И муниципального управления в современных условиях
Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием «невидимой руки» рынка, т.е. фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить такой процесс может только система государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она осуществляет функции по обеспечению целостности экономического пространства России в современных условиях.
Основой анализа роли этой системы послужили результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН[8]. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного регулирования по обеспечению целостности российской экономики.
1. Обеспечение существования экономических районов-доноров. Уровень донорства районов изменялся, начиная с 90-х годов, следующим образом (табл. 9.6).
Таблица 9.6
Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве районов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %
Экономические районы-доноры | |||||
Поволжский | 5,6 | 4,9 | 3,1 | 3,5 | 5,3 |
Уральский | 7,7 | 7,2 | 6,7 | 7,9 | 10,6 |
Западно-Сибирский | 18,6 | 19,0 | 27,0 | 28,5 | 29,6 |
Восточно-Сибирский | — | — | — | 1,1 | 5,1 |
Северный | — | — | — | 1,3 | 5,0 |
Из табл. 9.6 следует, что за это время число экономических районов-доноров возросло с трех до пяти, причем все они принадлежат ресурсопроизводящему востоку России. В течение последнего времени уровень донорства экономических регионов-доноров непрерывно увеличивался.
В табл. 9.7 представлена доля каждого района-донора в общем положительном сальдо районов-доноров. Данные свидетельствуют, что к важнейшим экономическим районам-донорам в экономике России относятся Западно-Сибирский и Уральский, общая суммарная доля которых в текущем десятилетии превышала 85%. В это время доля всех районов-доноров, за исключением Западно-Сибирского, в общем положительном сальдо районов-доноров заметно росла.
Таблица 9.7
Региональная структура общего положительного
сальдо регионов-доноров, %
Регионы-доноры | |||||
Общее положительное сальдо регионов-доноров | |||||
В том числе регионы: Поволжский | 14,6 | 12,7 | 6,7 | 6,5 | 8,0 |
Уральский | 26,9 | 24,9 | 18,2 | 18,2 | 20,9 |
Западно-Сибирский | 58,5 | 62,4 | 75,1 | 73,5 | 64,3 |
Восточно-Сибирский | — | — | — | 0,8 | 2,7 |
Северный | — | — | — | 1,0 | 4,1 |
2.Обеспечение существования экономических районов-реципиентов. Для этих районов (получателей) уровень реципиентности изменялся в пределах, характеризуемых данными табл. 9.8.
Из данных табл. 9.10 следует, что за анализируемые годы число районов-реципиентов уменьшилось с восьми до шести, причем пять из оставшихся шести районов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990—1995 гг. уровень реципиентности большинства районов-реципиентов заметно снизился, и только у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возрос (у первого — в 2,4 раза, у второго—в 1,5 раза).
Таблица 9.8
Доля отрицательного сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления районов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %
Районы-реципиенты | |||||
Северный | 3,9 | 5,3 | 0,6 | — | — |
Северо-Западный | 6,4 | 6,7 | 7,7 | 9,8 | 9,9 |
Центральный | 4,4 | 4,2 | 6,1 | 9,4 | 10,2 |
Волго-Вятский | 1,2 | 0,7 | 1,3 | 1,5 | 0,1 |
Центрально-черноземный | 8,1 | 7,7 | 6,6 | 6,2 | 4,4 |
Северо-Кавказский | 7,2 | 8,0 | 7,7 | 7,8 | 7,5 |
Восточно-Сибирский | 3,7 | 4,2 | 1,2 | — | — |
Дальневосточный | 10,4 | 11,9 | 8,2 | 7,9 | 5,7 |
Изменение доли каждого реципиента в общем отрицательном сальдо российских экономических регионов-реципиентов за 1987—1995 гг. представлено в табл. 9.9. Как следует из этих данных, главными реципиентами России являются Центральный и Северо-Западный регионы, общая суммарная доля которых в1995 г. превышала 70%. В течение 1990—1995 гг. доля большинства районов-реципиентов в их общем отрицательном сальдо заметно снизилась и снова лишь у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возросла (у первого — в 2,3 раза, у второго — в 1,3 раза).
Таблица 9.9
Региональная структура общего отрицательного сальдо российских регионов-реципиентов, %
Районы-реципиенты | |||||
Общее отрицательное сальдо районов-реципиентов | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Северный | 5,3 | 6,7 | 0,8 | — | — |
Северо-Западный | 11,5 | 6,7 | 13,5 | 14,8 | 15,0 |
Центральный | 25,8 | 23,4 | 38,2 | 49,1 | 55,1 |
Волго-Вятский | 2,0 | 1,1 | 2,3 | 2,2 | 0,1 |
Центрально-черноземный | 11,7 | 10,5 | 10,3 | 7,8 | 6,2 |
Северо-Кавказский | 17,5 | 18,8 | 18,0 | 14,7 | 15,0 |
Восточно-Сибирский | 6,8 | 7,3 | 2,3 | — | — |
Дальневосточный | 19,4 | 20, | 14,6 | 11,4 | 8,6 |
3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России. Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые — на востоке, вторые — в основном на западе России) свидетельствует о неэквивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России. Это подтверждают следующие интегральные оценки (табл. 9.10).
Таблица 9.10