Тема: «Базовые экономические понятия»
1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.
2. Опрос по основным понятиям темы:
Потребности (needs) – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с ограниченностью определяет ценность экономических благ.
Экономическое благо (economic good) – средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.
Экономические ресурсы (economic resources) – необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование.
Основными видами ресурсов выступают:
· труд (labour) – целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ;
· капитал (capital) – созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг;
· земля, естественные ресурсы (land, natural resources) – природные условия, необходимые для производства товаров и услуг;
· предпринимательская способность, предпринимательство (entrepreneurial ability) – управленческая способность, а также способности создавать новшества и идти на риск;
· информация (information) – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения, осведомляющие о состоянии чего-либо.
Экономический выбор (economic choice) – выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат (benefit – cost analysis).
Альтернативные издержки (opportunity cost) – величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.
Кривая (граница) производственных возможностей (production possibilities curve, frontier) – кривая демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии.
Агент (agent) – 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц).
Экономический кругооборот (circular flow) – круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Экономические системы (economic system) – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Рыночная экономика (market economy) – система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.
Командная экономика (command economy) – система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование.
Смешанная экономика (mixed economy) – система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем.
3. Выберите правильный ответ:
3.1. Полное использование всех ресурсов на кривой производственных возможностей показывает любая:
а) точка, лежащая вне кривой производственных возможностей;
б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;
в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей;
г) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в
которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей
членов общества.
3.2. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получать, бросив учебу;
в) затраты государства на образование среднестатистического
специалиста;
г) затраты родителей на содержание студента.
3.3. Характеристиками экономического блага выступают:
а) способность удовлетворять потребность;
б) редкость;
в) ценность;
г) верно все указанное.
3.4. Какое из перечисленных крылатых выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ:
а) «Экономист – человек, у которого ничего нет, но который может
дать совет, как потерять то, что у вас есть»;
б) «Если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей,
а убавляй желания»;
в) «Семеро одного не ждут»;
г) «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»?
3.5. В простой модели кругооборота ресурсов, продуктов, дохода в рамках чистого капитализма государство:
а) опосредует оборот на рынке продуктов;
б) опосредует оборот на рынке ресурсов;
в) верны ответы «а» и «б»;
г) не включено в модель.
3.6. В модели кругооборота домохозяйства:
а) выступают субъектами на рынке ресурсов;
б) выступают субъектами на рынке продуктов;
в) выступают субъектами на рынке доходов;
г) верны ответы «а» и «б».
3.7. По мнению американского институционалиста Дж. К. Гэлбрейта, причиной «революции управляющих» является рост значимости такого ресурса, как:
а) труд;
б) капитал;
в) предпринимательство;
г) информация.
4.План написания самостоятельной работы:
4.1. Основные понятия:
· экономические проблемы,
· производственные ресурсы,
· труд,
· капитал,
· земля,
· предпринимательский талант,
· потребительские товары,
· средства производства,
· кривая (линия) производственных возможностей,
· альтернативные издержки,
· рыночная система,
· смешанная экономика.
4.2. Вопросы-тесты.
Пример.
Альтернативные издержки нового стадиона - это:
а) оплата его охраны и другого персонала;
б) цена строительства стадиона в будущем году;
в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;
г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.
4.3. Определить, верны или неверны утверждения.
Пример.
Если производственные возможности двух стран одинаковы и они осуществляют выбор между производством средств производства и производством потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант.
5. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Нобелевская премия по экономике: история ее основания, наиболее известные лауреаты».
План семинарского занятия №3