Особенности профессионального выбора российских абитуриентов и

студентов и его влияние на их трудоустройство, работу и уровень жизни

Проведенные нами исследования позволили установить ряд особенностей выбора буду­щих направлений деятельности российскими абитуриентами и студентами, которые снижают их интерес к обучению и к научно-исследовательской работе, затрудняют их дальнейшее ус­пешное трудоустройство и повышение уровня жизни и создают дополнительные проблемы.

Во-первых, это малоэффективная профориентационная работа со школьниками и их семьями, в результате чего российские старшеклассники, в отличии от их сверстников в ве­дущих зарубежных странах, обычно могут (причем не все) выбрать лишь гуманитарное или тех­ническое направление своей будущей деятельности, но плохо представляют свою буду­щую специальность, а тем более – свою будущую работу и возможную карьеру. Причем ро­дители зачастую не могут или не стремятся помочь детям сделать как можно более ранний профессиональный выбор с учетом их интересов, способностей и реальных возможностей семьи, что в дальнейшем очень долго негативно сказывается на будущем молодежи, так как:

1 – школьники очень мало знают о требованиях к соискателям, предъявляемых при ры­ночной эконо­мике абсолютным большин­ством работодателей при трудоустройстве на при­влекательные для молодежи и лучше оплачиваемые должности, и поэтому не используют возможности для углубленного изучения в школьные годы прежде всего предметов, нужных для трудоустройства и работы на них, а иногда и плохо учатся из-за отсутствия мотивации;

2 – основные усилия многих юношей и девушек и их родителей в школьные годы на­правлены на то, чтобы обеспечить поступление в высшие учебные заведения и получить высшее образование, однако осознанно выбирают свою будущую специальность далеко не все, реально представляют свою работу лишь немногие, а конкретной программы обеспече­ния реализации своей мечты с учетом специфики рыночной экономики у них обычно нет;

3 – выбор высшего учебного заведения, а тем более факультета и специальности для многих абитуриентов не является результатом целенаправленного анализа с учетом воз­мож­ных последствий и часто зависит от случайных факторов, так как значительная часть абиту­ри­ентов и их родителей понимает необходимость получения высшего образования, но не ви­дит тесной взаимосвязи полученной в вузе специальности с будущим местом работы выпуск­ника, уровнем его доходов сразу и в будущем и с его возможностями для карьеры и бизнеса.

Во-вторых, для России характерно прекращение целенаправлен­ных дейст­вий родите­лей для обеспечения лучшего будущего детей и их подготовки к успешному трудоуст­ройст­ву с момента их зачисления в вуз и до его окон­чания. Негативные последствия этого таковы:

1 – большинство студентов по-прежнему не ви­дят тесной взаимосвязи полученной в вузе специальности и своего будущего трудоустройства и уровня доходов и не представляют возможных проблем своего трудоустройства на привлекательные должности с лучшей зара­ботной платой и предъявляемых работодателями требований, поэтому они упускают возмож­но­сти для значительного повышения своей конкурентоспособности в студенческие годы, не проявляют большого интереса к учебе и учатся гораздо хуже своих реальных способностей;

2 – родители в этот период обычно меньше контролируют учебу и жизнь детей и часто принимают участие в решении возникающих у них проблем, когда трудно что-то исправить;

3 – до получения диплома студенты и их семьи обычно не планируют и не предприни­ма­ют конкретных практических действий, чтобы обеспечить их успешное трудоустрой­ство;

4 – проблемы трудоустройства выпускников бывают для них и их семей неожиданными.

В-третьих, после традиционного для России обучения в вузах выпускникам, не исполь­зо­вавшим полностью возможности повысить свою конкурентоспособность при трудо­уст­рой­стве (за счет углубленного изучения курсов, целенаправленной научно-исследовательской работы и це­левых индивидуальных программ обучения), трудно получить привлекательные и лучше опла­чиваемые должности в реальном секторе экономики и в системе образова­ния.

В-четвертых, большинство родителей не могут помочь выпускникам в лучшем трудо­устройстве традиционными методами, так как при рыночной экономике работодатели могут выплачивать зарплату лишь за счет части прибыли, получаемой от деятельности работника.

