Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун

Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун

Сфера выделенной компетенции Сумма средств Таксономические уровни
млрд. ДМ федерация земля коммуна
всего млрд. ДМ % млрд. ДМ % млрд. ДМ %
1. Содержание адми­нистрации 38,7   8,5   22,0   13,9   36,0   16,3   42,0  
2. Внешнеэкономическая деятельность 24,0   24,0    
3. Оборона 55,2 55,2
4. Общественный по­рядок и безопасность 21,9   2,0   9,0   13,8   63,0   6,1   28,0  
5. Правосудие 11,2 0,4 4,0 10,8 96,0 8,0
6. Школы 58,3 44,1 76,0 14,0 24,0
8. Наука, НТП 12,6 9,6 76,0 2,7 21,0 0,3 3,0
9. Культура 9,0 0,2 2,0 4,1 46,0 4,7 52,0
10. Социальное обес­печение 539,0   478,0   89,0   23,2   4,0   37,9   7,0  
11. Здравоохранение, спорт 48,1 2,2 5,0 12,0 25,0 33,9 70,0
12. Жилье, жилищ­ное строительство, охрана окружающей среды 42,8   2Д   5,0   10,7   25,0   30,0   70,0  
13. Сельское хозяйство 17,4 12,8 74,0 4,2 24,0 0,4 2,0
14. Энерговодоснабжение, грузоперевоз­ки 27,2 17,6 65,0 7,7 28,0 1,9 7,0
1 5. Связь 32,4 14,6 45,0 9,2 28,0 8,6 27,0

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ЦЕЛИ,

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Что такое развитие?

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетани­ях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие регио­на, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевает­ся любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структур­ных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, со­циальные характеристики давно уже стали полноправными по­казателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о де­градации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматрива­ется совместно с развитием социальным. Социально-экономичес­кое развитие включает в себя такие аспекты, как:

• рост производства и доходов;

• перемены в институциональной, социальной и админист­ративной структурах общества;

• перемены в общественном сознании;

• перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического разви­тия большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-эконо­мического развития включает в себя три важнейшие составляю­щие:

• повышение доходов, улучшение здоровья населения и по­вышение уровня его образования;

• создание условий, способствующих росту самоуважения лю­дей в результате формирования социальной, политиче­ской, экономической и институциональной систем, ори­ентированных на уважение человеческого достоинства;

• увеличение степени свободы людей, в том числе их эко­номической свободы[3].

Последние две составляющие качества жизни не всегда учиты­ваются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической нау­ке и политической практике им придается все большее значение.

Развитие любого региона — многоцелевой и многокритери­альный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по сво­ему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каж­дого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

Цели и критерии социально-экономического

Развития региона

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образо­вания, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, рас­ширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Неко­торые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на ох­рану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окру­жающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. По­этому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях кон­фликт целей развития требует особого рассмотрения и специаль­ных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые изме­ряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между стра­нами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, меж­дународные организации оценивают степень развития стран и ре­гионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный пока­затель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

• ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

• интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого насе­ления и средняя продолжительность обучения);

• величина душевого дохода с учетом покупательной способ­ности валюты и снижения предельной полезности дохода[4].

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в меж­дународном анализе, можно использовать индекс развития чело­века и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

• национальный доход на душу населения;

• уровень потребления отдельных материальных благ;

• степень дифференциации доходов;

• продолжительность жизни;

• уровень физического здоровья;

• уровень образования;

• степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития стра­ны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постин­дустриального общества, создание рабочих мест высшей квали­фикации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему со­держанию достаточно сильно различаются, меры по их достиже­нию также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль це­лей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве так­тических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города мож­но назвать:

• привлечение новых видов бизнеса;

• расширение существующего бизнеса;

• развитие малого бизнеса;

• развитие центра города;

• развитие промышленности;

• развитие сферы услуг;

• повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического разви­тия региона имеют традиционные показатели, оценивающие уро­вень производства и потребления благ и рост этого уровня в расче­те на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), вало­вой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населе­ния, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регио­не: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и обще­ства. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в це­лом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, ду­шевой доход, производительность труда и темпы их роста, не мо­гут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квали­фикации, а также показатели структурных изменений в производ­стве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопрово­ждается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно при­ходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредствен­но в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуали­зируется, тиражность производства падает, происходит так назы­ваемая демассификация производства. Углубляется его интеллек­туализация, основными факторами производства становятся ин­формационные ресурсы. Добавленная стоимость создается глав­ным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высоко­технологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной техно­логии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные пре­имущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой эко­номического развития, что заставляет по-новому оценивать сте­пень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регио­ны оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ис­копаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается боль­шая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими техно­логиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки ме­неджмента как на те сферы общественной жизни, которые ока­зывают решающее влияние на темпы и направление экономиче­ского развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие кри­терии и соответствующие им показатели социально-экономичес­кого развития:

• ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

• средний уровень доходов населения и степень их диффе­ренциации;

• продолжительность жизни, уровень физического и психи­ческого здоровья людей;

• уровень образования;

• уровень потребления материальных благ и услуг (продук­тов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность до­машних хозяйств товарами длительного пользования;

• уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услу­гами скорой помощи, качество предоставляемых медицин­ских услуг);

• состояние окружающей среды;

• равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

• обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития ре­гиона является оценка уровня производства (к тому же, как пра­вило, материального производства). Такая оценка является сего­дня односторонней и недостаточной. Разработанные междуна­родными организациями подходы к оценке экономического раз­вития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, напри­мер, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве ин­тегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного регио­на целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достиже­ния. В частности, наряду с мониторингом состояния региональ­ного производства и динамики денежных доходов населения не­обходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономи­ческого развития.

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, кон­троль за их качеством, соблюдение прав потребителей на рознич­ном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населе­ния, продолжительность жизни, уровень развития системы здраво­охранения и ее доступность, состояние окружающей среды — так­же важные оценочные критерии социально-экономического разви­тия региона.

Даже если предположить, что большая часть российских ре­гионов выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, т.е. возобладает положительная динамика роста произво­димой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о пози­тивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляю­щая будет тормозить продвижение регионов вперед.

В настоящее время ближайшие пригороды многих российских городов представляют собой одну большую разрастающуюся свал­ку. Многие так называемые дачные поселки расположены в месте складирования собственных же отбросов. Значительная часть зе­мель безвозвратно утрачивается под напором наступающего неве­жества в экологической сфере, усиленного общим недостатком финансовых средств. Это лишь один незначительный аспект ком­плексной проблемы экологического благосостояния людей.

Многие города характеризуются многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха. Значительные пло­щади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота. Все нега­тивные экологические тенденции оказывают влияние на общий тренд социально-экономического состояния российских регионов.

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населе­ния. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населе­ния данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

Тенденции развития регионов и городов.Рассмотрим некоторые базовые теоретические представления, лежащие в объяснении ос­новных тенденций экономического развития регионов и городов.

Первое из них — теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах. Так, алюминиевая промышлен­ность тяготеет к источникам дешевой электроэнергии, металлур­гические заводы — к местам добычи железной руды и кокса, лю­бые производства, сильно зависящие от сырья, располагаются, как правило, близко к источникам сырья. Некоторые производст­ва, ориентированные на местные рынки и предполагающие значительные транспортные издержки, располагаются близко к рын­кам сбыта. Каждый регион, каждый город обладает своими тер­риториальными преимуществами, связанными либо с источника­ми сырья, либо с другими факторами производства (рабочая си­ла, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившееся размеще­ние производительных сил.

Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основыва­ются на закономерностях агломерации, концентрации и комбина­ции производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение и благодаря объединенно­му использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, ин­фраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет по­лучить дополнительную экономию, возникающую благодаря агло­мерационному эффекту (совокупные затраты всех производств в крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого произ­водства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации). В крупных центрах возникает дополнительный по­тенциал их развития благодаря тому, что некоторые виды высоко­квалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах (музеи, крупные театры, медицинские центры и т.п.).

