Странах и их последствия для молодежи в условиях рыночной экономики
В ведущих зарубежных странах широко применяются эффективные при рыночной экономике методы профориентации, пригодные и для решения актуальных российских проблем.
Главными особенностями профориентационной работы в ведущих странах являются:
1 – ее раннее начало и постоянное проведение (как правило, с младшего школьного возраста и до получения молодежью высшего или среднего специального образования);
2 – комплексность, которая обеспечивается постоянными согласованными действиями всех образовательных учреждений и родителей, позволяет лучше учитывать интересы и способности детей и ненавязчиво обеспечивать их более надежную защиту от типичных для рыночной экономики отрицательных внешних воздействий, возможных рисков и проблем;
3 – прагматичность и финансовая мотивация при создании у детей и молодежи стимулов для соответствующих каждому возрасту действий, готовящих их к успешной и обеспеченной жизни, и для максимального использования для этого их обучения в школах и вузах при минимуме их собственных расходов (то есть стремятся как можно раньше научить их оценивать финансовые и другие последствия каждого своего поступка и отношения к учебе в целях повышения их мотивации к изучению предметов, нужных для их лучшего будущего, так как получение необходимых знаний уже после вуза не только потребует гораздо больших затрат их денег, сил и времени, но и надолго ухудшит их трудоустройство, жизнь и доходы);
4 – максимальное создание во время обучения условий для закрепления полученных знаний на практике и получения обучаемыми практических навыков, особенно по предметам, которые понадобятся им для лучшего трудоустройства, успешной карьеры и т. д. (в том числе за счет формирования и поддержки нужных для будущего успеха увлечений (хобби), при которых используется потенциал семьи и обычно улучшается взаимопонимание в ней);
5 – массовое применение различных методов, позволяющих школьникам и студентам быстро и при минимуме собственных расходов проверить свои способности и интерес к различным видам деятельности и сделать правильный профессиональный выбор (такие методы популярны у молодежи, так как позволяют не только убедиться в правильности своего выбора, но и сразу начать зарабатывать собственные деньги без больших ее расходов и рисков);
6 – обучение молодежи прогнозированию своего будущего и планированию мероприятий для его улучшения. Поэтому школьники и особенно студенты довольно ясно представляют, в какой сфере и кем они будут работать, каковы и почему могут быть их шансы на успех в карьере или бизнесе, сколько они могут получать на каждом этапе и что себе позволить. Это повышает мотивацию для углубленного изучения школьниками и студентами нужных для успеха предметов и уменьшает влияние на них отрицательных примеров и воздействий.
Таким образом, в ряде ведущих зарубежных стран улучшение подготовки молодежи к трудоустройству обеспечивается деликатным и взаимовыгодным сотрудничеством образовательных учреждений с родителями с учетом специфики рыночной экономики, что позволяет:
1 – обеспечивать более обоснованный профессиональный выбор юношей и девушек еще до перехода в старшие классы с учетом их интересов, способностей и потенциала семьи, а затем – и университета, позволяющего наиболее эффективно завершить подготовку к трудоустройству на привлекательные должности с высокой зарплатой и скорее добиться успеха;
2 – повысить интерес школьников и студентов к выбранным ими предметам, улучшать взаимопонимание в семьях и эффективнее использовать стремление детей иметь личные деньги и максимальную независимость в целях их подготовки к трудоустройству и бизнесу;
3 – научить молодежь планировать свое будущее с учетом экономических реалий и специфики рыночной экономики и целенаправленно готовиться к успешному трудоустройству, работе и бизнесу, максимально используя свое обучение в школах, колледжах и вузах для улучшения своего будущего, так как это требует наименьших затрат средств, труда и усилий;
4 – лучше защитить молодежь от вредных влияний, рисков, обмана и большого ущерба.