3.4. Необходимость использования лучшего мирового опыта повышения

конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве и работе

В отличии от ведущих зарубежных стран, в России основные усилия школ и семей старшеклассников имеют целью обеспечить успешную сдачу юношами и девушками Единых го­сударственных экзаменов и их поступление в вузы на выбранные специальности. Поэтому в старших классах школьники активно изучают нужные для поступления в вузы предметы, а некоторые дополнительно занимаются на подготовительных курсах вузов и с репетиторами.

После поступления юношей и девушек в вузы большинство из них и их близких на­долго забывают о будущей проблеме трудоустройства и вспоминает о ней лишь перед полу­чением диплома об окончании вуза. Это было правильным и вполне естественным в совет­ский период, когда каждому выпуск­нику вуза гарантировалась возможность выбора различ­ных видов работы по специальности и обязательное трудоустройство, а все ра­ботода­тели были готовы к приему выпускников вузов, не имеющих практического опыта. Кроме того, трудоустройство обеспечивалось в государственных образовательных учрежде­ниях и орга­низациях при близком для всех уровне заработной платы, а работо­да­тели были готовы обу­чать новых работников любое время для соответствия своим требованиям. Поэтому вы­пуск­ники могли через некоторое время изменить направление своей деятельности и долж­ность, а выбор первого места работы не слишком сильно влиял на их карьеру и зарплату.

Однако, как показано выше, при рыночной экономике и пре­обладании частной собст­венности в реальном секторе экономики требования работодателей резко изменились и те­перь, как правило, на привлекательные и лучше оплачиваемые должности во всех фирмах приглашаются специалисты с большим опытом и стажем работы на таких же должностях. Поэтому большинство выпускников вузов этим требованиям соответствовать пока не могут.

В связи с этим выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого можно разделить на 2 группы:

1 – трудоустраиваемые в образовательных учреждениях и различных организациях в основном по полученным специальностям, где от них не требуют наличия опыта работы;

2 – ищущие работу в частных фирмах любых организационно-правовых форм, в кото­рых все работодатели предъявляют к соискателям привлекательных и лучше оплачиваемых должностей описанные выше требования (особенно о наличии опыта и стажа работы на та­кой же должности), которые большинство выпускников вузов обычно выполнить не может.

Чтобы повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве, некоторые сту­денты стремятся одновременно с обучением на дневном отделении ТГПУ им. Л. Н. Толстого получить второе высшее образование в одном из коммерческих вузов. Но, как показывает вы­шеизложенное, это не может сильно облегчить им лучшее трудоустройство, так как позво­ляет им получить в основном теоретические знания, а все собственники и руководи­тели любых фирм во всех отраслях экономики предпочитают специалистов с опытом работы.

Поэтому описанные в данном пособии уникальные возможности использовать во время обу­че­ния в ТГПУ им. Л. Н. Толстого мировой опыт повышения своей конкурентоспособ­но­сти при трудоустройстве, работе и предприниматель­ской деятельности могут быть полезны:

1 – студентам, которые хотят повысить свою конкурентоспособность при трудоустрой­стве после уни­верситета на престижные и лучше оплачиваемые должности с хорошими усло­виями труда в фирмах любых организационно-правовых форм и любых отраслей экономики;

2 – студентам, желающим затем работать в образовательных учреждениях, так как:

2.1 - Министер­ство образования и науки Российской Федерации сообщило:

- о предстоящем снижении количества учителей школ и необ­ходимости готовить учи­телей и студентов педагогических вузов к работе в любых отраслях экономики и к бизнесу;

- о необходимости использования школами и вузами возможностей зарабатывать;

2.2 - Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал 13 февраля 2011 года во время выступления в городе Краснознаменске Московской области, что к 2020 году плани­руется обеспечить участие в предпринимательской деятельности половины населения страны.

