными вузами задачу организации инновационного обучения студентов и обеспечения их работы в созданных при вузах инновационных фирмах, которую можно решить на основе разработки и реализации индивидуальных целевых учебно-тренировочных бизнес-программ.
5. Использование созданной инновационной инфраструктуры ТГПУ им. Л. Н. Толстого для реализации уже направленных федеральным органам программ и проектов, которые перечислены выше в пункте 1.1, позволяет весьма быстро сделать ТГПУ им. Л. Н. Толстого ведущим инновационным педагогическим университетом России, играющим главную роль в совершенствовании школьных учебных программ и материально-технического обеспечения для более современного проведения учебных занятий с учетом лучшего мирового опыта.
ГЛАВА 4.