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффектив­но анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляет­ся преимущественно в пределах региона. Как пример можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного производства и всю обслуживающую его инфраструктуру — почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учре­ждения, экспедиционные и транспортные службы, строительст­во — в качестве вспомогательного. Обычно при расширении ос­новного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект:основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.

Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и на­сколько она готова взять на себя нагрузку нового основного про­изводства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое разви­тие и процветание.

Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла. Во всех странах и регионах экономическое развитие проходит три основных стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доми­нирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преоблада­ют перерабатывающие отрасли — машиностроение, легкая и пи­щевая промышленность. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становится отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уров­ня квалификации персонала, опережающая интернационализа­ция производства.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспек­тиву экономического развития того или иного города или регио­на. По доминирующей отраслевой принадлежности можно выде­лить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустри­альные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, и к ним применимы разные рецепты управления процессом экономиче­ского развития.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отрас­лей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития го­рода или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнитель­ные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города (рис. 7.1).

На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, стано­вится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индуст­рия развлечений, насколько доступны офисные помещения, на­сколько низок уровень преступности и обеспечен город квали­фицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструк­тура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям — все это оп­ределяет потенциал постиндустриального развития.

Индустриальное развитие Постиндустриальное развитие
• отрасль, создающая дополнительные ра­бочие места • мультипликатор роста • развитие моноотраслевых городов • инфраструктура • диверсификация • гибкость  

Рис. 7.1.Факторы развития городов разных типов

ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

Муниципальный менеджмент

Как область практики

Муниципальному менеджменту более двухсот лет, он осуще­ствляется практически во всех странах. Возникновение этих от­ношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.

Муниципальный менеджмент понимают в узком и широком смысле слова. В первом случае речь идет о практике регулирова­ния социально-экономических и общественно-политических про­цессов в городах и районах, населенных пунктах силами и средствами органов местного самоуправления в пределах их компетен­ции. Во втором случае муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.

Муниципальный менеджмент возник в результате относительногo обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удов­летворение потребностей территориальных сообществ. Муници­пальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда суще­ствует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ори­ентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.

При помощи муниципального менеджмента обеспечиваются все основные условия жизнедеятельности и потребности населения: в жилье, коммуникациях, общественном порядке, образовательных и медицинских услугах. Посредством муниципального бюджета перераспределяется 20—40% ВВП, в структуре местной власти занято до 20—30% работающего населения, находится до 1/3 собственности городов и районов.

О масштабах муниципального менеджмента в истории России можно судить по тому, что он осуществлялся более чем в тысяче городов, почти в двух тысячах районов, более чем в двух тысячах поселков городского типа, на территории свыше 24 тысяч волостей. Различия между ними были весьма существенными. В стране есть города и районы как находящиеся на стадии становления, так и достигшие передовых рубежей в НТП и являющиеся своего рода «локомотивами прогресса».

Практический механизм муниципального менеджмента включает институциональные и организационные структуры, методы установления правовых и административных норм, разработку, принятие и осуществление управленческих решений, этносоциальных и других императивов, других реальных регуляторов жизнедеятельности населения городов и районов. Организация этой деятельности довольно сложна и включает механизмы политического, социального, административного и экономического менеджмента.

Муниципальный менеджмент реализует следующие функции;

• анализ, оценку, разработку прогнозов, сценариев, программ и планов социально-экономического развития городов районов;

• стимулирование увеличения и использования трудового потенциала муниципальных образований, их научно-технического и интеллектуального ядра;

• поддержание и развитие социальной и производственной инфраструктур;

• инициирование конкурентной борьбы по предоставлению услуг населению, в том числе муниципальными структурами;

• наполнение местного бюджета и рациональное его исполь­зование;

• получение внебюджетных ресурсов;

• владение и распоряжение муниципальной собственностью, рациональное ее использование;

• создание условий для развития рыночной среды, ее ин­фраструктуры и предпринимательства;

• организацию рабочих мест, оптимизацию занятости и демографической нагрузки на экономику муниципальных обра­зований и экономически активное население;

• налаживание и укрепление экономических и производст­венных связей с другими городами и районами;

• взаимодействие местной власти с коммерческими банками, инвестиционными, страховыми и другими структурами, в том числе расположенными в других регионах и за рубе­жами России.