3.5. Лучший мировой опыт планирования и малозатратного обеспечения успеха

при трудоустройстве, работе, карьере и предпринимательской деятельности

Исследования авторов показали, что в ведущих зарубежных странах давно создана и массово используется эффективная система планирования и обеспечения успеха при трудо­устройстве, работе, карьере и предпринимательской деятельности, которая обеспечивает:

1 – защиту всего населения от неоправданных затрат, рисков и проблем за счет новых для России форм профессиональной ориентации и подготовки к успешной работе на любых выбранных должностях и к доходной предпринимательской деятельности, в результате чего:

- все потребители могут приобретать товары и услуги только высокого качества;

- производители и предприниматели ведущих зарубежных стран более надежно за­щи­щены от риска неоправданных за­трат и банкротства, если они производят качественные то­вары и качественно обслуживают всех потребителей, соблюдая общепринятые правила;

- для начала успешного бизнеса в выбранной сфере необходимы лишь желание им за­ниматься, деньги и готовность занять соответствующую «нишу» рынка на основе договоров о сотрудничестве с уже работающими на нем фирмами и предпринимателями, что сразу же обеспечивает высокое качество работ и получение установленной договором доли прибыли и защищает предпринимателя от напрасных расходов, рисков, проблем и даже от банкротства;

2 – возможность успешной работы молодежи на большинстве рабо­чих мест и должно­стей за счет разных вариантов их эффективной квалифициро­ванной поддержки в по­вседнев­ной деятельности с использованием информационных техно­логий и отработанных мировой практикой методов, позволяющих максимально снизить риски и проблемы и повы­сить каче­ство работ при минимуме затрат времени и средств на профессиональное обучение;

3 – возможность трудоустройства молодых людей даже на престижные и хорошо оп­ла­чи­ваемые должности в крупных фирмах, не соответствующие полученным ими профес­сиям, может обеспечиваться их обучением несколько месяцев на курсах фирмы и по­следую­щим постоянным сопровождением их работы с помощью специально разрабо­танных инфор­маци­онно-экспертных систем и лучших специалистов фирмы (с использова­нием компьюте­ров, мобильной связи и очень подробных руководств фирмы по выполнению любой работы).

При рыночной экономике для выбора направления деятельности для успеха трудоус­т­ройства, работы, карьеры и предпринимательской деятельности надо учитывать следующее.

1. Все собственники и работодатели стремятся принимать на работу прежде всего спе­циалистов, которые уже имеют успешный опыт и стаж работы на аналогичных должно­стях и многие практические навыки и поэтому способны быстро освоиться на новом месте работы.

2. В ведущих зарубежных странах при трудоустройстве на любую работу соискатель должен доказать наличие определенного перечня практических навыков (этот пере­чень оп­ределен для любого вида работы и любой должности и сообщается со­искате­лям), поэтому молодежь часто использует для успеха трудоустройства два самых результативных способа:

- во-первых, обучение на соответствующих курсах с получением необходимых знаний и практических навыков, а также удостоверяющих это сертификатов и т. д.;

- во-вторых, устройство на некоторое время на работу на похожие должности в фир­мах такого же профиля, которые выполняют функции учебно-тренировочных бизнес-ин­ку­бато­ров и обеспечивают получение молодежью первых заработков, опыта и тру­дового стажа, ре­комендаций для будущего трудоустройства, а иногда – и будущих партнеров по бизнесу (так помогают трудоустройству своих земляков многие национальные диаспоры за рубежом).

3. В ведущих зарубежных странах руководителям и специалистам всех фирм любых отраслей экономики, молодежи, предпринимателям и населению регулярно демонстрируется с помощью разных форм обучения, в том числе на всех авторитетных курсах бизнеса, что:

- во-первых, получение высоких прибылей от любых видов деятельности длительное время возможно лишь при очень больших затратах, что доступно лишь крупным компаниям;

- во-вторых, начало предпринимательской деятельности в любой сфере требует боль­ших финансовых и трудовых затрат, не может долго приносить большой прибыли даже в случаях работы малой или средней фирмы в новой рыночной нише и является очень риско­ванным, поэтому предпринимателям надо объединяться для снижения своих затрат и рисков;

- в-третьих, в мире отработаны и широко используются методы наименее за­тратной и рискованной подготовки молодежи, студентов и всего населения к трудоустройству и работе в фирмах любого профиля и к предпринима­тельской деятельности, которые позволяют им:

- быстро и просто убедиться в правильности своего профессионального выбора;

- избежать напрасных затрат, рисков и проблем и приобрести необходимые навыки;

- лучше узнать продукцию ведущих компаний и эффективные методы их работы;

- без больших рисков и затрат создать условия для повышения своих доходов, успеха трудоустройства, работы и карьеры, а также для начала предпринима­тельской деятельности;

- в-четвертых, важнейшими особенностями подготовки молодежи к любой будущей успешной профессиональной и предпринимательской деятельности являются:

- максимально возможное ознакомление детей, школьников, студентов и молодежи с методами маркетинговых исследований для правильного выбора будущей работы и бизнеса;

- максимальное использование потенциала своей семьи для правильного выбора сферы деятельности, успеха трудоустройства и начала предпринимательской деятельности.

Поэтому изучение и использование лучшего мирового опыта и уникальных возможнос­тей созданной в ТГПУ им. Л. Н. Толстого инновационной инфраструктуры будет полезным студен­там лю­бых факульте­тов, специальностей и курсов, желаю­щим во время обучения:

- ис­пользовать опи­санные возможности повышения своей конку­рен­тоспособ­ности при трудо­устройстве, работе и/или начале предпринимательской деятельности и своих доходов;

- улучшить свою жизнь методами рыночной экономики за счет более активного учас­тия в куль­турно-просветительской и инновационной деятельности и в модернизации России.

Выводы по третьей главе

1. Улучшение мотивации школьников и студентов ведущих зарубежных стран к обуче­нию и их защиты от неоправданных расходов, рисков и проблем в значительной степени достигается максимально ранним деликатным и взаимовыгодным целе­направленным взаи­модей­ствием образова­тель­ных учреждений с родителями, что позволяет:

– обеспечивать более обоснованный профес­сиональный выбор юношей и девушек еще до перехода в старшие классы с учетом их интересов, способностей и потенциала семьи, а затем – и университета и специальности, в целях лучшей подготовки к тру­доустройству на привлекательные должности с более высокой зарплатой и обеспечения их интересной жизни;

– научить молодежь планировать свое будущее с учетом экономических реалий и спе­цифики рыночной экономики и целенаправленно готовиться к успешному трудоустройству, работе и бизнесу, максимально используя время обучения в школах, колледжах, других средних учебных заведениях и в вузах для улучшения своего будущего, так как это требу­ет наименьших затрат средств, труда и усилий по сравнению с любыми другими вариан­тами;

– повысить интерес школьников и студентов к выбранным ими предметам, улучшать взаимопонимание в семьях и эффективнее использовать стремление детей иметь личные деньги и максимальную независимость в целях их подготовки к трудоустройству и бизнесу, уменьшая за счет этого вредные воздействия на них и риски, проблемы и возможный ущерб.

2. Эффективным в России методом закрепления школьниками и студентами получен­ных зна­ний на практике и получения ими практических навыков, особенно по пред­ме­там, которые понадобятся для лучшего трудоустройства, может быть формирование и под­держка нужных для будущего ус­пеха увлечений (хобби) с использованием потенциала их семей.

3.Мировая практика доказывает, что самым эффективным и малозатратным спосо­бом подготовки молодежи к будущей успешной жизни является разработка и реализация с ис­пользованием потенциала вуза и семьи индивидуальных целевых учебно-тренировочных бизнес-программ, максимально учитывающих интересы и способности молодого человека и позволяющих быстро и при минимуме собственных расходов проверить свои способнос­ти и интерес к различным видам деятельности и сделать пра­вильный про­фессиональный выбор.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации поставило перед феде­ральными вузами задачу организации инновационного обучения студентов и обеспечения их работы в созданных при вузах инновационных фирмах, которую можно решить на основе раз­работки и реализации индивидуальных целевых учебно-тренировочных бизнес-программ.

5. Использование созданной инновационной инфраструктуры ТГПУ им. Л. Н. Тол­стого для реализации уже направленных федеральным органам программ и проектов, которые пере­числен­ы выше в пункте 1.1, позволяет весьма быстро сделать ТГПУ им. Л. Н. Толстого веду­щим инновационным педагогическим университетом России, играющим главную роль в со­вершенствовании школьных учебных программ и материально-технического обеспечения для более современного проведения учебных занятий с учетом лучшего мирового опыта.

ГЛАВА 4.

Наши рекомендации