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ

ПРОПОРЦИЙ

В региональной экономике

Для количественной оценки степени зависимости экономи­ки регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов выбора той или иной стратегии каждым из одиннадцати экономических районов России используем соот­ветствующие экономико-математические модели.

1. Модель поведения региона в соответствии со стратегией регио­нальной автаркии. С помощью этой модели уста­навливается величина объемов производства продукции каждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешних экономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и с другими регионами России.

Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввоза продукции по каждой из восемнадцати отраслей также равно нулю. Формализованная за­пись экономико-математической модели выглядит следующим образом:

Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун - student2.ru (формула 1);

Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун - student2.ru (формула 2);

Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун - student2.ru (формула 3).

В уравнениях данной модели приняты те же обозначения, что и в формулах 1—3.

Исходная информация: aiy, si, Х0,i .

Неизвестные величины: Xi , Y.

2. Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального фритредерства. Как и предыдущая, данная модель является оптимизационной статистической 18-отраслевой моделью межотраслевого баланса российского регио­на. С ее помощью определяются объем производства продукции каждой отрасли, величина внутреннего конечного продукта ре­гиона и сальдо вывоза-ввоза по каждой отрасли в условиях перехода к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен не только с дальним и ближним зарубежьем, но и с остальными регионами России. В соответствии с требованием эквивалентно­сти суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу в него. Уравнения экономико-математической модели мо­гут быть представлены в следующем виде:

Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун - student2.ru (формула 9);

Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун - student2.ru (формула 10);

Y→ max (формула 11);

Xi ≤X0,i (формула 12).

В уравнениях данной модели используются те же обозначения, что и в предыдущей, за исключением следующих:

i — сальдо вывоза-ввоза отрасли i в экономике региона;

Pi — индекс пересчета внутренних цен во внешнеторговые; определялся на основе данных о вывозе и ввозе продукции по отрас­лям народного хозяйства России в 1989 г., опубликованных Гос­комстатом РФ во внутренних и внешнеторговых ценах; значения оказались весьма близки коэффициентам пересчета пока­зателей межотраслевого баланса России в мировые цены.

Исходная информация: aiy , si , Xi0 , Pi

Неизвестные величины: xi , Y, ∆i .

Моделирование поведения российских регионов в соответст­вии со сформулированными выше стратегиями дало следующие результаты, приведенные в табл. 9.3. Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями в исходном состоянии ре­гионов в составе единого народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, как говорилось в конце 80-х годов, или целостного экономического пространства России, если пользо­ваться современной терминологией.

Из приведенной таблицы следует, что реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, поэтому ни один из них само­стоятельно, по доброй воле не пойдет на это. Вместе с тем ос­лабление связей между российскими регионами делает страте­гию регионального фритредерства привлекательной, а следова­тельно, объективно возможной для целого ряда экономических районов России — в первую очередь для Поволжского, Ураль­ского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии у них происходит даже некоторое увеличение внутреннего про­дукта, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам, несмотря на существен­ный спад производства из-за «кувейтизации» экономики. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства пред­ставляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии, так как спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально меньше, чем в случае второй.

Однако не все экономические районы смогут реально осуще­ствить стратегию регионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, с конкурентоспособностью продукции россий­ских регионов на мировом рынке. Для Северного экономического района, вывозящего продукцию черной металлургии и лесной промышленности, а также для Восточно-Сибирского и Дальнево­сточного регионов, вывозящих продукцию цветной металлургии и лесной промышленности, требование конкурентоспособности их продукции в принципе выполнимо.

Таблица 9.3

Корпоративной экономики

Муниципальное образование как корпорация представляет по сути социально-финансовую группу. Главная функция СФГ МО обеспечение интересов населения, а главная задача корпоративного управления — организация оптимальных взаимоотношений участников.

Акционерный и заемный капитал СФГ МО представляют собой лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время ряд уча

Наши рекомендации